кандидат культурологии, доцент
Военная академия радиационной, химической и биологической защиты
им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко
Луданова Татьяна Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент
Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова
kleyn@list.ru, tludanova@yandex.ru
Из истории Костромской народной консерватории
(к 125-летию Детской музыкальной школы имени М.М. Ипполитова-Иванова)
В ноябре 2015 г. музыкальная и педагогическая общественность Костромы отметила 125-летие Детской музыкальной школы No 1 им. М.М. Ипполитова-Иванова. В статье раскрывается история Костромской народной консерватории, существовавшей в 1919–1922 гг., характеризуются особенности педагогического процесса и творческая атмосфера, царившая в стенах этого учебного заведения. Наше исследование выявило плеяду выдающихся педагогов, работавших здесь в тяжелые послереволюционные годы, среди которых были как известные костромские музыканты, так и приглашенные профессора из столичных городов (Л.Э. Аббиате, Ф.Н. Вдовин, Б.А. Драницин, М.Я. Егоров, М.П. Епифанов, А.Г. Ключарева, А.И. Некрасов, А.Л. Саккетти, А.Ф. Штейн, Б.А. Федорови др.). В народной консерватории кроме сольфеджио, теории музыки и хорового класса преподавались такие дисциплины, как гармония, оперный класс, камерный и симфонический ансамбли, введение в философию искусств.
Ключевые слова: музыкальное образование в Костроме, музыкальная школа, народная консерватория, педагог, просветительская деятельность.
В ноябре 2015 г. музыкальная и педагогическая общественность Костромы отметила 125-летие Детской музыкальной школы №1 им. М.М. Ипполитова-Иванова. В дни празднования юбилея прошел концерт преподавателей и учащихся в Государственной филармонии Костромской области, была открыта мемориальная доска на доме No 32, где проживала директор школы, видный костромской музыкант Зинаида Васильевна Жданова (1886–1965).
Школа, основанная в 1890 г. Варварой Сергеевной Сумароковой-Мориной, за годы своего существования имела различные статусы и названия. В разные исторические отрезки времени учебное заведение являлось частной музыкальной школой, музыкальными курсами Костромского отделения Императорского Русского музыкального общества (РМО), Костромским музыкальным техникумом, музыкальной школой. Некоторое время в Костроме существовала народная консерватория (музыкальная школа 2-й ступени). Остановимся на этом интересном и кратковременном этапе более подробно.
После революционных перемен 1917 г. частные музыкальные школы становятся государственными 1-й ступени. В них обучались как взрослые, так и дети. Костромская 1-я Советская музыкальная школа 1-й ступени размещалась по адресу: улица Пятницкая, дом No 29. Официальное открытие школы состоялось 30 апреля 1919 г.
Помимо музыкальной школы 1-й ступени, музыкальное образование костромичи могли получать в открытой 2 мая 1919 г. народной консерватории (музыкальной школе 2-й ступени). Профессиональный статус этого учебного заведения, в отличие от аналогичных в других губерниях Верхнего Поволжья, был достаточно высоким. Список инвентаря школы, где значились рояли знаменитых фирм Шредер, Эбер, Оффенбер, Беккер, Бехштейн стоимостью от 1500 до 50000 рублей, свидетельствовал о её достаточно солидной материальной базе [8, с. 123].
Возглавлял консерваторию председатель коллегии педагогов Михаил Порфирович Епифанов – выпускник Московской консерватории 1906 г. по классу скрипки профессора Гржимали. Завучем в консерватории была Л.Ф. Иорданская. Класс рояля здесь вели такие педагоги, как Антонина Григорьевна Ключарева – выпускница педагогического отделения Московской консерватории по классу профессора Пабста, сестры Иорданские, Л.А. Паршина. По классу пения учащиеся занимались у А.Х. Корелли-Макашинской и Ф.Н. Вдовина, скрипку преподавала Н.Ю. Герман, а слушание музыки вела М.А. Попова.
