АНСАМБЛЬ НИКОЛЬСКОГО СТАРОТОРЖСКОГО МОНАСТЫРЯ в г. ГАЛИЧЕ
Николаевский Староторжский монастырь г. Галича. Фото начала XX в.
Вот как пишется о местоположении и времени основания монастыря в одной из работ, изданных в начале XX в.: «Староторжский Николаевский женский монастырь расположен на северо-восточной окраине города Галича, вблизи так называемого “Городища” – участка городской земли, некогда занятого старым городом, земляные валы которого сохраняются до настоящего времени. “Староторжским” монастырь называется по своему местоположению, так как в старину здесь был торг, т.е. торговая площадь. Без сомнения, это было в то время, когда центром Галича было упоминаемое выше “Городище” с возвышающейся над этой местностью горой “Столбище” и Княжеским на этой горе дворцом. После сожжения древнего Галича (около половины XV в.) дворец, крепость и собор были перенесены на новое место. Вместе с этим перемещением главной части города переместился и торг, ближе к центру нового города, а старый торг стал уже окраиной города. Ею и воспользовался основатель монастыря для устроения на ней монастырских зданий.
Время основания монастыря, вероятно, относится ко второй половине XV столетия, когда устроялись в новосозидаемом Галиче церкви и монастыри. Предположение это находит своё подтверждение в местном предании, считающем основателем монастыря преподобного Иакова, ученика, сродника и современника преподобного Паисия Галичского, умершего в конце XV в.»*.
Топографически Староторжский монастырь занимает трапециевидный в плане участок, северной стороной обращённый к озеру, южной – к крутому склону Балчуга, восточной – к пустующему ныне пространству Городища (месту древнейшего посада Галича). Далее, к востоку, идёт прибрежная Рыбная слобода, вдоль Пробойной улицы (современные улицы Лермонтова и Калинина). Отрезок Нагорной улицы, к югу от монастыря, отделяет монастырское (а в дальнейшем – общегородское) кладбище, поднимающееся ярусами по склону Балчуга. Внизу, по лицу Нагорной, некогда стояла купольная церковь Бориса и Глеба с гробницей преподобного Иакова, основателя обители.
Пояснительная записка к проекту восстановления ансамбля Никольского Староторжского монастыря в Галиче. Текст датирован 2004 г. // Архив автора. Публикуется впервые. (Прим. ред.)
* Орлов В. Галичский Староторжский Николаевский женский монастырь. Москва, 1913, стр. 8.
Не вдаваясь в детальное описание монастырских построек периода XVII–XVIII вв., отметим лишь четыре храма, принадлежавшие ему во второй половине XVIII в.: 1) Никольский и при нём колокольня, 2) Святого апостола первомученика и архидиакона Стефана, 3) Святых мучеников Бориса и Глеба и 4) Богоявления Господня. Как и монастырская ограда, все они были деревянными. Деревянными были жилые и хозяйственные строения.
Перестройка монастыря в каменный была начата в 1824 г., когда на месте деревянной Борисоглебской церкви (месте погребения преподобного Иакова), разобранной ещё в 1770 г., был воздвигнут каменный купольный храм на высоком подклете. Скромный в размерах новый храм стал одним из лучших памятников Галича эпохи классицизма. Автор его неизвестен.
Каменная ограда монастыря, ограждающая его с южной, северной и западной сторон, сделана в 1820-х годах, как и все последующие каменные строения, из своего, монастырского кирпича, изготовляемого монахинями на устроенном в эти годы кирпичном заводе. Архитектура её вполне оригинальна: восточная сторона фланкирована круглыми башенками; в южной части, напротив Борисоглебской церкви, устроены ворота; северные ворота размещены в основании монастырской колокольни.
Весь фронт западного фасада монастыря занимает каменный двухэтажный корпус. Он построен в 1820-е годы и прежде, по фасаду, был украшен шестиколонным тосканским портиком с фронтоном. В советские годы, когда здесь разместили педагогическое училище, портик срубили, фасады переделали – и величавое здание получило вид убогой казармы.
