кандидат исторических наук
Костромской государственный университет
sz44@inbox.ru
Зарождение и развитие красносельского ювелирного промысла во второй половине XVII – конце XIX в.
В статье предпринята попытка в историческом, социокультурном и образовательном контекстах показать историю зарождения красносельского ювелирного промысла. Описаны эпохальные исторические этапы: зарождение промысла, его становление и прогресс, первые артели, зарождение ювелирного ученичества. Говорится о тесном соприкосновении костромского серебряного дела с Оружейной палатой, о купцах-меценатах, ювелирных выставка-продажах, которые принесли славу красносельскому промыслу по всей России и за рубежом.
Автор доказывает, что проследить зарождение и развитие ювелирного промысла можно только с помощью анализа исторической эпохи, социальных и экономических изменений и тесной связи ювелирного производства с обширным наследием народного декоративного искусства края.
Автор рассматривает материалы фондов Костромского историко-архитектурного музея-заповедника, полный именной указатель красносельских клейм на серебряных изделиях, словарь и списки мастеров XVIII–XIX веков, упоминает работу красносельских мастеров в Оружейной палате по «позволительным письмам», привлекает сведения о красносельском ювелирном промысле, относящиеся к периоду становления феодальных отношений и даже ко времени славянского язычества.
Ключевые слова: ювелирный промысел, народные традиции, кустарный промысел, серебряное дело, технология производства и оборудования кустарей, пробирочная палатка, художественно-ремесленная учебная мастерская.
Проследить развитие и зарождение серебряного и медного дела в селе Красном Костромской губернии XVII–XVIII веков можно только с помощью анализа исторической эпохи, социальных и экономических изменений и тесной связи ювелирного производства с обширным наследием народного декоративного искусства края.
В фондах Костромского историко-архитектурного музея-заповедника имеется полный именной указатель красносельских клейм на серебряных изделиях, словарь и списки красносельских мастеров XVIII–XIX веков.
Старинное село Красное-на-Волге известно своими мастерами-ювелирами, изготовлявшими женские украшения, предметы церковного культа и сервировки стола. Расположено оно в 35 км от Костромы, на высоком берегу Волги.
Первые подробные сведения о красносельском ювелирном промысле относятся к XIX веку: в 1859 году в «Костромских губернских ведомостях» опубликована статья «Село Красное» и в 1861 г. выходит книга Я. Крживолоцкого «Материалы для географии и статистики России» [6, с. 389]. В 1883 году вышла в свет статья А. Тилло «Кустарные и отхожие промыслы Костромской губернии» в сборнике «Труды кустарной комиссии» [10, с. 389]. Управляющий Пробирной палатой в селе Красное-на-Волге Н.Н. Корбицкий в статье «Кустарный промысел ювелирных изделий в Костромской губернии и его развитие» приводит ценные сведения об истории промысла и характере ювелирных изделий конца XIX – начала XX вв. [4, с. 34]. В книге М.М. Постниковой-Лосевой «Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI–XIX века» (1974 г., раздел «Кострома») дана подробная характеристика красносельского ювелирного промысла [8, с. 233].
Дошедшие до наших дней документальные сведения о костромских мастерах относятся еще к XVI столетию - в 60-х годах этого века в писцоовых книгах города Казани среди 20 серебряников упоминается имя «костромитянина» Рудака Борисова [7, с. 21]. Позднее в Москве, в Серебряной палате работал Михаил Савельев: «Серебряной палаты кормовой золотарь села Красного Костромского уезда. В 1684 году получил февраля 6-го дня 16 рублей за то, что золотил своими золотыми к государевым шлеям 122 места пряжек и наконечников и к тем же шлеям 2000 гвоздей» [12, с. 20].
Костромское серебряное дело тесно соприкасалось с деятельностью мастеров Оружейной палаты, и в тоже время оно имело свой специфический художественный почерк. В начале XIX века 17 мастеров и торговцев из Красного и Сидоровского берут в Оружейной палате в Москве «позволительные письма» для производства серебряных изделий и торговли ими, в списках упоминаются крестьянин дворцового села Сидоровского Сергей Михайлов, мастеровой человек села Красного Алексей Чулков, торговец Василий Степанов и др. [1, с. 78].