Для укрепления преподавательских сил в Кострому были приглашены профессора Петроградской государственной консерватории Людвиг Эдуардович Аббиате по классу виолончели и Алексей Федорович Штейн по классу фортепиано. Интересно отметить, что профессор Л. Аббиате сидел за первым виолончельным пультом Костромского симфонического оркестра под управлением Б.А. Федорова в сезоне 1919–1920 гг. «Участие в оркестре профессора Аббиате, – сообщала губернская газета «Красный мир», – определенно сказалось: оркестр засиял и зазвучал полно и мощно» [4]. Сохранились свидетельства о проведении камерных музыкальных вечеров профессоров Аббиате и Штейна.
Оплата труда приглашенных профессоров была установлена выше костромских педагогов и составляла три тысячи рублей в месяц (95% московских ставок). Данные расценки были обусловлены тем, что «эти лица согласились покинуть Петроград и жить в Костроме...» [1].
В 1919–1922 гг. лекции в народной консерватории читал известный искусствовед профессор Алексей Иванович Некрасов (1885–1950) [9, с. 274]. Круг его научных интересов был очень широк. Так, с 1913 по 1919 гг. А.И. Некрасов являлся преподавателем эстетики Московской консерватории, где читал общий курс европейского искусства и историю эстетических учений, начиная от античной Греции и кончая началом XIX в. В 1918 г. ученый принимал участие в совещании по реформе высшей школы и в создании научно-художественных курсов при Московской консерватории. В Костроме, помимо работы в консерватории, профессор А.И. Некрасов читал лекции в университете, художественной школе, красноармейских и народных аудиториях, а также безвозмездно работал консультантом в музее местного края. Сохранились свидетельства, что в январе 1920 г. культурнопросветительная организация университета начала цикл концертов, вступительное слово к которым делал профессор А.И. Некрасов.
В газете «Красный мир» мы встречаем небольшую публикацию о выступлениях Некрасова перед публикой в качестве лектора-музыковеда: «После пятинедельного перерыва культ.просв. организация университета устроила 9 февраля второй концерт-лекцию, который был посвящен произведениям Даргомыжского... Лектор – А.И. Некрасов в своем небольшом вступительном слове дал верный и яркий образ композитора, лишь изредка злоупотребляя иностранными словами и некоторыми мало обоснованными выводами. И то и другое явилось результатом малого времени, которым располагал лектор для своего слова.
Надо сказать, что устройство подобных лекцийконцертов, доставляя слушателям громадное наслаждение, расширяет их музыкальный кругозор и было бы только желательно, чтобы промежутки между концертами были менее продолжительными и, кроме того, чтобы каждый концерт был повторяем несколько раз, потому что не все желающие могут попасть на концерт, который мало рекламируется и на который из-за ограниченного количества билетов трудно попасть» [5].
Следует отметить, что профессор А.И. Некрасов оставил заметный след в истории МГУ, Третьяковской галереи и других учреждений, где ему приходилось работать в 1920–1930-е гг. В апреле 1938 г. он был арестован и приговорен к десяти годам лагерей, которые отбывал в Воркуте. В 1949 г. был повторно арестован и отправлен в ссылку в село Венгерово Новосибирской области, где умер.
Несомненный интерес для исследователей вызывает и личность приват-доцента Петроградского университета Александра Ливериевича Саккетти (1881–1966), читавшего в Костромской консерватории курс по истории музыки. Его отец, Ливерий Антонович Саккетти, ученик Н.А. Римского-Корсакова, был профессором Петербургской консерватории. Мать ученого (урожденная Каневская), окончив Санкт-Петербургскую консерваторию, в 1880 г. стала певицей Мариинского оперного театр [9, с. 320]. В 1920 г. А.Л. Саккетти был избран проректором Костромского университета, где читал курсы по введению в философию, психологии, общему учению о праве, по социологии и методологии общественных наук. Наряду с этим Саккетти исполнял обязанности ученого секретаря университета [6, с. 166].
Педагогическую деятельность в народной консерватории осуществляли и несколько известных костромских музыкантов, чье основное место работы или службы было в других заведениях Костромы. Среди этих педагогов был дирижер городского симфонического оркестра Б.А. Федоров, учитель пения 3-й советской школы 1-й ступени М.Я. Егоров, член правления гарнизонного клуба Б.А. Драницин, артист труппы губернского военкомата Ф.Н. Вдовин [2].
