Чюхлома <…> город рубленой, в нем 3 башни проезжих, 2 глухих,
по мере около города и башен 288 сажен 1
Из описания Чухломы начала XVIII в.
Чухлома принадлежит к числу наименее изученных городов Костромского края. Неизвестно время её возникновения, неизвестно, с какого времени она находится на нынешнем месте, тайной покрыто и происхождение самого её названия – «Чухлома». Не знаем мы и первоначального названия Чухломского озера. В данной статье мы попытаемся если не дать ответы на все вопросы, то, по крайне мере, зафиксировать то, что мы знаем и чего не знаем в ранней истории Чухломы.
Время возникновения г. Чухломы неизвестно. Впервые Чухлома упоминается в летописях под 1381 годом в связи со скандальной историей с переяславским архимандритом Пименом, обманным путём добившимся в Константинополе назначения его главой Русской митрополии. В Никоновской летописи сказано, что, когда Пимен вернулся из Византии на Русь, великий князь Московский Дмитрий Донской «не восхоте его приати», распорядился задержать Пимена в Коломне и «повеле с него сняти клобук белой, а самого отвести в заточение <…>». Летопись подробно описывает маршрут, по которому везли Пимена: «и поведоша Пимина в заточение с Коломны на Охну, не замая Москвы, а от Охны в Переяславль, а от Переяславля в Ростов, а от Ростова на Кострому, а с Костромы в Галич, а из Галича в Чюхлому; и пребысть на Чюхломе лето едино в заточении, и потом от Чюхломы веден бысть во Тферь»2.
Чухлома: спорные вопросы истории города
Второе упоминание Чухломы в источниках встречается почти тогда же в т. н. «Списке русских городов», составленном, как доказал М. Н. Тихомиров, между 1387 и 1392 гг.3 Древнейший вариант «Списка» помещён в Новгородской I летописи, важнейшие – в Воскресенской и Ермолинской. Из городов Костромского края в «Списке» названы: Кострома, Галич, Унжа, Плесо (Плёс) и Юрьевец4. В одном из сборников упомянута и Чухлома5.
Третье упоминание Чухломы связано с одним из эпизодов войны второй четверти XV века между князьями московского дома. Как известно, в 1446 году Дмитрий Шемяка, бывший после смерти своего брата Дмитрия Юрьевича Красного галичским князем, захватил в Троице-Сергиевом монастыре своего двоюродного брата – великого князя Московского Василия Васильевича, и занял Москву. По приказу Шемяки великий князь Василий Васильевич был ослеплён (отсюда и прозвище, с которым он вошёл в историю – Тёмный, т. е. слепой) и сослан с женой в Углич. Мать великого князя, великую княгиню Софью Витовтовну, Шемяка сослал в Чухлому. В Вологодско-Пермской летописи сказано: «…ослепиша великого князя и отослаша его на Углич и с его великою княгинею, а мать его, великую княгиню Софью, послаша на Чюхлому»6. В Чухломе Софья Витовтовна (1371 –1453 гг.), вдова великого князя Московского Василия Дмитриевича и мать Василия Васильевича Тёмного, пробыла до 1447 года.
Как видим, первые упоминания Чухломы в источниках относятся к последней четверти XIV и к середине XV вв. Однако для разрешения вопроса о времени возникновения Чухломы нам это даёт очень мало, т. к. к последней четверти XIV века этот город уже существовал. Но когда он возник?
МИФ О РОЖДЕНИИ В ЧУХЛОМЕ ПРЕПОДОБНОГО АВРААМИЯ РОСТОВСКОГО
К сожалению, вопрос о возникновении Чухломы почти не являлся предметом научного исследования. К тому же он крайне осложнён и запутан старым недоразумением о том, что будто бы в Чухломе родился прп. Авраамий Ростовский, основатель Ростовского Богоявленского монастыря. Согласно житию, прп. Авраамий Ростовский скончался в Ростове Великом около 1010 года, отчего в литературе уже более полутора веков бытует ошибочное мнение, что г. Чухлома существовал уже в X веке.
Считается, что Ростовский Богоявленский монастырь – первый монастырь в Северо-Восточной Руси. По преданию, он основан на месте, где существовало языческое святилище и где стояло каменное изваяние бога Велеса. Впервые монастырь упоминается в Лаврентьевской летописи в 1261 году. Традиционно прп. Авраамий Ростовский считается основателем этого монастыря.
Житие прп. Авраамия, по мнению большинства исследователей,
написано не ранее XV века. Выделяют три его редакции. В первой, самой старой, ничего не говорится о том, что Авраамий родился в Чухломе. Известие о том, что он родился в Чухломе, появляется во второй редакции, созданной не раньше второй половины XVI века. Из этой же редакции читатели могли узнать, что родители прп. Авраамия являлись благочестивыми христианами и сам он с детства воспитывался в христианском духе. Согласно второй редакции, монашеский постриг прп. Авраамий принял на Валааме. В третьей редакции (XVII в.) оказывалось, что чухломские родители Авраамия на самом деле были закоренелые язычники и сам он первоначально являлся язычником и носил имя Иверик, а в христианстве получил имя Аверкий7. О христианстве он впервые узнал от посетивших Чухлому новгородских торговых людей. Во всех трёх редакциях указывалось, что прп. Авраамий скончался в 1010 году.
Первым против даты «1010 год» выступил Н. М. Карамзин, отметив в первом томе своей «Истории государства Российского»:
«Св. Авраамий крестил многих язычников в Ростове уже тогда, как сей город был Владимирскою областию (см. Пролог и Минею, октября 29): следственно, после или во время Андрея Боголюбского, а не при Владимире Великом, как некоторые думали, и не в начале XI века, как показано в Месяцеслове»8.
Церковный историк епископ (позднее архиепископ) Филарет (Гумилевский) относил деятельность прп. Авраамия в Ростове к началу XII века. «Трудно определить время, – писал он, – когда это было: но сан архимандрита, которым облечен был Авраамий, и князь Владимир суздальский, с которым имел он сношение, показывают, что это было не прежде Владимира Мономаха (1113 –1125 гг.)». И далее: «Сказание Пролога 29 октября о прп. Аврамие довольно темно. Однако, если мощи преподобного обретены при внуке Мономаха великом князе Всеволоде (1176 –1212 гг.), то св. Аврамия нельзя считать современником Андрея Боголюбского (1169 –1174 гг.), как считал Карамзин. <…> Всего вероятнее, что прп. Аврамий жил при Владимире Мономахе, основателе сего города»9. Ни о рождении святого в Чухломе, ни о других поздних выдумках епископ Филарет не упоминает.
Епископ (позднее митрополит) Макарий (Булгаков), напротив, всецело доверял сообщениям жития прп. Авраамия о его рождении
в г. Чухломе в языческой семье и о принятии им монашеского пострига на Валааме. Правда, он сомневался в том, что Авраамий умер в 1010 году. Полагая, что эта дата получилась в результате описки, он предлагал читать её как 1045 год10.
