Октяьрьский район
Боговарово (Боговарово-Покровское, Вохомское-Покровское, Покровский погост)
с. БоговаровоХрамовый комплекс: церковь Петра и Павла, летняя церковь (без посвящения), сер. 19 - нач. 20 в.
Сельский храмовый комплекс с двумя крупными кирпичными постройками, формы которых отражают завершающие этапы двух основных направлений русской архитектуры 2-й четв. 19 - нач. 20 в. - позднего классицизма и поздней эклектики. Первый деревянный храм в Покровском погосте был построен после 1784 г. (время указа о ее строительстве). В начале 1820-х гг. на ее месте началось строительство кирпичной церкви, нижний храм которой был освящен в 1829 г. в честь Покрова Богоматери. Верхний храм в честь Петра и Павла освятили только в 1846 г. Известно, что четверик храма был увенчан пятиглавием, а с запада к нему примыкала высокая ярусная колокольня. В 1880-х гг. со стороны ее западного фасада возвели двухэтажный притвор с кирпичным крыльцом. В конце 19 в. численность жителей Покровского погоста, состоявшего в середине столетия всего из четырех домов священнослужителей, начала расти. В 1897 г. здесь появилась церковноприходская школа, а в нач. 20 в. рядом с Петропавловским храмом началось сооружение второй, летней церкви, которую из-за начавшейся в 1914 г. войны и последующей революции не удалось достроить и освятить. Судя по характеру ее западного фасада, композицию здания должна была дополнять колокольня. К настоящему времени верхние части стен четверика храма и верхние ярусы колокольни Петропавловской церкви разобраны до высоты апсиды и трапезной; не сохранилось крыльцо перед входом на западном фасаде; северный, южный и западный фасады искажены поздними пристройками; в притворе разобраны лестницы, ведущие на второй этаж; над кровлей возвышается глава, сделанная в 1990-х гг. после передачи второго этажа здания общине верующих. В интерьере второй церкви устроено междуэтажное перекрытие.
Комплекс находится в центре села на широкой, ровной площади. На северной границе площади расположена церковь Петра и Павла. Летняя церковь поставлена в нескольких десятках метров к юго-востоку.
Церковь Петра и Павла - двухэтажное, покрытое снаружи известковой обмазкой и побеленное здание, сооруженное в формах позднего классицизма, с несколько плоскостным, суховатым декором. Ее симметричная относительно продольной оси композиция складывается из четверика храма, незначительно вытянутого с востока на запад, полукруглой в плане апсиды, небольшой трапезной, поперечно развитого объема колокольни и более узкого притвора. По ширине апсида лишь незначительно уже четверика храма, трапезная равна ему, а стены нижнего яруса колокольни немного выступают за линии боковых фасадов трапезной. В настоящее время все объемы, имеющие одинаковую высоту, объединены общей кровлей. Западный фасад притвора завершен треугольным фронтоном. В оформлении фасадов преобладают горизонтальные членения, отмеченные венчающими и междуэтажным карнизами, а также простыми кирпичными полками, расположенными в верхних частях стен, в уровнях подоконников и перемычек окон. Венчающие карнизы дополнены неширокими фризами и поясами кронштейнов, а на притворе - плоской аркатурой. Чрезвычайно широкий междуэтажный карниз образован выносом рядов кирпичной кладки. Углы первого этажа храмового четверика и нижнего яруса колокольни закреплены огибающими пилястрами. Храм и трапезная имеют по три оси проемов. В храме горизонтальные перемычки окон первого этажа выделены веерными замками, а арочные окна второго акцентированы сандриками на плоских кронштейнах вытянутой формы, дополненных внизу круглыми каплями. На втором этаже нижнего яруса колокольни помешены тройные окна с ложными боковыми проемами.
Структура интерьеров обоих этажей идентична: храм, сохранивший в первом этаже полулотковый свод, апсида, перекрытая конхой, и трапезная с полулотковым сводом объединены широкими арочными проходами. Над всеми окнами первого этажа устроены распалубки. В обоих этажах колокольни по сторонам центрального помещения, перекрытого лотковым сводом, расположены небольшие компартименты. Стены внутри оштукатурены и выкрашены масляной краской. На перекрытиях нижнего этажа сохранились тянутые фигурные филенки, видимо, служившие обрамлениями живописных композиций. Летняя церковь - яркий памятник поздней эклектики, облик которого определяет своеобразное решение объемной композиции и нестандартный декор с преобладающими элементами русского стиля. Четверик храма, увенчанный главой, поднятой на граненой сферической кровле, не на много возвышается над двускатной кровлей протяженной трапезной и прямоугольного в плане алтарного выступа. По сторонам к основному объему примыкают пониженные приделы, закрывающие стены четверика и придающие всему сооружению базиликальный характер.
Небольшая полукруглая апсида алтаря и граненые апсиды боковых приделов значительно ниже остальных объемов.
Структурный декор на всех объемах образуют угловые пилястры, по которым раскрепованы профилированные венчающие карнизы с поясами сухариков, кронштейнов и мелких ширинок. Стены четверика над основным объемом завершены аттиком с поясом крупных килевидных кокошников. Угловые пилястры усложнены небольшими трехчетвертными колонками, выполненными из белого камня. Луковичная глава поставлена на деревянный, обшитый железом цилиндрический барабан с кокошниками в основании. На боковых фасадах расположено по два круглых окна, оформленных классицистическими бровками с клинчатыми замками. Фасады алтаря расчленены карнизом на два яруса, а окна второго света имеются лишь на ее боковых фасадах. Северный и южный фасады приделов, имеющие по восемь окон, несимметрично расчленены пилястрами на три прясла: в восточном размещено четыре окна, в центральном и западном - по два. Пилястры декорированы плоским рустом, украшены в верхней части филенками и завершены небольшими килевидными кокошниками. Арочные окна первого и второго света алтаря, а также окна приделов обрамлены наличниками, полуколонки которых поддерживают килевидные архивольты, объединенные в уровне пят несложным профилем.
