Биография М.М.Смодора
Замечательный фотохудожник Михаил Маркович Смодор (Самодур-Смодор Моисей Мордухов, (1882-1944), родился 20 января 1882 года в местечке Любавичи Оршанского уезда Могилёвской губернии. Детство прошло в семье родителей-мещан в трудах хозяйственных и земельных. В 16 лет родители определили его к варшавскому фотографу Якову Тираспольскому. Мастер слыл культурным, требовательным и справедливым педагогом.
Ателье этого фотографа находились в Варшаве, Лодзи, Воронеже, Одессе.
В Одессе фотоателье Якова Тираспольского размещалось среди дорогих и престижных магазинов в доме Пурица на углу Дерибасовской и Ришельевской. Иметь ателье в Одессе стремились многие талантливые фотографы того времени.
На паспарту было указано, что господин Тираспольский заслужил благодарность, лестный отзыв и награды от «Их Величеств и Их Императорских Высочеств», в том числе Наследника Цесаревича и Короля Датского (т.к. наследником обозначен Николай Александрович, то понятно, что паспарту было выполнено до 1894 года, когда наследник превратился в Николая II), медаль от Императорского русского технического общества и экзотическую индийскую медаль «Льва и Солнца». Им удачно был сфотографирован Персидский Шах. На фотографии (Фото 1) представлена одна из работ Якова Тираспольского и его паспарту.
Уважение и благодарность к наставнику Михаил Маркович сохранил до конца дней своих. А в своих работах превзошёл учителя.
Фотографическое учение растянулось на семь лет. Годы эти были непростыми, если не сказать больше – тяжкими, но вместе с тем и отрадными. Снизу доверху прошёл Смодор лестницу фотографической школы, прежде чем получил из рук учителя рекомендательные письма и своим трудом скопленные средства для устройства собственного дела.
Выйдя из учения в возрасте 23 лет, Смодор устраивается наёмным фотографом в г. Москве, но работает недолго, поскольку всегда мечтал о собственном деле. Шёл 1905 год.
К этому времени Михаил Маркович Смодор носит фамилию Самодур, девичью фамилию своей матери, поскольку по еврейским обычаям национальность и фамилия детям передавалась по материнской линии.
В марте 1906 года Михаил Маркович приезжает в город Буй, где проживал его брат Марк Маркович Смодор (1870-1949) и его семья.
Здесь он подаёт Прошение на имя Костромского губернатора с просьбой открыть в Буе фотографию. Прошение датировано 22 марта 1906 г. К Прошению прилагались с рядом других справок и Диплом мастера орнаментно-живописного ремесла, выданный Вологодской Ремесленной Управой за No62. Одновременно он подаёт Прошение и на открытие фотографии в Галиче. 24 марта 1906 года Самодур-Смодер получает Свидетельство No1351 о разрешении открыть фотографию в Буе. Свидетельство было подписано губернатором Костромской губ. 24 марта 1906 г. (Фото 2)
В Буе он знакомится со своей будущей женой Фаиной Ароновной Фарбман (1893-1987гг.). Фаина Ароновна родилась в усадьбе Рябково Иваново-Вознесенской губ., где её отец владел мельницей. После экспроприации мельницы в !917 г., семья перебирается в г.Буй, где жил брат Фаины Ароновны.
На фото 3 красным кружком в верхней части карты Иваново-Вознесенской губернии показана усадьба Рябково, где родилась Фаина Ароновна.
Но Буй не устраивает Михаила Марковича.
Осенью 1906 года Михаил Маркович Смодор-Самодур впервые приезжает в Галич.
В городе он провёл три дня. Познакомился с работой фотографических павильонов (их было два – фотографов Колесова и Перепёлкина), снялся на портрет. Сделал несколько частных визитов (один из визитов был, видимо в семью Акимов, с которой Смодора связывала большая дружба) и покинул город, но ненадолго.