В вышедшем в 1862 году в Петербурге «Словаре историческом
о русских святых» о прп. Авраамии Ростовском говорилось осторожно: «В древних сохранившихся рукописях о житии Авраамия сказано, что он был сын богатых родителей города Чухломы в пределах Галицких и назывался Иверик. <…> Время кончины Авраамия показано в месяцесловах – 1010 года, октября 29; но Авраамий, как замечает Карамзин, крестил язычников в Ростове уже тогда, как сей город был Владимирскою областию, следовательно после или во время Андрея Боголюбского, а не при Владимире Великом; почему и время основания Богоявленского монастыря, показанное некоторыми историками в 990 году, сомнительно»11.
В. О. Ключевский относил просветительскую деятельность прп. Авраамия в Ростове к 1073 –1077 гг.12
Е. Е. Голубинский вообще полагал, что прп. Авраамий Ростовский жил в XIV веке. «Авраамий Ростовский, – писал он, – живший неизвестно когда, по всей вероятности – в XIV в., т. е. бывший современником преп. Сергия Радонежского»13.
Как видим, разброс мнений историков о времени жизни и деятельности прп. Авраамия в Ростове очень велик – от XI до XIV вв. Ясно одно, что о дате его кончины в 1010 году надо забыть, как о явно неверной.
Однако историки спорили в основном о времени деятельности прп. Авраамия в Ростове. Сообщения 2-й и 3-й редакций жития святого о его рождении в Чухломе никем не оспаривалось. В конце концов, тезис о рождении прп. Авраамия Ростовского в Чухломе попал и в костромскую краеведческую литературу.
В вышедшем в 1861 году томе «Материалов для географии и статистики России», посвящённом Костромской губернии, говорилось: «Время основания Чухломы неизвестно. Из записок Ростовского Богоявленского монастыря видно, что этот город существовал уже в XII веке и был местом родины преподобного Авраамия, основателя помянутого монастыря»14.
Данный текст практически полностью повторён в «Памятной книжке Костромской губернии на 1862 год»: «Время основания города Чухломы неизвестно. Из записок Ростовского Богоявленского монастыря видно, что город был уже в XII веке как место родины преподобного Авраамия, основателя Ростовского Богоявленского монастыря»15.
Как видим, в обоих этих изданиях время существования Чухломы относится к XII веку и проигнорирована явно неверная дата – о кончине прп. Авраамия Ростовского в 1010 году.
Версия о Чухломе как родине прп. Авраамия Ростовского попала и в столь солидное издание как Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. В томе, вышедшем в 1903 году, о Чухломе говорилось: «Когда основан город неизвестно, но из записок Ростовского Богоявленского монастыря видно, что Ч[ухлома] существовала уже в X в. (здесь родился препод. Авраамий, основатель Ростовского м[онасты]ря»16.
Версию о рождении прп. Авраамия Ростовского в Чухломе беспощадно высмеял В. О. Ключевский. В вышедшем в 1871 году труде
«Древнерусские жития святых как исторический источник» знаменитый русский историк убедительно доказал, что книжник XVI века, составитель второй редакции жития прп. Авраамия Ростовского, принял за одного человека двух разных святых – прп. Авраамия Ростовского и прп. Авраамия Галичского и Чухломского. В. О. Ключевский заметил, что «во-первых, подозрительно существование в конце X или в нач. XI в. “града” Чухломы, который встречаем в достоверных исторических памятниках не раньше конца XIV в., во-вторых, еще более сомнительна в Чухломе того времени возможность благочестивых родителей, которые <…> могли “наказать сына книжному учению” <…>. Для объяснения основы сказания, происхождения святого из Чухломы, возможно одно предположение: малознающий составитель второй редакции сам, или повторяя устное предание, смешал основателя монастыря с Авраамием Чухломским»17.
Действительно, составитель второй редакции жития прп. Авраамия Ростовского явно спутал двух святых: прп. Авраамия Галичского и Чухломского, который был основателем четырёх монастырей в Костромском крае и окончил свою жизнь близ Чухломы, и прп. Авраамия Ростовского, который считается основателем Богоявленского монастыря в Ростове. В результате данной путаницы два православных подвижника в житии прп. Авраамия Ростовского слились в одного человека.
Конечно, никакой Чухломы в X веке не было и не могло быть, тем более не могло в ней быть тогда благочестивой христианской семьи, в которой мог бы родиться будущий основатель Ростовского Богоявленского монастыря.
Однако отчасти по незнакомству с книгой В. О. Ключевского, отчасти по нежеланию внять голосу классика исторической науки многие чухломские и нечухломские авторы и в последующие полтора века упорно держались за тезис «Чухлома – родина преподобного
Авраамия Ростовского, и, значит, она возникла в X веке».
Л. Н. Казаринов в 1929 году писал: «Из описания жизни Авраамия – строителя Ростовского монастыря, уроженца г. Чухломы, видно, что в X в. будучи идолопоклонником, он познал христианство от посещавших г. Чухлому “новгородских гостей”, т. е. приезжавших из Новгорода торговых людей»18.
То же самое в 1971 году повторил А. А. Тиц: «В X веке от новгородских гостей познал догматы православной веры и уроженец Чухломы, “богату родителю сын” Иверик, принявший при крещении имя Авраамия. Позднее бывший язычник основал знаменитый Богоявленский монастырь в Ростове и за праведную жизнь был причислен к лику святых»19.
В. Галкин в 1992 году писал: «Авраамий умер в 1010 г. Этот год является первым письменным упоминанием о Чухломе»20.
В «Энциклопедическом словаре Костромского края» сказано:
«Точное время основания города неизвестно. Но из записок Ростовского Богоявленского монастыря видно, что он существовал уже в 10 в. и был родиной преподобного Авраамия – основателя этого монастыря»21.
Н. П. Кучин в 2000 году утверждал: «Первое письменное упоминание о Чухломе Галичской стороны относится к 1010 году. Это год, когда в Валаамском монастыре умер Авраамий. Он был сын богатых родителей Чухломы и назывался Иверик»22.
Г. П. Смирнова пишет о древнем житии прп. Авраамия: «В нем говорится, что Авраамий, родившийся в 938 году, был уроженцем Чухломы – в таком случае, этот город древнейший в Костромском крае (возникновение Костромы и Галича относят к XII в.)»23 Откуда автор взяла, что Авраамий родился в 938 году, она не сообщает, но ни в одном источнике такой даты нет. Источником для даты «938 год», как мы увидим, ниже является статья чухломского краеведа Г. И. Лебедева.
Однако к нашей теме о времени возникновения г. Чухломы вопрос о времени жизни и деятельности прп. Авраамия Ростовского не имеет никакого отношения, потому что версия о том, что основатель Ростовского Богоявленского монастыря родился в Чухломе, является недоразумением. Как писалось выше, автор второй редакции жития спутал прп. Авраамия Ростовского, не имевшего никакого отношения к Чухломе, с прп. Авраамием Галичским и Чухломским, окончившим свои дни в основанном им монастыре неподалёку от Чухломы.
Версия о рождении в Чухломе прп. Авраамия Ростовского – не более чем историографический курьёз. Продолжать держаться за неё означает лишь расписываться в собственном невежестве.
О ВРЕМЕНИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧУХЛОМЫ
Первую, по-настоящему серьёзную версию о возникновении г. Чухломы выдвинул чухломской краевед Л. Н. Казаринов (1871 –1940 гг.). В своей работе «Прошлое Чухломского края», опубликованной в 1929 году – накануне разгрома костромского краеведения и ареста самого Л. Н. Казаринова, – он писал: «До XII в. г. Чухлома находился на противоположном северо-западном берегу Чухломского озера, на том месте, где в XIV в. построен Авраамиевский монастырь. Название “Чухломский Авраамиевский Городецкий монастырь” получилось от того, что монастырь построен на месте мерянского городка, имевшего название Чухломы. В старинном описании жизни Авраамия Чухломского сказано, что он, прибыв на Чухломское озеро “в урочище Чухлома, на городище” построил монастырь. Когда городок этот прекратил свое существование, видимости не имеется и только известно, что к второй половине XIV в. местность поросла большим лесом и называлась урочищем»24.
Таким образом, Л. Н. Казаринов первым выдвинул совершенно, на наш взгляд, справедливую версию о том, что древняя Чухлома первоначально находилась на т. н. «Городке», на котором во второй половине XIV века прп. Авраамием Галичским и Чухломским был основан Авраамиево-Городецкий Покровский монастырь.
Предположение Л. Н. Казаринова о возникновении старой Чухломы на «Городке» позднее разделяли почти все писавшие о Чухломе.
В 1958 году Г. И. Лебедев, тогдашний директор Чухломского краеведческого музея, в статье «Возникновение города Чухломы» писал:
«На месте, где сейчас находится бывший монастырь, был обоснован мерянский городок Чухлома <…>. Впервые в летописях о Чухломе упоминается в 938 году»25. Откуда Г. И. Лебедев взял дату «938 год» (повторенную, как мы помним, позднее Г. П. Степановой), мы не знаем, – видимо с ближайшего потолка.
А. А. Тиц пишет: «Чудское городище Чухлома находилось на западном берегу озера, в том месте, где позднее был построен Авраамиев Городецкий монастырь»26.
В издании «Памятники архитектуры Костромской области» сказано: «Исторические известия о Чухломе крайне скудны и противоречивы. В житийной литературе она впервые упоминается в 11 в. как родина Авраамия Ростовского, однако, скорее всего, здесь имеется в виду поселение, располагавшееся на противоположной стороне озера, на том месте, где в 14 в. был основан Авраамиев Городецкий монастырь»27.
Однако ещё с XIX века почему-то считается, что на «Городке» существовал мерянский или чудский город, хотя в источниках об этнической принадлежности жителей «Городка» ничего не говорится. Традиция именовать его Чудским городком пошла, по-видимому, из-за того, что в летописи Солигаличского Воскресенского монастыря Чухломское озеро названо Чудским озером. Явно, что наименование городка чудским дано совершенно произвольно, без каких бы то ни было оснований. Вероятнее, что древняя Чухлома на «Городке» являлась славянским русским поселением, основанным в зоне расселения угро-финнов.
Но если «Городок» был славянским укреплённым поселением, то когда он возник? Никаких версий в литературе на этот счёт нам найти не удалось. Л. Н. Казаринов, как мы помним, полагал, что древняя Чухлома находилась на «Городке» до XII века. Решение этого вопроса осложняется тем, что мы не знаем, когда возникли соседние с Чухломой города – Галич и Соль Галицкая (Солигалич). Галич впервые упомянут в летописях в 1238 году. В. Н. Татищев датирует его основание 1152 годом. В настоящее время за официальную дату основания Галича принята взятая «с потолка» в конце
50-х годов XX века дата «1159 год». Принятая ныне дата основания Соли Галицкой – 1335 год – взята из баснословной летописи Солигаличского Воскресенского монастыря и поэтому не может приниматься всерьёз. Когда Соль Галицкая возникла как город, точно неизвестно. В такой ситуации очень трудно выдвигать версию по Чухломе, но, думается, что раньше Галича Чухлома возникнуть не могла.
В 1981 году «Городок» обследовал археолог Ю. Н. Урбан.
«У юго-западного склона отрога, – пишет он, – сохранились остатки вала длиной около 30 м, высотой 1,0 –1,5 м, шириной в основании до 5 м». Общие размеры городища – около 100 x 80 м. Найденная керамика «предположительно» датирована XII –XIV вв.28 Как видим, древняя Чухлома была настоящим городом, укреплённым земляным валом.
Предположительно, старая Чухлома на «Городке» могла возникнуть как русское поселение через какое-то время после основания г. Галича, т. е. во второй половине XII – начале XIII вв.
Однако Чухлома на «Городке» могла появиться и после образования Галичского удельного княжества. Считается, что оно возникло вместе с Костромским княжеством в 1246 –1247 гг. Галичские князья наверняка были заинтересованы в создании на берегу Чухломского озера своего опорного пункта. Следовательно, город Чухлома мог возникнуть здесь и во второй половине XIII века.
Итак, можно выдвинуть две версии о появлении древней Чухломы на «Городке» – город здесь мог появиться или в период второй половины XII – начала XIII вв., или во второй половине XIII века с появлением Галичского удельного княжества.
О ПРОИСХОЖДЕНИИ НАЗВАНИЯ
«ЧУХЛОМА»
Особо стоит вопрос о происхождении названия «Чухлома». В принципе, у нас до сих пор нет даже ни одной внятной гипотезы на этот счёт.
Посмотрим, что пишут о происхождении названия Чухлома специалисты по топонимике.
В. А. Никонов, «Краткий топонимический словарь» (М., 1966):
«Чухлома – г[ород] в Костромской обл[асти]. Сближали с финноязычной основой, означавшей “нырять” (эстон. Sukelduma, суоми sukeltaa, вепск. чуклэставас). На р. Ветлуге, в Горьковской обл[асти],
3 селения Ч[ухлома], это или результат переноса переселенцами из г. Ч[ухломы], или указывает на наличие нарицательного в речи прежних обитателей, из которого образовано название»29.
Е. М. Поспелов, «Историко-топонимический словарь России» (М., 2000): «Город находится на оз. Чухломское, которое в Солигаличской летописи XIV в. называется Чудское. Этот вариант названия позволяет видеть в основе названия Чухлома этноним из ряда чудь, чухна, чухарь, использовавшийся русскими для названия финноязычных народов»30.
Г. П. Смолицкая, «Топонимический словарь Центральной России» (М., 2002): «Рядом с городом Чухломское озеро, но неизвестно, оно дало имя городу или наоборот. В топониме исследователи находят финноязычную основу в значении “нырять”. Её можно увидеть в эстон. sukelduma, финн. -суоми sukeltaa. Наличие на Ветлуге нескольких селений с названием Чухлома даёт возможность усмотреть в их основе какое-то общее нарицательное слово, но не исключен перенос названия с одного селения на другое в результате выселения, отселения и т. п.»31.
