Костромичи — герои морских сражений
В начавшейся в феврале 1808 года войне России с Швецией Англия выступила на стороне Швеции и в помощь шведскому флоту ввела в Балтийское море свою сильную эскадру. 11 июня 1808 года вблизи острова Нарген, в Финском заливе, произошло морское сражение между русским 14-пушечным катером «Опыт» с командой в 80 человек и английским 50-пушечиым фрегатом «Сальсет» с командой в 500 человек.
Командиром катера «Опыт» был лейтенант Гаврило Иванович Невельской, его помощником — мичман Евграф Станюкович, родной дядя известного русского писателя К.М. Станюковича. На «Опыте» проходили морскую практику два гарде-марина: Павел Михайлович Баранов и Сергей Нефедьевич Сухонин. В этом сражении русские моряки покрыли себя неувядаемой славой, и подвиг моряков «Опыта» во главе с его храбрым командиром Г.И. Невельским и его товарищами вошёл в историю русского флота как образец храбрости и геройства.
К сожалению, история не сохранила имена матросов, служивших на «Опыте», из которых многие погибли смертью героев, но имена командира «Опыта» и его храбрых помощников известны, и в этой заметке рассказывается о их подвигах. Вот что написано об этом сражении в книге «История русского флота» Ф.Ф. Веселаго:
«…Посланный для наблюдения за английскими крейсерами, вошедшими в Финский залив, «Опыт» 11 июня 1808 года сошёлся у Наргена с английским 50-пушечным фрегатом. Несмотря на неравенство сил, командир «Опыта» лейтенант Невельской вступил в бой со своим противником, требовавшим сдачи. Стихнувший во время сражения ветер дал возможность катеру при усиленной гребле удалиться от неприятеля. Но при нашедшем порыве ветра фрегат скоро догнал катер и открыл по нему огонь. В продолжении четырёх часов Невельской храбро отбивался от своего грозного противника, и англичанам удалось захватить катер только тогда, когда он при сильно избитом рангоуте получил значительное повреждение в корпусе. Из числа команды было много убитых и почти все, включая и самого командира, переранены. Овладев катером, англичане в уважение блистательной храбрости русских освободили из плена Невельского и всех его подчинённых».
Командир английского корабля возвратил Невельскому и его товарищам шпаги и передал всех русских моряков на первое встречное нейтральное судно для доставки их в Россию.
Что же удалось узнать о героях этого сражения, уроженцах Костромского края, в наших архивах? Г.И. Невельской, родившийся в 1777 году, происходил из семьи солигаличских дворян Невельских, давших родине немало храбрых моряков и в их числе знаменитого адмирала Геннадия Ивановича Невельского.
Павел Михайлович Баранов — из Кологрива. Его два брата, как и он, тоже были моряками. П.М. Баранов находился на «Опыте» во время сражения у острова Нарген в качестве гардемарина, прославил своё имя в этом бою. За сражение у Наргена молодой гардемарин Павел Баранов получил награду.
В 1811 году П.М. Баранов производится в первый офицерский чин и на корабле «Северная звезда» принимает участие в войне 1812 года, сперва при обороне Риги, а потом в операциях русского флота у берегов Голландии. По окончании войны Павел Баранов участвует во многих плаваниях русских военных кораблей в Испанию и Португалию в эскадре адмирала Моллера, потом в Исландию и другие страны. В 1818 году его назначают в полярную экспедицию на корабле «Новая Земля» под командованием Андрея Петровича Лазарева, брата известного адмирала. На этом корабле Баранов производит съёмки и описания берегов Новой Земли и других малоисследованных тогда мест.
