Макариево-Писемский Спасо-Преображенский монастырь.
К 600-летию основания обители
Кострома, 2000.
Обитель преподобного Макария на крутом берегу небольшой реки Письмы1 - один из древнейших монастырей Костромской земли, возникший в самом конце XIV века. Его основатель, святой Макарий Писемский, являлся учеником и последователем "игумена земли Русской" - преподобного Сергия Радонежского.
К сожалению, до нашего времени жизнеописание преподобного Макария Писемского не сохранилось, и мы знаем об этом подвижнике Костромского края очень немногое. Родился угодник Божий предположительно в середине XIV века; родиной его предание называет село Данилово на реке Письме, находившееся неподалеку от места будущего монастыря2. По своему происхождению преподобный принадлежал к известной фамилии бояр Писемских3, относившихся к приходу села Покровского; здесь находилось их семейное кладбище, где, скорее всего, покоятся и родители святого4.
Еще в молодости, желая посвятить себя служению Богу, святой отказался от всех преимуществ своего высокого сословного положения и направился в Троицкую обитель к преподобному Сергию Радонежскому, под духовным руководством которого и проходило становление подвижника. Именно преподобный Сергий совершил монашеский постриг будущего основателя обители на Письме и нарек его именем Макарий - в честь одного из основоположников христианского иночества IV века преподобного Макария Великого, Египетского.
Пройдя в обители аввы Сергия школу монашеских трудов и подвигов, с благословения святого старца преподобный Макарий покинул Троицкий монастырь и вернулся на родину, в Галичское княжество. Здесь он поставил келью и небольшую часовню в лесу на берегу реки Письмы; это место располагается примерно в одном километре от возникшего затем монастыря и впоследствии было известно и почиталось как "старая пустыня преподобного Макария Писемского"5. Вначале святой подвизался в уединении; однако через некоторое время на Письму пришел и поселился вместе с ним представитель более младшего духовного поколения учеников святого Сергия - преподобный Павел Обнорский (Комельский). Оставив по благословению своего наставника обитель, святой Павел несколько десятилетий затем провел в скитаниях, причем значительная часть его жизни прошла на Костромской земле. Вначале "великий любитель безмолвия, именовавший безмолвие матерью всех добродетелей"6 - как называл его известный агиограф Г.П. Федотов - несколько лет жил в уединенной келье близ Аврамиево-Городецкого монастыря на Чухломском озере, приходя в обитель на богослужения в субботние и воскресные дни. Оттуда преподобный Павел ушел на Письму, где поселился с преподобным Макарием; в совместных трудах и молитвах пустынники провели почти 20 лет. Около 1389 года святые расстались - преподобный Павел ушел на реку Обнору (правый приток реки Костромы)7; в конце второго десятилетия XV века этот неутомимый труженик основал на Обноре Павло-Обнорский монастырь, где и был погребен после своей кончины в 1429 году.
Святой Макарий продолжал пребывать в иноческих подвигах на Письме; постепенно рядом с кельей преподобного стали поселяться другие люди, искавшие спасения души и предававшие себя в послушание угоднику Божию. Возникшая таким образом община нуждалась в своем храме; поэтому преподобный Макарий вместе со своими учениками, оставив "старую пустыню", перешли на новое место - примерно на один километр вверх по течению реки Письмы. На возвышенности над изгибом реки была воздвигнута небольшая церковь в честь Преображения Господня (примерное время основания храма - конец 90-х годов XIV века8); рядом расположились братские кельи и другие постройки. Так на Письме возник монастырь - одна из обителей того края Святой Руси, которая простиралась по притокам рек Костромы и Сухоны и именовалась в конце XIV - начале XV века "Северной Фиваидой".
Точное время кончины преподобного Макария неизвестно - скорее всего, он преставился ко Господу в конце первой четверти XV века. Тело святого старца погребли в Преображенском храме основанной им обители; могила угодника Божия вскоре стала местом паломничества местных жителей, глубоко почитавших подвижника.
О последующей истории монастыря на Письме сохранились достаточно ограниченные исторические сведения. Уже в XV веке обитель стали именовать "Макарьевой пустынью". В середине XVI века монастырь утратил самостоятельность в управлении и был приписан к находившейся в нескольких десятках километрах от него Павло-Обнорской обители; так, много лет спустя после кончины святых подвижников, встретились духовные пути основанных ими монастырей.
