Благодетели мои и моего рода
Воспоминания священника
Михаила Диева
(1794–1866)
с предисловием А. А. Титова.
В 1889 году мне удалось приобрести почти все рукописное собрание сочинений провинциального ученого священника Диева от его наследников, с правом печатания.
В числе неизданных сочинений М. Я. Диева, между прочем, нашлась тетрадка, к сожалению неоконченная, под названием "Благодетели мои и моего рода". В этой тетрадке сельский священник, жившей в захолустной слободе "Сыпановой", в нескольких верстах от Нерехты, Костромской губернии, упоминает, между прочим, и о таких исторических лицах, как поэт Жуковский, А. Н. Муравьев, граф Протасов, С. С. Уваров, граф С. Г. Строганов, Евгений Болховитинов и М. П. Погодин. Положим, что воспоминания отца Диева односторонни и касаются большею частью личных его отношений, но они всё-таки очень любопытны.
Считаем нелишним сообщить и небольшой биографический очерк автора печатаемого сочинения на основании материалов, сообщенных нами в 1887 году в Императорское Общество Истории и Древностей, по поводу переписки о. Диева с секретарем Общества И. М. Снегиревым (а).
"Протоиерей Михаил Диев, сын священника, род. в 1794 г. По окончании курса учения в Костромской Семинарии студентом, в 1813 г. Ноября 1-го посвящен во священника к Успенской церкви села Тетеринского; с 1823 г. несколько раз был депутатом, 1827 г. 8 июня определен учителем Закона Божьего в Нерехтское уездное училище, где с Мая 1829 г. по 10 июня 1830 г. исправлял должность учителя 1-го класса; 8 Марта 1829 г. признан соревнователем Императорского Общества
Истории и Древностей Российских, на каковое звание того же года, 10 Декабря, снабжен дипломом; 31 Мая 1830 г. признан сотрудником Общества Любителей Российской словесности; 5 Ноября 1832 г. действительным членом того Исторического Общества каковое звание и снабжен дипломом; за сочинение Истории владык Новгородских, 13 Мая 1837 г. всемилостивейше награжден золотыми часами. Награжден денежными премиями: 1 Декабря 1838 г. от того Исторического Общества за статью "О вирах", напечатанную в 1 томе Русского Исторического Сборника; Августа 17 дня 1839 г., и от министра народного просвещения за статью "Изъяснение слов Правды Русской", напечатанную в журнале Министерства за Август 1839 г. С Мая 1838 г. находился, без получения жалованья, законоучителем в благородном пансионе при Нерехтском Мариинском женском училище; в Комиссии Святейшего Синода о исправлении Истории Российской иерархии был сотрудником (указ Синода от 17 июня 1848 г.); Марта 23 дня 1846 г., за полезную службу при женском училище награжден набедренником, за труды при том училище ревизовавшим в 1845 году по высочайшему повелению Костромскую губернию сенатором князем Лобановым-Ростовским изъявлена благодарность, которую резолюцию преосвященного велено вносить в послужной список (указ Духовной Консистории 31 июня 1846 г.). По училищному ведомству изъявлены благодарности: от попечителей Московского Учебного Округа за уездное училище: 17 июня 1837 г.; за пансион: 3 июня 1841 г., 25 Января 1818 г., 12 Апреля 1852 г. от министра народного просвещения за пансион 17 июня 1849 г. За безвозмездное обучение в пансионе всемилостивейше награжден: 1 июня 1849 г. фиолетовою скуфьею; 16 Апреля 1855 г. камилавкою, а 14 Мая 1860 г., за отлично-усердную службу по духовному ведомству, наперсным крестом, от Св. Синода выдаваемым. В 1850 г., указом Духовной Консистории от 20 июня, за усердные и полезные труды в пансионе, засвидетельствованные членом Консистории протоиереем Зариным, назначенным от архиерея для наблюдения за состоянием преподавания Закона Божьего, объявлена признательность епархиального начальства со внесением в послужной список. По программе Святейшего Синода для церковно-исторического обзора Костромской губернии преосвященным, в Феврале 1851 г., из восьми статей поручено ему пять, кои, кончив в июнь того же года, и представил его преосвященству.
