Великая Пустынь.
У меня в руках — тоненькая папка, в которой уместились сведения о последних годах существования Ильинской религиозной общины. На пожелтевших страницах отмечен тернистый путь прихожан 20 деревень бывшего Санциловского и Ильинского сельсоветов и их священника Алексея Алсеевича Добровольского.
В 1929 году Совет Народных Комиссаров и органы НКВД разработали постановление и особые инструкции о правах и обязанностях религиозных общин страны. Они- то и помогли окончательно расправиться с верующими людьми. А произошло это благодаря бумажной волоките и чиновничьему произволу. От общины, в том числе и Ильинской, ежегодно, кроме уплаты больших налогов, требовали список учредителей, в который входила вся церковная двадцатка, список правления общины и ревизионной комиссии, анкету священнослужителя и опись церковного имущества. В противном случае храм закрывали, и местные власти использовали здание по своему усмотрению.
В 1931 году председатель Чухломского РИКа Петров шлёт в село Ильинское грозное предупреждение о невыполнении крючкотворных условий по регистрации общины, и только через месяц председатель сельсовета Осокин, секретарь Потехин и счетовод Екимов удосужились составить опись имущества. Следует подчеркнуть, что в 1922 году государство изъяло из церквей района все предметы, содержащие драгоценные металлы, но в Ильинской чудом сохранились серебряный напрестольный крест, кадило, ковчег, чаша для причастия и плащаница, вышитая золотыми и серебряными нитями. Далее в описи усердные представители сельсовета отметили: крыша церковная покрыта железом, на колокольне семь медных колоколов, а окна с 1911 года забраны железными решётками.
В то время председателем церковной общины была 30-летняя Мария Николаевна Сентябрёва, и в марте 1932 года следующий председатель сельсовета по фамилии Харитонов прислал ей копию акта о проверке церковного имущества и распоряжение РИКа о закрытии церкви по причине отсутствия перерегистрации. Храм опечатали, ключ забрал Харитонов, но в течение короткого срока община вновь представила все документы и богослужения возобновились.
Однако верующие люди были бельмом на глазу для безбожной советской власти. В июле 1934 года на заседании президиума Ильинского сельсовета третий по счёту председатель Меднов вынес постановление: «За неподчинение нашему распоряжению со стороны служителя культа Добровольского, за отказ по доставке извещения срочно вызываемого члена сельсовета из д. Алешково Осокина привлечь Добровольского к штрафу в сумме 25 рублей и с последнего взыскать в 24 часа». Штраф отец Алексей уплатил, но пожаловался в райисполком на действия местной власти. В заявлении он пишет: «Я подвергся штрафу только за то, что вследствие своего болезненного состояния не мог доставить извещение члену сельсовета Осокину за пять километров в д. Алешково. Не имея курьера, Ильинский сельсовет очень часто посылает меня, и я хожу с доставкой разных извещений и повесток на дальние расстояния. Возраст мой немалый — 69 лет, и врачебной комиссией я признан нетрудоспособным. В этот раз по причине серьезного заболевания я не смог унести извещение, а посему прошу освободить меня от штрафа». Что, кстати, и было исполнено по указанию Чухломского РИКа.
Вскоре престарелый батюшка ушёл за штат, а его место занял священник из села Бушнево, внук протоиерея Чухломского Преображенского собора Владимир Михайлович Соболев. Семья священника осталась в Бушневе, а он жил на квартире в д. Панютино у кого-то из прихожан. Но маховик репрессий начал стремительно раскручиваться и 25 ноября 1937 года отца Владимира вместе со священником с. Понизье Василием Николаевичем Ювенским, священником Воскресенской церкви села Глазуново Иваном Никаноровичем Рязановским и священником Покровской церкви с. Ножкино Василием Александровичем Лапшангским арестовали и приговорили каждого к 10 годам. Из лагерей никто из четверых не вернулся.
Старый батюшка Алексей Добровольский умер 18 февраля 1945 года у себя дома и похоронен в Ильинском, а церковь после ареста Соболева три года хранили верующие, но в 1940 году её закрыли навсегда. В июне 1948 года налоговый инспектор райфинотдела Голубева, председатель Ильинского сельсовета Михаил Семёнович Потехин, счетовод колхоза «Новая жизнь» Михаил Николаевич Борисов обследовали Ильинскую церковь в присутствии Зои Ивановны Добровольской, вдовы погибшего на фронте сына священника Николая Алексеевича Добровольского.
«Внутри церкви, как теплой, так и холодной, несколько разбросанных деревянных икон, три шкафа, две печи, деревянные распятая, два сундука, свечной дубовый ящик. Всё имущество изломано, разбросано, стёкла выбиты, а церковь не закрыта и находится в плохом состоянии», — рассказывает последний документ из дела.
Теперь мало кто знает, что на местном кладбище, от которого не осталось и следа, в 1843 году похоронили прихожанина Ильинского храма, владельца усадеб Петровское и Давыдовское, капитан-лейтенанта флота, участника войны со Швецией и Францией, мирового посредника, коллежского советника Петра Николаевича Лермонтова с женой Парасковьей Степановной, урождённой Кафтыревой. Где-то здесь находятся и могилы капитана второго ранга из ус. Левино Петра Андреевича Борноволокова, его жены Марфы Григорьевны, штабс-капитана Геннадия Васильевича Бекарюкова с женой Александрой Арсеньевной, урождённой Волженской, и их сына Геннадия.
Ветер, снег и дождь хозяйничают в пустых стенах храма, да изредка любопытный прохожий заглянет в разорённое здание постройки 1815 года. Лишь крики докучливых ворон нарушают покой бывшего села с древним названием Великая Пустынь, святого места, где когда-то подвизался преподобный Авраамий Чухломский, в память кончины которого сельский храм носит имя Илии Пророка.
Публикатор и оформитель Михаил Шейко (Чухлома)