г. Москва
Двуглавый орел: эволюция государственного символа России
Версии изображения двуглавого орла*
Человечество давно использует язык символов. Это могут быть буквы, как в математике, звуки или слова; нередко символы складываются по сходству с обозначаемым предметом. Конечно, символы истории часто ассоциируются с личностью того или иного вождя или государя, например: корона Карла Великого, меч Зигфрида, шапка Мономаха. В то же время символ является продуктом своей эпохи, он возникает, расцветает и умирает, оставляя загадки, которые последующие поколения долго и порой бесплодно разгадывают. Но есть символы, которые переходят из века в век. Особый интерес среди многовековых символов представляют собой символы государства.
Есть старая легенда, что символ государства влияет на «характер» самой страны: хищники изображены у государств, ведущих агрессивную политику, «смирные» символы – у мирных государств. Известно, что во время образования США объявили конкурс на символ страны. В результате было два «претендента». Первый – белый орел, который, в конечном счете победил и красуется теперь на флаге, а второй... индюшка. Как знать, если бы победила индюшка, может, США были бы более умеренны в своих амбициях?
В условиях современной России, когда вопрос о символах вызывал и вызывает серьезные политические страсти, важно просмотреть своеобразную эволюцию государственного символа. Как реализуются идеологические интересы государства в процессе выбора государственной символики и как выбранная символика способствует реализации стратегических целей государства?
Известный правовед конца XIX века В. А. Градовский писал: «Герб по государственному праву есть внешний символ, видимый отличительный знак известного государства, эмблематично изображенный на государственной печати, монете, знамени и т. п. В качестве такого символа государственный герб выражает отличительную идею и основы, осуществлять которые государство считает себя призванным». Гербом современной России, как известно, является двуглавый орел.
По поводу «пришествия» двуглавого орла на Русь существует много версий. Самой устойчивой является легенда, согласно которой русские государи были единственными наследниками византийских кесарей – императоров. Иван III активно поддерживал «линию» развития России как правопреемницы Византии. Тем более, что в 1473 году он заключил династический брак с племянницей последнего императора Византии Константина XII, Софьей Палеолог, которая принесла на Русь византийские обычаи оформления власти и византийского двуглавого орла. После этого, собственно, и начался исключительно важный период становления нового русского государства: Русь перестала платить дань татарам и свершилось великое стояние на реке Угре, закончившее тяжкий период 300-летнего татаро-монгольского гнета. Первым официально сохранившимся документом, где изображен двуглавый орел в качестве российского символа, является жалованная грамота Ивана III, датированная 1497 годом. Эта дата считается официальным «рождением» двуглавого орла на Руси.
Выбор символа носил ярко выраженный сакральный характер – как знак новой государственности, новой Империи, расположенной в двух частях мира – Европе и Азии. Не случайно за всю историю российского герба орел лишь один раз «терял» голову, становился одноглавым. Это произошло в Смутное время, когда ставленник Запада Лжедмитрий I решил использовать западный герб Королевства Польского – одноглавого орла. Как и в последующих веках, активное преклонение перед Западом сразу же проявилось в уничижительном отношении к России, ее даже называть стали по-другому! Если Иван III – собиратель земель – именовался «государем всея Руси», то Лжедмитрий стал называть себя царем московским, а Россию – Московским царством. Тем самым его западные «спонсоры» пытались подорвать идеологические претензии русских государей на территории, некогда входившие в Русское государство. Естественно, это название с восторгом было принято на Западе – в Польше, Литве, Ватикане. Наверное, является весьма символичным то, что в смутные времена, с приходом временщиков, великое государство унижают. Но время берет свое, государство восстанавливается, временщики, проклинаемые народом, уходят, а места «предательств» остаются в недоброй памяти народа, независимо от того, как они называются – Тушиская ставка или Беловежская Пуща.
В период правления Михаила Федоровича, а затем Алексея Михайловича снова вернулся двуглавый орел, и впервые у него появились регалии власти: скипетр и держава, а потом три короны. В традициях геральдики всегда было включать в герб государства гербы или символы присоединенных территорий. Так на российском гербе появились короны трех царств, вошедших в этот период в Россию: Казанского, Астраханского, Сибирского. На груди орла щит, в центре которого изображен символ московских князей – всадник (его тогда называли «ездец») на коне, повергающий дракона.
