II. Ярославский край

Церковь Дмитрия Солунского в Ярославле

Церковь Дмитрия Солунского

Проект реставрации здания церкви Дмитрия Солунского в Ярославле разработал Л. С. Васильев. Фото 2000-х гг. (Выходящая на тротуар четырьмя окнами сторожка в 1995 г. перестроена по инициативе священника прихода, что, по мнению реставраторов, «не только исказило первоначальный облик и пропорции сооружения, но и нарушило существовавшее равновесие масс в системе всего архитектурного ансамбля».)

Заключение технического совета по поводу здания
б. Митрополичьего конюшенного двора в г. Ростове Великом

Обследовав в натуре здание б. Митрополичьих конюшен в г. Ростове Великом, технический совет в со ставе гл. архитектора Ярославской СНРПМ Васильева Л. С. и старших архитекторов Ярославской СНРПМ – Пуришева И. Б., Новикова С. Е., Разживина С. А. и Богородицкой Е. А. – заключает следующее. Двухэтажное здание б. Митрополичьих конюшен, находящееся в непосредственной близости от западных ворот Ростовского кремля, выложено из кирпича двух типов – больше мерного в нижнем и близкого к современному – в верхнем этаже. Стены здания снаружи и изнутри покрыты известковой штукатуркой, оно имеет плоские деревянные перекрытия и железную кровлю по деревянным стропилам. Здание имеет форму неправильного четырёхугольника с внутренним двором, сообщающимся с улицей арочным проездом в северной линии.

К настоящему времени на внутренних фасадах и в интерьерах 1 этажа Митрополичьих конюшен выполнен ряд пробных расчисток, открывших кирпичную кладку и элементы первоначального архитектурного декора. В частности, на восточном дворовом фасаде открыты два заложенных окна с килевидными срубленными наличниками со следами раскраски в тимпане (белые швы по красному полю), что, кстати, позволяет установить первоначальное колористическое решение фасадов.

По дворовым фасадам фрагментарно вскрыты широкие коробовые арочные проёмы, ныне заложенные, в интерьерах нижнего этажа – пяты сводов перекрытий, залицованные при последующих переделках, и внутри стенные ниши. Во всех вскрытиях поздней штукатурки под нею обнаружена кирпичная кладка из большемерного кирпича, типичная для XVII века. Таким образом, можно считать установленным, что нижний этаж Митрополичьих конюшен в основных частях сохранил кладку XVII века, первоначальную планировочную структуру, пяты внутренних сводов, многочисленные остатки древних проёмов и архитектурного декора. Требуют до исследования части здания, обращённые на улицу Ленинскую, к востоку от арочного проезда.

Существующий верхний этаж, выложенный из маломерного кирпича, судя по исторической справке, составленной Т. Е. Казакевич, поздний, сделан в XIX веке и стилистически не связан с древним нижним этажом.

Как явствует из «Описи архиерейскому дому в г. Ростове», датируемой 1691 годом, здание Митрополичьих конюшен, выполнявшее в те времена, помимо конюшен, функции каретного сарая, кунсткамеры, арсенала и стрелецкой караульни, было одноэтажным. Следовательно, древнее ядро его, в его каменных частях (не считая внутренних сводов, разобранных в XIX веке) полностью или почти полностью сохранилось и может быть реставрировано. При реставрации следует снять культурный слой вокруг него, достигающий, по-видимому, 1 метра.

Митрополичьи конюшни – единственное гражданское сооружение XVII века в Ростове Великом. Оно относится к редчайшему в наши дни типу памятников древнерусского зодчества* и безусловно должно быть сохранено для будущих поколений**. Считаем необходимым немедленно взять Митрополичьи конюшни под государственную охрану, провести детальный обмер и исследования здания для получения исходного материала для его реставрации. Научное и художественное значение здания Митрополичьих конюшен велико: будучи построены одновременно с Ростовским кремлём, находясь рядом с ним, они составляют неотъемлемую часть его ансамбля и только так должны рассматриваться.