Троицкий собор.Строительство его начато было в 1838 г., к осени 1857 г. собор был вчерне завершён и в 1858 г. освящён. Внутренняя отделка храма не была богатой: стены окрашены простой клеевой краской, по колоннам развешены написанные на полотне картины. В 90-е гг. XIX в. интерьер храма окрасили масляною краскою и расписали; позднее и иконостасы заменили новыми, впоследствии вызолоченными.
О художественной ценности последних по времени иконостасов даёт представление фотография из исторического описания Староторжского монастыря начала XX в.* Это помпезная эклектическая продукция завершающей стадии русского церковного искусства. Она ни в малейшей степени не соответствует строгому величию классического интерьера.
Пятиглавый храм имеет крестообразную форму, высокий подклет. Его западный фасад с монументальным тосканским портиком в шесть колонн открывается широкой лестницей, ведущей в обширный притвор-вестибюль, откуда через три стеклянные двери попадали в огромный церковный зал. Четыре опорные объединённые арками пилона несут купольный световой барабан. Боковые сводчатые приделы освещаются высокими окнами. Храм имел тесовые крашеные полы и, вероятно, калориферное отопление.
После закрытия в 1920-е годы Староторжского монастыря, изгнания монахинь и нового заселения жилых корпусов настала очередь и собора. В нём устроили электростанцию. За снятием крестов с соборных глав последовал снос глав боковых. Внутреннее убранство, естественно, исчезло. В алтаре северного придела поселилась семья одного из представителей обслуживающего персонала. И, наконец, северный, обращённый к озеру фасад был «украшен» железной дымовой трубой – храм Божий стал и котельной для соседних строений.
Первые, робкие попытки возрождения Троицкого собора были предприняты в начале 1990-х годов,
когда по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра попечением протоиерея о. Александра Шастина были восстановлены 4 боковые главы по углам центрального купола. Храм вернул свой силуэт, и это преобразило всю панораму Галича. Были восстановлены все пять маковок и венчающие их кресты. Проект выполнил городской архитектор Галича (увы, умерший) Сергей Николаевич Дровенков. Кладку глав, кровельные работы произвели И. М. Шастин и Г. М. Шастин.
Колокольня. Монастырскую колокольню предполагалось возвести над восточными вратами ограды, напротив кладбища. Но слабость грунта не позволила этого сделать. Колокольня устроена в 1894 г. над воротами в северо-западной части ограды – по плану, приближенному к плану колокольни костромского Богоявленско-Анастасиина монастыря. При разорении монастыря в 1930-е годы она была разрушена, но сохранилось основание с воротами и ряд снимков начала XX в., позволяющих её реконструировать.
Оценивая колокольню, даже по фотографиям, наглядно убеждаешься в стремительном упадке русского церковного зодчества к концу XIX в. Нижний ярус колокольни с величавой аркой ворот, с парными апсидами со стороны монастырского двора хотя и не лишены налета эклектизма, но оригинальны и художественны. Напротив, венчающая здание восьмигранная шатровая колокольня выглядит курьёзным, беспомощным повторением костромского прототипа.
Впрочем, справедливость требует отметить, что и в это, отнюдь не благодатное для зодчества время некая преемственность ещё соблюдалась: высота колокольни равнялась двадцати саженям (43 м) – как и колокольни церкви Василия Великого в Рыбной слободе, как и Богоявленской шатровой колокольни у Торговой площади (обе XVIII в.).
Проект восстановления колокольни Староторжского монастыря подготовлен. Подготавливается проект поэтапного восстановления всего монастырского комплекса.
* Указ соч., после стр. 18.
Староторжский Николаевский монастырь г. Галича. Троицкий собор. Фото начала XX в.
Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края
Ансамбль Никольского Староторжского монастыря в Галиче
Староторжский Николаевский монастырь г. Галича. В центре на заднем плане – церковь Бориса и Глеба. Фото начала XX в.
Никольская часовня Староторжского монастыря (справа) на главной площади Галича. Открытка начала XX в.
НИКОЛЬСКАЯ ЧАСОВНЯ СТАРОТОРЖСКОГО МОНАСТЫРЯ НА ГЛАВНОЙ ПЛОЩАДИ ГАЛИЧА
Каменная купольная ротонда Никольской часовни, разрушенная в 30-е гг. XX в., являлась неотъем лемой частью торгового центра Галича. Докумен тальных свидетельств об авторстве этого здания не сохранилось, но сопоставление ряда сведений позволяет предположить следующее.
