Гуманитарные экскурсии нач. XX века. От памяти к истории, от истории к памяти
Креативность в пространстве традиции и инновации : тез. докл. и сообщений III Российского культурологического конгресса с международным участием (СПб., 27-29 окт. 2010 г.). – СПб. : Эйдос, 2010. – С.277.
В начале ХХ в. небывалый размах получили образовательные экскурсии. Только словом этим обозначалось не привычное для нас явление, не«кратковременный тематический маршрут с целью посещения достопримечательностей, иных объектов туристского интереса», который«имеет свои характерные признаки: тематику, упорядоченный маршрут, протяженность во времени, наличие экскурсовода или гида, заранее составленный текст экскурсии, процесс собственного показа, разумеется, подразумевается наличие самих участвующих — стало быть, экскурсантов» (М. Б. Биржаков). В конце XIX в. экскурсиями могли назвать и загородные вылазки, и речные прогулки, и «грандиозное путешествие» в Европу, и плаванье на паруснике по Финскому заливу, и подъем в горы, организованный горным клубом. Экскурсия могла и не сопровождаться представлением информации. Как участники экскурсионного движения, так и составители министерских циркуляров объясняли их необходимость желанием«оживить» учебный материал. Правительство поощряло школы к проведению экскурсий, устанавливало льготные тарифы для их участников. Протестами против школьной схоластики наполнены произведения русской литературы, о них многократно говорилось на страницах журналов. Гуманитарные экскурсии, или, как потом говорили, «экскурсии в культуру», позволяют рассматривать их как коммеморативные практики, во многом определявшиеся изначальным ощущением участниками себя в потоке времени. Младшие школьники, наделенные «памятью целостной, диктаторской и не осознающей самое себя», превращали «прошлое предков в неразличимое время героев» (П. Нора), испытывая священный трепет от соприкосновения с мифом. Учащиеся средних учебных заведений, в большей мере подготовленные учителями, овладевшие языком науки, воспринимали экскурсии как того и хотели преподаватели, — как живое учебное занятие, помогавшее лучше усвоить пройденный материал. Для студентов экскурсии становились творческим актом, далеко не всегда приводившим к созданию монографий. В целом небывалый размах экскурсионного движения начала ХХ в. был вызван уже тогда надвигавшимся кризисом истории, не желавшей становиться памятью.