Гл. архитектор Яр. СНРПМ Л. Васильев;

Старший архитектор Яр. СНРПМ И. Пуришев;

Старший архитектор Яр. СНРПМ С. Новиков;

Старший архитектор Яр. СНРПМ С. Разживин;

Старший архитектор Яр. СНРПМ Е. Богородицкая.

Черновая рукопись, написанная и правленная рукой Л. С. Васильева. Не содержит подписей указанных лиц. Датирована 12 июля 1978 г. // Архив автора. Ранее не публиковалась.

* К настоящему времени в РСФСР известны и сохранились лишь два гражданских общественных здания XVII века – Монетный двор в Москве и Гостиный двор в Архангельске. Митрополичьи конюшни г. Ростова – третьи в этом ряду. (Прим. автора)

** Реставрация конюшен до сих пор не сделана.

Сохраняя на века

Многим архитектурным ансамблям, творениям мастеров минувших лет, вписавших замечательные страницы в историю ярославского градостроительства, дали вторую жизнь реставраторы. Сейчас, готовясь к 975-летнему юбилею города, они ведут большие работы по восстановлению архитектурных памятников в исторической части Ярославля.

Сегодня главный архитектор Ярославской производственной научно-реставрационной мастерской, заслуженный работник культуры РСФСР Л. С. Васильев рассказывает о том, как воссоздаётся ещё один уголок старого города.

Внимание архитекторов и реставраторов, любителей старины давно привлекал интересный ансамбль, образец культовых и гражданских сооружений XVII–XIX веков на улице Большой Октябрьской, у Мукомольного переулка.

В первую очередь, здесь выделяется церковь Дмитрия Солунского – высокий ориентир среди окружающей застройки, крупный посадский храм, возведённый на месте сгоревшей деревянной церкви в 1671–1673 годах. Рядом немногим позже построена церковь Похвалы Богородицы. Вместе эти здания образуют живописный по силуэту архитектурный комплекс в восточной части небольшой площади.

При ремонте и перестройке старинных храмов в начале XIX века им старались придать современный вид. Так оба памятника приобрели черты классицизма, характерного для той эпохи.

Впоследствии у церкви Дмитрия Солунского уничтожили крыльцо, срубили наличники и растесали окна, стены оштукатурили. Потом долгие годы храм не ремонтировали. Он стоял без глав, колокольня – без шатра. Исчезла точёная балюстрада на колокольне, переделан южный фасад здания, повреждён изразцовый декор.

Нам предстояло восстановить архитектурный па мятник в его первозданном виде. Задача эта оказалась нелёгкой. Реставрации предшествовало тщательное изучение сооружения, зондирование стен, обследование сводов. В ярославских архивах и в Москве в музее архитектуры имени А. В. Щусева мы нашли старые фотографии, которые тоже помогли при составлении проекта реставрации.

Многие архитектурные детали восстанавливались лишь по натурным следам, обнаруженным под поздними наслоениями. Сейчас над колокольней снова появилось шатровое покрытие, храм увенчан главками. Восстановлены западная ротонда церкви, северный портал, древние окна с наличниками тёсаного кирпича, изразцовый декор колокольни. В ближайшие годы будут реставрированы и открыты для показа внутренние фресковые росписи, выполненные в 1686 году местными мастерами.

В эти дни специалисты Ярославской реставрационной мастерской восстанавливают храм Похвалы Богородицы, также соединяющий в себе две строительные эпохи. Здесь применяется комбинированный метод: реставрируя здание последнего строительного этапа – эпохи классицизма, фрагментарно выявляем изначальные формы XVII века.