Как видим, мнения специалистов вопрос не проясняют. В. А. Никонов, по сути, не сказал ничего. Е. М. Поспелов всё связал с названием Чудское озеро (к чему мы вернёмся чуть ниже). Г. П. Смолицкая повторила текст В. А. Никонова.
С особой версией происхождения названия Чухломы выступил кировский автор Д. Захаров. В вышедшей в 1990 году книге «Серебряная Вятка» он писал: «Самым древним и самым ценным памятником старины города является его название – Чухлома. Оно не прочитывается из данных русского языка, какой же народ его оставил и что оно на языке его значит? Дойти до первозначения слова Чухлома, до самой его сути при том положении, что оно широко используется в нашем языке, становится важной этнологической и историко-культурной задачей»32. Д. Захаров совершенно верно отметил, что «название озера Чухломского – позднее и дано ему по городу, а не наоборот»33. Затем он развил версию, согласно которой «Чухлома» будто бы в тюркских, иранских и кавказских языках обозначает «таможня». По его мнению, в Чухломе, видимо, в древности существовала русская таможня на границе с Волжской Булгарией34.
Нам эта версия кажется искусственной, и не только потому, что уж очень близко к Чухломе приближена граница Волжской Булгарии. Искусственным выглядит и объяснение происхождения слова
«Чухлома» из иранских, тюркских и кавказских языков.
Зато в народной этимологии попыток объяснения названия Чухломы было немало.
В 1924 году некто Ю. Горев в статье «Чухлома. Путевые заметки», помещённой в газете «Красный мир» и посвящённой чухломским недостаткам в культурной работе, мимоходом заметил, что первоначально город назывался «Чудь-лама», где чудь – племя, а лама
– озеро35. Вряд ли Ю. Горев сам додумался до этого, вероятно, такая версия бытовала в опредёленных чухломских кругах, и автор статьи лишь предал её гласности.
Г. И. Воронов, не указав источника, приводит следующую байку:
«В старину здесь (в Чухломе. – Н. З.) торговали свиньями. Свиней манят “чух-чук”. И вот когда зимой вывозили на базар свиные туши, то у купленных туш заламывали уши в виде заметки, т. е. чух ломали. Отсюда – Чухлома»36. Г. П. Смирнова, так же не сославшаяся на источник, повторила версию, изложенную в 1924 году Ю. Горевым.
«Существует предположение, – пишет она, – что само название города означало первоначально “чудь” – племя и “лама” – озеро»37.
Конечно, все эти версии являются классическими примерами т. н. народной, или наивной, этимологии, когда для объяснения непонятного названия привлекаются любые внешне похожие слова и где обычно нет никаких пределов в полете фантазии.
Но каким же образом возникло название Чухлома? Чухлома – это, безусловно, угро-финское по происхождению слово. Оно очень напоминает названия многих рек и речек нашего края, оканчивающиеся на формант -ма.
Вспомним подобные названия: Кострома, Кинешма, Вохтома, Костома, Толшма, Колдома, Письма, Хохлома и т. д. В свою очередь, от названий этих рек и речек произошли имена стоящих на них городов и сёл: г. Кострома, г. Кинешма, с. Вохтома, с. Костома, с. Толшма, с. Решма, с. Хохлома и др.
В соседнее с Чухломским Галичское озеро до сих пор впадает несколько речек, названия которых оканчиваются на -ма: с юго-запада
– Ихлема, с юга – Кешма и Чёлсма, с запада – Лама38.
Особо отметим, что созвучное с Чухломой название села Хохлома в современном Ковернинском районе Нижегородской области (бывшем Макарьевском уезде Костромской губернии), известного своим народным промыслом росписи деревянной посуды, также произошло от реки Хохлома (или Хохломка*), на которой оно стоит.
* Хохломкой реку стали называть относительно недавно. Её историческое название – Хохлома. Так официально называли реку ещё в 70-х гг. XIX века39. Хохломкой она стала во избежание путаницы. Точно так же в черте города реку Кострому именуют Костромкой, реку Кинешму – Кинешемкой и т. д.
По нашему мнению, название города Чухлома, вероятнее всего, произошло от имени впадавшей в озеро речки Чухломы. Однако в настоящее время ни одна речка с таким названием в Чухломское озеро не впадает.
Вполне возможно, что за истекшие века предполагаемая речка могла пересохнуть или её могли переименовать. Если она пересохла, то её следы найти трудно. А если речку переименовали? Нельзя ли поискать предполагаемую бывшую Чухлому среди ныне впадающих в озеро речек? Обязательных условий для поиска два: речка должна находиться достаточно близко к «Городку» и носить бесспорно переименованное название. Речка, отвечающая этим условиям, вблизи Авраамиева-Городецкого монастыря есть – это впадающая в озеро примерно в 4-х километрах к югу от монастыря Святица.
Святица вытекает из находящегося в десятке километров от монастыря большого Святого болота. Явно, что эта речка (как и болото) была переименована братией монастыря и переименование это произошло достаточно давно. Да, сейчас она впадает в озеро не очень близко от «Городка», но, может быть, в прошлом её устье находилось гораздо ближе к старой Чухломе?
Впервые в известных источниках речка Святица упоминается в не дошедшей до нас жалованной грамоте великого князя Московского Ивана III (её текст повторён в грамоте царя Фёдора Ивановича от 14 июня 1584 г.). Этой грамотой великим князем Авраамиевскому Городецкому монастырю были пожалованы для рыбной ловли «река Святица от Чухломского озера до Свята озерка, а от Свята озерка до Свята болота до мху, с речками и с ключи»40. Как видим, в прошлом речка Святица вытекала из Святого озерка, находящегося в Святом болоте. К сожалению, год пожалования грамоты неизвестен, и её приходится широко датировать периодом правления Ивана III, т. е. от 1462 г. до 1505 г. Если условно принять, что Иван III пожаловал грамоту в середине своего правления, т. е. примерно в 1483 году, то получается, что речка Святица, Святое озеро и Святое болото получили свои названия в период от конца XIV века (время основания монастыря) до 1483 года. Скорее всего, речка стала Святицей ещё в первой половине XV века, т. к. к моменту пожалования грамоты её первоначальное название уже забыто (в противном случае в грамоте, вероятно, было бы указано – река Святица, такая-то тож). На речке возникла получившая по ней своё название деревня Святица. Впервые в дошедших до нас источниках она упоминается в Чухломской писцовой книге 1628 – 1635 гг., где сказано: «Деревня Святица на реке, на Святице <...>»41*.
Вероятно, появление названий Святица, Святое озерко и Святое
болото как-то было связано с жизнью основателя монастыря прп. Авраамия Галичского и Чухломского.
Итак, по нашему предположению, речка Святица – это, возможно, и есть бывшая речка Чухлома, давшая своё название старой Чухломе, а по городу и озеро, в свою очередь, стали именовать Чухломским.
Если наше предположение верно, то г. Чухлома хорошо вписывается в ряд городов и сёл, получивших своё название по реке, на берегу которой они были основаны: г. Кострома – назван по р. Костроме, впадающей** в черте города в Волгу, г. Кинешма – назван по р. Кинешме, впадающей в черте города в Волгу, с. Хохлома – названо по р. Хохломе, с. Костома – по р. Костоме и т. д.