По окончании 25-летней законоучительской должности в уездном училище, утвержден в 1852 г. во вторичной службе с полною пенсией и жалованьем. По представлении его преосвященства за усердную службу преподано ему 29 Апреля 1852 г. благословение Святейшего Синода; такое же синодальное благословение получил 21 Мая 1853 г. С утверждения г. министра внутренних дел 24 Декабря 1854 г., признан членом-корреспондентом Костромского Статистического Комитета. За выслугою назначенного министром народного просвещения тридцатилетнего срока по уездному училищу от должности законоучителя уволен с награждением пенсиею за вторичную службу. По мнению Московского митрополита Филарета, рассматривавшего, по поручению Св. Синода, сочинение о. Диева "Поверка иерархических каталогов с летописями и актами", награжден 4 Сентября 1857 г. саном протоиерея. В уважение особенных заслуг определен благочинным над своею церковью 27 Сентября 1857 г.; 16 Сентября этого же года назначен епархиальным начальством наблюдать над успехами в Законе Божьем по Нерехтским училищам: уездному Мариинскому и приходскому. 6 Мая 1858 г. возложен бронзовый крест за войну 1853—1856 гг. Священником Троицкой церкви в Сыпановой слободе назначен 18 Августа 1832 года. По резолюции преосвященного Костромского от 31 Января 1852 г. предписано ему, Диеву, о себе отмечать так: "под судом не состоит; прежде же касавшиеся до него дела по определению Св. Синода от 18 Сентября 1840 г. признаны маловажными". 18 Августа 1865 г. в рапорте на имя преосвященного Платона, епископа Костромского, благочинный, протоиерей Михаил Диев писал: "Находясь в сане священника 52 года, исполнял я эту должность со всевозможным старанием, за что и был награждаем начальством. В исходе 52 года службы моей я совершенно расстроился в здоровье и по причине ослабления ныне моего организма возложенной на меня священнической должности исполнять не могу. А потому, в удостоверение этого прилагая при этом медицинское свидетельство Нерехтского уездного врача Бедорова, осмеливаюсь просить ваше преосвященство уволить меня как от должности священника, так благочинного по ХII округу и депутата по Нерехтским училищам". В приложенном медицинском свидетельстве значится: "Я нижеподписавшийся по совести сим удостоверяю, что протоиерей Сыпановой слободы о. Михаил Диев, имеющий от роду 71 год, после бывшего в Марте месяце апоплексического удара, страдает параличем: правой рукой не владеет, без посторонней помощи встать с места не может, память и соображение также повреждены и потому должности священника исполнять не в состоянии".
На вышеизложенном прошении о. Диева последовала резолюция преосвященного Платона: "1865 г. Августа 12 дня: 1) согласно прошению достопочтеннейший о. протоиерей увольняется от обязанностей приходского священника, благочинного церкви Сыпановой слободы и депутата при испытании в светских училищах; 2) церковь с. Сыпанова причислить ко второму благочинническому Нерехтскому округу; 3) на праздное священническое место перемещается священник Чухломского уезда, села Михайловского Василий Малиновский".
Вскоре после этого, а именно: 3 Февраля 1866 г. о. Михаил Диев скончался и погребен при церкви села Ильинского, что на реке Мезе, Костромского уезда.
В неофициальной части Костромских Епархиальных Ведомостей помещены в разное время следующие статьи о. Михаила Диева:
1855 г. № 27: Посещение Костромской стороны сначала Московским митрополитом Платоном, после того императором Павлом 1-мъ.
1857 г. № 21—25. Генерал-губернатор для Костромской стороны в отношениях: нравственном, строительном и образовательном в царствование императрицы Екатерины Великой. 1857
г. №№ 34, 36—40. Исторический обзор обширности древней
Костромской области. 1858
г. № 17. Несудимая грамота от патриаpxa всея Руси Филарета Песошенскому Игрицкому монастырю, 1629 г. 30 Августа.
1858 г. №№ 35—38. Укрепленные места древней Костромской губернии.
1859 г. №№ 10, 11, 12. Солигалич.