Внутри четыре мощных пилона с подпружными арками организуют интерьер в виде эффектного, свободного трехнефного пространства с повышенным центральным нефом и подобием широкого трансепта со световым четвериком в средокрестье. Четверик перекрыт крестовым сводом, нефы - коробовыми сводами с распалубками. Апсиды связаны с нефами большими арочными проемами. В центральной апсиде по сторонам основного пространства, перекрытого крестовым сводом, размещены два узких, не имеющих выходов в храм помещения с коробовыми сводами. Скругленный выступ центральной апсиды перекрыт конхой, апсиды приделов - гранеными конхами с распалубками. Стены внутри не оштукатурены.
Лит.: Наша история, 1991, 10 июля; Кузнецов, 1995, 11 октября; Попов, 1998, 25 января.
Веденье (Введенье)
С. Веденье Власовской сел. адм.ЦЕРКОВЬ ВВЕДЕНИЯ, сер. - 2-я пол. 19 в. Характерный для своего времени пример провинциального культового здания, сочетающего формы раннего классицизма с элементами барокко, а в более поздних объемах соответствующего периоду эклектики. Судя по архитектурным формам, кирпичный храм был сооружен в 1-й пол. 19 в. По местной легенде, вначале его хотели поставить на противоположном берегу р. Рюндюг, но по какой-то причине заложили на существующем месте. Во 2-й пол. 19 столетия первоначальную трапезную сменила существующая ныне, более общирная двухпридельная трапезная с колокольней, а территорию церковного участка окружила утраченная ныне кирпичная ограда. Вероятно, на первом этапе своего развития Введение было погостом: по рассказам старожилов, в 1875 г. рядом с храмом находились лищь дома для священников, просвирни, отдельный дом для монахинь, школа и почта, а крестьянские дома начали появляться здесь только в кон. 19 в. К настоящему времени верхние ярусы церковной колокольни разобраны, утрачено заверщение храма, в интерьере устроено плоское междуэтажное перекрытие. Кирпичные стены храма и апсиды снаружи покрыты известковой обмазкой со следами охристой покраски и побелки, стены трапезной и колокольни оштукатурены и побелены.
Церковь стоит в восточной части села и обращена к его основной улице северным фасадом. С южной стороны к ней подступает небольшое кладбище. Симметричная относительно продольной оси композиция здания состоит из храма с апсидой и трапезной с колокольней (сохранился лищь ее нижний ярус), усложненнор! по сторонам двумя палатками. Собственно храм представляет собой двусветный четверик, завершенный четырех скатной пучинистой крышей, сохранившей основания деревянных барабанов некогда венчавшего его пятиглавия. Полукруглая в плане апсида несколько ниже и уже храма. Более широкая трапезная с полукруглыми апсидами приделов, имеющая самостоятельную восточную стену, воспринимается вместе с боковыми палатками колокольни как единый объем. Четверик нижнего яруса колокольни сохранился на высоту, лищь немногим превыщающую трапезную и боковые палатки.
На четверике храма основными архитектурно-декоративными акцентами, тяготеющими к барочным традициям, являются большие полукруглые люкарны в центре каждого фасада, оформленные треугольными полу-фронтонами. По-барочному выглядит также плоская рустовка углов четверика. Боковые фасады храма, получившие трехосевые композиции с дверными проемами в центрах, отмечены четырехпилястровыми портиками, несущими щирокие антаблементы, по которым раскрепован кирпичный венчающий карниз упрощенного рисунка, дополненный маленькими ступенчатыми кронщтейнами. В простенках между пилястрами нижние окна, значительно превышающие по высоте окна второго света, заглублены в арочные нищи. На апсиде венчающему карнизу вторит тонкий профиль, отделяющий верхнюю часть стены обработанную над окнами лежачими филенками. Восточное окно апсиды выделено полукруглой нишей. Боковые фасады трапезной равномерно расчленены крепованными пилястрами на три прясла с двумя большими арочными окнами в каждом. На боковых и западных фасадах палаток по сторонам колокольни расположено по одному окну в плоских гладких наличниках с подоконниками из портландского цемента. Широкий многообломный венчающий карниз, проходящий по верху стен трапезной и боковых палаток, обладает суховатым рисунком, характерным для 2-й пол. 19 в. Западный фасад нижнего яруса колокольни с большим арочным проемом в центре оформлен пилястрами, несущими плоский щипец.
Внутри четверик храма перекрыт восьмидольным сомкнутым сводом с более узкими диагональными гранями и люкарнами, прорезанными по странам света. Конструктивный переход от четверика к перекрытию осуществлен при помощи тромпов. С апсидой, перекрытой конхой, и трапезной храм объединен широкими арочными проходами. Трехнефное пространство трапезной, перекрытой системой коробовых сводов с распалубками, организуют шесть крещатых столбов с подпружными арками, перекинутыми к пристенным пилонам. В толще кладки восточной стены по сторонам прохода в храм устроено два небольших компартимента: в северном была сложена печка, в южном устроен сейф. Нижний ярус колокольни перекрыт крестовым сводом, боковые палатки - коробовыми сводами с переломами. В южной стене нижнего яруса колокольни проложена кирпичная лестница с забежными ступенями, выходившая на площадку звона. Южная палатка связана дверным проемом с трапезной, северная имеет выход в нижний ярус колокольни. В интерьере храма и трапезной проемы и подпружные арки обработаны тянутыми профилями. В шелыгах перекрытий апсид приделов трапезной помещены круглые лепные розетки. Над проемами на западной и восточной стенах трапезной сохранились штукатурные киоты с остатками клеевой живописи, выполненной в академической манере. Такой же киот находится на восточной стене нижнего яруса колокольни.