Костромские историки М.П. Рязановский и Е. Дебюк выдвинули две версии о зарождении красносельского ювелирного промысла. «В 1565 году, – писал М.П. Рязановский, – в Кострому были сосланы пленные немцы из Юрьева: есть основание думать, что они положили начало ювелирному промыслу в вотчине Годунова» [9, с. 119]. Е. Дебюк указывает: «Существует предположение, что основание известному ювелирному промыслу Красносельского района положено новгородской вольницей, бежавшей после покорения Пскова и Новгорода и селившейся на Волге» [3, с. 6]. Оба автора относят возникновение ювелирного производства ко второй половине XVI века и ссылаются на внешние обстоятельства, подчеркивая первостепенную роль пришлых мастеров с Запада и Новгородской земли. Проведенные археологические исследования и исторические документы подтверждают, что истоки зарождения ювелирного производства в Красносельском районе относятся еще к периоду становления феодальных отношений в районе Верхнего Поволжья.
Наиболее ценным для изучения красносельского ювелирного промысла являются раскопки Дурасовского городища, расположенного в пяти километрах от с. Красного, проведённые в 1954 году сотрудником Московского государственного института материальной культуры Е.И. Горюновой совместно с работниками Костромского областного музея-заповедника. Примечательно, что не было обнаружено ни одного орудия, связанного с земледелием. Зато 19 предметов относились непосредственно к обработке металла: льячки, обломки от тиглей, чеканы, точильные камни и женские украшения. Таким образом, на основании данных археологических исследований и документов истоки зарождения ювелирного искусства в Красносельском районе следует искать не в переселении сюда в XVI веке иностранных специалистов, как это утверждали до сих пор некоторые исследователи. Очаги ремесленных поселений, в которых основным занятием была художественная обработка металлов, зарождались здесь в древнейшую эпоху.
В Костромском историко-архитектурном музее-заповеднике хранится обширный материал археологических раскопок. На иллюстрациях показаны медные и серебряные украшения, найденные Ф.Д. Нефедовым в 1899 году во время раскопок мерянских захоронений [5]. В дневнике ученого указаны курганы, расположенные на берегах Волги недалеко от села Красное. Это сёла Коробово и Яковлевское, деревни Чернецово, Редтово и др.
Указанные вещественные памятники славянского язычества XI–XIII вв. свидетельствуют о том, что на костромской земле простые деревенские мастера мерянского племени изготовляли из бронзы и низкопробного серебра в технике литья разнообразные выразительные украшения: височные кольца и перстни, гривны и браслеты, подвески и кольца, рельефные, плоские и литые изображения зверей и птиц, пряжки, лунницы, серьги, бусы и другие предметы убранства женского и мужского костюма.
Творчество их было также связано с народным фольклором, поверьями, местными обычаями и праздниками. Поэтому, говоря о начале ювелирного народного промысла в конце XVII века, можно сказать, что оно основывается на старых традициях и бытовании подобных изделий в народе с древних времен. Постепенное расширение медного и серебряного производства в XVII–XVIII вв. в данном районе связано с важнейшими социально-экономическими факторами, укреплением товарно-денежных отношений, с естественными и историческими условиями.
Неблагоприятные условия, малопригодная и трудная для обработки почва костромского края не могла быть основным источником существования крестьянских семей. Всё это вынудило помещиков перевести крестьян на оброк, крестьяне начали заниматься медным и серебряным производством, находя в нем единственный путь, чтобы прокормить семью.
Изделия красносельских мастеров отличались ассортиментом вещей, который предназначался в основном для покупателя из простонародья. Говоря о тесной связи сельских мастеров с серебряниками города Костромы, следует иметь в виду, что первые специализировались прежде всего на выработке недорогих серебряных и медных мелких украшений с использованием малоценных камней из цветного стекла, таких как серьги, кольца штампованные и расписанные цветной эмалью, которые были рассчитаны на деревенского покупателя; вторые – посадские цеховые ремесленники – работали над созданием драгоценных предметов культа и посуды по заказу монастырей и богатого купечества. Вместе с тем из среды серебряников сел Красного и Сидоровского вышли талантливые мастера, которым в Костромском серебряном цехе доверялись самые ответственные заказы, их также приглашали для работы в Оружейную палату.