Древнейшее описание Макарьевой пустыни сохранилось в писцовой книге 1629 года: "Павлова Вологоцкого монастыря вотчина монастырек Макарьева пустыня на реке Писме, а в нем церковь Преображение Христово, да другая церковь теплая Благовещение Пресвятой Богородицы древяны клецки..."9 Из этого текста следует, что в первой трети XVII века на высоком берегу Письмы стояли два небольших, так называемых "клетских" храма - зимний (теплый) и летний, вокруг которых находились кельи и другие монастырские строения, обнесенные деревянной оградой. Однако в том же веке "клетские" церкви сменил шатровый храм. В описании Павло-Обнорского монастыря, относящемся к 1683 году, говорится: "Да Павлова ж монастыря пустыня Макарьева в Костромском уезде, в Шачебальском стану, на реке на Письме, а в пустыни церковь Преображения с приделом Павла Обнорского чудотворца, верхи шатровые..."10 В приделе находилась гробница преподобного Макария Писемского; в описании указывается: "да в том же приделе гробница преподобного Макария, а на гробнице покров, сукно черное, в средине вышит крест (...), да у гробницы решетка железная"11.
С началом XVIII века, в эпоху петровских преобразований, столь тяжело отразившихся на положении Церкви, для Макариевой пустыни настали трудные времена. Вскоре после появления в 1721 году Духовного регламента, предписывавшего упразднение малобратственных монастырей, обитель на Письме была обращена в приходскую церковь. На месте монастыря возник погост, именовавшийся "Макарий на Письме" (или - "Макарьева пустынь"), в состав которого входили храмы, дома священнослужителей и приходское кладбище. В середине 80-х годов XVIII века деревянный Спасо-Преображенский храм, в подклете которого покоились под спудом святые мощи преподобного Макария, сгорел; при этом очевидцами на месте погребения святого наблюдалось настоящее чудо - над могилой старца "не только не заметили горящего дерева и углей, но даже и пепла. Напротив, всё это место, как заметили многие, было покрыто необыкновенной росой"12. В 1786 году над святыми мощами угодника Божия взамен сгоревшего построили новый деревянный храм в честь Преображения Господня13. В конце второго десятилетия XIX века недалеко от него воздвигли и каменную церковь - также Спасо-Преображенскую, один из приделов которой посвящался преподобным Макарию Писемскому и Павлу Обнорскому. Освящение новой церкви - пятиглавого храма, выдержанного в стиле классицизма, с высокой трехъярусной колокольней - совершилось в 1821 году14.
В XIX - начале ХХ веков небольшой погост на Письме, преемник древнего Макариева монастыря, являлся одним из наиболее почитаемых святых мест северо-запада Костромской губернии. К мощам угодника Божия, покоившимся в подклете деревянного храма, на поклонение шли богомольцы из многих мест Буйского уезда15. Особое множество паломников стекалось дважды в год, в дни памяти преподобного - 10/23 января и 9/22 июня. Поклонившись святым мощам и приложившись к раке писемского старца, при которой сохранялся деревянный посох - принадлежавший, по преданию, самому преподобному, - паломники обычно проходили для утоления жажды и умовения к располагавшемуся вблизи храма колодцу, выкопанному самим основателем обители. В 1907 году деревянная церковь над мощами преподобного опять сгорела, и в 1909 году на ее месте был выстроили новый деревянный шатровый храм16.
После трагических событий 1917 года сотни храмов Костромской земли были до основания разрушены или обращены в руины. Однако история погоста на Письме сложилась относительно благополучно - его каменный храм не закрывался никогда, в чем нельзя не видеть молитвенного заступления и помощи преподобного Макария. В 1929 году в Буйском районе началась коллективизация; один за другим закрывались церкви в старинных селах Писемского края - Гавриловском, Покровском, Головинском... Однако до погоста, удаленного от населенных пунктов, в тридцатые годы руки богоборцев так и не дошли, хотя определенный урон храм все же потерпел - с его звонницы сбросили колокола (пошедшие в металлолом) и разобрали окружавшую церковь каменную ограду с красивыми воротами. К началу сороковых годов погост остался единственным местом Костромской земли, где в действующем храме сохранялись мощи святого угодника Божия, доступные для поклонения верующих.
В день памяти преподобного Макария, 22 июня 1941 года, когда множество собравшихся на празднование паломников благоговейно молилось у святых мощей писемского старца, началась Великая Отечественная война. В военные годы духовное значение погоста на Письме было особенно велико: со всех концов Буйского района на поклонение святыне шло множество людей, молившихся небесному покровителю Писемского края о своих сражающихся на фронтах, раненых, пропавших без вести или уже погибших родных и близких...
В первые послевоенные годы паломничество к святым мощам угодника Божия продолжалось. Однако в 1951 году власти наконец решили устранить такое "упущение" в своей работе. В начале августа, незадолго до престольного праздника Макариевой пустыни - Преображения Господня - уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Костромской области М. Галкин предписал руководству Буйского района прекратить доступ верующих к мощам преподобного, а также закрыть и саму церковь. 8 августа в присутствии представителей Буйского райисполкома рабочие, как докладывал сам Галкин в Москву, "изолировали подход к могиле, а также и в церковь"17 - то есть наглухо заколотили входы и в подклет и в сам деревянный храм. В этот день над ракой преподобного Макария погасли лампады, и в престольный праздник 1951 года поклониться святым мощам писемского старца паломникам уже не удалось...
