Город Галич
Галич назван так по имени древнего Галича, существующего и сейчас в Западной Украине, в бывшей Галиции. Когда в XII—XIII вв. в результате распада Киевской Руси население ее мигрировало на север и осело в центральной части России, переселенцы перенесли сюда и названия своих оставленных городов — таких, как Переяславль, Галич, Звенигород и др.
Наиболее правдоподобна версия о названии западного Галича: в Галичской Руси большинство минеральных источников имеет солоноватый вкус, а в древне славянском языке соль называлась — «гал». От этого слова, возможно, и вся земля называлась Галичской.
До IX—X вв. в районе Галича жили финноугорские насельники — меряне, память о которых сохранилась в названии рек: Челсма, Шокша, Пема, Векса и др.
Пребывание здесь мерян подтверждается и археологическими находками -медными частями идола Тура — языческого бога, олицетворявшего возрождение жизни и силы. Ритуал поклонения Туру сохранялся еще в XIX веке на Поклонной горе Галича.
Когда в район Галича с юга и с запада пришли славяне, аборигены ассимилировались с ними, это происходило не всегда мирно.
В XI—XII вв. жители неспокойной Киевской Руси стали переселяться на север, чтобы укрыться там за лесами. Так формировалось великорусское ядро, центром которого была Ростово-Суздальская земля. В XII веке Галич со своими пригородками входил в Ростово-Суздальское княжество.
Престол Владимирско-Суздальского княжества по смерти Всеволода и сына его Ярослава занял Святослав Всеволодович. Он в 1245 г. отдал Галич племяннику Константину Ярославичу, который и стал родоначальником первой династии галичских князей, образовав Галичское удельное княжество. Его брат Василий Ярославич в это же время получил в удел Кострому. Образовалось Галичское княжество: на севере оно включало солигаличские, чухломские и кологривские земли, на западе — буйские, на юге граница с Костромским княжеством проходила по рекам Тебзе, Куси, Немде, и с востока Галичское княжество граничило по реке Унже с марийцами.
Хронология первой династии галичских князей такова: первый галичский князь Константин Ярославич (1210—1270), его сын Василий Константинович (1260—1310), внук Федор Васильевич (1310—1334) и, наконец, правнук Дмитрий Федорович, последний галичский князь, родился в 1328 г. Все эти князья правили Галичем под контролем московских князей, род которых пошел от Александра Невского, приходившегося родным братом галичскому князю Константину Ярославичу.
Известно, что московский великий князь Иван Калита в 1340 г. «купил» Галич, и это выражение понималось буквально. Но современные исследования показывают, что «купля» — это термин, означавший ханское разрешение владеть землей, что оформлялось ярлыком. Другим документальным доказательством, что Галичское княжество в это время находилось под протекторатом Москвы, служит сохранившееся рукописное Евангелие 1357 г., рукою «грешного Феофона в граде в Галиче, при княжении великого князя Ивана Ивановича» списанное.
Владение второй династии галичских князей началось с сына Дмитрия Донского Юрия Дмитриевича, которому отец дал в удел Галич с Звенигородом и Дмитровым, а старший сын Донского Василий Дмитриевич стал великим князем Московского княжества и получил в удел Москву. После смерти отца и брата, Василия Дмитриевича, галичский князь Юрий Дмитриевич стал претендовать на московский престол, разгорелась междоусобица между Москвой и Галичем. В эту войну включились и сыновья Юрия Дмитриевича Василий Косой и Дмитрий Шемяка, двоюродные братья московского князя Василия Васильевича. Междоусобица сопровождалась драматическими событиями, вероломством, клятвонарушением, подкупами.
Галичский князь Василий Юрьевич был ослеплен московским князем на один глаз и потому прозван Косым. А московский князь Василий Васильевич был ослеплен на два глаза и потому получил прозвище Темный. Несколько раз галичские князья занимали Москву. Борьба за централизацию Русского государства закончилось победой Москвы. А последний галичский князь Д.Шемяка, оставивший в Галиче память о себе в названии «Шемякин Холм», бежал в Новгород, где был отравлен подосланным из Москвы поваром.
Ссыльные в Галиче
В старину Галич был местом ссылки опальных бояр и служивых людей. Здесь в крепости стояла опальная тюрьма — деревянная изба, огороженная тыном из вертикально врытых в землю бревен (острог). Тюремные сидельцы охранялись приставами.