Лит.: Сидорова, 1995, 16 июля; Минина, 2002, 20 июня.
Амбар, 2-я пол. 19 в.
Хозяйственная постройка, архитектура которой, наряду с традиционными для деревянного зодчества строительными и конструктивными приемами, обладает индивидуальными особенностями, выделяющими ее среди подобных сооружений. Расположен в нескольких десятках метров западнее церкви и, по сведениям местных жителей, первоначально принадлежал храму (в нем помещали покойников до отпевания). В нач. 20 в. самцовую кровлю амбара заменили новой, стропильной конструкции. В советское время под нижние венцы амбара подвели кирпичные стулья, а к его северному торцу сделали пристройку, покрытую вместе с первоначальной частью единой крышей (ныне пристройка разобрана). Вытянутый по оси север - юг крупный сруб-пятистенок, разделенный поперечной стеной на два одинаковых помещения, сложен из бревен, перевязанных в обло, и завершен двускатной крышей с тесовыми щипцами на торцах. Выпуски двух нижних и четырех верхних венцов сруба образуют на переднем восточном фасаде здания широкий навес и помост. Нижние венцы сруба покоятся на валунах. Тесовое кровельное покрытие, поверх которого положен шифер, укреплено по слегам, врубленным в стропильные фермы. Выступающие концы слег зашиты тесом. О наличии первоначальной безгвоздевой кровли свидетельствуют врубки от куриц, сохранившиеся в бревнах верхнего венца на продольных фасадах. Навес на переднем фасаде опирается на три круглых гладко оструганных столба с уникальным для подобных сооружений энтазисом, выявляющим напряжение вертикальных элементов конструкции под нагрузкой горизонтальных. На столбах сохранились врубки от перил ограждения помоста. На переднем фасаде расположены два входа с характерными подтесами бревен по сторонам. Они закрываются щитовыми дверями на шпонках, навешанными с помощью кованых петель на подставы; дверные косяки, очевидно, переделаны. Косяк южного проема сохранил первоначальные вертикальные стойки, обработанные порезкой. В полотнище южной двери врезан замок с кованой личиной ромбической формы. Внутри оба отсека амбара имеют плоские перекрытия.
Школа церковноприходская, 2-я пол. 19 в.
Пример сельского общественного здания периода эклектики, выделяющегося своеобразным оформлением переднего фасада. Одноэтажное кирпичное сооружение снаружи покрыто известковой обмазкой со следами побелки. Школа расположена на юго-западной окраине села, на значительном расстоянии от церкви. Крупный объем, чуть вытянутый с востока на запад, завершен полувальмовой крышей. Передний западный фасад равномерно обработан пятью большими арочными нишами, в которых попарно размещены десять арочных окон в ленточных наличниках. Ниши имеют профилированные рамочные обрамления. Над перемычками каждой пары окон выпусками кирпичной кладки образованы геометрические композиции, состоящие из круга с двумя треугольниками по сторонам. На остальных фасадах арочные окна размещены неравномерно. Углы объема закреплены огибающими лопатками. По верху стен проходит упрощенный карниз с поясом сухариков. Два входа в здание расположены на продольных фасадах. Внутреннее пространство разделено на шесть помещений с плоскими перекрытиями.
ДАРОВАЯ
д. Даровая Покровской сел. адм.УСАДЬБА МЕЛЬНИКОВЫХ, 1-я пол. 20 в. Пример традиционной для Октябрьского района небольшой крестьянской усадьбы. В 1910-х гг. крестьянином М.Г. Мельниковым были выстроены жи.пой дом и хозяйственный комплекс, состоявший из житницы, хомутника и погреба. Его сыном А.М. Мельниковым были построены в 1920-х гг. амбар и колодец, а в 1930-х гг. - баня. В начале 1990-х гг. усадьба принадлежала Ю.А. Мельникову. Комплекс занимал прямоугольный участок со свободным размещением построек. Все сооружения сложены из бревен, перевязанных в обло. Сохранявшиеся до недавнего времени житница, хомутник и погреб располагались в один ряд за домом, вдоль задней стороны двора. Крайние в ряду житница и погреб представляли собой прямоугольные в плане срубы, в промежутке между ними был устроен хомутник, имевший только переднюю и заднюю стены из бревен, заведенных в вертикальные пазы столбов, врытых в землю, и вертикально поставленных толстых досок, зажатых в пазах верхних и нижних бревен стены. Вся постройка была покрыта единой двускатной кровлей. Баня, размещавшаяся вдоль левой границы двора, и находившийся рядом с ней колодец также недавно утрачены. До настоящего времени сохранились только дом и амбар. Одноэтажный дом-четырехстенок с сенями и крытым хозяйственным двором, образующими традиционную однорядовую связь, расположен в передней части участка на красной линии улицы. В сторону улицы обращен его торцовый фасад с четырьмя прямоугольными окнами в простейших наличниках. Амбар поставлен слева от дома, почти на красной линии улицы. Он представляет собой небольшую однокамерную постройку под стропильной крышей.
Зайцы
д. Зайцы Стариковской сел. адм.