Пятидесятые и шестидесятые годы стали, наверное, одним из самых тяжелых периодов в истории пустыни. В 1955 году, после кончины прослужившего на погосте 12 лет священника Павла Сигорского, Преображенский храм долго не имел своего постоянного пастыря. Изредка здесь служили священники, направляемые из других приходов; в эти годы часто не совершались богослужения на Пасху и Рождество Христово, в дни двунадесятых праздников и на память преподобного Макария. В связи с этим не раз храм подвергался реальной угрозе закрытия - при этом оставаясь единственной действующей церковью почти на 20 километров вокруг (отметим, что в описываемое время местное население было гораздо более многочисленным, чем сейчас).
Лишь в 1971 году Преображенский приход наконец обрел своего постоянного настоятеля - священника Михаила Беляева. Уроженец Буйского района, участник Великой Отечественной войны, награжденный одиннадцатью правительственными наградами, - он в 1949 году был арестован по обвинению в "контрреволюционной агитации и пропаганде" и до 1956 года находился в казахстанских и сибирских лагерях. В 1971 году отец Михаил, рукоположенный в священный сан архиепископом Костромским и Галичским Кассианом (Ярославским), приехал на Письму и с того времени уже почти тридцать лет служит у святых мощей преподобного Макария.
Но и семидесятые-восьмидесятые годы также стали нелегким временем для прихода. Как и везде в сельской местности, население в окрестностях погоста быстро редело: старики умирали и находили место своего последнего упокоения на церковном кладбище, а молодежь уезжала в город. Одна за другой исчезали с лица земли старинные деревни, издавна входившие в состав прихода; все меньше и меньше людей приходили за богослужение в Преображенский храм. Казалось вполне вероятным, что вскоре церковь уже окончательно закроется и - как и стоявший рядом деревянный храм над мощами преподобного - будет постепенно ветшать и разрушаться...
Однако процесс духовного возрождения Русской Православной Церкви, стремительно набиравший силу после знаменательного празднования Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году, отразился и на бытии Макариевой пустыни. В середине 90-х годов совершилось событие, в реальность которого совсем недавно еще невозможно было поверить: на погосте возобновилась монашеская жизнь и открылась женская обитель.
В конце 1993 года по инициативе епископа Костромского и Галичского Александра епархиальное собрание приняло решение о возрождении монастыря; 26 февраля 1994 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил возобновление Макариево-Писемского монастыря как женской обители. Указом Его Святейшества от 6 октября 1995 года первой настоятельницей возрожденного монастыря стала монахиня Ангелина, 31 октября 1996 года возведенная в сан игумении.
Игумения Ангелина (в миру Валентина Ивановна Травина) родилась 25 февраля 1922 года в деревне Лобановке Буйского уезда, невдалеке от места впадения Письмы в реку Кострому. С шестилетнего возраста она вместе с родственниками посещала богослужения на Макариевом погосте, духовно окормлялась у известных всем жителям Буйского уезда подвижников - иеромонаха Иаково-Железноборовского монастыря Иоасафа (Сазонова) и монахини Свято-Троицкой Сумароковой обители Веры (Меркуловой). После окончания семилетней школы в селе Дор Валентина Травина несколько лет работала в колхозе "Удгода", а в 1940 году переехала в село Княжево под Костромой, где окончательно посвятила себя служению Церкви - стала псаломщицей в местном храме. В 1950-1952 годах она несла послушание в Костромском епархиальном управлении, в 1952-1953 годах - являлась псаломщицей Крестовоздвиженского храма г. Нерехты, а в 1954-1991 годах - храма святых Флора и Лавра г. Каширы Московской области. 7 апреля 1972 года над ней совершился монашеский постриг с наречением имени Ангелина.
В 1991 году монахиня Ангелина вернулась на родину, в Кострому - где ее родная дочь, игумения Иннокентия (Травина), стала настоятельницей возрожденного Богоявленско-Анастасииного женского монастыря. Пробыв в этой обители 4 года, матушка Ангелина приложила огромные труды к созданию и развитию монастырского подворья в селе Домнино Сусанинского района. Здесь, на месте, известном в русской истории благодаря героическому подвигу Ивана Осиповича Сусанина, трудами монахини Ангелины было восстановлено большое здание церковно-приходской школы, построенной в конце XIX века Александровским православным братством. В 1995 году воля священноначалия судила ей вернуться в родные места - для возрождения монашеской жизни на памятном и дорогом ей с детства месте подвигов преподобного Макария.