Как известно, костромской губернский архитектор Николай Иванович Метлин, немало сделавший для Костромы (обстройка Молочной горы, Прянич ные и Масляные ряды, здание Присутственных мест
– образцовый проект Адриана Дмитриевича Заха рова, реконструкция Архиерейского дома в Ипатии), много строил и в уездных городах губернии. В 1819 г. ему привелось строить Табачные ряды в Костроме по проекту петербургского зодчего В. П. Стасова, составленному ещё в 1812 г. Красота и необычность стасовского проекта произвела в те времена впечатление, и, получив заказ на постройку в Галиче Верхних торговых рядов, Н. И. Метлин воспользовался архитектурным приёмом Стасова и составил соответствующий проект комплекса зданий (осуществлён не полностью).
В 1822 г. Н. И. Метлин умирает, не завершив на чатое. Унаследовавший его должность губернский архитектор П. И. Фурсов (вскоре – автор каланчи и гауптвахты в Костроме) завершает строительство га личских рядов.
В 1825 г., после сноса ветхих деревянных рядов, стоявших к западу от каменных Верхних, от губернатора К. И. Баумгартена поступило разрешение на строительство на площади каменной Никольской ча совни. Прежде стоявшая здесь деревянная часовня,
видом своим не соответствовавшая новой классиче ской обстройке площади, была разобрана, уступив место монументальной купольной ротонде с двенадцатью тосканскими колоннами по фасаду. Стилистически увязанная с Верхними рядами, она органично завершила классический ансамбль главной площади древнего Галича.
Кто мог быть автором этого уникального здания? Прикидывая варианты ответа, невольно останавливаешься на имени П. И. Фурсова, уже про славленного и пользовавшегося в те годы особым покровительством в высших сферах губернской власти. В то время он довершал строительство Верхних рядов, и принадлежность ему проекта часовни, стоящей рядом, вполне допустима.
Полагаем излишним распространяться о её ху дожественном и идейном значении в ансамбле галичского центра, об уроне, нанесённом городу её сносом. Восстановление Никольской часовни – во прос чести древнего Галича, некогда одного из худо жественных центров Костромского края. В особенно сти, принимая во внимание грядущий 850-ти летний юбилей города.
Предлагаемый проект воссоздания Никольской часовни выполнен на основе анализа достаточно чётких фотографий начала XX в.* Она стояла на правом берегу речки Кешмы, – ниже заключённой в трубу, – неподалёку от гостиницы Громова, пример но по оси современного кинотеатра. При составле нии проекта последовательно применён метод ис пользования старых русских мер, общепринятых в России XIX в.
Пояснительная записка к проекту восстановления Никольской часовни Староторжского монастыря на главной площади Галича. Текст датирован 2000 г. // * См. нижнее фото на предыдущей странице. Архив автора. Публикуется впервые. (Прим. ред.) (Прим. ред.)
ЦЕРКОВЬ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО В РЫБНОЙ СЛОБОДЕ ГАЛИЧА
Из четырёх каменных храмов, некогда укра шавших Рыбную слободу Галича (Богоотцовский, Параскевы Пятницы, Василия Великого и Введения во храм Пресвятой Богородицы) в относительной степени уцелели лишь два последних. Два первых храма бесследно исчезли и известны лишь по фотографиям.
Храмы Василия Великого и Введенский в прошлом входили в состав Васильевского монастыря, упразднённого, вероятно, в начале XVIII в. Не сохра нилось ни монастырских построек, ни ограды, неизвестны границы его территории. Знаменательный факт: в отличие от всех галичских храмов, на начало XX в. оба храма не имели никакого ограждения, даже деревянного.
Прежде соборный, храм Василия Великого освящён в 1768 г. Построен по традиционной схеме: двусветный пятиглавый четверик с гранёной алтар ной апсидой, трапезная с северным приделом и ша тровая колокольня – поставленные на одной оси. Подобно многим храмам Галича второй половины XVIII в., он соединяет в себе архитектурные приёмы допетровской эпохи и последующих архитектурных течений, в частности, плоскостного барокко в налич никах окон второго яруса колокольни.
