Спасибо всем, кто работал со мной
На этом первую часть своих воспоминаний я хочу закончить. Нулевой цикл завершен. Дальше будет почти 14-летний период моей работы во главе городской исполнительной власти. Как бы меня не называли — председателем горисполкома, главой самоуправления или мэром — сущность моей работы была одинакова и состояла в том, чтобы обеспечить жизнь города. Как я уже сказал в одном из интервью, год у мэра состоит из двух зим: в первую он и все его службы латают коммуникации и готовятся к тому, чтобы отапливать город; во вторую — топят и латают прорвавшиеся трубы.
Увы, почти четырнадцатилетний срок моего «мэрства» пришелся на период смены общественно-политического строя, реформирования экономики и самого государства, пересмотра законодательства. В этот период правительству Советского Союза, а потом и Российскому правительству было не до регионов. Я бы разделил этот период на три этапа.
Первый, и очень короткий — это период «социалистический», когда было много денег, но ничего нельзя было купить. В то время речь шла преимущественно не о том, как наполнить городской бюджет, а как суметь израсходовать имевшиеся средства в условиях тотального дефицита товаров и материальных ресурсов.
Второй этап, на который пришлось около половины моего срока пребывания на посту главы самоуправления, — период реформ. То, что происходило в стране, не могло не отразиться на жизни нашего города. Большинство из нас помнит эти времена: падение экономики на две трети, рост безработицы почти на 10 процентов трудоспособного населения, многомесячные задержки заработной платы и пенсий, галопирующая инфляция, резкое снижение уровня жизни населения. И хоты все мы тогда были «миллионерами», жизнь становилась все труднее. Возникли серьезные проблемы в обеспечении жизнедеятельности города. Наконец, дефолт 1998 года тоже пришелся на этот период.
Третий, последний этап — четырехлетний, отсчитывается с 1999 года. Началось преодоление кризиса в экономике, «задышала» промышленность, стали расти инвестиции в основной капитал. Медленными темпами, но все же выросли реальные денежные доходы населения. Резко снизилась социальная напряженность в обществе. В три раза по сравнению с 1998 годом увеличилась налогооблагаемая база нашего города. Многое стало меняться к лучшему.
Лишь одна тенденция осталась прежней. Несмотря на экономический рост, распределение налоговых поступлений осуществлялось так, что возможности городского бюджета из года в год снижались. Из-за этого не удалось решить ряд городских проблем, появились новые. Я затрудняюсь в определении этого этапа. С одной стороны — снижение остроты финансового дефицита в стране. С другой — усугубляющийся дефицит местных бюджетов.
Да, население города имеет полное право предъявлять претензии власти за нерешенные проблемы. Но что было бы, если бы городская власть была безынициативна, просто «плыла по течению»? Последствия предсказуемы. Мало ли было примеров замерзших городов, с парализованным коммунальным хозяйством!
Есть люди, которые считают, что все стало хуже и ничего лучше. Объективно оценивая минувший период, я скажу, что именно городская власть в сложнейших условиях не только обеспечила жизнедеятельность города на максимально возможном уровне, но и способствовала значительному продвижению Костромы в ее социально-экономическом развитии.
В самый разгар экономического кризиса мы поставили перед собой четыре основные задачи:
обеспечить стабильность в обществе и социальную защиту населения;
обеспечить функционирование городского хозяйства;
изыскать нетрадиционные подходы и источники развития города;
создать в пределах своих полномочий условия для преодоления кризиса, роста экономического потенциала города.
Эти задачи друг с другом глубоко взаимосвязаны и решались в тот период с использованием всех имеющихся возможностей.
В кризисной обстановке удалось избежать полного развала городского хозяйства и финансов города. Усилия, в первую очередь, были направлены на помощь промышленности, среднему и малому бизнесу.
Оперативно, в отличие от других городов, на городской баланс было принято ведомственное жилье и объекты соцкультбыта, что освободило промышленные предприятия города от значительной финансовой нагрузки.
На протяжении нескольких лет товаропроизводителям предоставлялась 50-процентная льгота по налогу на прирост прибыли по сравнению с предыдущим годом (при условии, что эти средства будут направлены на развитие производства). В 1999 году данная форма льготирования инвестиций была поглощена более совершенным областным законом «Об инвестиционной деятельности в Костромской области», в разработке которого активное участие принимала администрация города.
В самом начале экономических реформ, когда всё почему-то разукрупнялось и разорялось, нам удалось сохранить единый строительный комплекс. Вы видите, что город строился и продолжает строиться, а значит живет и будет жить.
Кострома — один из первых городов России, где с привлечением инвестиций завершается строительство мусоросортировочного завода принципиально нового типа. Большая часть оборудования для него изготовлена на костромских предприятиях. Завод рассчитан на переработку 155 тысяч тонн отходов в год.
В период кризиса, острейшего недостатка финансовых средств практически полностью реализована программа развития образования в городе Костроме на 1995-1999 годы.
Исторический центр Костромы застроен преимущественно зданиями XVIII-XIX веков, являющимися памятниками архитектуры и требующими цветового оформления фасадов. Уже более пяти лет ремонт фасадов построек исторической части города осуществляется по специальной технологии с применением новых материалов, имеющих гарантийную стойкость 20 лет. Вы сами видите, как преобразились и похорошели центр города и улица Советская.
В 1997 году была проделана большая работа по изменению и утверждению четких границ города. Площадь городских земель выросла почти до 15 тысяч гектаров.
28 августа 2003 года я написал свое последнее распоряжение «О Коробове Б.К.»: «В связи с личным заявлением на основании ст. 30 п. 1 Устава г. Костромы досрочно прекращаю полномочия главы самоуправления г. Костромы 1 сентября 2003 года».
Этот шаг был для меня нелегким. Знаю, что костромичи оценивают его по-разному. Я и сам не могу оценить свой поступок однозначно. Придет время, и я сумею просто и ясно, без лишних обид и недомолвок рассказать о периоде 1991-2003 годов и о людях, которые меня окружали. Возможно, это будет во второй части моих воспоминаний.
А пока удачи всем вам и здоровья.
Ваш Б.К.