МЕЛЬНИЦА ВЕТРЯНАЯ, нач 20 вЕдинственная сохранившаяся на всем северо-востоке Костромской области ветряная мельница-шатровка является редчайшим теперь примером одного из самых распространенных в прошлом типов сельской хозяйственной постройки. Мельница расположена на открытой возвышенности приблизительно в 300 м от брошенной деревни. Высокий, мощный, слегка сужающийся кверху десятигранный сруб сложен из брусьев, перевязанных в лапу. На поворотной главе, завершенной тесовой кровлей конической формы, сохранились обломки поворотных слег и остатки крыльев. Внутри конструктивную жесткость сруба обеспечивают узкие вертикальные врубки, сделанные на всю его высоту. Пространство разделено бревенчатыми накатами на два яруса, первоначально связанных крутыми лестницами на тетивах. В центре поставлен массивный столб, связанный с поворотным механизмом и приводящий в движение с помощью деревянных шестерней два гранитных жернова, установленных на помосте в нижнем ярусе.
Ильинское (Ильинско-Кокорское)
с. Ильинское Стариковской сел. адм.ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА, ЦЕРКОВЬ КИРПИЧНАЯ, кон. 19 - нач. 20 в.
Сельский культовый комплекс, состоящий из двух храмов, деревянного и кирпичного, характеризующих особенности местной архитектуры своего времени. Село Ильинско-Кокорское возникло в кон. 19 в. - первая постройка появилась здесь в 1891 г. Деревянный храм Ильи Пророка сюда перевезли в 1893 г. из с. Соловецкого, куда в свою очередь он был перенесен из с. Вятско-Никольского. Церковь имела ярусную композицию: над четвериком были поставлены два восьмерика - нижний приземистый и широкий, верхний более стройный, с окнами по странам света, увенчанный небольшой главкой на граненом барабанчике. Аналогичную композиционную структуру имела и храмовая колокольня. Освящение храма и всего села состоялось 19 мая 1893 г. В 1906 г. неподалеку от Ильинского храма заложили кирпичную церковь, завершенную в основном к 1909 г. Предполагаемая в 1914 г. отделка интерьера здания была отложена в связи с начавшейся войной и в дальнейшем не производилась. Церковь, оставшаяся неосвященной, в советское время использовалась как склад. В советское время на Ильинской церкви были утрачены верхние части храма и колокольни; на месте разобранного дъяконника с южной стороны апсиды сооружена дощатая пристройка, примерно повторяющая его габариты, а также выстроен тамбур перед входом на южном фасаде. У кирпичной церкви разобрана колокольня, имевшая по сторонам две симметричные палатки, а также центральная глава пятиглавия храма.
Комплекс находится на южной окраине большого села, на обширной ровной площади при въезде в него со стороны Боговарова. Неосвященная кирпичная церковь поставлена в нескольких сотнях метров южнее деревянной церкви Ильи Пророка. Территория между обеими церквями некогда была занята кладбищем.
Церковь Ильи Пророка - пример скромного сельского храма периода эклектики, в упрощенном декоре которого черты позднего классицизма сочетаются с элементами русского стиля. Здание, обладающее симметричной осевой композицией, сложено из бревен в лапу и обшито снаружи тесом. К четверику храма с севера и юга примыкают два равных ему по высоте и ширине притвора, с востока - широкая пятигранная апсида с пониженными прямоугольными в плане прирубами жертвенника и дьяконника, с запада - трапезная и нижний ярус колокольни. Притворы на боковых фасадах храма завершены полуфронтонами. Над четвериком храма сохранились нижние части стен венчавшего его широкого светового восьмерика. Трапезная и нижний ярус колокольни завершены единой двускатной крышей. Перед западным фасадом устроено крыльцо с двускатным навесом на столбах. Углы притворов по сторонам храма, нижнего яруса колокольни и перерубы внутренних стен закрыты пилястрами, по которым раскрепован тонкий профиль, образующий неширокий фриз под выносной частью венчающего карниза. Все окна имеют арочную форму (в апсиде они расположены на диагональных гранях). Они заключены в рамочные наличники с "ушами" и небольшими килями. В интерьере четверик храма, открывавшийся в венчавший его восьмерик, объединен с апсидой, трапезной и притворами широкими прямоугольными проходами. В нижнем ярусе колокольни по сторонам центрального помещения с юга и с севера устроены кладовка и помещение для лестницы, отделенные бревенчатыми стенами.
Вид с северо-востока. Фото 2000 г.
Кирпичная церковь - пример культового здания периода эклектики, отличающегося усложненным внутренним пространством и обладающего насыщенным декором в русском стиле. Композиция церкви строго симметрична относительно продольной оси. Четверик храма, доминирующий в силуэте здания, завершен пологой четырехскатной кровлей, сохранившей четыре угловых барабана некогда венчавшего ее пятиглавия.
Кирпичная церковь. Фото 2005 г.
План церкви
Южный фасад церкви. Фото 2005 г.
Фрагмент южного фасада придела. Фото 2005 г.
Пониженный алтарь по ширине равен четверику храма, а сильно вынесенная полукруглая апсида значительно превышает по объему боковые полукружья. Боковые приделы, вытянутые по продольной оси и закрывающие нижнюю часть четверика, имеют скругленные западные углы, отвечающие дугам алтарей. Небольшая трапезная по ширине равна четверику храма, а по высоте - его боковым приделам. О существовании колокольни свидетельствует "рваная" кладка ее разобранных восточных пилонов (сохранилась по сторонам дверного проема на западном фасаде трапезной). С северной и южной сторон трапезной, у ее западных углов, отчетливо читаются следы примыкания боковых палаток.