По возвращении из экспедиции Баранов назначается на бриг «Аполлон», направлявшийся в кругосветное плавание под командой того же А.П. Лазарева. Во время трёхлетнего кругосветного плавания он посещает все страны мира, особенно долго находится в русских владениях в Америке — на Аляске. Возвратившись из кругосветного плавания, получает назначение на вновь построенный линейный корабль «Азов», командиром которого был впоследствии знаменитый русский флотоводец Михаил Петрович Лазарев. На этом легендарном корабле, вписавшем своё имя в книгу русской морской славы, в то время служили в качестве младших офицеров такие известные моряки, будущие герои Синопа и Севастополя, П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, В.И. Истомин, а П.М. Баранов был старшим офицером.
В Наваринском сражении 7 октября 1827 года, когда соединённая русско-англо-французская эскадра вступила в бой с объединённым турецко-египетско-тунисским флотом, причём у наших противников было большое преимущество как в кораблях, так и в числе орудий на них, «Азов» покрыл себя неувядаемой славой. Сражаясь один с пятью вражескими кораблями, «Азов» зажёг и взорвал два турецких фрегата, своим огнём уничтожил один турецкий корвет и потопил 80-пушечный линейный корабль, флагманское судно союзника турок — тунисского бея. Во время Наваринского боя П.М. Баранов, как и на «Опыте», показал образец выполнения воинского долга и геройства.
Распоряжаясь тушением возникавших от вражеских бомб пожаров и заделкой пробоин в борту, П.М. Баранов находился на верхнем мостике, отдавая команды через рупор (мегафон). Осколок близко разорвавшегося снаряда ударил в рупор, и этим ударом у П.М. Баранова были выбиты передние зубы. Выплёвывая их с кровью, Баранов приказал подать себе новый рупор и продолжал распоряжаться. Новый снаряд разорвался на мостике, и Баранов получил тяжёлое ранение в ноги, но и тут он не ушёл со своего боевого поста. Наскоро перевязав раны тут же, на мостике, он отказался спу-ститься в лазарет и покинул мостик лишь тогда, когда бой завершился полным разгро-мом врага.
После излечения от ран Баранов снова в строю. Он служит старшим офицером на фрегате «Константин», затем его переводят старшим же офицером на линейный корабль «Полтава», и он снова участвует в боях. За Наваринское сражение Баранова награждают орденом. По окончании войны с Турцией в 1831 году П.М. Баранов производится в капитаны 1 ранга и вскоре же выходит в отставку по случаю многочисленных ранений и расстроенного многими морскими походами здоровья. Но боевой моряк не может примириться с береговой жизнью.
Вскоре он подаёт прошение о принятии вновь на службу во флот, где его и назначают командиром линейного корабля «Прохор». Но ранения и расстроенное долгой морской службой здоровье не дают ему возможности продолжать плавания. В 1838 г. его назначают на береговую должность, сперва помощником командира Кронштадтского порта, а затем командира Ревельского порта. Остатки своих сил П.М. Баранов отдаёт родине, и его деятельность отмечается производством в генерал-майоры.
Незадолго до смерти, последовавшей 10 октября 1847 года, Павла Михайловича назначают инспектором корпуса флотских штурманов Балтийского флота. Похоронен П.М. Баранов в г. Кронштадте.
О третьем участнике боя у острова Нарген Сергее Нефедьевиче Сухонине известно, что он родился в усадьбе Горки Галичского уезда. За подвиг на «Опыте» он, как и П.М. Баранов, был награждён. Сухонин был произведён в мичманы. Вместе с Барановым участвовал в 1812 году в боях при обороне Риги, а затем в операциях русского флота у берегов Голландии. Затем служба С.Н. Сухонина проходит в Черноморском флоте. В войну 1828—1829 гг. за оказанную храбрость в бою под Варной Сухонин награждается золотым оружием с надписью: «За храбрость». В этом сражении С.Н. Сухонин был тяжело ранен, но по выздоровлении он снова в боевых действиях нашего флота. За взятие с моря крепости Сизополь он был награждён орденом Анны 2-й степени. После окончания войны С.Н. Сухонин вышел в отставку и в дальнейшем служил в Костроме.
Северная правда. – 1972. – 13 июля.
Публикация А.В. Соловьёвой.