Как известно, многие реки носят одинаковые угро-финские названия. Есть две Унжи (одна – в Вологодской и Костромской областях, приток Волги, и другая – во Владимирской области, приток Оки). Есть три Нерехты (одна – в Костромской области, приток р. Солоницы, одна – во Владимирской области, приток р. Клязьмы, и одна – в Тверской и Ярославской областях, приток Волги). Не меньше десятка рек носят название Вёкса. Однако, как кажется, ни одной реки с названием «Чухлома» в Костромской и соседних областях не за
* В нашей области протекает несколько речек с названием Святица. Одна Святица впадает с юга в Галичское озеро42. Вероятнее всего, её название, также явно возникшее путём переименования, связано своим происхождением с одним из нескольких монастырей, существовавших в XIV –XVI вв. на берегах Галичского озера. Другая Святица протекает в Солигаличском районе. Она начинается в Вологодской области на Свято-болоте43 и впадает в р. Кострому возле Солигалича. На этой Святице стоит с. Одноушево, в 1 версте от которой находилась д. Одноушево, где родился святитель Иона, митрополит Московский (+ 1461 г.). Вряд ли мы ошибёмся, что эту реку (её первоначальное название нам неизвестно) переименовали в честь святителя Ионы. Ещё одна речка Святица, левый приток р. Княжей, есть в Кологривском районе. Она протекает неподалеку от существовавшего здесь в старину монастыря Успенская Княжая Пустынь и своим названием, скорее всего, обязана этому соседству. Причём и эта Святица вытекает из Свята-болота44.
** Точнее, впадавшей до 1956 года.
фиксировано. Это, разумеется, несколько подрывает нашу версию (конечно, если бы ещё где-то нашлась река Чухлома, то данная версия получила бы очень убедительное подтверждение).
Однако немало рек с угро-финскими названиями существуют в одном-единственном «экземпляре». Например, река Кострома, давшая название городу Костроме и по нему (городу) – всему нашему Костромскому краю. Или река Кинешма, давшая название одноименному городу. Или река Ветлуга. Так что, в принципе, и речка Чухлома могла быть одна-единственная.
Что обозначает название «Чухлома»? Этого мы не знаем. Не будем уподобляться авторам, которые, не зная ни одного угро-финского языка, свободно переводят на русский язык все, какие ни на есть, финноязычные названия.
Формант -ма, как полагают, обозначает «вода» или «река». Поэтому Чухлома в переводе на русский язык обозначает, вероятно, какая-то (быстрая, тёмная, извилистая и т. д.) река.
КАК ПЕРВОНАЧАЛЬНО НАЗЫВАЛОСЬ ЧУХЛОМСКОЕ ОЗЕРО?
А не могло в старину называться Чухломою современное Чухломское озеро и не от озера ли произошло название возникшего на его берегу города? Однако ни одного озера в средней полосе и на севере России с финноязычным названием, оканчивающимся на формант
-ма, нам неизвестно.
В связи с этим нельзя не задаться вопросом – а как первоначально называлось само Чухломское озеро? В литературе, как кажется, подобный вопрос никогда не вставал. Существует мнение, что в прошлом озеро называлось Чудским.
Мнение это основано на сообщении летописи Солигаличского Воскресенского монастыря, в котором говорится, что во второй половине XIV века галичский князь Фёдор Семёнович «наехал Чюдское озеро и около озера того живут чюдь»45. Большинство исследователей считали древнейшую часть этой летописи, посвящённую событиям XIV века, баснословной. Множество историков отмечало, что никакого галичского князя Фёдора Семёновича во второй половине XIV века не существовало, как не существовало и других князей, упоминаемых в этой т. н. «летописи» (а на самом деле литературном произведении, написанном в форме летописи в XVII веке).
Однако если по мифическим костромским, галичским и ветлужским князьям, фигурирующим в ранней части летописи, среди историков преобладает общее мнение, что всё это выдумки и басни, то
сообщение о Чудском озере не подвергалось критическому изучению и до сих принимается на веру как несомненный факт.
Ни в одном другом источнике, кроме летописи Солигаличского Воскресенского монастыря, название «Чудское» по отношению к Чухломскому озеру не зафиксировано. Учитывая общую баснословность сообщений летописи за XIV век, нельзя не высказать большого сомнения в том, что некогда Чухломское озеро именовалось Чудским. В самом деле, если в ней действуют выдуманные князья, то почему составитель летописи не мог точно так же выдумать и Чудское озеро? Вероятнее всего, наименование озера Чудским – такая же выдумка, как и всё, о чём говорится в данной летописи о событиях XIV века.
Однако версия о том, что Чухломское озеро первоначально называлось Чудским, стала чуть ли не общепризнанной.
В. А. Самарянов в 1876 году писал: «…озеро, при котором преподобный Аврамий Галичский, или Чухломский, в конце XIV века, основал монастырь, называлось Чудским»46.
Н. П. Кучин пишет: «Чухломское озеро ранее называлось Чудским, а жители около него – чудски (? – Н. З.). Это говорит о том, что первоначально жители этой местности были чудского племени, впоследствии смешавшегося со славянами – новгородскими выходцами»47.
В издании «Памятники архитектуры Костромской области» сказано: «Он (г. Чухлома. – Н. З.) возник на территории издавна заселенной финно-угорским племенем чудь. Название этого племени дало наименование озеру, которое вначале именовалось Чудским»48.
Как известно, «чудью» новгородцы называли древних эстов, а затем это название распространилось и на другие группы угрофиннов.
Однако если даже и в самом деле какое-то время Чухломское озеро именовалось Чудским, то для нашей темы это ничего не дает, т. к. Чудское озеро – это название, данное славянами, русскими. Ведь Чудское озеро под Псковом современные эстонцы, как и древние эсты, называют Пейпус-ярве. Чудское озеро у Пскова в летописях впервые упомянуто в 1242 году в связи со знаменитым сражением Александра Невского с немецкими рыцарями. Южная часть этого водоёма издавна называется Псковским озером, а северная часть в XVIII –XIX вв. именовалась Гдовским озером (по г. Гдову)49.
Часто бывает, что если на берегу озера стоит один город, то со временем его название переходит на озеро: озеро Неро стало Ростовским – по г. Ростову, озеро Переяславское (оно же Плещеево) – по г. Переяславлю-Залесскому, озеро Нево – Ладожским – по г. Ладоге (а тот по речке Ладоге), Галичское озеро – по г. Галичу, Чухломское – по г. Чухломе и т. д.
Безусловно, что название «Чухломское» дано озеру по г. Чухломе. Когда озеро стало называться Чухломским, нам неизвестно. Впервые в источниках Чухломское озеро названо в вышеупомянутой грамоте Ивана III, повторённой в грамоте царя Фёдора Ивановича
1584 года50. Таким образом, ко второй половине XV века озеро уже наименовалось Чухломским.