На северном, южном и западном фасадах четверика размещено по три тесно сдвинутых арочных окна. На восточном фасаде им соответствуют ложные проемы. Углы четверика храма обработаны филенчатыми пилястрами, крепующими профилированный венчающий карниз с нешироким фризом и аттик с поясом полукруглых перспективных кокошников.
Боковые фасады приделов, фланкированные чрезвычайно широкими, раскрепованными пилястрами с различными по размерам перспективными филенками, выделены в центрах полуглавиями. Центральные оси акцентированы дверными проемами с двумя окнами по сторонам. Все окна обрамлены наличниками с килевидными архивольтами, опирающимися на плоские пилястры с перехватами. Декор здания отличается рельефной проработкой деталей и насыщенными, разнообразными формами. Ленте чуть выступающего невысокого цоколя вторят несложные профили, проходящие в уровнях подоконников окон и пят их перемычек. Алтарная часть, приделы храма и трапезная объединены профилированным венчающим карнизом с поясом крупных сухариков. Невысокие, цилиндрической формы угловые барабаны пятигла-вия завершены карнизами с поясами сухариков и декорированы арочными нишами.
Свободный и просторный интерьер здания обладает своеобразной структурой. Четверик храма, перекрытый крестовым сводом, объединяется с апсидой, приделами и трапезной широкими проемами-арками, опирающимися на четыре мощных угловых пилона усложненного сечения. Приделы перекрыты цилиндрическими сводами с распалубками, центральная апсида и апсиды приделов - цилиндрическими сводами, переходящими в граненые конхи с распалубками над окнами. Очень необычны помещения по сторонам центрального алтаря, размещенные в толще кладки восточных пилонов храмового четверика и соответствующие малым апсидам. Связанные дверными проемами с центральным и придельными алтарями главного престола и приделов. они представляют собой очень небольшие, овальные в плане компартименты, перекрытые цилиндрическими сводиками, переходящими в граненые конхи. Трапезная перекрыта цилиндрическим сводом с распалубками над окнами. Стены внутри не оштукатурены. Под всеми окнами здания выложе-ны небольшие, "перевернутые" дугой вниз подпружные арки, конструктивная или ка-кая-либо иная необходимость которых не представляется оправданной.
Лит.: Село Ильинское, 1995, 26 июля; Иванов, 2003, 3 июля.
ЛУПТЮГ
с. Луптюг Луптюгской сел. адм.
ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. КОМПЛЕКС, нач. 20 в.
Церковь Рождества Христова, Фото 2000 г.
План церкви
Незаурядный пример крупной сельской церкви периода эклектики, выделяющейся усложненной объемно-пространственной композицией и развитым фасадным декором, в котором преобладают черты русского стиля. По рассказам местных жителей, строительство церкви Рождества Христова началось на средства прихожан в 1905 г. и продолжалось около десяти лет. однако при разборке строительных лесов перекрытие основного объема рухнуло и его пришлось возводить заново. К 1915 г. была отделана и освящена лишь трапезная, а основной престол не успели освятить из-за начавшейся революции. Одновременно с церковью, в нач. 20 в., были построены небольшая сторожка и здание церковноприходской школы — последняя была открыта в Луптюге еще в 1871 г. Кроме каменного храма в селе, на месте нынешнего дома культуры, вплоть до 1924 г. продолжала существовать старая деревянная церковь, поставленная в 1793 г. Она сгорела во время большого пожара, уничтожившего часть села. Каменный храм был закрыт в 1932 г.. затем в трапезной некоторое время располагался склад, а в основном объеме - клуб. Богослужение в трапезной было возобновлено в 1946-1947 гг., и с тех пор церковь не закрывалась. К настоящему времени в основном объеме Рождественской церкви сделано междуэтажное перекрытие; проемы, связывающие храм с апсидой, заколочены. На фасадах сторожки все проемы расширены. Объемная композиция школы искажена поздними деревянными пристройками со стороны южного фасада и устройством крыльца перед входом, прорубленным в ризалите.
Церковь Рождества Христова расположена в центре села на площади, к которой обращена западным фасадом. Сторожка находится в нескольких десятках метров южнее на территории церковного участка. Церковноприходская школа поставлена западнее, на противоположной стороне площади при слиянии с ней одной из сельских улиц. Все здания выстроены из кирпича и снаружи побелены.
Боковой притвор четверика. Фото 2000 г.
Южный фасад трапезной. Фото 2000 г.
Церковь Рождества Христова имеет симметричную осевую композицию, состоящую из храма с апсидой и двумя боковыми притворами, объединенного коротким узким переходом с обширной двухпридельной трапезной, к которой с запада примыкает высокая колокольня, усложненная по сторонам двумя одинаковыми двухэтажными палатками. В силуэте здания доминирует высокий двусветный четверик храма, завершенный пологой крышей с широко расставленным пятиглави-ем. Сильно пониженная, полуциркульная апсида, равная ему по ширине, обладает сравнительно редким объемным построением - с меньшим по объему вторым световым ярусом. Приземистые боковые притворы со срезанными углами завершены высокими гранеными кровлями, напоминающими шатровые, увенчанные главками, которые достигают окон второго света четверика. Крупная трапезная вытянута по продольной оси здания. По ширине она превышает четверик основного объема, а ее боковые фасады усложнены в центрах сильно выступающими пониженными ризалитами. Колокольня по пропорциям своих четырех ярусов - двух нижних четвериков и двух верхних восьмериков, завершенных полусферической крышей, - более соответствует одному из направлений ранней эклектики, ориентированному на барочные прототипы.
