IV. Видяево и Москва

Письмо Ю. Ф. Цикунову

о строительстве часовни в Видяеве

Первому заместителю главы администрации Костромской области Ю. Ф. Цикунову

Уважаемый Юрий Фёдорович!

Как автор [проекта] деревянной часовни, возводи мой на Кольском полуострове, обращаюсь к Вам с нижеследующим.

Часовня – дар костромичей морякам-североморцам, должна воплотить в себе лучшие традиции русского деревянного зодчества и так задумана. Помимо общей композиции, силуэта, особенность её – в использовании традиционного для Русского Севера материала: сосновых, достаточного диаметра брёвен, ошкуренных и высушенных, но – главное – в естественном, необра ботанном виде. Помимо живости звучания архитектурного образа это обеспечит зданию долговечность.

К сожалению, как принято у нас, строительство уникальных объектов поручается людям некомпетент ным, решения принимаются без ведома автора, вопре ки ясно выраженным в чертеже указаниям. Неизвестно, в силу каких соображений естественные, природные брёвна сруба решено заменить на калиброванные, оструганные «карандаши» диаметром 18 см.

В результате этих нововведений взамен русской православной часовни мы получим её американизированный макет из брёвнышек, достойных, скорее, коров ника, но не храма. Оструганные, лишённые защитной заболони брёвна неизбежно начнут гнить, и здание в ближайшие годы начнёт разрушаться. Предлагаемые же для консервации древесины антисептики, будь они использованы, исказят естественный цвет сруба. Но и они не спасут положения.

Полубеловая рукопись. Датировано 23 мая 2000 г. // Архив автора. Ранее не публиковалась. Заглавие предло жено редакцией.

Согласно правилам, внутренние поверхности сруба обстругиваются. В результате глубина дверных и оконных колод вместо положенных 18–20 см сократится до 10 см.

Мы получим не часовню, но её пародию.

Как автор проекта, не равнодушный к репутации нашего города, я решительно возражаю против исполь зования в срубе калиброванных брёвен и предлагаю точно следовать проекту. Мы обязаны создать православный храм, достойный Костромы.*

Л. Васильев,

гл. архитектор Костромской епархии

* Из-за своеобразной конкуренции областного и го родского костромского руководства получилось, что, пока областные власти продвигали дело с проектом часовни, разработанным Л. С. Васильевым, городские власти успели спроектировать и построить для моряков «Костромы» соб ственную часовню. В это время, 12.8.2000 г., случилась трагедия, унесшая жизни 118 моряков атомной подлодки «Курск», также приписанной к базе Видяево. Это стало поводом к принятию решения перепроектировать часовню в большой полковой храм, что и было сделано Л. С. Ва сильевым (см. фото на след. странице). Архитектурный замысел при этом в основе сохранился. Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края

Часовня для подводной лодки «Кострома»

Предлагаемый проект часовни на берегу Баренце ва моря составлен согласно пожеланию командира под водной лодки «Кострома». В задании указан материал конструкций – дерево. В соответствии с этим, в традициях русских поморов, избран традиционный для Русского Севера композиционный тип здания – с кубиче ским основанием, переходящим в восьмерик и гранё ный шатёр с луковичной главкой.

В основе здания квадратный в плане сруб, сруб ленный в обло с остатком из брёвен диаметром около 30 см, со стёсанными внутренними поверхностями. Со стороны входа предусмотрен прируб под двускатной кровлей, выполняющий роль тамбура – сеней. Восьмерик, расположенный выше, делается из аналогичных брёвен, отёсанных по бокам. В отличие от нижнего сру ба, перевязка углов в нём выполняется в лапу, без выпусков. Традиционная конструкция шатра включает осевое бревно, опёртое перерубами на стены восьмерика, наклонные стропила, обрешётку и двуслойную тесовую кровлю. Традиционна конструкция и шейки в её основании. Свесы кровель крыльца, четверика и восьмерика, выполненные из двуслойного тёса, заканчива ются вырезными копьями в покрывающих досках. Из осины изготавливается чешуйчатое покрытие маковицы

– лемех. В часовне две двери и четыре окна: два в уровне четверика, два – на боковых гранях восьмерика. На его лицевой грани устанавливается киот с иконой святите ля Николая, под двускатной кровлей с резными лобовыми досками. Таким же образом оформляется кровля крыльца.