Необычна колокольня – с двухъярусным четвериком в основании, третьим восьмигранным глухим ярусом, переходящим в ярус звона и далее – в стройный шатёр и луковичную маковку с крестом. Её основание в плане не квадрат, но прямоугольник, вытянутый в направлении восток – запад. Вслед ствие этого её боковой силуэт уширен по отношению
к фронтальному. Последний же, благодаря этому, получил необычайную стройность.
В 1930-е годы, во времена атеистических погромов, Васильевский храм был обезглавлен, до середины второго яруса была разрушена колокольня, высокий четверик железобетонным перекрытием раз делён на два яруса. При этом погибло внутреннее убранство, включая величественный иконостас. Храм превратили в рыбокоптильный цех. К западу и к северу от колокольни несколько позже добавили силикатную пристройку. Каменная пристройка с внутренней лестницей сделана была у северной стены четверика. Первый этаж разделённого четве рика и трапезная были использованы как морозильные камеры, в алтаре стояли компрессорные уста новки.
Работы по возрождению храма были начаты в 1990 г. В 1992 г. сделана ограда, в 1993 г. – восстановлено пятиглавие с кровлей четверика. В 1995 г. по благословению архиепископа Костромского и Га личского Александра попечением настоятеля протоиерея Александра Шастина и старосты храма Е. А. Барабановой по проекту автора этих строк* было начато восстановление колокольни. Каменные работы велись каменщиками А. Румянцевым, Е. А. Галибиным и И. М. Шастиным. Завершены они были летом 1996 г.
Из двенадцати галичских колоколен, создававших силуэт города и начисто уничтоженных в советское время, колокольня церкви Василия Великого – первая, дождавшаяся восстановления.**
* Проект выполнен 4–5 сентября 1995 г. Записка о церкви Василия Великого в Рыбной ** Вид с Галичского озера на церкви Василия Веслободе Галича. Текст не датирован. // Архив автора. ликого с восстановленной колокольней и Введенскую Публикуется впервые. (Прим. ред.) см. на цветной вкладке, стр. VII. (Прим. ред.)
Церкви Василия Великого (справа) и Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Галича. Открытка начала XX в.
Церковь Василия Великого г. Галича после реставрации. Фото А. Мителёва. 2007 г.
БОГОЯВЛЕНСКАЯ и НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКВИ в ГАЛИЧЕ
К западу от второго корпуса Нижних торговых рядов галичского центра можно видеть то, что оста лось от бывшего здесь некогда Богоявленского мужского монастыря. Время его основания неизвестно, и надо полагать, что изначально он был деревянным.
Дошедший до нас двухэтажный храм Богоявления*, построенный в 1686–1689 гг., нынешний вид
Пояснительная записка к проекту восстановления Богоявленской и Никольской церквей в Галиче. Текст датирован 2004 г. // Архив автора. Публикуется впервые. (Прим. ред.)
