Вознесенский сельский совет
Село Вознесение — старинный центр этой местности. Село имело и второе, и третье названия: Коршунское и Коряково.
В глубокой старине здесь была Коряковская волость. Эта волость занимала левобережную часть Волги севернее Юрьевца и известна была с 1536 г., когда на нее напали казанские татары.
В русской летописи записано: «Того же месяца генваря приходили татаро-вя казанские и черемиса многи люди в Коряково и великого князя воеводы Семен Дмитриев сын Сабуров да Иван Семенов сын Карпов с детьми боярскими татар и черемиса много побили а иных живьем переимали и к великому князю на Москву привели а князь великий велел на Москве казнить».
Коряковская волость славилась своей рыбой, вылавливаемой в Немде, Унже и Волге; Иван Грозный эту волость в 1572 г. завещал своему сыну Федору. В 1565 г. волость была взята в опричнину, а с отменой опричнины она считалась дворцовой и принадлежала царю.
В волости росли огромные леса, в которых был развит бортный промысел — сбор меда из дупел. Этот лес правительство сдавало на оброк, который платился медом. В старину не знали способов изготовления водки, а пили хмельные меды. Да кроме того, была и большая потребность в воске, который шел на изготовление свечей и экспортировался за границу.
В 1576 г. коряковский лес Иваном Грозным был сдан на оброк унженскому посадскому человеку В.Шумалкину. Но контролировать большую территорию Шумалкину было трудно, так как в его владениях мед собирали и крестьяне соседних деревень. Шумалкин жаловался царю: «Крестьяне не слушаются и в тот его бортный в Коряковский лес въезжают насильством, борти дерут и бревна секут и зверя ловят и ямы копают и пожни косят, всякое насильство чинят и государь велел бы его Шумалкина от черных деревень беречь». От царя была послана грамота галичскому воеводе Чередову: «А как к тебе наша грамота придет и ты бы Васки Шумалкина вотчину борного ухожения берег накрепко и чтоб наш оборочный мед в недоборе не было и впредь нам Васке Шумалкову не бить челом».
Село Вознесение было в Понизовской волости, и в переписи 1617 г. о нем записано: «Погост а на погосте храм во имя Вознесения господа вверх шатром да другой храм теплый во имя Введения пресвятой богородицы древянный клецки а в церкви образы и свечи и книги и колокола и все церковное строение мирских людей да на погосте двор попа Гаврила Кузмина двор дьячка Ивашки двор просвирницы келья нищих да на погосте ж двор костромитина Ивана Панова да к тому же погосту пожня Лушица да деревни Карпово, Щеколдино, Макарово, Борино и др.»
Находившиеся вблизи села Вознесения деревни Карпово, Щеколдино, Макарово, Борино и само село в 1620 г. были даны в вотчину стольнику Ивану Никифоровичу Траханиотову за участие его в обороне Москвы от поляков. Родоначальник Траханиотовых — Дмитрий Траханиот, грек, прибывший в Москву в свите Софьи Палеолог. Потомки его служили в Москве казначеями московских государей. Они имели вотчины и под Москвой. Но все отличались скупостью. В делах Оружейной палаты хранится челобитная царю Михаилу Федоровичу, поданная Иваном Никифоровичем Траханиотовым на унженских посадских людей — на Тимофея Насекина и Лариона Дорожнина, что они «покрали» у него «за рекой Унжей на волоке 10 кладей пшеницы да плужни да сохи».
Деревня Блиново. В 1850 г. она принадлежала помещику Якову Яковлевичу Шкоту. Предок его А.А.Шкот поступил в русскую армию при Петре I. Я.Я.Шкот имел брата Петра Яковлевича, адмирала, известного путешественника, который был женат на дочери Павла Ивановича Петрова, родственника М.Ю.Лермонтова.
Деревня Соловатово. Известна деревня с 1621 г., когда на ее месте был еще починок, называвшийся Соломный. Принадлежал он Спасской пустыни, а вместе с этой пустынью — Макарьевскому монастырю.
В старину в деревнях было развито льноводство и ткали полотно для рубах, а также грубые холсты-пестрядины для верхней одежды. Пестрядина ткалась из суровых льняных ниток вперемешку с шерстяными. Из шерсти овец изготовлялись валяная обувь и сукна для верхней одежды.
Россия, Костромская область, Макарьевский район, Нежитино на карте