Постепенно орел менялся. Начиная с Петра I это уже мощная птица с сильными крыльями, крепко сжимающая регалии власти. Причем орел при Петре меняет цвет: из золотого он становится черным. Это не случайно. В тот период в Европе была лишь одна империя – империя Габсбургов, символом которой был черный двуглавый орел. Петр тем самым показывает, что в Европе появилась вторая равная по силе империя – Российская. После победы в Северной войне на груди орла появляется новый официальный орден Андрея Первозванного. А 25 февраля 1730 года «ездец», изображенный на щите на груди орла, официально был переименован в святого Георгия.
Таким образом, в период, когда в Российскую империю добровольно вошли многие царства, орел уже стал хищной птицей с крепким клювом и когтистыми лапами. Ведь у всех, кто входил, рядом был сильный и беспощадный враг, и под российского царя «ложились» не от хорошей жизни Россия была не просто «меньшим злом», а защитою. Так, казахский хан Абулхаир в XVII веке спас тем самым саму казахскую нацию от уничтожения джунгарами, пришедшими из Китая, Украина спасалась от крымцев-османов и поляков, Белоруссия – от немцев, Армения – от турок. У всех вошедших в Российскую империю были безжалостные враги, и российский орел должен был быть сильным, чтобы дать ту защиту, ради которой правитель близлежащей страны, отказываясь от «суверенитета», заботясь о будущем своей страны, «вручал России свой народ». Так что, думая сегодня об интеграции, нелишне проверить, изображен ли орел достаточно сильным.
В конце XIX официальным гербом государства стал так называемый малый герб с изображением царств и княжеств, входивших в Россию. В начале ХХ века, в период празднования 300-летия дома Романовых, иногда использовали неофициальный герб – двуглавого орла с грифоном бояр Романовых на груди.
После Февральской революции орел, воспринимавшийся как символ царизма, был уже неприемлем в республиканской стране, но новый символ создать не смогли, поэтому появился мутант – убогий орел с пустыми лапами. Маленькие змеиные головки, огромный хвост – птица неустойчивая и явно падающая вниз. Смысл символа «реализовался»: Временное правительство не прижилось. В конце 90-х годов прошлого века этот куцый и «безрегальный» орел возродился. Но спустя несколько лет было принято мудрое решение: официальным гербом России стал мощный орел с регалиями власти и Георгием Победоносцем на груди.
Как что, как видим, выбор герба – занятие серьезное и крайне ответственное. Созданию удачного символа способствует ряд причин. Первая – субъективная, к разработке символики должны быть привлечены талантливые люди. Так, в разные годы над символами России трудились Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, Н. Альтман, Д. Штеренберг, М. Добужинский. И. Билибин, С. Чехонин, В. Маяковский, великие композиторы, писатели и т. д. Конечно, создателям современной символики пришлось сложнее, Билибиных и Маяковских среди них, увы, не нашлось. Но, кроме субъективной, должна быть и объективная причина – наличие четкой идеи, ясной идеологии нового государства, под которую уже и должен строиться весь пиар, вся информационная работа. Сегодня мы видим, что нельзя создавать государственные символы хаотично, по частям. Эти «наваляют» эмблемку, те откопают флаг, другие – гимн, следующие титул выдумают.
Создание пиара власти – пиара государства – задача исключительно важная и должна осуществляться из одного центра по единому четкому плану. Нельзя символы просто так взять из прошлого! Выбирая символы сегодня, мы программируем будущее. Нельзя просто вытащить из прабабкиных сундуков насквозь пронафталиненные регалии власти и строить с ними новую жизнь. С ними придет, как принято теперь говорить, их энергетика, их ошибки и болезни, можно «притянуть» это прошлое, но не красивое ностальгическое, а со всеми его горькими реалиями.
Для формирования государственной символики должны быть, по крайней мере, две предпосылки: объективная – наличие самого государства; субъективная – осознание жителями этого государства собственной принадлежности к особому политическому единству и их желание найти для выражения этого соответствующую внешнюю форму. Поэтому, как мы видим, наличие формы той или иной государственности недостаточно, нужна готовность общества или хотя бы его идеологов к осмыслению соответствующего политического процесса, и лишь после этого – отражение его в знаковой системе.