В начале 1907 году Михаил Маркович снова приезжает в Галич, получив разрешения открыть фотографию в городе Галиче, теперь навсегда. Вот таким молодым и энергичным Михаил Маркович приехал в Галич. (Фото 5)
Галич для Смодора с первых впечатлений был и остался как уездный озёрный красавец. Он полюбил его. Полюбил и галичан, платил им щедро своим безупречным трудом. Ему отвечали взаимностью.
В Галиче он арендует двухэтажный дом на ул. Богоявленской (сейчас ул.
Подбельского, дом No8) у предпринимателя Михаила Николаевича Поспелова. (Фото 6)
К дому примыкали двухэтажная пристройка и большой крытый двор, где были большие конюшни, вешала для сушки кож, большие лари, яма для хранения гашеной извести. В пристройке жили работники М.Н.Поспелова, которые обрабатывали кожи и шили замшевые перчатки. На берегу реки Кешмы стояла двухэтажная баня, на втором этаже которой также жили работники Поспелова.
Свою фотографию М.Смодор обустроил на втором этаже дома, назвав её «Универсальной фотографией М,Смодора». Вот паспарту этой фотографии. (Фото 7)
После революции 1917 г. Билет на право проживания за No253 Михаила Марковича Самодура было заменено на Удостоверение. Такое Удостоверение представлено на фото 8. Удостоверение напечатано на фотографии М.Смодора и удостоверяет его фамилию М.Смодор-Самодур. Удостоверение No2025 вероятно выдано в 1920 г.
Срок действия Удостоверения не указан. В следующем Удостоверении личности за No338, где Михаил Маркович был уже записан под фамилией Смодор.
Посетители попадали на второй этаж по парадной лестнице, предварительно позвонив в звонок. Посетителей встречала домработница Надежда Андреевна Климова (1893-1971 гг.). Родом она была из деревни Пестово, что находилась недалеко от села Палкино. Её комната находилась на втором этаже.
Посетители раздевались в раздевалке, которая находилась напротив комнаты Надежды Андреевны и через красивые филёнчатые белые двери с «золотыми» ручками попадали в приёмную, где стоял большой письменный стол с тумбами, стояло трюмо, и была выгорожена тёмная комната, в которой М.Смодор менял фотокассеты. Следующая дверь из приёмной вела в зал для фотографирования. Он был светлым. Большие окна выходили на Богоявленскую улицу, а также окна были и на боковой стене дома.
Большое внимание М.М.Смодор уделял оформлению своей фотографии. Он и сам был мастером орнаментно-живописного ремесла. Это звание ему присвоила Вологодская Ремесленная управа, выдав удостоверение за No62. И, конечно, привлекал к оформлению фотографии своего друга, галичского художника Ивана Ивановича Каликина. На фото 9 показаны эскизы живописных «задников» в фотографии. Фотография выполнена М.Смодором.
Тёмные комнаты, что примыкали к стене пристройки, использовались для проявления фотопластинок, печати фотографий и их ретуширования.
Для отапливания дома использовались печи, отделанные белыми изразцами без рисунка.
В летнее время М.Смодор любил фотографировать в веранде над парадным входом.
Смодор много работал, без устали, случалось – по 20 часов в день. Помощников не держал, признавая работу фотографа только в одном лице. Средства для жизни имел достаточные. На себя тратил мало, помогал родителям, вкладывал в дело, что оставалось – это для души: он был подлинный библиофил. Деньги уходили на книги, альбомы по искусству, выписку фотографических журналов и т. п. Книжная любовь свела его и сдружила с К. В. Палиловым, галичским книготорговцем и краеведом. Именно по просьбе Палилова и при его участии Смодор снимает виды Галича, его архитектурные памятники, типы галичан, их быт, их труд. К.Палилов и М.Смодор осуществляют совместный коммерческий проект по выпуску почтовых открыток с видами Галича и его окрестностей, которые были изданы в типографии русского книгоиздателя И.Сытина, который приходился родственником К.Палилову. Осуществление этого проекта оставило потомкам бесценные фотодокументы начала XX века.