* По-видимому, Л. С. Васильев был введён в за блуждение кем-то из галичан относительно названий этих храмов. Во всех проверенных источниках XIX– XXI вв. разрушенный летний храм обозначен как однопрестольный, называемый по престолу и по бывшему названию монастыря, в который он входил в XVIII в., Богоявленским. Так же официально именовался и сохранившийся до наших дней зимний храм (И. Беляев. Статистическое описание соборов и церквей Костромской Епархии... СПб., 1863, с. 68; И. В. Баженов. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911, с. 73), который, однако, по престолу в честь св. Николая, занимавшему наиболее доступный первый этаж, прихожане в обиходе часто называли и Никольским, что позволяло дифференцировать два смежных одноименных храма с общим причтом. (При этом, по сведениям указ. авторов, собственно престола в славу Богоявления в зимнем храме не было, а были в честь святителей: Николая; трёх вселенских свт. – Ва силия Великого, Григория Богослова и Иоанна Злато уста; свт. московских: Петра, Алексия, Ионы и Филип па; и, на втором этаже, преп. чудотворцев: Зосимы и Савватия соловецких.) Возможно, за шесть десятиле тий, прошедших от разрушения летнего храма до на чала работы Л. С. Васильева над его восстановлени ем, в народной топонимике сложилась ложная дедук ция: раз в монастырской ограде были храмы Богояв ленский и Никольский, а остался один Богоявленский, значит, снесённый был Никольским. Это могло стать источником путаницы и в данном случае. В подписях к иллюстрациям ниже применены исторические назва ния: для снесённого летнего храма (который Л. С. Васильев называет Никольским) — Богоявленский, а для сохранившегося четырёхпрестольного зимнего (который Л. С. Васильев верно называет Богоявленским) — название Богоявленский (Никольский). (Прим. изд.) приобрёл в результате неоднократных переделок. Шатровая колокольня при нём, внешне напо минающая колокольню церкви Василия Великого в Рыбной слободе и имеющая ту же высоту (20 саже ней), появилась позже, ориентировочно в 50–60 гг. XVIII в. – во время, близкое строительству церкви Никольской, снесённой в числе других галичских храмов в конце 30-х гг. XX в.
Помимо храмовых зданий, в состав комплекса входили одноэтажная кирпичная богадельня (начало XIX в.), примыкавшие к ней монументальные арочные ворота и каменный одноэтажный служебный дом у северной границы церковного участка. Здание богадельни в 1930-е годы было расширено с одновре менным сносом ворот, а затем надстроено вторым деревянным этажом; здесь разместились вначале горэлектросети, а в настоящее время – Духовный центр епархии.
Храм Богоявления имеет два этажа. Первона чально в нижнем из них, состоящем из трапезной, четверика и пятигранной алтарной апсиды, разме щалась собственно церковь. Второй этаж, имевший проёмы по всем четырём сторонам и самостоятель ный вход с севера, использовался под ризницу. Впоследствии, очевидно ещё в XVII в., к востоку добавили алтарную апсиду, и верхний этаж был обращён в церковь. Оба этажа здания перекрыты сводами. Чет верик второго яруса венчает компактное пятиглавие с луковичными маковицами.
Всход на ризницу – с северной стороны, по поздней деревянной лестнице. Первоначально она была каменной, со сводчатой галереей вдоль север ного фасада трапезной.
К крупным переделкам Богоявленского храма надо отнести перекладку западной и северной стен трапезной, видимо, в первой половине XVIII в. При этом были ликвидированы северные окна трапезной и заложены два северных окна четверика. Несомненно, это совпало с надстройкой ризницы. Анализ старых фотографий приводит к заключению: в пределах четверика, ризницы (2-й этаж нынешнего четверика) существовал алтарь; таким же был алтарь в нижележащем храме. Существующая апсида добавлена позже. Храм был отапливаемым.
Таковы предварительные соображения по Бого явленскому храму. Они подлежат уточнению при последующих исследованиях.
Реставрация Богоявленского храма проводилась в начале 1980-х годов Костромской реставрационной мастерской (архитектор В. С. Шапошников). В ходе её были восстановлены пятиглавие и нижние окна, а также частично снят культурный слой.
Бессмысленной, вредной работой, проделанной в эти годы, следует признать устройство в нижнем этаже полов типа «брекчии» – из осколков мраморных плиток, уложенных по бетонной основе. След ствие этого – резкое повышение влажности стен.
Храм Никольский. Пожалуй, не меньше вопросов возникает при изучении храма Никольского – датируемого 1758 г., – до основания разрушенного в конце 30-х гг. XX в. Храм остался необмеренным. Сохранилось несколько фрагментарных фотоснимков начала XX в. Они фиксируют его внешний вид и положение в ансамбле построек. Тем не менее, учи тывая хорошо видимую порядовку кирпичной кладки и общепринятые в те поры размеры кирпича, и, на конец, неизменную систему мер (аршины-сажени), удалось установить габариты исчезнувшего храма. Но прежде – о его композиции.