1861 г. №№ 48 и 49. Какой народ в древние времена населял Костромскую сторону и что известно об этом народе.
1864 г. № 1. Город Нерехта в первые годы царствования императрицы Екатерины Великой. Затем в Губернском Статистическом Комитете находится рукопись вышеприведенной статьи о. Диева: Какой народ населял в древние времена Костромскую сторону и т. д.
В изданиях Общества Истории и Древностей о. Михаилом Диевым напечатаны следующие статьи: 1) О вирах у Россиян X и XI века (Сбор. 1, кн. 2); 2) Какой народ в древние времена населял Костромскую сторону и что известно об этом народе (Чтения 1865 г. IV); 3) Моровые поветрия в Костромской стороне в 1654 и 1771—1772 гг. (Чтен. 1859 г. III); 4) Некоторые черты нравов и обычаев жителей Нерехтского уезда (Чтение, перв. год 1845—46, II).
Кроме того в нашем рукописном собрании находится несколько статей о. Диева, еще нигде не напечатанных, напр.: "МОЖНО ЛИ Новгородскую летопись попа Ивана приписывать Новгородскому архиепископу Иоанну 1?", "Корнилий, игумен Псковского Печерского монастыря, не одно ли лицо с Корнилием, епископом Юрьево-Ливонским?" и другие.
Впрочем, в последние годы своей жизни покойный Диев мало имел времени писать для печати. В одном из своих писем О. М. Бодянскому он говорит: "Сколь ни глубоко я проникнут чувством признательности, но снедаюсь совестью, что, получая все издания Общества, нимало не заслуживаю сего. Сколько бы ни желал я участвовать чем-либо в трудах Общества, но, право, не имею времени, будучи постоянно занят по Синодальной Комиссии о поправлении Истории Российской Иерархии, особенно с того времени, как за поверку иерархических каталогов с летописями и актами награжден был повышением моего сана. Впрочем, этот труд почти в конце: остается только поверить по епархиям юго-западной России закрытия епископии; тогда, надеюсь, будет свободнее. При сем осмеливаюсь просить милостивого возврата на статью о Симоне Лаговском; она представлена В Общество случайно и доставлена в Москву из продолжаемого мною, по поручению моего архипастыря, сочинения: "112 лет Костромской епархии". Сознаю сам, что многое надобно исключить, особенно по части архипастырских предписаний для епархии; я же писал не для печати, а помещал тут все, что попадалось мне под руку, по пословице: "чем богат, тем и рад". Особенно заняли меня сведения О Костромской Семинарии, для чего собрано у меня довольно данных, чего не осталось уже при Семинарии, где архив сгорел в ужасный пожар Костромы 1847 года. При сем милостиво принять прошу две статьи, напечатанные в Костромских Ведомостях, составленные мною по настоянии начальника губернии" (22 Мая 1858 г.).
Из любопытной переписки о. Диева с И. М. Снегиревым нам известно, как много поработал о. Диев на пользу истории, археологии и, главное, этнографии. Трудами его пользовались не только Снегирев и Евгений Болховитинов, митрополит Киевский, но и многие другие, в числе которых, как нам передавали, был и сам автор "Обзора Русской духовной литературы" преосвящ. Филарет, архиепископ Черниговский. Что о. Диев занимался словарем писателей духовного чина, это видно из его писем: "Продолжение Словаря писателей духовного чина, при помощи Божьей, в Январе 1842 г. мною кончено" (б), и затем он опять пишет: "На днях я получил от брата моего 50 листов печатаемого Российской Академией описания рукописей Румянцевского Музея; оно много помогает мне дополнить Словарь духовных писателей".
Добросовестный труженик нашего исторического самопознания есть явление достопамятное. Из Костромской глуши, из обстановки неблагоприятной и часто-враждебной, всю жизнь рвался он на свет и простор образованности. Печатаемое здесь посмертное сочинение о. Михаила Яковлевича Диева заменяет нам отчасти его автобиографию.
А. Титов. Ростов–Ярославский.
1891 г. Марта 8.
примечанияа) Материалы для Истории Императорского Общества Истории и Древностей Российских, Чтения 1887 г., кн. 1-я.
б) Письмо Диева к Снегиреву.