Эти фотографии делались и для оформления краеведческого уголка, который был открыт при первой Народной библиотеке, которая открылась в 1906 г. В доме купца Парфёнова на Костромской улице (ул. Ленина) В 1913 году состоялся высочайший визит царской семьи в Кострому. По этому поводу была устроена кустарно-промышленная выставка, на которой было представлено свыше 1000 фотографий. Автором нескольких десятков из них был Смодор.
Возможно, что на этой выставке были представлены фотографии празднования Духова дня в Галиче и вид с озера на Николаевский Староторжский женский монастырь.
Дата их появления 1913 год.
В жилых комнатах дома М.Смодора на первом этаже большое место занимала библиотека, стояло пианино, на стене висели старинные часы и красивый барометр.
На фотографиях (Фото 10, 11 и 12) показана часть библиотеки М.Смодора. Книги хранились в книжных шкафах, которые были покрыты чёрным лаком.
Кроме книг, которые показаны на фотографиях, были: История живописи Бенуа, История русского искусства Грабаря, Тургенев, Шекспир, Шиллер, Лев Толстой, собрание сочинений Н.В.Гоголя, собрание сочинений В. И. Ленина в 30 томах, довоенное, История России, Всемирная история и другие. В основном эти книги сейчас в Москве у разных родственников. Кроме перечисленных выше книг в библиотеке М.Смодора было шикарное юбилейное издание к 300-летию дома Романовых На своих книгах Михаил Маркович ставил свой экслибрис со своей фамилией и номером книги в своём каталоге или ставил свою подпись. Экслибрис и подпись показаны на фото 13.
Михаил Маркович регулярно выписывал журнал «Советское фото». Один из экземпляров этого журнала из его библиотеки показан на фотографии. (Фото 14)
Для детей выписывался журнал «Пионер».
Кроме книг и журналов М.Смодора всегда интересовали новинки фотографической техники. На фото 15 и фото 16 показаны фотоаппараты, которыми пользовался Михаил Маркович.
На фото 16 показан фотоаппарат «Фотокор», появившийся в 30-е годы прошлого века. Им Михаил Маркович пользовался для фотографирования вне своей фотографии.
Были у него и другие новинки фототехники.
Октябрьский переворот 1917 года Смодор принял неоднозначно. Сначала принял революцию, а потом поменял отношение, видя плоды её социального устройства. Своё отношение к новой власти он выразил на одном из своих коллажей, отобразив на нём всех чиновников от власти, которые, как говорил его друг, поэт Соловьёв-Нелюдим привели к тому, что «от Советов только вывеска осталась».
В 1921 году в Галиче открылось отделение Костромского научного общества по изучению местного края, и фотографический талант Смодора пришёлся весьма кстати.
Особенно плодотворно потрудился Михаил Маркович во время создания музея общества.
Его снимки в витринах запечатлели жизнь Галича, Рыбной слободы, памятники церковной старины, события общественной жизни.
Рыбная слобода Галича – это любовь фотографа. Он был дружен со многими рыбаками, ходил с ними на лов, они были частыми гостями у него. Он много снимал рыбацкие семьи и артели, а об их жизни знал всё в подробностях.
В 1922 году М.Смодор женится на Фаине Ароновне и перевозит её из Буя в Галич в свой дом. К этому времени Фаина Ароновна получила в Варшаве специальность зубного врача.
На фото 17 представлено Свидетельство о браке Михаила Марковича и Фаины Ароновны.
Оригинал был утерян и Фаине Ароновне пришлось в 1951 году выправлять дубликат Свидетельства о браке.
У Михаила Марковича н Фаины Ароновны было двое сыновей: Рафаил, родился 14 октября 1923 года и Лев, родился 11 апреля 1926 года. Записи о рождении сыновей хранятся в Галичском ЗАГСе. На руки М.Смодор получил Выписи (что соответствовалото время Свидетельству о рождении). Выписи показаны на фото 18.
На фотографии 19 Михаил Маркович запечатлел своих детей.
На фото 20 М.Смодор запечатлел родителей Фаины Ароновны, Фаину Ароновну со своими детьми Рафаилом и Львом, сестру Фаины Ароновны – Софью Ароновну и её дочь Беллу.