Декор здания, суховатый и несколько огрубленный в деталях, интересен большим разнообразием приемов и стилизованных форм, заимствованных из архитектурной практики самого широкого хронологического диапазона. На четверике храма, расчлененного широким карнизом с поясами дентикул и филенок на два яруса, подчеркнуто скупая отделка нижних частей стен, обработанных на углах парными пилястрами, противопоставлена насыщенному и дробному декору верхнего яруса, в котором преобладают элементы русского стиля. Углы верхнего яруса, имеющего на каждом фасаде по два окна, закреплены пучками полуколонок. Над венчающим карнизом возвышается аттик в виде ряда кокошников. Плоскости стен расчленены карнизами, проходящими в уровнях перемычек и подоконников больших прямоугольных окон, обрамленных плоскими наличниками с килевидными завершениями. Стройные цилиндрические барабаны пятиглавия (центральный превышает по объему угловые) обработаны легкой аркатурой. На притворах гладкие угловые пилястры поддерживают карниз с дентикулами и рядом кокошников в основании кровли. Расположенные в притворах дверные проемы и окна на срезанных гранях имеют арочные перемычки. Над входами выложены большие равноконечные кресты. В нижнем ярусе апсиды, завершенном плоским карнизом, размещено восемь арочных окон, сгруппированных попарно; окна верхнего яруса обрамлены наличниками и полуциркульными архивольтами, опирающимися на белокаменные полуколонки.
Колокольня. Фото 2000 г.
Фрагмент интерьера трапезной. Фото 2000 г.
Усложненная фасадная структура трапезной отличается перенасыщенностью декора. Ее фасады расчленены на два яруса: в нижнем расположены световые проемы, верхний, глухой, соответствует высокому сводчатому перекрытию. Углы трапезной закреплены гладкими пилястрами, по которым раскрепо-ваны широкий венчающий карниз и тонкая межъярусная тяга. Над карнизами трехоконных ризалитов, имеющих на углах филенчатые пилястры, помещены полукруглые кокошники. Трехоконные ризалиты с филенчатыми пилястрами на углах увенчаны тремя кокошниками, перекликающимися с кокошниками в завершении четверика основного храма. По сторонам ризалитов помещено по два окна, между которыми в верхнем ярусе находится ложный проем, - все они заключены в колончатые наличники с навершиями-кокошниками.
Колокольня оформлена достаточно скупо. Ее нижний ярус почти лишен декоративной отделки, а восьмерики верхних ярусов, прорезанных по странам света арочными проемами. обработаны большими, плоскими, прямоугольными нишами, и только на четверике второго яруса на углах помещены пучки по-луколонок. В отделке палаток использованы элементы, встречающиеся в декоре остальных частей здания. Перемычки арочных окон первого этажа украшены килевидными бровками, над окнами второго этажа, имеющими лучковые перемычки, возвышаются небольшие полуглавия.
Четверик храма завершен крестовым сводом. С апсидой, боковыми притворами и переходом в трапезную он связан большими арочными проемами. Притворы перекрыты гранеными конхами с распалубками над окнами; переход, ведущий в трапезную, - коробовым сводом с распалубками. Интерьер апсиды для обследования недоступен, но есть основание полагать, что ее внутреннее пространство обладает крайне редкой в русском зодчестве особенностью и имеет для опоры стен верхнего яруса дополнительную внутреннюю стенку, образующую с востока полукруглый обход, подобный деамбулаторию в романской и готической архитектуре. Просторная четырехстолпная трапезная перекрыта системой высоких коробовых и полу-лотковых сводов с распалубками. В нижнем ярусе колокольни овальное в плане внутреннее пространство перекрыто куполом, а боковые палатки — лотковыми сводами. Северная из них связана с нижним ярусом колокольни. а южная имеет выход в трапезную. В толще кладки южной стены нижнего яруса проложена внутристенная лестница.
Стены внутри оштукатурены и выкрашены масляной краской. Усы сводов и подпружные арки во всех помещениях обработаны тянутыми штукатурными карнизами. В шелыгах арок и перекрытий помещены филенки в форме кругов и квадрифолиев. Столбы в трапезной имеют лепные капители, состоящие из рядов мелких сухариков и пальметт. В трапезной находятся двухъярусные иконостасы в формах эклектики, очевидно, собранные из частей первоначальных иконостасов при вторичном освящении церкви в 1940-е гг.
Небольшая одноэтажная сторожка лишена определенных стилевых признаков. Ее прямоугольный в плане объем, вытянутый по оси восток - запад, имеет четырехскатную валь-мовую крышу. Углы закреплены огибающими лопатками. По верху стен проходит карниз из двух полочек, образованных простым выносом рядов кирпичной кладки. На южном фасаде равномерно расположены пять окон. Вход находится на северном фасаде.
Двухэтажная церковноприходская школа -пример сельского общественного здания периода поздней эклектики. К площади обращен ее восточный фасад, а к улице - северный. Квадратная в плане постройка под вальмовой крышей имеет в центре южного фасада крупный ризалит с лестницей на второй этаж, с запада к ней примыкает небольшой входной тамбур. Фасады расчленены по периметру объема широкими междуэтажным и венчающим карнизами упрощенного характера. Цоколь отмечен полувалом. Фасады, выходящие на площадь и улицу, имеют симметричную композицию в пять равномерно расставленных оконных осей. Окна первого этажа с лучковыми перемычками обрамлены рустованными наличниками, арочные окна второго заключены в наличники с плоскими пилястрами и замками в перемычках.
Лит.: Село Луптюг, 1995, 21 июля; Панфилов, 2004, с. 21, 82.