При осмотре этого храма мы нашли следы сруб ленных зубчатых карнизов и цоколя. На южном фасаде, где при перестройке здания в прошлом веке пробили ещё одну дверь, уцелела часть наполовину заложенного окна – архитектурная деталь XVII столетия. А на чердаке среди мусора рабочие обнаружили немало печных полихромных изразцов. По этим изразцам впоследствии будет восстановлена старинная печь, которая обогревала здание.

Церковь Похвалы Богородицы строилась на низком месте. Поднялся культурный слой – и она опустилась на восемьдесят сантиметров. Мы решили снять верхний слой земли, а чтобы вода не размывала фундамент, сделать вокруг дренаж. Когда закончатся эти работы, откроется фигурный цоколь, характерный для сооружения XVII века.

В восстановление этого архитектурного комплекса вложили труд реставраторы многих специальностей – каменщики и плотники, кровельщики и кузнецы, маляры и штукатуры, позолотчики и керамисты. В церкви Дмитрия Солунского художники реставрационной мастерской восстановили наружную и настенную живопись.

Соблюдая, как правило, технологию старых мастеров, мы используем и современные приёмы, чтобы до биться большей точности воспроизведения подлинника, ускорения работ без ущерба для прочности здания. При восстановлении колонн западного портика церкви Похвалы Богородицы применили способ их отливки в опалубке, непосредственно на месте. Изготовленные таким способом колонны не требуют дополнительной отделки, обладают высокой прочностью.

Вокруг архитектурного комплекса восстанавливается кованая с каменными столбами ограда, которая замкнёт оба здания с четырёх сторон, сделает их легко обозримыми с любой точки.

Специалисты реставрационной мастерской, заботясь о приведении в порядок района вокруг этого ансамбля, предложили восстановить старинную улицу, которая продолжит современную улицу Собинова в сторону Которосли. Известно её старое название Нетеча – раньше здесь протекал ручей с таким названием. Улица пройдёт между оградой древних храмов и зданием бывших Скобяных рядов – постройки середины прошлого столетия. Наше предложение поддержал Ярославский горисполком. Склады, которые размещаются в этом здании, в соответствии с решением горисполкома перейдут в другое помещение. И после реставрации Скобяных рядов здесь откроется новый торговый центр с аркадами и галереями по внешнему периметру, с обширным внутренним двором. В торговый комплекс войдёт и старинное, начала XVIII века, здание

солодовни, замыкающее Скобяные ряды с юга.

Улица получит двухсторонние тротуары из каменных плит, отделённые от проезжей части газонами. Её осветят стилизованные под старину кованые фонари. Впоследствии она будет продолжена до набережной Которосли и выйдет к новой беседке, которая строится у гостиницы «Юбилейной».

Ярославские реставраторы восстановили стоящий напротив церкви Похвалы Богородицы флигель бывшей усадьбы Сорокина (ул. Б. Октябрьская, дом № 48е) – образец русского провинциального классицизма. Будет восстановлена ограда перед главным зданием усадьбы (дом № 48), её ворота со львами, коваными решётками, сложной лепниной. Достойны внимания и заботы другие здания вокруг этого комплекса.

Л. ВАСИЛЬЕВ,

главный архитектор Ярославской научно-реставрационной мастерской,

Заслуженный работник культуры РСФСР

Печатается по публикации в газете «Северный рабочий» (Ярославль), 1984. – 23 августа, с небольшой корректорской правкой.

Видовая беседка на Которосльной набережной г. Ярославля, в районе Стрелки

Л. С. Васильев (слева) с коллегами на строительстве первой из двух своих ярославских беседок – на Волжской набережной г. Ярославля. Фото 1983 г.

Предлагаемый проект видовой беседки предназначен для Которосльной набережной г. Ярославля в* 500 метрах к северо-западу от Стрелки. Беседка запроектирована на выступающем в сторону откоса подиуме с полукруглой в плане подпорной каменной стенкой, имеет в основании круглый в плане двуступенчатый стереобат с кованой оградой по периметру площадки, с круговым обходом между нею и стереобатом.