Первое упоминание о ссылке в Галиче относится к 1493 г., когда сюда из Москвы по приказу Ивана III был сослан князь Ф.И.Бельский, заподозренный в измене. При Иване III в Москве был казнен князь Иван Лукомский; перед казнью он показал, что и князь Федор Вельский «хотел бежать в Литву, великий князь велел князя Федора изымать да послать его в заточение в Галич». Опала постигла и внука Ф.И.Бельского Ивана Дмитриевича, а его присных Грозный царь велел одного «посадить за сторожу, на Угрешском дворе в
Москве», другому велел вырезать язык, а еще двоих казнить торговой казнею — «бить кнутом и сослать их с Москвы в заточение в Галич».
В 1580 г. по приказу царя Бориса Годунова в Галич был сослан князь Александр Иванович Шуйский, брат будущего боярского царя Василия Ивановича Шуйского.
В Галиче отбывал ссылку с семьей калмыцкий царевич Консюр Облай. Киргизский хан Ак-Назар с калмыцким царевичем Облаем и с отрядом башкир пытались захватить русскую крепость Уфу, но башкиры были разбиты, и Облай с семьей попал в плен. Его сослали на поселение в Галич. В 1670 г. в Галичском уезде появились разинцы под руководством атамана Ильи Иванова. Галичский воевода С.Нестеров, боясь, что царевич Облай может перейти к разинцам, перевел его с семьей в Вологду. Но разинцы были разгромлены, царевича вернули, а воевода получил грамоту: «Давать ему (царевичу. — Д.Б.) по двадцать алтын на день, для того, что у него поросли сын и дочь и люди да питие давать по прежнему по тридцать чарок вина да полтора ведра пива да два воза дров на неделю».
В 1710 г. в Галиче находились сосланные туда шведские офицеры, взятые в плен под Полтавой. Один из этих пленных офицеров перекрестился в православную веру и взял русскую фамилию Брынкин и писал в Сенат: «Новокрещенец капитан Петр Брынкин, что в 1709 г. взят в полон на генеральной баталии под Полтавой и послан в Галич, да с ним же посланы капитаны и поручики сто человек и в 1711 г. те шведские офицеры изготовя себе фузеи, винтовки, бердыши, рогатины и снаряды, порох и свинец, хотели бежать, а я нехотя изменить и про тот их побег доносил великому государю и галичскому обер-коменданту Алексею Новосильцеву и по доносу шведские офицеры были разосланы по разным городам».
Во время стрелецкого бунта при Петре I из Москвы в Галич было сослано пятьдесят стрельцов. В указе галичскому воеводе Титову написано: «Ослушников стрельцов, чтоб к Москве для возмущения не допустить и велено где те стрельцы будут жить никаких людей к ним не допущать и никаких слов не говорить и чернил и бумаги давать им не велено».
Промыслы Галича
В Галиче исстари было развито кожевенное производство. В кустарных мастерских вырабатывали кожу для подошв сапог и башмаков, для голенищ — хром и юфть, для лосин и перчаток вырабатывали лайку из так называемых кож опойков — шкур молочных телят. Замшу изготовляли из оленьих шкурок, привозимых с севера.
В 1719 г. Петр I приказал галичскому воеводе князю Вадбольскому выслать из Галича в Москву на кожевенный двор галичских кожевников для обучения «делать кожи по заморски с ворваньим салом». Галичский воевода ответил: «Галичские посадские люди того учения не приемлют и в том мы опальны от царского величества гневу». Но кожевники Савин Креснецов и Никита Тюмнев согласились поехать в Москву посмотреть, как обрабатываются там шкуры по новому способу. Многие же отказались, тогда Петр I приказал воеводе Галича князю Вадбольскому «заводы Галича ведать в коллегии Мануфактуры и делать кожи с ворванью».
Славились галичские мастера-каменщики. В 1713 г. артель каменщиков Тимофея Васильева работала в «Немецкой слободе при дворе светлейшего князя А.Д.Меншикова, да на дворе Ф.Н.Апраксина, да клали мельничную плотину у князя Меншикова».
Еще в старину в Галиче вырабатывали пороховую селитру. Галичский князь Дмитрий Шемяка в 1450 г. при отражении нападения московских войск на крепость использовал пушки и пищали, и это привело в ужас московских ратников: «Аже невзвидех божьего света пали лицем на землю токмо храбрыми ограждашеся знаменем креста чуя преставление света»,— записано в летописи.
Производство селитры, прекратившееся было, по указу царя Михаила Федоровича велено было возобновить: «...варницы ямчужные поставить и государь указал с дворов посадских и волостных людей возить соль и золу и селитру делать».
В XVIII в. в Галиче работал кирпичный завод, изготовлявший больше пол-миллиона штук кирпича в год.
В 1768 г. в Галиче работала полотняная фабрика купца Матвея Скорняжникова.