К сожалению, как называлось озеро до того, как стало Чухломским, мы не знаем. В этом отношении оно не исключение. Нам неизвестно первоначальное название и Галичского озера – самого крупного в нашей области. Галичский краевед Л. И. Белов предполагал, что первоначально Галичское озеро, как и озеро, на берегу которого стоит Ростов Великий, называлось Неро51. Эта гипотеза очень интересна, однако никак не подкреплена документально.
По Чухломскому озеру нет даже такой зыбкой версии. Так что же – получается тупик и мы никак не сможет узнать его первоначальное название?
Известно, что у многих озёр с угро-финскими названиями есть почти что тёзки – втекающие или вытекающие из них реки, названия которых похожи на названия озера. Вспомним: озеро Нево (ныне
– Ладожское) и вытекающая из него река Нева, озеро Кубенское и впадающая в него река Кубена, озеро Селигер и единственная вытекающая из него река Селижаровка. На границе Вологодской и Архангельской областей есть довольно крупное озеро Воже, в которое впадает река Вожега. На Карельском перешейке в Ленинградской области река Вуокса протекает через озеро Вуокса и т. д.
Нет ли среди речек, связанных с Чухломским озером, подобной
«тёзки», которая может нам подсказать его первоначальное наименование? В озеро впадают 17 речек и ручьёв: Соня, Святица, Яхромша*, Сандеба, Ивановка, Семёновка, Никеровка, Дудинка, Юг, Мокша, Каменка, Копь, Пенка, Молокша, Балтус, Чёрная, Харламовка. Вытекает одна река – Вёкса (или Вёкса Чухломская).
Как видим, все эти названия можно поделить на угро-финские и русские. Отбрасываем все русские, как более поздние. Остаются: Соня, Яхромша, Сандеба, Юг, Мокша, Копь, Молокша, Балтус. Плюс ещё р. Вёкса. Однако все впадающие речки очень маленькие, часто просто ручьи. Наиболее крупной среди рек, связанных с озером, является Вёкса – единственная вытекающая из него река. По ней можно было попасть в р. Вочу, по Воче – в р. Кострому, по Костроме – в Волгу.
* В Чухломской писцовой книге 1628 –1635 гг. она называется Яхромка52. В Галичское озеро впадает речка с похожим названием Едомша.
Помимо Чухломского озера, реки под названием Вёкса вытекают из озёр Плещеева, Неро и Галичского. Среди топонимистов перевод названия реки Вёкса (Вёкса – это обрусевший вариант, а первоначально, конечно, река называлась Вуокса) не вызывает споров. Все согласны в том, что по-русски это можно перевести как «исток»53.
Не называлось ли в прошлом озеро, которое сейчас называется Чухломское, озером Вуокса? Вспомним озеро Вуокса и реку Вуокса на Карельском перешейке. Разумеется, это только гипотеза, но гипотеза имеющая право на жизнь.
Но если так называлось Чухломское озеро, то можно предположить, что и Галичское озеро, из которого также вытекает река Вёкса (Вёкса Галичская), в старину также называлось Вуокса?
К сожалению, ни подтвердить, ни опровергнуть данную версию мы не можем, и поэтому вопрос о первоначальном наименовании Чухломского озера остаётся открытым.
КОГДА ПРОИЗОШЁЛ ПЕРЕНОС ГОРОДА ИЗ «ГОРОДКА» НА СОВРЕМЕННОЕ МЕСТО?
Когда точно оборвалась жизнь на «Городке», нам неизвестно. Был ли он разорён врагами или прекратил своё существование по какой-то другой причине, мы не знаем.
Не могла ли первоначальная Чухлома погибнуть в феврале 1238 года во время монголо-татарского нашествия? Правда, летописи говорят только о Галиче, как крайней точке продвижения монголов в Костромском Заволжье, но совсем исключать вероятность уничтожения монголами Чухломы в 1238 году нельзя. Если древняя Чухлома возникла во второй половине XII – начале XIII вв., то теоретически она могла подвергнуться монгольскому нашествию. Ответ на этот вопрос смогут дать только археологические раскопки.
В любом случае, прекращение жизни на «Городке» произошло, скорее всего, в диапазоне от второй половины XIII века до примерно середины XIV века.
В истории есть понятие «перенос городов». Например, первый славянский город на Плещеевом озере находился на Клещине городище, но в середине XII века князь Юрий Долгорукий перенёс город на место современного Переяславля-Залесского. Об оставленном Клещине теперь напоминают только земляные валы. В черте
современной Костромы на правом берегу Волги высится холм, называемый «Городище», с Ильинским храмом XVII века на вершине
– до недавнего времени здесь находилось с. Городище. Как полагали дореволюционные костромские историки, первоначально г. Кострома находился на этом холме, а затем был перенесён на правый берег Волги (в советское время эту версию отвергли, но вопрос с Городищем остался открытым). Внятного объяснения феномена «переноса городов» в литературе нет.
В нашем случае перенос старой Чухломы с «Городка» на то место, где город находится доныне, мог произойти в диапазоне от второй половины XIII века до примерно середины XIV века.
Опустевшую старую Чухлому стали называть «Городок». Во второй половине XIV века на «Городок» пришёл ученик прп. Сергия Радонежского – прп. Авраамий Галичский и Чухломской, и основал здесь Авраамиево-Городецкий Покровский монастырь. Когда прп. Авраамий основал здесь монастырь, то Чухлома уже, конечно, существовала на своем нынешнем месте.
Из истории известно немало случаев, когда на месте бывшего города возникал монастырь или отдельный храм. Например, приблизительно в 70-е гг. XIV века прп. Пахомий Нерехтский (+ 1384 г.) основал в урочище Сыпаново неподалеку от Нерехты Троице-Сыпанов монастырь. Место, на котором был построен монастырь, в ряде документов XVII века называется «Сыпаново городище»54, что позволяет предположить существование здесь в прошлом небольшого укреплённого города.
Заметим, что в опубликованном тексте жития прп. Авраамия Галичского и Чухломского термин «Городок» по отношению к Авраамиево-Городецкому монастырю не употребляется и появления слова
«Городецкий» в названии обители никак не объяснено. В житии говорится, что будто бы прп. Авраамий, придя на берег Чухломского озера, сам наносил землю и насыпал ту гору над озером, на которой была построена обитель. В житии сказано, что прп. Авраамий «постави <…> на горе церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, на осыпи, еже сам преподобный на плещу своею наноси из подгория»55.
Конечно, предание о том, что прп. Авраамий сам насыпал гору
– не более чем поэтическая легенда. Монастырь построен на месте оставленного людьми города, который находился на естественной возвышенности над озером и был укреплён, как мы помним, насыпными валами.
Термин «Городок» неоднократно встречается в источниках
XVI –XVII вв. Кажется, впервые он упоминается в 1522/23 гг., когда «Данило Орел Козмин сын Острожного» – по-видимому, житель Соли Галичской – пожертвовал Авраамиево-Городецкому монастырю «две полянки у Соли Галичской». В данной говорится: «Се аз, Данило Орел Козмин сын Острожного, дал есми к Пречистой в дом к Покрову светей Богородицы на Городок в монастырь Герасиму игумену и святой братье старцем сорокоуста две полянки у Соли»56. В вышеупомянутой грамоте царя Фёдора Ивановича от 1584 года сообщается, что царь «пожаловал есми Покрова Пресвятыя Богородицы, что в Галицком уезде, в Городке, на Чухломе, игумена Никандра с братьею»57. В Чухломской писцовой книге 1628 –1635 гг. сказано:
«В Чухломском окологородье на Городке монастырь Покрова Пречистыя Богородицы и преподобного Аврамья Городецкого чудотворца на озере, на Чухломском»58.