Когда появились дети Михаил Маркович и Фаина Ароновна завели корову.
В 1929 году М.Смодору меняют Удостоверение личности No С-242. Он получает новое бессрочное 16 сентября 1929 г.. В новом удостоверении местом рождения Михаила Марковича чиновник указывает город Галич. Это Удостоверение личности показано на фото 21.
В начале 30-х годов прошлого века началась коллективизация и раскулачивание. Был раскулачен М.Н.Поспелов. У него был отобран дом, его производство. Началост, так называемое «уплотнение». В пристройку к дому, которую занимали работники Поспелова, поселили семью Геннадия Новикова (на первом этаже). На второй этаж поселили семью Ёлшиных. Семья М.Смодора продолжала жить на первом этаже.
Михаил Маркович всеми силами сопротивлялся коллективизации, государство давило его налогами.
9 сентября 1933 г. бессрочное удостоверение М.Смодора было заменено на паспорт БЦ No 146807. (Фото 22). По этому паспорту М.Смодор – рабочий.
Вскоре, несмотря на огромный авторитет М.Смодора в Галиче, его близким знакомствам с руководителями города, фотографию национализируют, и она входит в комбинат бытового обслуживания населения. Появляются новые фотографы. Среди них Николай Сергеевич Орлов, сын известного фотографа Сергея Александровича Орлова, Туманов и др.
По особым отметкам в паспорте (фото 23) можно констатировать, что фотография М,Смодора была национализирована 1 августа 1930 г. Михаил Маркович был принят на работу в этот же день в бывшую свою фотографию фотографом.
М.Смодор ещё полон сил и продолжает самостоятельно работать как репортёр, снимая плоды коллективизации, разрушения церквей и превращения их в машина- тракторные станции, изменения облика города.
В 1935 году М. М. Смодор был по ложному доносу арестован и отправлен в ГУЛАГ на строительство канала «Москва-Волга». Здесь он стал фото летописцем строительства канала. В июле 1937 года его досрочно освобождают. Больным, с поражением ног, исхудавшим, Смодор возвращается в Галич. Настоящими друзьями, не бросившими семью Смодора в это тяжёлое время, остались рыбаки Рыбной слободы.
К сожалению, все работы Михаила Марковича этого времени остаются безымянными.
С момента возвращения из лагеря и до смерти Михаил Маркович уже не фотографировал. Мало выходил из дома, вернее, его вывозили из дома на самодельном стуле с колёсами, и так он созерцал улицу Богоявленскую, которая при его жизни была переименована в улицу Подбельского.
С начала Великой Отечественной войны дом «уплотняют». На втором и первом этаже поселяют новые семьи. Из Люблино (тогда ещё Московской обл.) приезжает сестра Фаины Ароновны – Софья Ароновна, врач педиатр. Фотография перемещается в веранду.
Оба сына Михаила Марковича ушли на фронт. Рафаила взяли прямо со срочной службы. Он служил на Кавказе, там и погиб в районе Минеральных вод в апреле 1943 г. Младший сын М.Смодора Лев был одарённым мальчиком, хорошо рисовал. На фронт его мобилизовали, не дав закончить 10 классов. Льва направляют в школу связистов, а затем на Белорусский фронт. Он попал в Польскую армию, которая была сформирована в Советском Союзе.
Последний раз Фаина Ароновна виделась с сыном Львом в 1943 году. Видимо сына отпустили повидаться с родителями. Их фото 24.
Лев погиб 23 апреля 1945 года от пули польского снайпера чуть-чуть не дожив до победы в бою за деревню Линум. Похоронили его с воинскими почестями у деревни Фляхов на Польской земле. Похоронки на детей представлены на фото 25.
Впоследствии имена Рафаила и Льва были высечены на обелиске погибшим воинам у школы No4, в которой они учились. (Фото 26).