Галичские художники
Из Галича в Москву для росписей церквей и дворцов брали художников-иконописцев.
В 1667 г. воеводе Галича К.А.Загряжскому была прислана из Москвы грамота: «В 1667 г. присланы из Галича иконописцы два человека, которые были у стенного письма в Москве в церкви Архистратига Михаила (Архангельский собор в Кремле. — Д.Б.) и те иконописцы в письме иконного воображения свидетельствованы московскими иконописцы и из тех галицких иконописцев к делу ноне впред годится Никифорка Богданов сын Копасов, а галичский иконописец Климка Еремеев иконописного воображения писать не навычен и по нашему великого государя указу тот Климка из Москвы отпущен и впред его к иконописным делам высылать не велено, а жить ему в Галиче по прежнему». Грамота подписана царем Алексеем Михайловичем и хранится в делах Оружейной палаты в архиве Древних актов.
Почта в Галиче
Лесков в повести «Однодум» писал, как житель Солигалича Д.Рыжов в 1770 г. организовал пешую почту между Солигаличем и Чухломой. «Он взял сильной рукой почтовую суму, взвалил на плечи и стал таскать из Солигалича в Чухлому и обратно. Плата за эту службу невелика, рубля полтора в месяц, на своих харчах и при своей обуви». Примеру Рыжова последовал и Галич. Магистрат города обратился к архангелогородскому губернатору (в состав этой губернии входила тогда Галичская провинция) с просьбой «учредить силами солдат почту», но губернатор отказал в этом, сославшись на малочисленность губернской воинской команды: «...так как она существует для ношения денежной казны и поимки воров, а у вас в Галиче две тысячи девятьсот восемьдесят пять купцов и они могли бы нанять людей для ношения почты».
Но Галичский магистрат обратился в Сенат, тот согласился с предложением губернатора, а Екатерина II приказала утвердить пешую почту из Галича в Вологду (в которой находилось губернское правление).
Разинцы под Галичем
Осенью 1670 г. в городе Козьмодемьянске на Волге атаманом разинцев Ильей Ивановичем Пономаревым был сформирован отряд разинцев, который двинулся вверх по Ветлуге, рассылая прелестные письма и громя по дороге вотчины помещиков. На пути отряда к нему приставало много крепостных крестьян из вотчин. Отряд с Ветлуги повернул на Унжу и на Галич.
Правительство царя Алексея Михайловича, напуганное народным движением, срочно собирало войска для подавления разинцев. Из города Юрьевца на разинцев в город Унжу спешили стрельцы с пушками под командованием воеводы Нарбекова, а из Москвы в Галич выступил воевода Вельяминов со стрельцами Ефимьева.
В городе Унже (сейчас село Унжа в Макарьевском районе) атаман Иванов узнал об идущих на разинцев хорошо вооруженных стрельцах и на казацком кругу в городе Унже решил уйти с товарищами на север, укрыться там и I весной начать новый освободительный поход. Но воевода Нарбеков нагнал отряд разинцев в районе Шангского Городища и разгромил его. Более ста пятидесяти человек разинцев было повешено по приказу Нарбекова, а часть разинцев бежала.
Бежал и сам атаман Илья Иванов с женой и несколькими своими приближенными. Но его опознали под городом Тотьмой, арестовали и привели к воеводе Тотьмы Ртищеву. Тот приказал Иванова и его товарищей повесить на берегу Сухоны. А в то время в Галиче и в Чухломе воевода Галича С.Нестеров допрашивал, пытал и казнил захваченных в плен разинцев. Когда Ртищев сообщил Нестерову о казни атамана, Нестеров потребовал прислать труп Иванова в Галич, чтобы свидетели опознали казненного. Воевода доносит царю: «В нынешном во 7179 годе (1671 г. — Д.Б.) декабря в одиннадцатый день пойман на Тотьме воровской казак Илюшка Иванов с товарищи шесть человек и в допросе и с пыток винился во многом своем воровстве, а воевода Тотьмы Ртищев мертвое тело отдал в руки Поисиева монастыря служке Никите Жукову с товарищем для узнания и чтоб всем ведомо было, что он вор Илюшка изыман и казнен и его илюшкины товарищи Якимка Кононов да Офонка Васильев увидя то тело сказали, что он вор Илюшка атаманом у них был. Да и Поисиева монастыря архимандрит Сергий его узнал и я холоп твой того вора Илюшкина мертвое тело велел на торговой площади повесить и в торговые дни велел всему народу обьявлять что бы в народе впредь смятения не было и письмо над ним написал вину его велел прибить на столбу».
Списки деревень по волостям Галичского уезда Костромской губернии.Россия, Костромская область, Галичский район, Галич на карте