В народной консерватории кроме сольфеджио, теории музыки и хорового класса были введены такие дисциплины, как гармония, оперный класс, камерный и симфонический ансамбли, введение в философию искусств. Обучение было бесплатным. На учебу по классу рояля, скрипки и виолончели принимали всех желающих с 8 до 16 лет. В класс пения поступали мужчины в возрасте с 18 до 35 лет, а женщины – с 16 до 30 лет. Занятия по специальности проходили 2 раза в неделю по 30 минут [7]. К сожалению, Костромская консерватория сделала только один выпуск.
Среди выпускников Костромской консерватории была Лидия Ивановна Крылова, многие годы заведовавшая учебной частью Костромской музыкальной школы. Ученик ее класса А.Н. Документов впоследствии работал солистом Костромской филармонии и являлся профессором КГУ им. Н.А. Некрасова. Выпускница консерватории Анна Николаевна Арсеньева в течение ряда лет работала в музыкальной школе города Ростова Великого и воспитала там будущего знаменитого пианиста, профессора Московской государственной консерватории Л.Н. Наумова.
Народная консерватория располагалась в доме Зотовой (No 21) на улице Чрезвычайки (в настоящее время улица Свердлова). Это небольшое деревянное одноэтажное здание сохранилось до настоящего времени. Групповые занятия проходили также в различных клубах и школах. Жизнедеятельность учебного заведения не могла осуществляться без писаря-регистратора Л.Д. Бодровой, а также истопника и курьера И.А. Никифорова.
В августе 1921 г. консерватория переехала в здание, расположенное по адресу: ул. Советская, дом No 55, где до этого располагалась школа-коммуна (Фото 1). Акт передачи здания, подписанный профессором А.И. Некрасовым и М.Ф. Иорданской, знакомит нас с его состоянием:
«<...> Комната при кухне: штукатурка выломлена, стены и потолок сильно загрязнены, стекло разбито. <...> Кухня: стекло разбито, изразцы русской печи проломлены, три дверцы сломаны, у голландской печи малой вьюшки нет, дверца сломана» [3].
В 1922 г. известные костромские музыканты супруги П.А. и В.Ф. Преображенские открыли детскую музыкальную студию при партийном клубе. Юные костромичи осваивали здесь азы фортепианной игры, учились пению. Имя художественного руководителя студии Павла Алексеевича Преображенского прочно вошло в историю музыкальной культуры Костромы ХХ столетия. Он родился 1 февраля 1892 г. в г. Костроме в семье дьякона Вознесенской церкви на Дебре Преображенского Алексея Иосифовича и Марии Васильевны, окончил Императорскую Московскую консерваторию по классу гармонии, инструментовки и свободного сочинения М.М. Ипполитова-Иванова.
Система музыкального образования в Костроме претерпевает очередные изменения в 1922 г. Распоряжением Костромского городского отдела народного образования консерватория была упразднена и реорганизована в музыкальный техникум с детскими классами при нем.
К сожалению, большинство архивных документов, посвященных истории консерватории, сгорело во время пожара 1983 г. Тем не менее, даже небольшая часть сохранившегося материала свидетельствует о творческой атмосфере, царившей в учебном заведении в те годы, а также ярких и неординарных педагогах, работавших в стенах Костромской народной консерватории.
Библиографический список1. ГАКО – Ф. Р-911. – Оп. 7. – Д. 7. – Л. 42.
2. ГАКО. – Ф. Р–911. – Оп. 7. – Д. 7. – Л. 78.
3. ГАКО. – Ф. Р-911. – Оп. 7. – Д. 12. – Л. 48.
4. Антипов. С симфонического концерта // Красный мир. – 1919. – 6 августа.
5. Вечер Даргомыжского // Красный мир. – 1920. – 19 февраля.
6. Ладыженский А.М. А.Л. Саккетти // Известия вузов. Правоведение. – 1966. – No 2. – С. 166–167.
7. Растопчина М. Идите учиться // Красный мир. – 1919. – 21 сентября.
8. Смирнова Н.В. Художественная интеллигенция и ее участие в культурной и общественно-политической жизни российской провинции в 1917– 1920 гг. (на материалах Верхнего Поволжья): дис. ... канд. ист. наук. – Кострома, 1999. – 283 с.
9. Сморчков В.К. Первый костромской вуз: время, люди, судьбы. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. – 500 с.