Бояре Годуновы, которым принадлежало село Красное, покровительствовали костромскому Ипатьевскому монастырю. Они направляли в Кострому своих изографов, книжных писцов, златокузнецов. Здесь они встречались с местными серебряниками. Вполне возможно, что некоторые из способных подмастерьев из крепостных направлялись на обучение в Москву в Оружейную палату. Сохранился ценный летописный документ о селе Красном: «...в 1688 году при царе Федоре Алексеевиче Красное было государево дворцовое село от реки Волги в полуверсте, в нем церковь Богоявления Господня, каменная, верх шатром, образы, книги и ризы, колокола и всякое церковное строение боярина Дмитрия Ивановича Годунова. В селе Красном таможня и государев кружечный двор, торговая площадь вдоль 62 сажени, торгуют в неделе один день в понедельник, да на площади судная изба... да четыре амбара сыплют государев десятинный хлеб для Московского откупа, да на площади же тюрьма, а в ней изба земляная. На торговой площади лавки и конки, и лавочные, и скамеечные места и амбары... Кузница Александра Григорьевича вдоль полторы сажени, поперек полторы сажени, а оброку пошлин семь алтын» [2, л. 246].
Основным ассортиментом красносельских ювелирных изделий, вырабатываемых в селах и деревнях Красносельской и Сидоровской волостей в конце XVII – начале XVIII вв., были разнообразные женские украшения: серьги, кольца, пуговицы, запонки, большая часть которых изготавливалась из низкопробного серебра с цветными стёклами.
На протяжении XVIII–XIX столетий большинство технических операций по художественной обработке металла выполнялась вручную, паяльную лампу заменял обыкновенный чайник с фитилем, проволоку для цепочек протягивали на «вороте» (длинная узкая скамейка с горизонтальным вращающимся валом и «волоком» на другом конце).
Самыми ходовыми инструментами были ручная дрель, «февка», паяльная трубка, штампы. Все это наложило определенный отпечаток на узкую специализацию в создании несложных по технике традиционных красносельских украшений, где наряду с положительными качествами в разработке простых, выразительных, привлекательных крестьянских вещей, исполненных на высоком уровне, можно было встретить и грубые, несовершенные предметы.
В конце XVIII века с расширением торговых связей с западно-европейскими странами, созданием благоприятных условий для получения материалов, большим притоком в Россию зарубежных серебряных монет и других вещей красноселы начинают выполнять оклады икон в технике чеканки. Изделия красносельских ювелиров были связаны с серебряным цехом Костромской ремесленной управы. Цеховое устройство, введенное в России по указанию Петра I с целью объединения ремесленников по профессиям, предоставления им прав и привилегий на производство товаров и строгого контроля за качеством изделий, вводится в Костроме в 1787 году.
Костромские изографы, резчики, каменщики, ювелиры участвовали в создании многих архитектурно-декоративных ансамблей XVIII века в столичных и других крупных городах России. Господствующие в те годы в русской архитектуре стили барокко и классицизм наложили определенный отпечаток на костромские ризочеканные изделия. Следует отметить, что красносельские мастера, выполняя официальные заказы монастырей и церквей, вносили в свои работы черты реалистической трактовки образов людей, оживляли сценами, наблюдаемыми из окружающей жизни.
Победа в Отечественной войне 1812 года вызвала в России подъём культуры, в том числе в золотом и серебряном деле. Красносельские мастера продолжают выпуск недорогих женских украшений из серебра, других цветных металлов, а также предметов церковного культа – нательных крестиков, иконок, образков. Своеобразие ассортимента наложило определённый отпечаток на художественные изделия, ориентированные на своего социального заказчика из среды крестьянства и мелких городских ремесленников.
Крестьянское искусство всегда питало творчество красносёлов, которые обращались к орнаментальным мотивам и формам народной вышивки, кружевоплетения, набойки, декоративной резьбы по дереву. Не случайно в 1848 году поручик Воронцов-Вельяминов, объехав многие деревни и посёлки с целью составления географических карт губернии, указывал: «Кроме роговых значительных изделий с. Царского и ещё более важных серебряных и медных изделий, дешёвых, галантерейных товаров Сидоровского и Красного».