Неотапливаемый, предназначенный для служб в тёплое время года храм имел необычную компози цию: его просторный, квадратный в плане двусвет ный четверик (1 х 1 сажени по внешнему контуру) не имел трапезной. С востока к нему примыкала обширная алтарная апсида, с запада – крыльцо-паперть. Перекрытый сводом с восьмигранным окном в шелыге четверик переходил в световой восьмерик (10 аршин по внешнему абрису), и выше шёл опять-таки световой восьмерик (4 аршина по силуэту). Далее над фигурной кровлей следовали восьмигранная шейка барабана, луковичная маковка и крест. Общая высота храма, вместе с крестом, равнялась 15 саженям или 32,4 м.
Стройности, изяществу его силуэта соответствует архитектурный декор. Всё говорит о высочайшей художественной культуре галичских мастеров – и зодчих и исполнителей-каменщиков. Ошеломляюще роскошны фасады четверика. Изысканно-сдержанному оформлению нижнего яруса противостоит симфо ния карнизов, оконных наличников, фантастических пилястр, где традиционные спаренные ширинки на постаментах неожиданно переходят в своеобразные ликторские связки (фасции) времён Древнего Рима. Арки окон в обрамлении перспективных порталов с перебивающими профиля валиками фланкируются стройными полуколонками. И всё завершает резное очелье в духе Растрелли. Два четверика, венчающие храм, выполнены в стиле раннего екатерининского
классицизма. Декор их прямоугольных окон строг и гармоничен.
Давая общую оценку Никольскому храму, дoлжно сказать: это был поистине уникальный памятник архитектурного искусства и утрата его – потеря не только для Галича, но для всего русского искусства.
Колокольня.* К западу от Богоявленского храма до 1941 г. стояла высокая шатровая колокольня – одна из доминант галичского центра. Равная по вы соте колокольне церкви Василия Великого, она была близка к ней общей композицией, набором вертикальных членений, характером силуэта. Колокольня не смыкалась с храмом и, будучи в плане равносторонней, не была прямоугольной. План её имел очертание ромба. Это выявилось при проведении в 2001 г. археологических раскопок**. К этому времени сохранилась кирпичная кладка основания (северозападный угол был утрачен; на северо-восточном углу из глубины грунта поднимался гигантский гранитный валун, он предопределил высоту цоколя ко локольни).
Итак, подобно колокольне церкви Василия Великого в Рыбной слободе, Богоявленская колокольня состояла из двухъярусного основания (но со скошенными углами), восьмигранного основания яруса звона (но равностороннего), яруса звона с равносторонними арками и стройного восьмигранно го шатра с окнами слухов, расположенных в три яруса. Всё завершалась главкой с крестом.
При определении шкалы вертикальных отметок использовано соседство стоящего рядом Богоявлен ского храма, размеры которого известны, и чёткие фотографии галичского фотографа М. Смодора, выполненные в 1910–1920 гг. с разных точек и уровней (в том числе с колокольни не существующей ныне Вознесенской церкви, проект восстановления кото рой тоже подготовлен).
* Колокольню И. Беляев в указ. соч. относил к летнему, а не зимнему храму, который он, кажется, считал более древним, что не соответствует послед ним историческим данным, подтвердившим зодческую интуицию Л. С. Васильева, который отнёс колокольню к зимнему храму. Современные археологические раскопки, продолжаемые А. Г. Авдеевым, выявили под Богоявленским (Никольским) храмом фундаменты большего по размерам трёхапсидного храма XVII в., о котором при жизни Л. С. Васильева не было известно (http://www.galich-44.ru/index.php?option=com_content &task=view&id=118&Itemid=). (Прим. изд.)
** Они велись под руководством московского археолога А. Г. Авдеева.
Богоявленская и Никольская церкви в Галиче
Церкви Богоявления Господня, летняя (слева) и зимняя (Никольская) г. Галича. В центре здание бывшей богадельни. Фото С. Орлова. Начало XX в.
Церковь Богоявления Господня (летняя) г. Галича. Детали фасада. Фото С. Орлова. Май 1916 г.
