ВИДОВАЯ ПЛОЩАДКА НА КРЫШЕ ЧЕТВЕРИКА ПОЖАРНОЙ КАЛАНЧИ в г. КОСТРОМЕ
Пожарная каланча в г. Костроме, известнейшее здание города, украшающее его главную площадь, построена в 1824–27 гг. по проекту костромского губернского архитектора П. И. Фурсова и принадлежит к лучшим образцам его ещё малоизученного творческого наследия.
Композиция здания построена на сопоставлении нижнего кубического объёма, украшенного со стороны площади шестиколонным портиком, и венчающего его восьмигранного, сужающегося кверху столпа с купольным четырёхколонным фонарём на верху. В нынешнем своём виде это выглядит несколько неорганично в силу чрезмерной контрастности между массами четверика и лёгкого столпа. Между тем, как свидетельствуют натурный рисунок Чернецова, выполненный в 1838 году, чертёж 1830-х годов, хранящийся в фондах Костромского историко-архитектурного музея-заповедника, и, наконец, авторская смета с подписью П. И. Фурсова, датируемая 16 ноября 1823 года*, – на кровле четверика, в основание восьмигранного столпа, была запроектирована и осуществлена в натуре восьмигранная в плане, в виде балкона, деревянная видовая площадка. Лёгкая, незначительная по объёму, она выполняла весьма важную композиционную функцию, служа естественным переходом от массивного основания к лёгкой вертикали завершения. Этот балкон-площадка объясняет назначение четырёх арочных дверных проёмов в основании столпа, выходящих ныне непосредствен но на крышу четверика, лишённую ограждения. Воспринимаемые как абсурд в нынешнем виде, в случае существования ограждённой балюстрадой площадки, эти проёмы получают функциональный смысл.
Пояснительная записка к проекту восстановления видовой площадки. Текст датирован маем 1986 г. // Архив автора. Публикуется впервые. (Прим. ред.)
* Копия сметы на строительство пожарной каланчи в г. Костроме. (Хранится в Костромской СНРПМ.)
Итак, можно считать доказанным, что на кровле четверика Костромской пожарной каланчи её автором был запроектирован и осуществлён в натуре балкон-площадка с выходом на него из четырёх дверей в основании венчающего столпа. Он был выполнен из дерева, ибо в авторской смете упомянуты в рубрике «плотницкие работы». К сожалению, смета ограничивается лишь упоминанием «балкона под осьмериком сверх крыши» и ничего не говорит об его формах и размерах.
Ответ на эти вопросы дают рисунок Чернецова и чертёж каланчи 1830-х годов. На рисунке, выполненном с натуры, отчётливо видна восьмигранная платформа балкона, лишённого к этому времени балюстрады; чертёж, снабжённый линейным масштабом, позволяет определить его габариты. Странностью чертежа, его несоответствием рисунку, является отсутствие на нём видимого силуэта кровли над четвериком (т. е. как будто четверик имел плоскую кровлю) и отсутствие граней на пьедестале балкона (балкон и здесь не имеет балюстрады).
Отсутствие балюстрады, функционально необходимой, и на рисунке и на чертеже можно объяснить значительным интервалом во времени между датой постройкой здания и временем чертежа и рисунка, недолговечностью материала, из которого она была выполнена, и плохими условиями эксплуатации здания (о чём свидетельствуют и архивные материалы 40-х – 60-х годов прошлого века)*.
Упомянутый чертёж, довольно точно выполненный, тем не менее грешит некоторой абстрагированностью от натуры, что объясняется его происхождением: он входит в альбом архитектурных достопримечательностей Костромы, преподнесённый престолонаследнику при посещении им города в 1837 году. Необоснованно предположение о существовании прежде над четвериком более пониженной (тем более – плоской) кровли: 1) при обследовании основания восьмигранного столпа под существующей кровлей не найдено иных следов от врубки стропил, нежели существующие, соответствующие современному её уклону; 2) уклон существующей кровли близок к 17%, что на грани допустимого.
* ГАКО, ф. 497. Костромская городская дума. Оп. 2, ед. хр. 1360. Указы о ремонте корпуса, где помещалась Пожарная команда.
Из сопоставления рисунка и чертежа можно определить форму и габариты платформы балкона. Она вписывается в квадрат со стороной 11,5 аршина, что соответствует выносу её края от колонн в основании восьмерика – 1 аршину.
Осознавая степень ответственности в докомпоновке здания, давно вошедшего в список произведений русской архитектурной классики, автор предлагаемого проекта стремился найти ту меру, которая пронизывает художественный облик Костромской каланчи, сделать предлагаемый к восстановлению балкон в должной мере лёгким, не заслоняющим основание восьмигранного столпа. Наиболее органичным, соответствующим характеру в декоре четверика, в этом случае представляется использование в ограждении лёгкой точёной балюстрады (прототип – декоративная балюстрада под окнами главного фасада). Нужные конструктивно угловые тумбы балюстрады решены по аналогии с тумбами в ограждении фонарика на вершине столпа.
Чтобы не разрушать кровли над четвериком, основание балкона-площадки конструктивно решено в виде восьмигранного сруба из двух рядов деревянного бруса, обшитого по поперечным накладкам горизонтально положенным тёсом. Пол площадки выполняется из 6-ти сантиметрового строганого лафета с лёгким уклоном наружу и последующим покрытием оцинкованным кровельным железом с утопленными фальцами. В дереве же изготовляются конструкции и все детали парапетного ограждения.
Готовая площадка-балкон после восстановления должна быть покрыта горячей олифой и после обработки масляной шпаклёвкой окрашена за два раза масляными белилами.*
* 4 марта 1987 г. проект был обсуждён на заседании реставрационного совета КСНРПМ в составе: председатель – гл. архитектор КСНРПМ Р. А. Никитин, члены совета – архитекторы Л. С. Васильев, Л. П. Матросова, В. С. Шапошников, А. П. Чернов, К. Г. Тороп, инженеры С. К. Алексеев, Л. Н. Васильева, А. И. Соловьёв. В машинописной выписке из протокола (архив Л. С. Васильева) сказано: «СЛУШАЛИ:
1. Доклад Л. С. Васильева о документах и графических материалах, а также натурных основаниях, позволивших сделать проект воссоздания смотровой площадки у основания столпа каланчи. 2. Высказывания участников заседания: архитекторы Л. П. Матросова, В. С. Шапошников высказались за воссоздание площадки, основываясь на том, что в настоящее время двери, существующие с 4-х сторон основания столпа, ведут на крышу, что не логично. Инженеры С. К. Алексеев и Л. Н. Васильева предложили выполнить макет ограждения в натуре для проверки зрительного впечатления и после обсуждения принимать решение о возможности или нецелесообразности восстановления площадки. Р. А. Никитин, А. П. Чернов высказались против воссоздания смотровой площадки, учитывая недостаточность материалов для установления точных габаритов площадки, неизбежных осложнений эксплуатации кровли памятника, т. к. конструкция осложнит ремонт кровли и несомненно увеличит возможность повреждения. Учитывая значение памятника, состоящего на Союзной охране, считают нецелесообразным вносить изменения в сложившийся образ памятника.
ПОСТАНОВИЛИ:
Решение вопроса о воссоздании смотровой площадки у основания столпа каланчи отложить до получения консультации по этому вопросу в научном совете института “Спецпроектреставрация”».
Дальнейшего движения проект, по-видимому, не получил. (Прим. ред.)