ПЛЮСНЯТА (МИХОНИНО)
д. Михонино Покровской сел. адм.
ДОМ К.Л. КУЗНЕЦОВА, кон. 19 в
Чрезвычайно редкий не только в Костромской области, но и в сопредельных с ней регионах тип крайне лаконичного по своему облику крестьянского жилого дома с хозяйственным двором, образующими один из вариантов Г-образной связи. Расположен на красной линии улицы в центральной части деревни. Дом был выстроен в кон. 19 в. крестьянином К.Л. Кузнецовым. До недавнего времени на территории участка находились амбар кон. 19 в. и баня, построенная в советское время. В нач. 1990-х гг. дом принадлежал Ф.И. Кузнецовой. Дом состоит из передней избы-пятистенка на невысоком подклете, обращенной к улице продольным фасадом, узких сеней и двухъярусного хозяйственного двора, примыкающего с северо-восточной стороны заднего фасада. С запада к хозяйственному двору в советское время был пристроен сарай для дров, от которого в настоящее время сохранились лишь фрагменты стен. Дом и двор, рубленные из бревен, перевязанных в обло, покрыты единой кровлей стропильной конструкции, в которой для поддержки свесов тесового покрытия использованы потоки, уложенные на кобылки. На переднем фасаде дома, разделенном в центре перерубом внутренней стены, равномерно размещено шесть прямоугольных окон, по-видимому, несколько увеличенных в высоту в советское время. На западном фасаде хозяйственного двора
Дом Кузнецова. Фото 2000 г.
План дома
находится вход в нижний ярус. Для въезда на поветь, занимающую верхний ярус двора, на заднем его торце имеется широкий дверной проем, перед которым существовал взвоз.
Передняя изба состоит из двух одинаковых по площади комнат: холодной с правой стороны и теплой с левой. В сенях расположена кладовка, отделенная бревенчатой стеной, в нижнем ярусе хозяйственного двора устроен хлев, представляющий собой самостоятельный сруб. В теплой избе у задней стены сложена кирпичная русская печь. Очевидно, она сменила первоначальную глинобитную печь, от которой сохранились опечек с резными кронштейнами для поддержки шестка, отдаленно напоминающими волюты, и печной столб, служащий опорой бруса-воронца, на который опираются полати. В холодной комнате тонкой переборкой отделено небольшое помещение для хозяйственной утвари. У стен в обеих комнатах укреплены лавки. Стены избы гладко отесаны. Углы обработаны в лас.
ДОМ И. ПЛЮСНИНА. 2-я пол. 19 в.
Пример сильно перестроенного крестьянского жилого дома, сочетающего архаичные для своего времени черты, свойственные деревянному зодчеству, с классицизирующими элементами фасадного декора, тяготеющими к формам каменной городской архитектуры. Дом был построен первопоселенцем Плюснят Иваном Плюсниным в 80-х гг. 19 в. и первоначально представлял собой избу-двойню, состоявшую из левого четырехстенка и меньшего по размерам правого пятистенка, в промежутке между которыми были устроены сени, а с задней стороны примыкал обширный хозяйственный двор. Дом была покрыт единой двускатной крышей безгвоздевой конструкции с самцовыми щипцами, охлупнем и курицами, поддерживавшими водометы.
Дом Плюснина. Фото 2000 г.
План дома
В 1950-х гг. двор был разобран, а на его место перенесен правый пятистенок, сформировавший таким образом иной тип крестьянского жилища - двустороннюю избу. До недавнего времени в состав крестьянской усадьбы входили амбар и баня, выстроенные в советское время. В нач. 1990-х гг. дом принадлежал А.Ф. Плюсниной.
Одноэтажный дом, сложенный из бревен, перевязанных в обло, покрыт двускатной самцовой кровлей, сочетающей элементы самцовой и стропильной конструкций. Он состоит из двух одинаковых по размерам срубов: переднего теплого четырехстенка и заднего холодного пятистенка, объединенных поперечными сенями. На переднем фасаде четырехстенка сделано три окна, на левом, боковом - два окна. Пятистенок освещают четыре окна, расположенные по два на заднем и боковом, правом фасадах. Прямоугольные окна обрамлены массивными наличниками с каплями и широкими украшенными глухой резьбой навершиями, прикрытыми простыми полочками на кронштейнах.
В передней избе, разделенной шкафом-перегородкой на две части, находится кирпичная русская печь. Она сложена, видимо, вместо первоначальной глинобитной печи, от которой сохранился опечек с фигурным кронштейном, а также резное ограждение шестка. Рядом с печью устроен голбец, закрытый переборкой. У стен укреплены лавки. Стены внутри отесаны. Углы обработаны в лас. В передней избе сохранился необычный потолок, собранный из круглых, неотесанных бревен.
РАТЧИНА
с. Ратчина Сивцевской сел. адм.
ЦЕРКОВЬ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ, сер. 19 в
Церковь Иоанна Предтечи. Фото 2000 г.
План церкви
Типичный для своего времени пример провинциального храма в стиле позднего классицизма, обладающего пропорциональной соразмерностью объемов и несколько суховатым фасадным декором. Кирпичная церковь, фасады которой сохранили известковую обмазку со следами побелки, построена, предположительно, в 40-е - 50-е гг. 19 в. К настоящему времени разобрана ее колокольня (на западном фасаде видны следы ее примыкания).
Вид церкви с востока. Фото 2000 г.
Фрагмент южного фасада четверика. Фото 2000 г.