Крестьянский быт с его старинными обычаями, песнями и сказками наложил определённый отпечаток на художественную продукцию красносёлов. Это нашло отражение в лучших металлических украшениях, отмеченных непосредственностью, национальным своеобразием и глубокой поэзией родной русской природы. Я. Крживоблоцкий писал в 1861 году: «Жители Костромского уезда с. Красного, работают: камни для риз на иконы, кресты, серьги, браслеты, шпильки и другие мелкие вещи, в Сидоровском – ризы на иконы по заказам и без заказов и точно такие же вещи, как и в Красном» [6, с. 370]. Из этого сообщения видно, что из наиболее ходовых и дешевых женских ювелирных украшений, вырабатываемых красноселами, значительная доля падает на серьги, кольца, броши, цепочки и другие предметы, изготовляемые из цветных металлов и украшенные искусственными камнями.
Мастера умели подчеркнуть красоту материала: блеск полированного серебра и позолоты, пестроту и яркость камней. Они выработали свой художественный приём создания недорогих украшений, отличающихся лаконичностью форм, привлекательностью цвета и фантазией автора. Их серьгикалачи, сердечки, броши-веточки, подвески-дульки, шарики, полушарики и др. ярко вписывались в яркий крестьянский сарафан.
Женские украшения – серьги, кольца, перстни – декорировались разноцветными камнями, большей частью цветными стёклами. В селе Красном и окрестных деревнях было широко налажено производство и огранка искусственных камней.
Самостоятельное производство камней не только разнообразило и обогащало изделия, но и делало их доступными для широких слоёв населения. Крупные торговцы привозили в село Красное и образцы западно-европейских украшений, которые копировались мастерами и продавались в магазинах Петербурга и Москвы как заграничные.
Красносельские мастера создали свой выразительный художественный язык недорогого металлического украшения. Попадая на многолюдную и пеструю Нижегородскую ярмарку, эти дешевые украшения не терялись среди забавных вятских глиняных игрушек, народных расписных деревянных семёновских матрёшек, а, наоборот, в бойкой оживлённой торговле они сразу же находили своего покупателя среди крестьянских и городских модниц.
Большое место в красносельском промысле занимало производство разнообразных цепочек. Крестьяне-кустари из деревень Аферково, Ваклино, Прискоково, Здемирово специализировались на этих изделиях. В зависимости от назначения цепочки составлялись из звеньев различных форм и размеров, замков разных конструкций. По виду звеньев цепочки имели названия: панцирные, петличные, для карманных часов, лампадные, для нагрудных крестов священников и др.
Кустарный отдел Костромской уездной земской управы 10–12 марта 1893 года подготовил доклад «Об учреждении рисовального класса при Красносельской земской школе». В нём говорилось о насущной необходимости художественного воспитания и профессионального образования детей кустарей-серебряников. Одновременно ставился вопрос перед губернской земской управой выйти с ходатайством перед правительством о выделении необходимых средств на оборудование этого учебного заведения. В декабре 1893 года губернская земская управа направляет в Министерство просвещения прошение об открытии классов технического рисования при Красносельской начальной народной школе. 18 ноября Государственный совет постановил начиная с 1 января 1897 года выделять в течение 5 лет по 850 рублей в год на приобретение учебных пособий и содержание классов технического рисования в селе Красном. Было принято решение передать классы в подчинение Министерству финансов. В департаменте торговли мануфактур было разработано положение о классах, дирекция Строгановского училища технического рисования выслала в Красное наглядные пособия, а на должность преподавателя специальных дисциплин направила своего выпускника Сергея Григорьевича Монастырского. Одиннадцать детей начали учебу 12 марта 1897 года. Это были подростки из среднеобеспеченных слоев местного населения. Целью устройства класса было развитие художественного вкуса кустарей. Вначале в нем были только уроки рисования, позднее вводится лепка и практические занятия по некоторым специальностям промысла.
В 1904 году классы были реорганизованы в художественно-ремесленную мастерскую золотосеребряного дела. С первых же лет основания она становится, благодаря поддержке представителей передовой интеллигенции, а также помощи со стороны Центрального училища барона Штиглица и Костромского губернского земства, образцовым и благоустроенным учебным заведением [11, с. 3]. В селе Красном сооружается двухэтажное каменное здание, построенное специально по проекту архитектора А.Н. Бенуа, с производственными мастерскими и ценным оборудованием, светлыми, просторными кабинетами рисования, живописи и скульптуры.
