Виктор Николаевич Бочков (1937—1991)
Виктор Николаевич Бочков был ученым-исследователем и художником слова, проникновенным знатоком памятников истории и культуры, сумевшим сплотить тех, кому дорого прошлое и настоящее костромского края. Историк-архивист по образованию (он окончил Историко-архивный институт в Москве), В.Н.Бочков имел серьезный опыт и музейной работы (много сделал для музеефикации Щелыкова — имения великого драматурга А.Н.Островского, ставшего в наши дни излюбленным местом отдыха театральной интеллигенции), и преподавательско-просветительской, и в сфере охраны памятников истории и культуры. Прирожденный литератор и лектор, В.Н.Бочков обладал редкой способностью зрительного восприятия и умением внушить такое видение другим — история и памятники культуры в его устах и под его пером обретали живые черты.
Для В.Н.Бочкова — ученого и человека — внутренне неприемлема была конъюнктура в выборе темы научной и даже научно-популяризаторской работы, тем более в истолковании выявляемых и объясняемых им исторических фактов. Самоуважение для него неотделимо от уважения к читателю и слушателю. Источниковая база трудов В.Н.Бочкова всегда добротна: с его соображениями, поворотами мысли можно не соглашаться, его выводы и наблюдения оспаривать, но сам же он указывает и пути проверки их по первоисточникам.
В.Н.Бочков писал лишь о том, к чему тянулась душа. Он рано осознал себя продолжателем корневых линий развития отечественной исторической мысли. И теперь, когда освобождаемся от накипи навязываемых исторических и социологических построений, труды его оказались среди тех, которые сохраняют свое значение для будущего. В.Н.Бочков увлеченно занимался генеалогией российского дворянства, более того — историей развития генеалогии в России тогда, когда историки, и особенно историки исторической мысли, относились к этому пренебрежительно. Эта проблематика ему, по матери — потомку Кузьминых-Караваевых и Дондуковых-Корсаковых, а по отцу — коренному петербуржцу, была как бы естественно близка.
Ныне стало очевидно, что наука о происхождении и родственных связях отдельных родов и лиц относится к фундаментальным отраслям исторических знаний, обеспечивающим возможности изучения биографий отдельных лиц и семей, их социального статуса и имущественного положения, вклада в общественную и культурную жизнь своей эпохи. Из подготовленной автором монографии «Формирование служилого сословия Российского централизованного государства» только часть — «Легенды о выезде дворянских родов» напечатана в Археографическом ежегоднике за 1969 год, другие опубликованы в новом журнале «Историческая генеалогия».
В.Н.Бочков неутомимо и плодотворно работал в области краеведения. Краеведение — это и наука, и научно-популяризаторская деятельность определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края» (от сравнительно крупного региона до отдельного города, села, завода, усадьбы, храма, улицы), и форма общественной деятельности, к которой причастны и ученые-специалисты, и широкий круг лиц (разного возраста и разной степени подготовки), преимущественно местных жителей. В.Н.Бочков был воплощением и краеведа-ученого, знатока и общественного деятеля на ниве краеведения: многие обязаны именно ему приобщением к навыкам культуры краеведа и к радости краеведного знания.
В.Н.Бочков много сделал для возрождения преданных было забвению с начала 1930-х годов традиций предшествовавшего, «золотого», десятилетия краеведения предреволюционных лет — традиций историко-культурного краеведения (а также и.краеведения церковной истории). Он был одним из первых, кто способствовал возвращению науке и общественности имен выдающихся краеведов 1917—1929 гг., а тогда Кострома и города костромского края были примером краеведной деятельности для всей страны. Особенно значим в этом плане его очерк 1974 года «Подвижники костромского краеведения (Василий Смирнов, Леонид Казаринов, Дмитрий Дементьев)» в книге «Второе свидание: глазами краеведов» — об арестованных в период разгрома краеведения руководителе Костромского общества краеведов и краеведе из Чухломы и крестьянине летописце-самоучке из Ветлуги, еще с дореволюционных лет занятых изучением своего края, собиранием материалов о его прошлом и настоящем, очерк о И.А.Рязановском в сборнике «Влюбленность».
Живой интерес вызвала книга В.Н.Бочкова «Скажи: которая Татьяна?..», изданная в 1990 г. в Москве, где ученого хорошо знали и ценили в кругах историков и литературоведов. Написанная вдохновенно, с подкупающей эрудицией, книга очерков об образах и прототипах русской литературы (в произведениях Пушкина, Островского, классиков, связанных с костромским краем) заставляет по-иному смотреть на ставшее привычным в истории литературы и убедительно показывает, сколь велика роль Костромы как значительного «культурного гнезда» России.
Книга В.Н.Бочкова «Старая Кострома» — занимательные рассказы, именно рассказы об улицах и домах, о людях и событиях. Художественное мастерство и в то же время лаконичность изложения, умение отображать действительно интересное и запоминающееся делает книгу привлекательной для любого читателя. Специалист же историк сразу поймет, какую многообразную исследовательского характера работу надо было провести, чтобы выявить в архивах и в давних забытых изданиях все эти данные, увидеть между ними взаимосвязи и объединить частности в единую картину. Да еще определить значение явлений, выводящих их за рамки местной (локальной) истории и воспринимаемых уже как факты истории всей России.
Новое о своем городе, его уроженцах и жителях узнает и «костромитин». Особенно же много книга дает о Костроме и о связях костромского с уже знакомым тому, перед кем город открывается впервые. Это спутник в прогулке по Костроме, помогающий узнать и историческое прошлое, и архитектурно-художественное своеобразие, секреты привлекательности одного из самых старинных и красивых городов России — а он остается красивым и своеобычным даже теперь, когда порушено так много вслед за зловещим годом «великого перелома» (1929— 1930 гг. — трагическая, действительно переломная дата и в судьбе памятников исконно российской архитектуры, и прежде всего храмовых зданий). И побуждающий пополнить обретенные знания в музеях, библиотеках. Книга, несомненно, полезна и всем, кто интересуется методикой составления путеводителей, справочников о прошлом городов, очерков по истории края, разработкой планов и приемами проведения экскурсий.
С рукописью этой книги и подобранной ее автором уникальной по информационному потенциалу картотекой сведений об уроженцах и жителях Костромы и костромского края (находящейся ныне в Костромском историко-архитектурном музее-заповеднике) имел возможность ознакомиться вскоре после кончины Виктора Николаевича. И много ценного почерпнул не только в плане знания о Костроме и костромичах, но шире — в знании культуры нашего Отечества. И потому сразу же счел своим долгом сказать о необходимости издания этого труда и в публичных устных выступлениях (впервые уже тогда — на V съезде Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, местом для проведения которого, конечно, не случайно избрали «исторический» город Кострому), и в печати. И теперь радуюсь тому, что сочинение это наконец доходит до тех, для кого оно и предназначалось, — до широкой публики.
Глубокая признательность тем костромичам, которые способствовали выходу в свет этой книги. Кострома снова, как и в годы золотого десятилетия нашего краеведения, с изданием историко-краеведческого журнала «Костромская старина», а теперь и очерков В.Н.Бочкова «Старая Кострома. Рассказы об улицах, домах и людях» становится одним из ведущих центров краеведения и образцом для других краелюбов России.
Created with GIMP
академик Российской академии образования,
председатель Союза краеведов России.