Церковь стоит на возвышенности в центре села у поворота его основной улицы. Симметричная относительно продольной оси композиция памятника складывается из храма типа "ротонда на двусветном четверике", к которому с востока примыкает полукруглая апсида, а с запада - более широкая квадратная в плане трапезная. Ротонда храма завершена полусферической крышей с цилиндрическим световым барабаном и главой на тонкой шее. Боковые фасады четверика акцентированы портиками из четырех трехчетвертных колонн тосканского ордера, несущих неполный антаблемент со ступенчатыми консольками в карнизе и треугольный фронтон, выступающий на фоне низкого аттикового яруса. В интерколумниях портика помещены два яруса окон: нижние - арочные (центральный проем входной), украшенные профилированными архивольтами, опирающимися на импосты; верхние - прямоугольные с двумя простыми полочками в основании. Горизонтальные перемычки проемов алтаря и трапезной, связанные по низу и верху кирпичными полочками, украшены крупными веерными гребнями, типичными для ампира. Прямоугольные окна ротондального барабана заглублены в арочные ниши.
Фрагмент интерьера четверика. Фото 2000 г.
В интерьере светлое бесстолпное пространство храма перекрыто купольной ротондой со световым барабаном в шелыге. Переход от четверика к ротонде осуществляется с помощью тромпов с переломами. Апсида, связанная с храмом широким арочным проходом, перекрыта конхой. Необычной особенностью четверика является глубокая экседральная ниша на западной стене, в которой расположен дверной проем, ведущий в трапезную. Последняя перекрыта лотковым сводом с распалубками над проемами и над двумя небольшими экседрами в восточной стене, соответствующими алтарям приделов.
ЦЕРКОВЬ КЛАДБИЩЕНСКАЯ , 2-я пол. 18 в.
Единственный сохранившийся в северо-во-сточной части области образец деревянного храма 2-й пол. 18 в., простого по композиции и характеризующего особенности зодчества своего времени. По местному преданию, церковь перевезли в Ратчину из другого села в 19 в. Здесь рубленый притвор был заменен крыльцом каркасной конструкции, стены снаружи были обшиты тесом, а окна значительно расширены. К настоящему времени утрачены крыльца и завершение храма, на месте некоторых проемов сделаны двери. Здание рублено топором из бревен, перевязанных в обло, и обшито снаружи тесом, скрывающим выступающие хвосты венцов срубов. Под углы нижних венцов подложены валуны.
Кладбищенская церковь. Фото 2000 г.
План церкви
Деревянная церковь находится у дороги, на восточной окраине села. Основной объем представляет собой низкий, вытянутый по продольной оси четверик храма, завершенный пологой четырехскатной крышей. С востока к нему примыкает более низкая и узкая, сильно вынесенная пятигранная апсида, с запада - небольшая трапезная под вальмо-вой крышей, также уступающая по ширине и высоте четверику храма. Бревна в венцах срубов храма и апсиды перевязаны, трапезная "приложена” к западной стене четверика. По сторонам дверного проема на западной стене трапезной сохранились штрабы от врубок примыкавшего к ней крыльца. На боковых фасадах храма симметрично размещено по два окна, а в трапезной - по одному; апсида освещается тремя окнами, расположенными на восточной и боковых гранях. Все проемы высокие, прямоугольной формы. По-ви-димому, первоначально их заполняли косяки, о чем свидетельствуют характерные подтесы бревен, сохранившиеся снаружи на южной стене храма под обшивкой.
Вид церкви с юго-запада. Фото 2000 г.
Внутри храм объединяется с апсидой широким прямоугольным проходом, в трапезную ведет дверной проем. Перекрытия плоские.
ДОМ ЖИЛОЙ (ШКОЛА ЦЕРКОВНОПРИХОДСКАЯ). кон. 19 - нач. 20 в.
Пример полукаменного здания без выраженных стилевых признаков, типичного для пореформенной застройки крупных сел. Компактный по композиции жилой дом с кирпичным побеленным первым и рубленным в лапу
и обшитым поздним тесом вторым этажами возведен в кон. 19 в. В нач. 20 в. его приспособили под школу.
Здание находится в северо-восточной части села. Прямоугольный в плане объем, чуть вытянутый вдоль улицы и дополненный со стороны двора двухэтажной пристройкой, завершен пологой четырехскатной крышей. На переднем фасаде размещено пять оконных осей. Проемы первого этажа имеют лучковые перемычки, окна второго этажа прямоугольные. Единственным украшение фасада служит карниз с широкой выносной плитой.
УСТИНОВЦЫ (УСТИНОВ ЛОМ)
д. Устиночцы Соловецкой сел. адм.
ВОРОТА УСАДЬБЫ ШЕННИКОВА, 1-я четв. 20 в.
Ворота усадьбы Шенникова. Фото 1990 г.
Ворота усадьбы Шенникова. Фото 1990 г.
Пример архитектуры малых форм в крестьянском зодчестве. Подобные сооружения в недавнем прошлом были распространены в этом регионе повсеместно. Ворота, установленные между жилым домом и амбаром, вынесенными на красную линию улицы, имеют широкий центральный проезд и две калитки по сторонам. По композиции они представляют собой четыре массивных бруса-вереи, несущих с помощью крупных фигурных кронштейнов прямую перемычку, защищенную от атмосферных осадкой двускатным тесовым покрытием. Перемычка украшена плоским орнаментом из нескольких рядов небольших круглых углублений, выполненных коловоротом. Полотнища центрального проезда и калиток заменены в 90-е гг. 20 в.
Памятники архитектуры Костромской области. Выпуск VII. Вохомский, Октябрьский, Павинский, Поназыревский, Пыщугский и Шарьинский районы. (PDF)