Вернёмся теперь к вопросу о том, когда на «Городке» прекратилась жизнь и Чухлома была перенесена на нынешнее место.
В литературе есть только одна версия на этот счёт. В 1958 году Г. И. Лебедев писал: «В 1362 году, во время княжения Дмитрия Донского, Чухлома была перенесена на противоположный берег»59. Откуда автор взял эту дату, он не указывает, но ни в каких источниках её нет, и, видимо, Г. И. Лебедев определил её произвольно.
К сожалению, мы можем лишь очень приблизительно предполагать, и когда на заброшенный «Городок» пришёл прп. Авраамий Галичский и Чухломской. Дело в том, что, согласно житию, он умер
20 июля 1375 года. Если исходить из этой даты, то приход прп. Авраамия на «Городок» мог произойти в конце 60-х или самом начале
70-х гг. XIV века. Однако дата 1375 год, скорее всего, является ошибочной, т. к. одновременно в житии говорится, что галичский князь Юрий Дмитриевич (1374 –1434 гг.) посещал прп. Авраамия ещё в первом монастыре, основанном им в Костромском крае – Успенском Новозаозерском на Галичском озере. В житии сказано: «Георгий Димитриевич <…> часто приезжаше в монастырь Пресвятые Богородицы и <…> благословляшеся у преп. Авраамия и монастырю милостыню довольну подаваше»60. Юрий Дмитриевич же получил Галичский удел от своего отца великого князя Московского Дмитрия Донского в 1389 году.
Следовательно, преподобный Авраамий скончался не в 1375 году, а гораздо позже. Д. Ф. Прилуцкий пишет по этому поводу: «...в житиях преподобного Авраамия, как в рукописных, так и в печатных, время кончины его отнесено к 1375 г., но, поскольку в рукописных житиях его современником представлен галичский князь Юрий Дмитриевич, то нельзя не признать, что кончина преподобного после
довала несколько позднее 1375 года»61. Е. Е. Голубинский заметил, что преподобный Авраамий скончался «на самом деле как будто несколько позднее» 1375 года62. По-видимому, прп. Авраамий скончался в 90-х годах XIV-го или 10-х годах XV вв. Следовательно, и основание им Авраамиево-Городецкого монастыря на «Городке» надо отнести к 70 –80 годам XIV века.
Г. П. Смирнова пишет о монастыре: «Возникновение последнего некоторые источники датируют 1355 г.»63 Однако ни в каких источниках этой даты нет, и она явно выведена произвольно.
Так что, как видим, мы не знаем, погибла ли старая Чухлома на
«Городке» в результате нападения врагов, а затем была построена на новом месте, или же имел место перенос города с «Городка» на нынешнее место. Перенос же этот мы можем датировать очень широко
– от второй половины XIII-го до примерно середины XIV века.
О ВРЕМЕНИ ПОСТРОЕНИЯ КРЕПОСТИ ВО «ВТОРОЙ» ЧУХЛОМЕ
А когда была построена крепость в нынешней Чухломе? О времени её возникновения существуют разные точки зрения. В «Памятной книжке Костромской губернии на 1862 год» сказано:
«Во время внутренней борьбы удельного галичского князя Дмитрия Шемяки с московским князем Василием Васильевичем Темным Чухлома была укреплена земляным высоким валом, остатки которого и доселе видны»64.
В последующие годы это утверждение кочевало из одного издания в другое.
«Описание Костромской губернии в историческом и географическом отношении» (1871 г.): «Здесь (в Чухломе. – Н. З.) видны остатки укрепления, построенного Дмитрием Шемякой во время борьбы с великим князем Василием Темным»65. Словарь Брокгауза и Ефрона (1903 г.): «Во времена борьбы кн. Димитрия Шемяки с московским вел. кн. Василием Васильевичем Тёмным, Ч[ухлома] была укреплена земляным высоким валом, остатки которого видны до настоящего времени»66. П. А. Алмазов «Краткий путеводитель по г. Костроме и Костромской губернии» (1909 г.): «Во время борьбы удельно-Галичского князя Димитрия Шемяки с московским князем Василием Васильевичем Темным Чухлома была укреплена высоким земляным валом, остатки коего видны и доселе»67. Л. Н. Казаринов (1929 г.):
«Крепость в г. Чухломе, построена в XV веке галичским удельным князем Дмитрием Юрьевичем Шемякою, во время междоусобной войны с Московским великим князем Василием Темным за великокняжеский престол (1434 –1453 гг.)68 Ф. А. Рязановский (1926 г.):
«Шемяка во время борьбы с В. Темным укрепил Чухлому»69. Н. Н. Владимирский (1959 г.): «В XV в. при галичском удельном князе Дмитрии Юрьевиче Шемяке в Чухломе на высоком холме около речки Сандебы была построена крепость»70. А. А. Тиц (1971 г.):
«В тяжелые годы княжеских усобиц и стремительных татарских набегов сооружается крепость Чухломы. Коварный и властолюбивый князь Дмитрий Шемяка в годы борьбы за великокняжеский престол (1434 –1453) укрепляет Чухлому»71.
Однако очень сомнительно, чтобы крепость в новой Чухломе возвёл князь Дмитрий Юрьевич Шемяка. Шемяка получил Галичский удел по наследству только после смерти своего брата Димитрия Юрьевича Красного, скончавшегося в сентябре 1440 года. Большую часть последующего времени (до падения Галича в 1450 г.) он провёл в Угличе, около года пробыл в Москве на великокняжеском столе. Сомнительно, чтобы у него дошли руки до строительства крепости на Чухломском озере. Да и вряд ли в период 1440 –1450 гг. великий князь Василий Тёмный стал бы спокойно смотреть на возведение Шемякой в Чухломе новых укреплений. Ведь быстро крепость возвести нельзя. Если бы Шемяка приступил к её возведению, то Василий Тёмный ни за что не позволил бы ему довести строительство до конца. Шемяка мог возвести крепость в период 1446 –1447 гг., когда он ненадолго захватил великокняжеский престол в Москве, но тогда ему, упоённому победой, скорее всего, было не до Чухломы. Так что версия с Шемякой как строителем крепости в Чухломе очень и очень маловероятна.
