Татьяна Байкова


Татьяна Байкова

Родилась 21 ноября 1950 года в деревне Першино, Арефинского района Ярославской области. Окончила местную школу, а затем в 1971 году — Рыбинский лесной техникум. В 1971 году по распределению приехала в город Чухлому на работув межколхозный лесхоз -лесотехником. Затем перешла на работу в торговлю. Работала продавцом в магазине «Книги».

С 12 апреля 1999 года и до 2015 года работала корреспондентом районной газеты «Вперёд».Большой интерес вызывают статьи по истории Чухломского края. Стихи о любви, природе, родном крае, регулярно публикуются в районной газете. Ею выпущено несколько сборников: «Подарок тебе» (1992 г.) « Рябиновый рай» ( 2008 г.) «Любви и надежды слова»(2013 г.) На её стихи композитор Валентин Николаевич Бахвалов написал музыку, и песни поют в Чухломе.

В 2006 году присвоено звание «Почетный гражданин Чухломского района».

Татьяна в ленте
Татьяна Байкова

Феномен Татьяны Байковой

Свои светлые лирические стихи она чи­тает «по шпаргалке». Написанные от всей души строки почему-то не запоминаются. Но с поразительной легкостью, абсолютно не напрягая память, она часами может го­ворить о прошлом Чухломы, чухломского края, о его богатой истории, не путая при этом ни одной даты, вплоть до числа и ме­сяца, перечисляя десятки фамилий и имен дворян, купцов и даже крепостных крестьян, их предков и потомков. Она знает время по­стройки и точное название каждого храма, каждой церквушки, когда-либо стоявшей на территории Чухломского уезда. Никуда не заглядывая, она расскажет вам историю любой барской усадьбы и жизни ее хозяев. Надо видеть ее лицо, глаза, слышать ее, когда она говорит об истории края. Невольно закрадывается почти мистическая мысль: «Татьяна живет не в своем времени. Она пришла из прошлого. Она все это видела, слышала, она в этом участвовала. Потому что так не бывает…».

Действительно, такая увлеченность, та­кой энтузиазм — явление редкое. За эти годы найти, исследовать, проанализировать и фотографически запомнить такой объем информации, каким легко владеет Татьяна Николаевна, почти нереально. Причем весь багаж знаний она накапливает в своей па­мяти исключительно добровольно, а не по­долгу службы. Она не историк, не краевед, не искусствовед, а просто очень увлечен­ный человек с феноменальной памятью в отношении волнующего ее предмета. Там, в прошлом, она живет — и откровенно при­знается в этом.

Любопытно, что Таня даже не чухломичка, родом она из Тутаевского района Ярославской области. Приехала в Чухлому в 71-м, закончив Рыбинский лесной техни­кум. Морозным декабрьским днем из окна автобуса увидела маленький заиндевелый городок с белой церквушкой и влюбилась в него сразу и навсегда. Работая сначала в лесхозе, а потом в торговле, писала лири­ческие стихи, увлекалась рукоделием, уча­ствовала в художественной самодеятельно­сти и даже не думала, что по-настоящему найдет себя случайно, придя на работу в ре­дакцию районной газеты. Точнее, именно работа корреспондентом в районке открыла дверь в завораживающий мир старины.

В редакцию пришла в 1999 году, а в 2000-м чухломскому храму Успения Пре­святой Богородицы исполнялось 270 лет. Настоятель храма посетовал на то, что в церкви очень мало документов об ее ис­тории, и Татьяна решила помочь в этом во­просе. Пришла в районный архив, поговори­ла- и ей показали в кладовке архива целые груды толстенных фолиантов. Таня загляну­ла в первый же и ахнула — это были метри­ческие книги по всем церквям Чухломского уезда. Оторваться от них она уже не могла и за четыре года в свободное от работы и до­машних дел время тщательно изучила все триста пятьдесят томов, выписывая ценную информацию в свои тетради.

