III. ИЗ ИСТОРИИ ГОРОДОВ КРАЯ

Церковь Рождества Христова посада Парфеньев
Белоруков Д.Ф. (Москва). 

«БЫВЫЙ ГОРОД» ПАРФЕНЬЕВ

Дмитрий Федорович Белоруков родился 24 октября 1912 года в семье крупного парфеньевского лесопромышленника. Отец умер накануне дня выселения из собственного двухэтажного, дома. Старшего брата репрессировали, Дмитрий бежал на Нею. Работал учеником слесаря позднее — в гидротехнической экспедиции.

Правдами и неправдами поступил в Московский гидротехнический институт, получил специальность инженера-строителя. Работал в московском институте «Гидроэнергопроект», проектировал гидростанции, в том — числе и Усть-Каменогорскую на Иртыше.

В 1941 году его призвали в армию и направили в Военно-инженерную академию. После ускоренного ее окончания — Сталинградский фронт, контузия. Войну кончил начальником штаба инженерных войск 4-й гвардейской танковой армии.

После войны — доцент кафедры строительства атомных станций Московского инженерно-строительного института. Для научной работы взял тему «Деревянное зодчество», которая вывела его на строительство деревянных храмов, а затем привела в краеведение. Ему он и посвятил свою жизнь, выйдя на пенсию в звании полковника. Автор многих работ по истории костромской земли и частично опубликованного труда «Из истории костромского края» (история сел и деревень).

***

Реформой Екатерины II о преобразовании губерний России город Парфеньев был переименован в посад. Это в градостроительном: табеле — среднее между городом и селом. Но еще и после этого Парфеньев долго даже в официальных документах называли «бывым городом».

Но чтобы проследить историю Парфеньева, надо бросить взгляд в глубокое прошлое края. Сотни тысяч лет назад окончилось великое оледенение Восточной Европы. Мощный ледник под влиянием потепления климата стал таять. Выпаханные ледником углубления в земле заполнились талой водой, образуя озера, а потоки стекавшей воды образовали реки. Принесенные ледником гранитные породы остались на месте, и эти немые свидетели оледенения в виде валунов, булыжников и каменных гряд и сейчас видны на территории Парфеньевского района.

Шли годы, местность подсыхала, стала покрываться лесом, и на ней появились звери, а позже и люди. Откуда появились люди в заволжских лесах? Они пришли с далекого востока вслед за отступающим ледником. Это загадочная народность — смешанные племена угро-финской языковой группы. Селились они по берегам рек и озер, проникая сюда по рекам, — единственным путем сообщения в лесном краю. Письменных документов времен мери нет, но сохранилась память о них в пережившем века языке. Мерянские названия рек: Нея, Вохтома, Нельша, Монза, Ружбол, Сомбас и другие сохранились в Парфеньевском районе до нашего времени.

В IX веке нашей эры началось великое переселение славян с юга на север, но поток славян двигался не только с юга, часть их шла с запада из Новгорода. Внешний вид коренных парфеньевцев: продолговатые лица, большие, с горбинкой носы — подтверждает мнение антропологов, что они — потомки новгородцев. И язык, этот многовековой хранитель исторической памяти, подтверждает это. Новгородское цоканье жителей (особенно под Матвеевым), еще не так давно было повсеместным. Там говорили не «печка», а «пецка», не «бочка», а «боцка» не «чулок», а «цулок», не «дочка», а «доцка» и т. д.

О происхождении названия-города Парфеньева существуют разные версии. По одной из них, высказанной знаменитым уроженцем Парфеньева — писателем С. В. Максимовым, город назван по имени монаха Парфения, основавшего здесь монастырь. Но эту версию можно подвергнуть сомнению. Монастырь в Парфеньеве действительно был, но в более позднее время, в XVII веке. Этот монастырь находился на месте ныне существующей Рождественской церкви (в которой ныне — гараж и ремонтные мастерские), и полное его название было «Рождественский монастырь, что на ямах Черного Бору на реке Нее». Название монастыря не связывает его никак с именем монаха Парфения. В переписных книгах Парфеньева 1616, 1628, 1848 гг. Рождественский монастырь нигде не упоминается. Закрыт же он был в 1725 г. по смерти последнего игумена.

Вторая версия о происхождении названия Парфеньев такова — город назван по фамилии строителя крепости. Обычно для строительства крепостей из Москвы, из Разрядного приказа, присылались дьяки-розмыслы (военные инженеры того времени), а в начале XVI века в Разрядном приказе действительно был дьяк Парфеньев.

В архиве Древних актов в Москве в делах Оружейной палаты хранится жалоба-челобитье, поданная царю Михаилу Федоровичу в 1616 году парфеньевскую посадскими людьми на то, что парфеньевскую землю захватил некий Леонтий Максимов и не разрешает на ней строиться вновь прибывшим. Челобитная содержит сведения о месте основания Парфеньева. Это место занимала деревня Кочево, возможно, принадлежавшая боярину Кочеву и названная по его фамилии. Когда в условиях частых набегов казанских татар возникла необходимость создать на реке Нее крепость, выбор пал на место, где находилась д. Кочево. Правительство купило эту деревню, а жителей освободило от податей, предоставив им льготы (свободы), отсюда и название — слобода, где были поселены эти люди.