ПРОЕКТ БЛАГОУСТРОЙСТВА ПРИБРЕЖНОГО УЧАСТКА ГОРОДА ГАЛИЧА в РАЙОНЕ УЛИЦ ПОДБЕЛЬСКОГО И ПОРЕЧЬЯ
Галич, один из старейших городов России, расположен на юго-восточном побережье великого Га личского озера; ограниченный с тыла грядой извест няковых, поросших лесом холмов Балчуга, он обращён лицом в сторону бескрайних водных пространств. В этом – своеобразие древнего города, тайна непостижимой привлекательности его. Богатейшая история, классическая застройка центра города, многочисленные вертикали древних храмов, некогда оживлявших панораму Галича, всегда были его славой, остались в памяти потомков.
Среди бесчисленных проблем, стоящих перед Галичем нынешним, есть и такая: город, обязанный своим возникновением озеру, обращённый к нему лицом, как ни парадоксально, не имеет к нему до ступа. Озеро не имеет чёткой, стабильной линии берегов. Вследствие нарастания слоя сапропеля (при донного ила) идёт заболачивание прибрежной поло сы. Отмели зарастают прибрежным тростником. Выйти на берег, полюбоваться озёрной панорамой, невозможно – ни галичанам, ни гостям города. Не сбыточной мечтой стало купанье в Галичском озере. Мелкое, илистое дно, мутная вода отбивают малейшее желание к этому. По сути, мы свидетели гибели озера. Но судьба его и судьба Галича нераз рывны. И это должны понять все.
Единственное, безальтернативное решение проблемы: решительное удаление сапропеля (кста ти, ценнейшего природного продукта), углубление прибрежных полос озера с уничтожением зарослей тростника, определение чётких границ берегов, их благоустройство. Необходимо обеспечить доступ к берегу в 2–3 местах, с устройством видовых площа док, купален, городской лодочной станции.
Необходима принципиальная, поэтапная, по времени осуществления, программа перечисленных работ.
Как первый этап программы предлагаются работы в створе улицы Подбельского – с благоустройством побережья, с лодочной станцией и по становкой мемориальной колонны в честь 850-летия Галича.
Согласно проекту, отрезок улицы Подбельского в пределах прилегающего к озеру квартала выпрям ляется по трассе, идущей от городского центра, для открытия перспективы на озеро. При подходе улицы Подбельского к озеру запроектирована трапециевидная бухта, ограждённая дамбой с видовой площадкой и мемориальной колонной к острову, замыкающей перспективу улицы Подбельского, слева от бух ты предусмотрена городская лодочная станция.
Мемориальная колонна «на острову»
Существенную часть предлагаемых работ по благоустройству берега Галичского озера на первом этапе представляет сооружение мемориальной колонны в честь недалёкого 850-летия основания Га лича.
Выбор места постановки памятника обусловлен:
1. невозможностью найти для него достойного места на центральной площади города; 2. органической связью Галича с озером, откуда открывается целостная панорама города. Пояснительная записка к проекту благоустройства прибрежного участка города Галича. Текст не датирован, но, судя по содержанию черновика, мог быть написан в сентябре–октябре 2004 г. // Архив автора. Публикуется впервые. (Прим. ред.)
В предлагаемом варианте памятник будет легко обозреваем с озера и увенчанный позолоченным корабликом с крестом (корабль спасения) станет своего рода маяком, указующим устье уличной магистрали, ведущей на главную площадь города.
Композиционно монумент представляет тосканскую колонну на кубическом пьедестале, с посвятительными надписями, поставленную на восьмигранную платформу, выполняющую роль дополнительной видовой площадки с лёгким парапетом. С улицей Подбельского он соединяется мостиком, ориентированным по её оси, и будет ясно виден из городского центра.
Платформа монумента, высоко поднятая над водой, облицовывается железобетонными плитами светло- серого цвета с белой карнизной плитой. Кубический пьедестал облицевать мраморовидными плитами кремового тона. Слегка утопленные посвятительные плиты (четыре) выполнить из белого мрамора. Ствол колонны трёхчастный, пустотелый. База и капитель колонны бетонные, отформированы по моделям. Все части колонны окрасить известковой обмазкой по специальной рецептуре. Навершие с корабликом – из выколотной, с чеканкой меди с последующим золочением тяжёлым сусальным золотом.
