История Российской государственности и династия Романовых: актуальные проблемы изучения
Вступление
Вниманию читателей предлагается «Романовский сборник» включивший в себя материалы первых Романовских чтений, состоявшихся под эгидой фонда российской государственности и 400-летия династии Романовых, Костромского государственного университета и «Костромское церковно-исторического общества (Костромская епархия)» 29-30 мая 2008 года.
В 1613 году после длительной Смуты решением Земского собора был избран а царство Михаил Федорович Романов. Это важнейшее событие отечественной истории приводит к сплочению разных сословий вокруг русского царя, способствует восстановлению Российской государственности.
За более чем трехсотлетний период правления дома Романовых происходит преображение России из Московского царства в могущую евразийскую державу. В правление Алексея Михайловича успешно разрешаются проблемы внешней политики на западном направлении. Был возвращен Смоленск, в состав России входит левобережная Украина и Киев. К середине XVII века партии российских землеискателей выходят на Тихий океан, основывают первые поселения русских по рекам Зее, Шилке, Амуру. Под высокую руку российского царя подводятся многочисленные народы Западной и Восточной Сибири, Забайкалья, Якутии и других мест. Решительные изменения во внешней и внутренней политике происходят при Петре I. Он строит новую столицу Санкт-Петербург, одерживает победу над Швецией в Северной войне в результате которой страна прирастает новыми провинциями на Западе в Прибалтике, Петр I производит преобразование в государственном строе и в 1721 году Российское царство трансформируется в империю. В последующие вести лет правители страны из династии Романовых именуются императорами всероссийскими. В правление Екатерины II Россия прирастает новыми землями на западе, а на юге в состав империи входят Новороссийские и причерноморские земли и Крым. В XIX в. Россия в правление Александра I, Николая I, Александра II присоединяет к себе Кавказ и Среднюю Азию.
В XX веке в связи с революционными переменами в России на долгие годы сформировались односторонне критические оценки в отечественной историографии роли Романовых в истории государства. Но и в те полные драматических событий 20-80 гг. XX века, официальной правящей властью, а также профессиональным сообществом историков и происходит переоценка сначала отдельных народных героев (Иван Сусанин) царствовавших исторических личностей (Петр I), затем важнейших исторических дат (как правило, выдающихся побед русского оружия в 1709 г. под Полтавой, 1812 год победа над Наполеоном или освобождение славян от османского ига в русско-турецкой войне 1872-1878 гг. и т.д.).
Так или иначе, самой жизнью были возвращены из небытия целые пласты российской истории 17, 18, 19 и 20 веков, без которых невозможно представить развитие государства, русской православной церкви, народа, вообще понять и во всей сложности представить пути России в новое и новейшее время. Настало время признания выдающихся успехов, которых добились народы России в период 300 летнего правления Романовых. Вместе еще предстоит во многом переосмыслить, по новому, подойти к проблеме отечественной истории как периода правления дома Романовых, так и в целом более чем 1000-летней Российской государственности.
Начало работе Романовских чтений было положено благодарственным молебном в Троицком соборе Ипатьевского монастыря, где 14 марта 1613 года был благословлен на царство инокиней Марфой первый представитель династии Романовых юный Михаил Федорович. В содержательном отношении первые Романовские чтения объединили представителей Русской православной церкви, исторической науки архивистов, филологов, краеведов, музейных работников Москвы, Иванова, Костромы, других мест. Были заслушаны десятки докладов и сообщений, образивших богатейшую историю России за многовековый период ее развитие. Впервые за последние годы на Костромской земле возрождена традиция совместного обращения и прошлому. Хочется верить и надеется что намеченные ежегодные встречи в рамках Романовских чтений послужат делу совместного воссоздания подлинной истории отечества, формированию общегражданского сознания, делу упрочнения государства и народного единения.