Благодаря местоположению в излучине набережной, постановке на кромке высокого откоса берега, она должна легко обозреваться с отдалённых участков набережной и с акватории Волги, откуда она будет проецироваться на зелень парка.

Согласно заданию, беседка посвящается 975-летию Ярославля. Стилистически она решена в характере русского классицизма с использованием мотивов Ярославской архитектурной школы начала XIX века. Она представляет собою восьмиколонную дорическую ротонду, с аттиком и плоским куполом, поднятую на двуступенчатый стереобат. Колонны каннелированные, антаблемент трёхчастный (архитрав, фриз с триглифами и метопами и карниз с мутулами). На кромке карниза, над каждой из восьми колонн, устанавливаются керамические с золочёной поливой акротерии.

В полихромной керамике решены метопы с изображением гербов Ярославля и районных городов Ярославской области. В золочёной керамике должны быть выполнены капельки под полочками тении на внешней и внутренней сторонах архитрава, а также розетки на шейках капителей. Внешнему куполу беседки соответствует внутренний более пологий оштукатуренный купол.

Беседка спроектирована железобетонной, сборной. Все её детали заблаговременно изготовляются на производственной базе реставрационной мастерской и монтируются на месте, что гарантирует точность исполнения и быстроту монтажа.

Чистовая поверхность бетонных и оштукатуренных частей должна быть тонирована (цвет бледного кофе) для обеспечения её более гармоничного восприятия.

Свесы карнизов и наружный купол покрываются листовой медью и дополнительной окраске не подлежат.

Автор проекта, гл. архитектор Ярославской реставрационной мастерской

Л. Васильев

Пояснительная записка к проекту беседки. Полубеловая рукопись. Датирована декабрём 1984 г. // Архив автора. Публикуется впервые.

* В рукописи пропуск. Беседка удалена от окончания Стрелки примерно на 500 м. Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края

О церкви Спаса-на-городу г. Ярославля

Церковь в Ярославле

Церковь Спаса-на-городу г. Ярославля. Фото 2013 г. Видно, что купол и «кулиса», за сохранение которых ратовал Л. С. Васильев, уцелели.

При оценке памятников архитектуры, подвергавшихся перестройкам и особенно получивших добавления в виде разных по форме и объёмам пристроек, необходимо принимать во внимание два обстоятельства:

1) не служат ли эти пристройки контрфорсом для погашения внутренних напряжений, вызванных деформациями, в старой части здания;

2) композиционную роль добавлений в конкретной исторически сложившейся ситуации, градостроительной и ландшафтной.

На втором обстоятельстве я останавливаю внимание. Во-первых, одновременное существование на па мятнике приёмов разных архитектурных школ (как бы мы к ним не относились) – свидетельство его истории. Во-вторых, существуя во времени, памятники в своём большинстве реконструируются, исходя из функции, но, как правило, с учётом меняющейся градостроительной ситуации.

В случае с церковью Спаса-на-городу произошло следующее. Находясь первоначально в окружении низкой деревянной застройки, на пересечении улиц, имевших другую ориентацию, она легко воспринималась со всех точек, была высотной доминантой этой части Ярославля.

После утверждения регулярной планировки во 2-ой половине XVIII века, пробивки новых, обстроенных каменными домами улиц, изменился облик и этого района.

К западному фасаду церкви теперь ведёт улица, ограниченная справа липовой аллеей бульвара, слева – участком бывшего здания почты (ныне военный госпиталь). Трёхэтажное каменное здание почты (начало XIX века), близко придвинутое к зданию церкви, по ставлено так, что в перспективе улицы закрывает примерно половину её фасада, включая колокольню. Церковь оказалась полузадвинутой за угол нового здания. Отдавая себе отчёт в этом, градостроители начала XIX века пошли на докомпоновку древнего сооружения, надстроив южный придел, возведя над ним мощный по силуэту купол с главой и пристроив к западной галерее храма небольшой притвор с портиками и куполами над ними, по ширине равный ширине улицы. Получилась своего рода архитектурно-разработанная кулиса, встречающая человека, идущего к храму, не спорящая с основным объёмом, но стилистически привязывающая его к окружающей классицистической застройке. Роль же купола над южным приделом трудно переоценить: он заполнил лакуну в силуэте всего здания со стороны новой улицы.