В уставе художественно-ремесленной учебной мастерской золотосеребряного дела в селе Большом Красном Костромской губернии, утвержденном Министерством финансов в мае 1904 года, говорилось: «Художественно-ремесленная учебная мастерская золотосеребряного дела... имеет целью сообщать обучающимся в ней художественные познания и технические приёмы, необходимые для мастера по золотосеребряному делу» [11, с. 3]. При мастерской рекомендовалось открыть вечерние и воскресные классы рисования и лепки для взрослых.
Сюда стали обращаться кустари за всевозможными советами и заказами на штампы. Для изготовления художественных образцов мастерская предоставляла своё помещение группе окончивших школу и оставшихся в промысле подмастерьев в количестве 15 человек для производства изделий на продажу. Позднее, в 1912 году, из числа этих воспитанников организуется художественноремесленная артель.
Костромское губернское земство принимает меры, направленные на улучшение финансовой помощи кустарям и артелям, снабжение их дешёвыми материалами, организацию сбыта изделий. В 1908 году при губернском земстве открывается склад кустарных изделий, и в 1910 году издаётся брошюра «Кустарные промыслы Костромской губернии».
Руководители учебной мастерской и художественной артели провели большую работу, чтобы расширить кругозор кустарей, приобщить их к искусству, дать им прочные знания и профессиональные навыки в сфере овладения приёмами художественной обработки металлов. Им принадлежит большая заслуга внедрения в производство традиционных техник эмали, скани и художественного литья.
В декабре 1914 года и в Иваново-Вознесенске прошла художественно-промышленная выставка, в которой приняли участие мастера художественно-ремесленной мастерской и артели села Красного Костромской губернии. В обзоре выставки говорилось: «Оригинальные художественные изделия учащихся из серебра с эмалью, медью и прочего металла представлены были в виде различных цепей, запонок, брелоков, медальонов, браслетов, спичечниц, подвесок, карманных зеркал, солонок, коробок, ножей, пепельниц, стаканчиков, подстаканников, статуэток и прочих изделий». Мелкие и более дешевые изделия учащихся охотно покупались посетителями, и уполномоченным по выставке пришлось обращаться в учебную мастерскую с запросом о пополнении экспонатов присылкой наиболее востребованных из них.
Хотелось бы отметить, что исторические вехи села Красного связаны не только с именем его владельца – друга А.С. Пушкина князя Петра Андреевича Вяземского (1792–1878), русского поэта и литературного критика, но и другими известными деятелями науки и искусства: «Бирюков Павел Иванович, уроженец села Ильинское Семеновской волости Костромского уезда, писатель, общественный деятель, один из друзей Л.Н. Толстого, его последователь и биограф».
П.Н. Бирюков был одним из инициаторов открытия в Красном специального учебного заведения – классов технического рисования – для обучения ювелирному искусству детей кустарей-серебряников.
Позднее, в 1907–1908 году, занимая должность заведующего отделом народного образования Костромской губернии, он был попечителем художественно-ремесленной учебной мастерской. Ученики хорошо знали и любили Павла Ивановича, во время его приезда в мастерские занятия прекращались и все, заслышав знакомый бас, бежали его встречать. В музее и библиотеке Красносельского училища художественной обработки металлов сохранились ценные вещи, пособия и книги, привезенные из Швейцарии П.И. Бирюковым. Художественная ремесленная учебная мастерская впоследствии переродится в Красносельское училище художественной обработки металлов.
Наблюдая яркую целостную картину богатейшего культурного наследия красносельского ювелирного промысла, раскрывая социальные и экономические факторы его становления и развития, можно сказать, что благодаря государственной поддержке, стараниям меценатов и купцов промысел развивался, имел множество учеников и последователей, становившихся большими мастерами, принесшими славу России.
Библиографический список
1. Гольдберг Т.Г., Постникова-Лосева М.М. Клеймление серебряных изделий в XVII – начале XVIII вв.: (К истории серебряного дела в России): Указатель русских клейм на серебре до 1710 г. // Труды Государственного исторического музея. – М., 1941. – Вып. 13: сб. статей по истории материальной культуры XVI–XIX вв. – 252 с.