Брёвна сруба укладываются на высушенный мох; он должен быть заранее заготовлен.

Фундамент часовни – из дикого камня на цемент но- песчаном растворе.

Для лучшей сохранности здания, придания его силуэту выразительности в его основании предусматривается насыпь из дикого камня, в виде платформы высотою порядка 130–140 см.

Значимость предстоящих работ, обеспечение их качества требует привлечения квалифицированных плотников и столяров.

Работа потребует достаточного времени и постоянного архитектурного надзора.

Дополнительно в состав проектных работ должны быть включены проект благоустройства участка, проекты электроосвещения, грозозащиты, охранной сигнализации.

Автор проекта – архитектор Костромской епархии

Л. Васильев

Никольский полковой храм в бухте Ара близ п. Видяево, построенный по проекту Л. С. Васильева. Фото 19 марта 2006 г.

Пояснительная записка к проекту часовни. Полубеловая рукопись. Датировано 1 июня 2000 г. // Архив автора. Ранее не публиковалась. Заглавие предложено редакцией.

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края

Второй корпус Набережных палат Патриаршего Крутицкого подворья г. Москвы

Предлагаемый проект выполнен по заданию Патриаршего Крутицкого подворья с целью получения до полнительных служебных площадей и помещений для размещения паломников. Местом для здания назначе на западная линия второго двора комплекса, по бровке берега Москвы-реки, рядом с одноэтажными Набереж ными палатами постройки 1715–1719 годов. Выбор ар хитектурной композиции нового здания определяется следующими соображениями:

1. Оно обязано органично вписываться в историче ский ансамбль Подворья, не дублируя облик смежных построек, но генетически будучи с ними связанным. Скромность, отсутствие претенциозности внешнего об лика должно быть непременным условием. 2. Существующее, достаточно руинированное одноэтажное зда ние, на месте которого предполагается новый корпус, судя по остаткам карниза на тыльной стороне, принад лежит первой половине XIX века. Следует учесть, что если со стороны, обращённой к Москве-реке, грунт в его основании сохранил изначальную отметку, то со стороны противоположной, со стороны двора, вслед ствие нарастания культурного слоя, дневная отметка поднялась в среднем на 1,1 м, скрыв основание здания. Естественному желанию снять культурный слой, возвратив первоначальные отметки двора, препятству ет начинённость его подземными коммуникациями. Это обстоятельство вынуждает принять за основание проектируемого здания существующую отметку двора.

Следуя габаритам предшествующей постройки, новый корпус имеет длину 34,0 м, ширину 10,0 м с ризолитом по центру 9,0 х 0,8 м.

По композиции это кирпичное одноэтажное здание с подвалами, с мезонином и бельведером. По сторонам мезонина под мансардными с переломами кровлями за проектированы комнаты для паломников, объединённые продольными коридорами (как и на нижнем этаже). Попадание в бельведер осуществляется по винтовой лестнице по оси мезонина.

Перекрытия над подвалами и основным этажом сборные железобетонные, над мансардами – деревянные.

Стилевой облик нового здания.

При решении этой ответственной задачи, убеждённый в необходимости находить архитектурные мотивы внутри стен Подворья, я остановил выбор на верхнем ярусе южного придела Успенского храма времени конца XVIII века – скромного, но выразительного памятника раннего московского классицизма. Именно он положен в основу предлагаемого проекта. Соответственно, в рамках классицизма трактован весь облик здания.

Колористически фасад решён на сочетании преобладающего терракотового фона и белых деталей.

Епархиальный архитектор Л. С. Васильев

Пояснительная записка к проекту корпуса. Компьютерный чистовик. Датировано 17 ноября 2004 г. // Архив ав тора. Ранее не публиковалась. Заглавие предложено редакцией. Проект реализован не был.

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края

< Марий Эл ... ... «Истинный художник не тщеславен» >
Искусство. Архитектура в литературе