Перед нами яркий пример градостроительного искусства наших предков, и он должен быть сохранён.

Л. С. Васильев

Дополнение к особому мнению. Чистовая машинопись. Датируется 1980-ми гг. // Архив автора. Публикуется впервые. Заглавие предложено редакцией.

Восстановление наружной раскраски церкви Ильи Пророка в г. Ярославле

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Церковь Ильи Пророка в г. Ярославле. Фото 2000-х гг. Видно, что в окраске возобладала побелка.

Церковь Ильи Пророка, один из первых посадских храмов Ярославля, архитектурно-композиционным решением во многом определивших становление и развитие собственно Ярославской архитектурной школы, был построен в 1647–1650-х годах на средства и в пределах усадьбы знаменитых в XVII веке скупщиков пушнины Аникея и Нифантея Скрипиных. Поставленная на пересечении двух главных улиц Земляного города церковь Ильи Пророка вместе с каменной оградой, жилыми домами и кладовыми палатами Скрипиных составляла небольшой замкнутый ансамбль. После реконструкции Ярославля по плану 1778 г. она стала центром административной площади и, замыкая перспективу нескольких улиц, приобрела значение одного из главных композиционных ориентиров города.

Самобытность облика здания заключается в сопоставлении высокого четверика с монументальным пятиглавием и свободно и живописно окружающих его объёмов галерей, приделов, алтарных апсид, стелящийся силуэт которых нарушают стройные вертикали шатров колокольни и Ризоположенского придела, с запада, и изящная корона кокошников с главой над северным приделом.

Последние 200–250 лет фасады церкви Ильи Про рока неизменно окрашивались в белый цвет известью, с теми или иными добавками, постоянно были монохромными. Это стало традицией; в таком виде она запечатлелась в сознании многих поколений.

Однако во время одной из последних реставраций, проводившейся в 1899–1902 годах на средства местного миллионера И. А. Вахромеева под наблюдением академика Н. В. Султанова, при участи археолога И. А. Шлякова и архитектора Никифорова, при расчистке фасадов были найдены явственные следы их древней раскраски. Вот что сказано по этому поводу в книге Н. Г. Первухина «Церковь Ильи Пророка в Ярославле » (Москва, 1915 г.), стр. 62, примечание 14: «Интересно, что осмотр храма перед реставрацией открыл ясные следы древней раскраски стен; видимо, храм раскрашивался дважды: узором из голубого, белого и красного (первая раскраска) и черного, мумии и белого (вторая раскраска). Раскраска тщательно зарисована и хранится в делах Ярославской Архивной Комиссии. 1899 г. Л. 61-й. Очень жаль, что, реставрируя, побоялись придать внешности храма пестрый, но подлинный вид».

Итак, реставраторы той поры не решились или не смогли (возможно, в силу отсутствия средств) восстановить раскраску фасадов. При просмотре же материалов Ярославской архивной комиссии, хранящихся ныне в фондах Государственного архива Ярославской области, выяснилось, что интересующий нас лист № 61 числится утраченным.

Единственным источником сведений о характере древней раскраски памятника могла стать сама церковь Ильи Пророка.

Непосредственным поводом к проведению работ (позволившим получить возможность обследования фасадов благодаря устройству лесов) послужила подготовка к празднованию 975-летия Ярославля. С сожалением следует отметить очень малое время, отпущенное для исследований (позднее устройство лесов).