К этому времени монахине Ангелине шел уже восьмой десяток лет; однако хозяйственная опытность и духовные силы позволили ей, вместе с первыми сестрами немногочисленной еще обители, за короткий срок сделать очень многое. В первую очередь началось восстановление закрытого в 1951 году деревянного храма над святыми мощами писемского старца. 1 ноября 1998 года благочинный Буйского района протоиерей Аркадий Климов совершил малое освящение храма, которому в новой эпохе его существования было дано имя преподобного Макария. Возродился и находящийся близ храма сильно обветшавший к тому времени колодец, ископанный, по преданию, самим основателем обители. Построены двухэтажный каменный сестринский корпус и несколько хозяйственных построек; создано небольшое, но очень эффективно действующее подсобное хозяйство. На колокольне Спасо-Преображенского храма были установлены шесть колоколов (собранных из разных мест или отлитых заново); теперь их звон, как и прежде, разносится над святым местом подвига преподобного...
В настоящее время в обители около 30 сестер. Священником и духовником обители остается отец Михаил (Беляев), 21 августа 1996 года принявший в Богоявленско-Анастасиином кафедральном сборе г. Костромы монашеский постриг, а 11 апреля 1997 года - удостоенный сана игумена.
Важнейшим событием в истории возрождения Макариевой пустыни стали торжества по случаю 600-летия ее основания, состоявшиеся 22 июня 2000 года. В этот день на Письму прибыли многочисленные гости и паломники из Буя, Сусанино, Макарьева, Нерехты и Костромы. На празднике, который возглавил архиепископ Костромской и Галичский Александр, присутствовали: всё духовенство Буйского и Сусанинского районов (благочинный - протоиерей Аркадий Климов), наместник Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря г. Костромы архимандрит Павел (Фокин); настоятельницы всех женских обителей епархии: костромских Богоявленско-Анастасииной (игумения Инокентия) и Знаменской (игумения Феофания), нерехтских Троице-Сыпановой обители (игумения Алексия) и Успенской Тетеринской пустыни (монахиня Вера), Макариево-Унженского (игумения Людмила) и Паисиево-Галичского (игумения Наталия) монастырей. В числе гостей были и главы администраций г. Буя (В.П. Воронин), Буйского района (В.А. Ягодин), Сусанинского района (А.А. Белокуров) и Судиславского района (В.Т. Мамонтов).
В присутствии множества собравшихся архиепископ Александр возглавил совершение Божественной литургии в храме преподобного Макария Писемского. Затем, перед торжественным молебном, было оглашено приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с 600-летним юбилеем монастыря. Молебен продолжился крестным ходом, во время которого архиепископ Александр перед входом в подклет - где почивают под спудом мощи святого - прочел молитву преподобному Макарию и осенил собравшихся иконой угодника Божия, а затем со ступеней храма обратился со словом поздравления и благодарности к игумении Ангелине, сестрам обители и всем собравшимся разделить радость духовного торжества. Праздник завершился трапезой для паломников и гостей, состоявшейся под открытым небом на монастырском дворе.
Молитвенно уповаем, что и в новом веке своего бытия Макариево-Писемская обитель, престательством ко Господу своего небесного покровителя - преподобного Макария - будет успешно возрождаться, и по-прежнему множество благоговейных паломников будут притекать на сие святое место для поклонения одному из величайших святых древней Богохранимой Костромской земли.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Река Письма (левый приток реки Костромы) протекает по территории современных Сусанинского и Буйского районов Костромской области.
2 Село Данилово находилось в 12 верстах от Макариево-Писемского монастыря вверх по течению Письмы, на левом берегу реки. Теперь этого села не существует.
3 Известная костромская семья Писемских (к которой принадлежал и писатель А.Ф. Писемский) почитала преподобного Макария как одного из своих предков.
4 Святые угодники Божии и подвижники Костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879, с. 1 (далее - Святые угодники).
5 "Старая пустыня" находилась на правом берегу реки Письмы близ современной деревни Семеновское.
6 Федотов Г.П. Святые древней Руси. М., 1997, с. 144.
7 Святые угодники, с. 2.
8 Упраздненные монастыри Костромской епархии. М., 1909, с. 32 (далее - Упраздненные монастыри).
9 Материалы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губернии. Отдел 3-й для Костромской и Плесской десятин. Вып. 5. М., 1912, с. 149.
10 Упраздненные монастыри, с. 31.
11 Там же.
12 Святые угодники, с. 4.
13 Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863, с. 240.
14 Там же.
15 В 1778 году погост Макарий на Письме отошел из Костромского уезда во вновь образованный Буйский уезд.
16 Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Справочная книга. Кострома, 1911, с. 230.
17 Государственный архив Костромской области, ф. Р-2102, оп. 2, д. 6, л. 53.