2. Государственный архив Костромской области. – Ф. 133. – Оп. 8. – Ед. хр. 21. – Л. 1, 152.
3. Дебюк Е. Обрабатывающая промышленность костромского края в его прошлом // Труды Костромского научного общества по изучению местного края. – Кострома, 1924. – Вып. 23. – 9 с.
4. Корбицкий Н.Н. Кустарный промысел ювелирных изделий в Костромской губернии и его развитие. – Кострома, 1913. – 40 с.
5. Крживоблоцкий Я. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Костромская губерния. – СПб.: Тип. Теблена и К., 1861. – 668 с.
6. Писцовая книга Казанского уезда 1602– 1603 годов: публ. текста / Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина; сост. Р.Н. Степанов. – Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1978. – 240 с.
7. Постникова-Лосева М.М. Русское ювелирное искусство. Его центры и мастера, XVI–XIX вв. – М.: Наука, 1974. – 374 с.
8. Рязановский Ф. Памятники искусства и старины: Прошлое и настоящее Костромского края / Костромской губ. исполнит. комитет. – Кострома: Типо-лит. «Северная правда», 1926. – 430 с.
9. Тилло А.А. Кустарные и отхожие промыслы Костромской губернии. – СПб.: Тип. В.Ф. Киршбаума, 1883.
10. Устав художественно-ремесленной мастерской золото-серебряного дела в с. Большом Красном Костромской губернии. – Кострома, 1904. – 40 с.
11. Шапошников В.И. Красносельские ювелиры. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1969. – 64 с.
References
1. Gol'dberg T.G., Postnikova-Loseva M.M. Klejmlenie serebryanyh izdelij v XVII – nachale XVIII vv.: (K istorii serebryanogo dela v Rossii): Ukazatel' russkih klejm na serebre do 1710 g. // Trudy Gosudarstvennogo istoricheskogo muzeya. – M., 1941. – Vyp. 13: sb. statej po istorii material'noj kul'tury XVI–XIX vv. – 252 s.
2. Gosudarstvennyj arhiv Kostromskoj oblasti. – F. 133. – Op. 8. – Ed. hr. 21. – L. 1, 152.
3. Debyuk E. Obrabatyvayushchaya promyshlennost' kostromskogo kraya v ego proshlom // Trudy Kostromskogo nauchnogo obshchestva po izucheniyu mestnogo kraya. – Kostroma, 1924. – Vyp. 23. – 9 s.
4. Korbickij N.N. Kustarnyj promysel yuvelirnyh izdelij v Kostromskoj gubernii i ego razvitie. – Kostroma, 1913. – 40 s.
5. Krzhivoblockij YA. Materialy dlya geografii i statistiki Rossii, sobrannye oficerami General'nogo shtaba. Kostromskaya guberniya. – SPb.: Tip. Teblena i K., 1861. – 668 s.
6. Piscovaya kniga Kazanskogo uezda 1602– 1603 godov: publ. teksta / Kazan. gos. un-t im. V.I. Ul'yanova-Lenina; sost. R.N. Stepanov. – Kazan': Izd-vo Kazan.un-ta, 1978. – 240 s.
7. Postnikova-Loseva M.M. Russkoe yuvelirnoe iskusstvo. Ego centry i mastera, XVI–XIX vv. – M.: Nauka, 1974. – 374 s.
8. Ryazanovskij F. Pamyatniki iskusstva i stariny: Proshloe i nastoyashchee Kostromskogo kraya / Kostromskoj gub. ispolnit. komitet. – Kostroma: Tipolit. «Severnaya pravda», 1926. – 430 s.
9. Tillo A.A. Kustarnye i othozhie promysly Kostromskoj gubernii. – SPb.: Tip. V.F. Kirshbauma, 1883.
10. Ustav hudozhestvenno-remeslennoj masterskoj zoloto-serebryanogo dela v s. Bol'shom Krasnom Kostromskoj gubernii. – Kostroma, 1904. – 40 s.
11. SHaposhnikov V.I. Krasnosel'skie yuveliry. – YAroslavl': Verh.-Volzh. kn. izd-vo, 1969. – 64 s.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