Фрагмент главного фасада с навершием, боковой фасад и план мемориальной колонны «на острову» из проекта Л. С. Васильева. Июль 2004
ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА В СЕЛЕ МИХАЙЛОВСКОМ ГАЛИЧСКОГО РАЙОНА
К востоку от Галича, на возвышенном месте, лежит село Михайловское с каменным храмом Архистратига Михаила. Его характерный силуэт с шатро вой колокольней, мощным пятиглавием в окружении полей и перелесков неотделим от образа Галичского края.
Церковь построена в 1789 году на месте более раннего деревянного храма в селе, в начале XVIII века принадлежавшем Ф. А. Голицыну. Затем, в ка честве приданого его дочерей, оно перешло в сов местное владение Щербатовых и Толстых и принад лежало им до середины XIX века.
Храм освящён во славу Богоявления Господня и имел приделы в честь св. архистратига Михаила и апостолов Петра и Павла. Обширная площадь на восточной окраине села, на которой он стоит, до 40-х
– 50-х годов XX века окружена была кирпичной огра дой с тройными воротами с южной стороны, выполненными в формах позднего классицизма. По обычаю того времени, храм имеет бутовые фундаменты, краснокирпичную кладку стен и со мкнутых сводов, кованые связи (в трапезной частично нарушенные). Значителен культурный слой вокруг здания, но сохранились первоначальные полы; су ществующий поднятый бетонный пол сделан в бытность использования храма под тракторную мастерскую. Ни деформаций кладки, ни трещин в стенах не наблюдается. В интерьере храма частично сохранилась известковая штукатурка с фрагментами декоративных клеевых росписей.
Не вполне канонична, но своеобразна архитектура самого храма. Традиционное расположение объёмов «кораблём», поставленных по единой оси (колокольня, трапезная, алтарь), дополняется неожиданной архитектурной трактовкой каждого из них. Вполне в традициях допетровской поры (XVII век) выполнена трёхъярусная шатровая колокольня, хотя в нижнем ярусе её проступают черты классицизма. В трактовке южного и северного фасадов
Текст датирован 15 августа 2005 г. // Архив автора. Публикуется впервые. (Прим. ред.)
трапезной, с её двумя приделами, в фасадах пя тигранной апсиды видны приёмы классицизма (в карнизах) и плоскостного барокко (в оформлении окон). Аналогичны окна двусветного четверика, но и здесь карниз вполне классичен. Так же трактовано мощное пятиглавие на четырёхскатной кровле четве рика, придающее храму особую монументальность.
Говоря о покрытии маковиц глав, следует заметить, что оно выполнено из так называемого «болот ного железа», долговечного, стойкого к коррозии.
Пред нами архитектурный памятник переходной поры, где стилевые приёмы разных эпох соседству ют друг с другом (и отметим – гармонично).
Возвращаясь к планировке Михайловского хра ма, отметим чрезвычайно узкую в осевом направле нии и весьма широкую в поперечном конфигурацию трапезной. С востока, по сторонам, она сообщается с алтарями приделов и через широкий проём – с объёмом четверика. С западной стороны по средней оси храма – с нижним ярусом колокольни, прорезанным тремя широкими арками. В северо-восточном пилоне колокольни можно видеть каменную внутристенную лестницу всхода к колоколам и в чердачное помещение над трапезной.
Здание в основных чертах сохранило первона чальную планировку, лишь в ближайшее после по стройки время к боковым сторонам колокольни были добавлены два равновеликих объёма, решённых идентично с трапезной. Они скрыли боковые арки в основании колокольни.
Редкая особенность храма – так называемая «пономарка»: крошечное помещение, пристроенное к южной грани алтарной апсиды и сообщающееся с ней.
Михайловский храм полностью сохранил своды и, несмотря на многочисленные повреждения в годы размещения в нём тракторной мастерской (растёска и перебивка дверных и оконных проёмов, появление промежуточного перекрытия четверика), сохранил прочность основных конструкций и архитектурный декор. Художественная и историческая ценность его несомненна.
Архангельская церковь в селе Михайловском Галичского района. Фото А. Мителёва. 23 сентября 2006 года
Архангельская церковь в селе Михайловском Галичского района. Фото С. Работнова. 24 мая 2011 года