Павел Флоренский и Философия естествознания
Мысль, материализованная посредством слов, красок, звуков, перестаёт принадлежать только автору и начинает вполне самостоятельное существование. Причём, чем шире эрудиция и чем возвышеннее душевное состояние философа, тем большей глубины он может достигнуть в постижении сущности окружающего нас мира и самого человека. Энциклопедичность знаний и вера в Бога в сочетании с талантом мыслителя и литератора позволили о. Павлу Флоренскому создать подлинные шедевры русской философской мысли, богатое содержание и внутренний потенциал которых ещё очень далеки от полного осмысления богословием и наукой.
Рассмотрим несколько параллелей из всего многообразия ассоциаций, сравнений, связей, которые могут возникнуть у писателя при штудировании работ Флоренского.
В теодицее «Столп и утверждение истины» Флоренский рассматривает вопросы гносеологического характера на примере духовной деятельности в рамках постижения православной церковности. При этом им высказываются следующие положения:
1. Возможность формирования в нашем рассудке антиномий при рассмотрении объекта духовного знания с разных сторон.
2. Невозможность познания природы разума «вне его функционирования».
3. Непостижимость церковности как особой формы духовной жизни, которая «подобно всякой жизни», недоступна рассудку.
Эти же вопросы сходным образом обсуждаются датским физиком Нильсом Бором с позиций квантово-механического описания мира. В частности, он подчеркивает, что сведения о поведении исследуемых объектов, полученные с помощью различных измерительных приборов, «не могут быть связаны друг с другом обычным образом». Далее, он проводит аналогию между взаимодействием измерительного прибора и объектом исследования в атомной физике и трудностями психологического анализа мыслительной деятельности. Здесь Бор обращает внимание на неизбежность изменения духовного содержания при сосредоточении внимания на определённой стороне этого содержания. И, наконец, само существование жизни должно рассматриваться как элементарный факт, неподвластный полному и всестороннему исследованию с помощью физических и химических методов.
В книге «У водоразделов мысли» в предисловии к главе «Пути и средоточия» Флоренский вводит понятие «мысленной ткани», свойства которой удивительным образом перекликаются со свойствами физического вакуума, который потенциально содержит в себе всю физическую реальность точно так же, как «мысленная ткань» у Флоренского служит основой разумной деятельности.
Глубокое сходство описаний явлений духовной жизни и физических процессов позволяет высказать предположение о принципиальном единстве определённых сторон мыслительной деятельности и свойств физических объектов на квантовом уровне.