Так началось погружение в прошлое, которое изменило всю ее жизнь, стало ее смыслом.

В ее записях систематизировались фа­милии, имена и отчества наших предков с датами рождения, крещения, венчания, смерти, с данными о крестных, с указанием социального статуса каждого.

Она проводила параллели, составля­ла родословные, отслеживала географию передвижения интересных личностей. Уже невозможно было спутать помещика Кате­нина с крепостным крестьянином с той же фамилией. Узнала, когда и кому продава­лись барские усадьбы, куда отбывали преж­ние хозяева, пыталась устанавливать места захоронения наиболее интересных людей. Чем глубже и шире проникала в историю, тем более поражали ее люди, культура, обычаи этого самобытного края. Она просто «заболевала», допытываясь до чего-то, не могла отступать.

Пришлось перечитать массу литерату­ры, связываться с историко-краеведческими музеями области и Петербурга, посколь­ку Чухлома очень тесно связана с северной столицей. У Татьяны завязалась живая пе­реписка с краеведами и потомками чухломичей. Она очень дорожит полуистлевшей старинной военной картой Чухломского уезда, подаренной ей одной землячкой. Собрала большой материал о выходцах из Курляндии, арендовавших здесь земли, вышла на след потомков Рулле, узнала судьбу Беркисов. Из Петербурга получила ценные сведения о чухломиче Парфенове, основателе большой колбасной фабрики. Из Александро-Невской лавры ей присла­ли послужной список нашего земляка ар­химандрита Макария. Делая открытие за от­крытием, узнавая новое и новое, Татьяна испытывает не только радость, но и посто­янное желание узнавать еще больше.

Она не боится ошибиться, но боится принять ошибку за истину и обнародовать ее. Не избегает споров даже с Александром Николаевичем Крюковым, отстаивая свое мнение по поводу лермонтовского Измай­лова, поскольку не без оснований считает, что речь идет не о судайской деревне, а о сельце Измайлово, которое и было вотчи­ной рода Лермонтовых в Муравьищинской волости.

Таня составила обширные родослов­ные дворян, купцов, мещан, священников, дьяконов и дьячков всех сорока девяти приходов Чухломского уезда. Изучая усадь­бу Введенское, она узнала о связи князя Мещерского с масонами. У нее дома весь журнальный столик от пола до крышки за­полнен папками с ее рукописями. Ценней­ший богатый материал на обложках папок помечен так: «Служители культа и храмы», «Барские усадьбы», «Город Чухлома», «Ро­дословные», «Репрессии», «Воспоминания старожилов», «Фотографии» и т. д.

Таня шутит, что ее можно уличить в ис­пользовании служебного положения. Сей­час в редакции она отвечает за освещение аграрных вопросов. Но в любой команди­ровке, при любой встрече с земляками по­путно не может удержаться от вопросов, ответы на которые могут дополнить, необ­ходимую ей информацию. В беседах узнает обычаи и поверья, подробности родослов­ных, истории церквей. Она знает все святые источники и места, где,по мнению старожилов, «всегда чудилось». Обо всем узнан­ном ей, конечно же, не терпится рассказать через газету землякам, но это просто невозможно и недопустимо. Без сомнения, чухломичи и гости города, интересующиеся краеведением, бесконечно благодарны этой милой женщине за увлекательные публикации в районке, за ее готовность любому дать интересующую информацию, совер­шенно бескорыстно помочь составить ро­дословную. А она благодарна каждому, кто вносит хоть какую-то крупицу в ее исследовательский труд.

И даже не столь важно, родится ли когда-нибудь из всех этих записей, папок фотоснимков большая, ценная по содержанию книга. Замечательно, что живет в Чухломе удивительная женщина с поразительной памятью, которая способна увестисти любого из нас в прошлое, без которого не было бы сегодняшнего дня.

 Вера Клевич,

член Союза журналистов России

литература

© Татьяна Николаевна Байкова