Александр Александрович Макаревский (1876—1947).
Из собрания старого фотографа. Часть 3.
А.А. Анохин, краевед.
В 1986 году сотрудники историко-архитектурного музея-заповедника устроили выставку «Старая Кострома в фотографиях». Один из выставленных снимков привлек всеобщее внимание. Выигрышный большой размер, а главное, сюжет изображения способствовали тому, что зрители подолгу задерживались у этого снимка, вызывавшего в памяти картины передвижников. Спрашивали об авторе. Автор был неизвестен.
На снимке — летний день. Городской плац занят «девятой ярмаркой» — главным в городе торговым губернским праздником.
Против памятника царю Михаилу Федоровичу и крестьянину Ивану Сусанину на мачте развевается символ ярмарки — российский флаг. Полдень. Людское оживление временно спало. В пространстве ярмарочных линий, вдоль лавок, павильонов, украшенных вывесками, заметно некоторое движение. Вот девушки-горожанки остановились под вывеской «Хрусталь», ведут беседу. Вот в лавке «Американского базара», где есть «любые вещи», покупатели присматривают покупку. А в центре картины, прямо на зрителя, неспешной прогуливающейся походкой движутся дамы, ведущие за руку девочку-малышку, рядом с ними идет девочка старшего возраста. Видны отбрасываемые от них короткие тени. Можно уловить и шелест их платьев и легкие прикосновения обуви к мощеному полотну плаца. Кажется, еще несколько шагов — и вся группа сойдет в выставочный зал, внесет с собой ярмарочную атмосферу губернского города.
Спустя три года я установил автора снимка и узнал, кто на нем представлен. Фотографом оказался костромской любитель светописи А. А. Макаревский. В истории фотографического дела костромского края он своими работами оставил весьма заметный след.
Александр Александрович Макаревский (1876—1947) родом из Твери. Окончил в 1893 году Вышневолоцкое училище кондукторов путей сообщения. Воспитанники этого училища получали специальность строителя.
В этой специальности «кондуктор путей сообщения» Макаревский определяется на службу в Костромское губернское земство и впоследствии выдерживает испытания на звание «техника путей сообщения», в указанном звании прошла вся его дореволюционная служба в Костроме.
Служебные характеристики представляли его как человека образованного, сведущего, как честного и безукоризненного земского работника.
Однако наше внимание привлекает не земский строитель Макаревский, а искусный фотограф-любитель. Фотографией он увлекся в Костроме. В начале века состоялось его знакомство с профессионалом фотографом Г. П. Куракиным, владельцем «Большой московской фотографии». Мастер-профессионал дал первые дружеские уроки, научил работать с аппаратурой. Началась пора самостоятельных трудов.
Служба земского строителя известна: постоянные поездки, командировки. Он строит мосты и дороги, школы и больницы и еще множество всяких земских сооружений. Во всех передвижениях он получал возможность наблюдать жизнь провинции, где предоставлялись встречи с людьми самых разных сословий, занятий, характеров. Фотокамера постоянно сопровождала своего владельца в поездах: Шла неторопливая, вдумчивая съемка. Природа наделила его способностью видеть и понимать прекрасное. Он увлекался музицированием, живописью. В живописи отдавал предпочтение пейзажу. Довольно много пейзажных картин оставил он и в фотографиях. Любовь к природе во всяком ее состоянии присутствует во всех его работах — живописных и фотографических. Его привлекает зрелище волжского ледохода, на фоне ледяных глыб фотокамера запечатлевает женщин с корзинами, полощущих белье в холодной воде. В зимний морозный день его внимание останавливает белая от инея березовая аллея с четко прорисованным узором ветвей. Снимает и санный путь, проложенный в сугробах, след шагов, оставленный путником. Сколько верст протрясся он в казенных пролетках и фурах, а еще больше прошагал по губернскому бездорожью! Верно, отсюда и родилась его любовь к дорожным изображениям, профессия наложила свой отпечаток.
Жизнь Макаревского от рождения и до конца дней была связана с Волгой. Оттого и налегла на его фотографические увлечения «волжская печать». Пароходные, лодочные и береговые прогулки с фотоаппаратом оставили нам кадры жизни на великой реке.
В любительской практике Макаревского следует отметить еще одну сторону подлинно творческого отношения к фотографии — того редкого и необходимого свойства, которого часто недоставало прежде и недостает сегодня профессионалам фотографам. Он был наделен этим свойством — духовной, внутренней культурой, способностью увидеть, почувствовать человека. Светлое чувство возникает у зрителя при просмотре его портретов, особенно детских. Он умел всмотреться в человека, найти тональность характера, соответственно определить компоновку кадра, его художественное, образное решение. Потому и портреты выходили у него живые и добрые.
После смерти фотографа его архив, как часто случается, за ненадобностью, в бытовой суете поместили на чердак и в чулан. Менялись владельцы, жильцы бывшего его дома, а вместе в ними исчезали и негативные стекла. Фотографии разбирались родственниками и куда-то пропадали. В начале семидесятых годов внук фотографа лишь малую часть негативов деда смог передать в музей-заповедник. Передачу оформили в спешке. В музейные фонды негативы поступили как безымянные стекла и растворились среди себе подобных единиц хранения. И все же некоторым из них удалось возвратить авторское имя. Ряд этих фотографий альманах представляет вниманию читателей.
А на снимке, который сделан на губернской ярмарке,— жена фотографа Анастасия Николаевна, его младшая дочь Мария, сестра жены Анна Николаевна и двоюродная сестра фотографа Лиля. Год 1905-й.
Журнал «Памятники Отечества», №1 (23) 1991 год.