В последнее время появилась точка зрения, что крепость в Чухломе возведена в первой половине XVI века, в период постоянных набегов на наш край казанских татар. В издании «Археология Костромского края» говорится: «О времени построения в Чухломе крепости сведений нет. Есть основания полагать, что она воздвигнута в первой половине XVI века наряду с аналогичными фортификационными сооружениями Галича и Солигалича, когда Чухлома становится центром осады. Об этом свидетельствуют схожая планировка и приемы возведения валов»72. Археолог К. И. Комаров пишет: «Более вероятно, что крепость была построена в кон. XV – 1-й пол. XVI в., когда были основаны или вновь укреплены многие города, в т. ч. и на Северо-Востоке Руси»73. Эта же версия повторена и в «чухломском» выпуске «Памятников архитектуры Костромской области», где сказано:
«До сер. 20 в. существовала точка зрения, что ее соорудил во 2-й четв. 15 в. удельный князь Дмитрий Юрьевич Шемяка во время
междоусобной борьбы за великокняжеский престол с великим князем московским Василием Темным. Тем не менее, археологические изыскания последнего времени дают основания датировать крепость кон. 15 – 1-й пол. 16 вв. – временем укрепления границ централизованного Русского государства, подвергавшихся частым нападениям казанских татар74. Сразу заметим, что последние археологические раскопки в Чухломском кремле проводил ещё Л. Н. Казаринов в 1922 году75, а после этого никаких «изысканий» в нём не проводилось.
Г. П. Смирнова полагает, что крепость в Чухломе была возведена в правление Юрия Дмитриевича. «Край в это время, – пишет она, – терпит многочисленные нападения со стороны воинственных соседей
– черемис и казанских татар. Юрий Дмитриевич принял энергичные меры для защиты от набегов, прежде всего путем постройки многочисленных крепостей. Подобная крепость в начале XV века была воздвигнута в городе Чухломе»76. Заметим, что нам ничего неизвестно о возведении Юрием Дмитриевичем «многочисленных крепостей» в Галичском крае.
Компромиссную версию излагает Д. Ф. Белоруков: «<…> Дмитрий Юрьевич (Шемяка) во время междоусобной войны Галича с Москвой построил в Чухломе новую крепость на высоком холме у реки Сундебы. Шемяка обнес город земляным валом, укрепил откосы берега Сундебы, а когда в XVI в. участились набеги казанских татар и черемисов, крепость в Чухломе усилили – построили крепостные стены из городней с башнями по углам»77.
Бывший кремль с Преображенским собором. Фото начала XX в. Чухломской краеведческий музей
Конечно, без проведения новых археологических раскопок в Чухломском кремле нельзя делать окончательных выводов, но представляется наиболее вероятным, что крепость в Чухломе возведена в «довоенный» период княжения в Галиче князя Юрия Дмитриевича, то есть в 1389 –1425 гг. До начала войны со своим племянником, великим князем Московским Василием Тёмным, у него имелось достаточно времени для укрепления Чухломы. В первой же половине XVI века в связи с частыми нападениями на Костромской край казанских татар крепость могли перестроить и укрепить.
Крепость в Чухломе просуществовала до начала XVIII века. В 1701 году в Чухломе находился «город рубленой, в нем 3 башни проезжих, 2 глухих, по мере около города и башен 288 сажен»78. В «великий пожар» в 1727 году стены и башни крепости сгорели и больше уже не восстанавливались79.
ГОРОД ЧУХЛОМА – НЕ ЕДИНСТВЕННОЕ ПОСЕЛЕНИЕ С ТАКИМ НАЗВАНИЕМ
Как мы помним, выше упоминались селения по р. Ветлуге с названием Чухлома. Да, город Чухлома – не единственный населённый пункт с таким названием. На востоке Костромской губернии существовали д. Чухлома (Варнавинский уезд) и д. Чухломка (Ветлужский уезд). Ещё одна д. Чухломка находилась в Макарьевском уезде Нижегородской губернии. Традиционно считается, что эти селения были основаны примерно в XVII веке переселенцами из-под г. Чухломы, перебравшимися сюда в эпоху церковного раскола. Л. Л. Трубе в книге «Достопримечательные географические названия земли Нижегородской» пишет: «<…> указателем на то, откуда шло переселение в Заволжье Нижегородской области, может служить и название Чухлома, Чухломка, которое носят три деревни, расположенные цепочкой по Ветлуге. Переселенцы пришли сюда из-под Чухломы, старинного городка Костромской области, спустившись по Ветлуге»80.
По-видимому, это соответствует действительности. Ни одна из этих деревень не стояла на речке Чухлома или Чухломка. Чухлома в Варнавинском уезде находилась при речке Берёзовке81, Чухломка в Ветлужском уезде – при р. Ветлуге82, Чухломка в Макарьевском уезде – при речке Швее83.
В 1922 году Варнавинский и Ветлужский уезды отошли в состав Нижегородской губернии. В советское время деревни Чухлома и обе Чухломки входили в состав Краснобаковского, Ветлужского и Воскресенского районов Горьковской (Нижегородской) области.
Чухлома в Краснобаковском районе исчезла в 70-е гг. XX века84. Две Чухломки, вроде, ещё из последних сил держатся.
На севере, в Сысольском районе республики Коми, есть ещё с. Чухлом, центр сельсовета, который официально именуется Чухломский. В этом сельсовете наряду с селом есть ещё и д. Старый Чухлом85. По преданию, данное село возникло в XVII веке как небольшой починок в тайге на берегу р. Малая Визинга, основанный русскими переселенцами. Впервые он упоминается в 1606 году как
«деревня Чюхлома на речке на Визинге»86.
Однако все эти названия возникли относительно поздно и не могут нам помочь в поисках ответа на вопрос о времени возникновения г. Чухломы и о происхождении этого названия.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Попробуем подвести итоги. По-видимому, в период второй половины XII – начала XIII вв. или же во второй половине XIII века на месте, где ныне находится Авраамиево-Городецкий монастырь, возникает небольшой славянский город Чухлома, скорее всего, получивший название по впадавшей рядом в озеро речке Чухломе. Не позднее середины XIV века город отсюда был перенесён на место современного г. Чухломы, сохранив своё название. Приблизительно в 80 –90 гг. XIV века на месте заброшенного «Городка» прп. Авраамием Галичским и Чухломским был основан Авраамиево-Городецкий Покровский монастырь. Со временем речка Чухлома, предположительно, была переименована в речку Святицу. Чухломское озеро получило своё название по городу. Версия о том, что в старину озеро именовалось Чудским – скорее всего, несостоятельная выдумка. Как называлось озеро первоначально, мы не знаем. Крепость в новой Чухломе, вероятно, была построена в период 1389 –1425 гг. по распоряжению тогдашнего галичского князя Юрия Дмитриевича.
1. Кирилов И.К. Цветущее состояние всероссийского государства. М., 1977, с. 248.
2. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 11–12. М., 1965, с. 41.
3. Тихомиров М.Н. Русское летописание. М., 1979, с. 88 (далее – Тихомиров М.Н. Русское летописание).
4. ПСРЛ. Т. 23. СПб., 1910, с. 164.
5. Тихомиров М.Н. Русское летописание, с. 88.
6. ПСРЛ. Т. 26. М. – Л., 1959, с. 202.
7. Буланина Т.В. Житие Авраамия Ростовского // Словарь книжников и книжности древней Руси. Вып. 2, ч. 1. Л., 1988, с. 237–238.