Расчистки красочных слоёв на фасадах здания, их изучение, фиксация и химический анализ проводились силами Ярославской реставрационной мастерской – бригадой художников под руководством художника-реставратора I категории Чижова Е. А. и химиком-реставратором Галашиной О. Г. Существенную консультационную помощь в исследовании и интерпретации красочных слоёв оказала научный сотрудник Института теории и истории архитектуры архитектор Пономарёва Е. Д.

Исследовательские работы художников нашли отражение в картограммах зондажей, выполненных в натуральную величину, с указанием цвета красочных слоёв. Посредством нумерации картограммы привязаны к обмерным чертежам фасадов. Результаты раскрытий красочных слоёв изложены в отчёте художников мастерской (см. «Отчёт»). Вкратце они сводятся к следующему.

Первоначально церковь Ильи Пророка вообще не имела известковой обмазки; её красно-кирпичные стены декорировались глазурованными декоративными элементами (валиками, колонками, кокошниками и пр.). Глазурь наносилась, по неизвестной нам технологии, непосредственно на готовую кладку (она прослеживается даже на известковых швах между кирпичами). Второй этап раскраски во времени соотносится с одним из пожаров (1658 или 1670 год). В этот период глазурь покрывается близкими по цвету пигментами, иногда с применением смальты. Стены при этом оставались краснокирпичными. Третий этап, условно соответствующий началу XVIII века, характерен тем, что фасады церкви получают обмазку тонированной известью (цвета сильно разбелённой золотистой охры), выступающие (а так же западающие) декоративные элементы получают разнообразную раскраску. Следует отметить, что результаты проведённых раскрытий красочных слоёв в общем не соответствуют данным из книги Первухина (см. выше). Применённый набор красок, найденный нами, значительно богаче; кроме того, нами не найден упомянутый там чёрный цвет (как элемент декора). Возможно, за чёрный пигмент были приняты позднейшие свинцовый сурик или медные краски.

Представленный проект воссоздания древней рас краски фасадов церкви Ильи Пророка выполнен в двух вариантах. Первый из них (см. западный фасад) основывается на максимально полном использовании данных натурных исследований, но включает и некоторую гипотетичность, вследствие плохой сохранности красочных слоёв (охра на лопатках, гуртах и других элементах шатров). За истекшие два столетия церковь неоднократно расчищалась перед каждой очередной побелкой; выступающие и наклонные части кладки расслаивались при сезонном намокании и почти утратили красочный слой. Вдобавок при ремонтных работах последних десятилетий они были прошпаклёваны жидким цементным раствором, скрывшим под собой немногие остатки пигмента и к тому же значительно ухудшившим состояние кладки. Неизбежной странностью этого варианта является то, что при покраске охрой лопаток четверика, на южном фасаде, её пришлось бы перенести на смежные участки фасада, т. к. восточная лопатка здесь не имеет правильной границы (см. южный фа сад). Эта «странность», как и несовпадение пят закомар и лопаток на обоих боковых фасадах, по-видимому, следствие двух этапов в строительстве здания.

Второй вариант покраски имеет в основе те же исходные данные, но в силу нечёткости следов охры на лопатках Ризоположенского придела, четверика, гуртах шатров и полуколоннах колокольни, а также на поле аркатурного пояса большой главы четверика – не учитывает их. Указанные части фасада при этом окрашиваются в тон остальных стен (цвет фона). По тем же причинам оставляются не окрашенными детали шатров колокольни (окна слухов) и перехваты на гуртах Ризоположенского придела. Несколько облегчена цветовая гамма оконных наличников и ширинок на галереях (в контексте светлых шатров и пятиглавия). Общий колорит этого варианта более воздушный, графичный, более увязанный с классицистическим строем нынешней обстройки площади. И, конечно, он более условный.

Пояснительная записка к проекту восстановления наружной раскраски церкви. Датирована 14 июня 1985 г. // Архив автора. Публикуется впервые. Заглавие предложено редакцией.

Искусство. Архитектура в литературе