Михаил Маркович умер суровой снежной зимой 4 января 1944 года, о чём была сделана запись в книге регистрации Галичского ЗАГСа. Фаина Ароновна с трудом договорилась с практически одним мужичком- извозчиком из военкомата Яковом Ковалёвым, чтобы он довёз гроб до Еврейского кладбища. Яков довёз гроб до горы, дальше дороги не было. Гроб переложили на санки и женщины: Фаина Ароновна, домработница Надежда Андреевна, жена Новикова и женщина из соседнего дома с трудом дотащили гроб до могилы и предали тело М.Смодора земле. Поминки были скромными, просто попили чаю из самовара. Могила М.М.Смодора на Еврейском кладбище в Галиче показана на фото 27.
После окончания Великой Отечественной войны дом Смодора так и остался «уплотнённым», то есть превратился в обычную коммуналку. Вместо возвратившихся домой эвакуированных семей, поселили новых жильцов. Фаине Ароновне и домработнице была выделена небольшая часть первого этажа. Уже в конце своей жизни Фаина Ароновна поменялась квартирами с семьёй Новиковых. Фаина Ароновна перешла в пристройку, окна которой выходили во двор, а Новиковы заняли несколько большую квартиру Фаины Ароновны с окнами на ул. Подбельского. Фаине Ароновне так было удобнее и тише.
На фото 28 показан интерьер комнаты, в которой жила Фаина Ароновна, снятый в 1980 году её родственником.
На фотографии стоит самовар, из которого пили чай Смодоры и угощали друзей. На стене висит красивый барометр, как память о старых добрых временах и старинные часы, которые остановились в момент смерти Михаила Марковича и больше никогда не ремонтировались. Для Фаины Ароновны это была память о своём прекрасном муже.
Фаина Ароновна прожила долгую жизнь. Она умерла в 1987 году. Похоронена она на городском кладбище Галича в одной ограде с любимой домработницей Надеждой Андреевной Климовой. Их могилы показаны на фото 29
На фото 30 показана могила М.М.Смодора на Еврейском кладбище в настоящее время.
В заключение биографии М.М.Смодора хочется сказать несколько слов о его родственниках.
В книге для чтения по краеведению "Буйская земля" (автор-составитель В.Н.Флеров) говорится: "Семья Смодер открыла первую фотографию в г.Буе около 1910 года. Глава семьи Марк Маркович Смодер... имел детей: Семена, Соломона, Илью и Менея. Семен унаследовал дело отца в Буе. Соломон уехал в Галич, где открыл свое дело».
Соломон уехал из Буя в Галич, где открыл своё дело вместе со своей семьёй.
Сын Соломона Марковича – Семён Соломонович (родился в Буе 4 января 1911 г.) взял фамилию своей бабушки Самодур. Он стал советским актёром и режиссёром театра кукол Сергея Образцова, народным артистом РСФСР (1966 г.). (Фото 31)
С 1930 учился в студии П. Я. Павлинова, затем в 1931—33 в изотехникуме Изогиза. С 1933 актёр Центрального театра кукол, а с 1947 — режиссёр. Поставил совместно с С. В. Образцовым «Кошкин дом» Маршака, «Мой, только мой» Тузлукова, «Необыкновенный концерт» Сперанского и др.; самостоятельные постановки — «Волшебная калоша» Матвеева, «Сказка о царе Салтане» по Пушкину и др. Среди ролей: Конферансье («Необыкновенный концерт»), Создатель («Божественная комедия» Штока), Голова, Чёрт («Ночь перед Рождеством» Сперанского по Гоголю).
Умер Семён Соломонович 5 июня 1991 г. в Москве и похоронен на Троекуровском кладбище.
При работе над биографией М.М.Смодора использованы материалы:
1. Материалы Галичского ЗАГСа.
2. Материалы Костромского Государственного архива.
3. Воспоминания Виталия Геннадьевича Новикова.
4. Воспоминания Беллы Рафаиловны Балазовской, племянницы Фаины Ароновны Смодор.
5. Материалы Олега Бондарева, родственника Смодоров.
6. Фотографии из личных архивов родственников Смодора.
7. Текст биографии М.Смодора согласован с Б.Р.Балазовской.
Н.Сотников
Сентябрь 2017 г.