Первое упоминание о Парфеньеве содержится в галичской летописи, хранящейся ныне в рукописном отделе библиотеки им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде, где говорится о нападении врага на парфеньевский край: «В лето 7029 (1521) майя в 26 день приходили татаровя казанские с черемисы на унженские волости и на парфян (жителей Парфеньевской волости — Д. Б.) и много зла учинили и в полон поведоша а иных иссекоша и поидоша прочь...».

Через два года татары опять совершили набег на Парфеньев: «В лето 7032 (1523) сентября в 15 день приходили татаровя и черемисы в галицкие волости и поплениша их много и людей иссекоша и заставу великого князя (т.е. Ивана III — Д. Б.) в Парфеньеве разгнаша и воевод иссекоша а иных в полон поведоша...».

Таковы первые упоминания о Парфеньеве. Чтобы лучше понять их, надо вспомнить историю. К этому времени могущественная Золотая орда распалась, образовав три ханства: Крымское, Ногайское (в низовьях Волги) и Казанское. Последнее граничило с Галичском уездом, в который входил и парфеньевский край, по рекам Меже, Ветлуге и Усте. На востоке Галичский уезд граничил с землями черемисов (марийцами) – союзниками и вассалами Казани. Для защиты от набегов татар и черемисов московское правительство разделило пограничные с Казанью Галичский Костромской уезды на административно-военные районы, назвав «осадами». В центре каждой «осады» был город-крепость, куда при опасности укрывалось население. Здесь люди получали оружие. Возглавлял оборону бережитель города или городовой приказчик. В это время были построены крепости в Любиме, Судае, Кадые, Кологриве, Парфеньеве, и каждая из крепостей имела свою «осаду».

Парфеньевская «осада» первоначально имела три волости: Парфеньевскую, Каликинскую и Нейскую. Парфеньевская волость называлась также и Окологородной, так как она была у самого города. По переписи 1616 г., в ней было 93 деревни и починка. Эта волость занимала территорию современных Парфеньевского, Николо-Ширского и Матвеевского сельсоветов, в ней было 297 крестьянских дворов.

Каликинская волость, центром которой была деревня Каликино (позже она стала селом), занимала территорию современных Антроповского, Савинского и Буншевского сельсоветов. В этой волости были 81 деревня и починок с 298 крестьянскими дворами в ней.

Нейская волость занимала территорию Парфеньевского и Крусановского сельсоветов. Центр волости находился в. с. Успенье, в волости было 18 деревень и починков с 91 крестьянским двором в них. В этой волости находилась и Пезобольская слободка с несколькими приписанными к ней деревнями.

Таким образом, во всех трех волостях Парфеньевской «осады», по переписи 1616 г., было 192 деревни и починка с 689 крестьянскими дворами. Если считать, что в каждом дворе было по 5 человек (а такая норма принята для первой половины XVII века), то в Парфеньевской «осаде» жило около 3500 человек. Позже в Парфеньевскую «осаду» вошли Потрусовская, Вожеровская и Кужбальская волости.

Итак, город Парфеньев возник как форпост на казанском оборонительном рубеже Московского государства и имел цель прикрыть с востока важный административно-военный пункт — город Галич. Крепость в Парфеньеве построена в 1520-1522 гг., в царствование великого князя Василия III. Место для крепости было выбрано там, где обычно высаживались татары, приплывавшие на стругах с Волги по Унже и по реке Нее, чтобы дальше пересесть на запасных коней, которых вели по берегу Неи (струги же татары оставляли на Нее, чтобы на обратном пути загрузить их награбленным имуществом и пленными). Лучшего места для крепости, чем вдающийся в реку Нею мыс коренного левого берега, ограниченный с запада оврагом, по дну которого протекает ручей Течера (сейчас — Комсомольская улица), с юга и востока (со стороны Нейского переулка и улицы Ленина) — крутыми скатами, нельзя мыло сыскать. Перешеек, соединявший мыс с коренным берегом, за которым был посад, можно было перекопать, сделать тут ров (это место сейчас — перед каменными воротами в ограде действующей церкви), и тогда крепость оказывалась защищенной с трех сторон крутыми откосами и рвом со стороны посада.

Присланный из Разрядного приказа дьяк измерял гору и определял места для башен и стен крепости. Волостель Парфеньева со своими приказными людьми ездил по деревням, приказывая старостам выделять для строительства крепости людей и подводы. Начались работы: выкорчевали лес, росший на горе, заготовили и привезли лес для стен и башен, отрыли ров, переместив землю на гору, чтобы увеличить ее высоту…

Башен в построенной крепости было семь, из них пять - по углам. Башни были двухэтажными, разделенным, бревенчатым полом («мостом»), и выдавались на 2-3 метра вперед стен, чтобы из них можно было вести фланговый огонь. В верхнем этаже башен стояли легкие пушки. Все башни имели шатровое покрытие.

Промежуточная башня (сейчас на ее месте — ворота в ограде церкви со стороны Нейского переулка) имела площадку для наблюдения за подступами к реке Нее, откуда вероятнее всего мог появится неприятель.

Самой громоздкой была проезжая башня, стоявшая на месте каменных ворот у бывшей церковной сторожки. В нижнем этаже этой башни имелись ворота для въезда в крепость. Тут же жили и воротники следившие за воротами. В их обязанность входило наблюдать за въездом в крепость, а при опасности вовремя запереть ворота.

Стены крепости были сделаны из «городней» — деревянных срубов — шириной каждая 2,5-3 м и длиной 6 м, поставленных в ряд и примыкающих торцами друг к другу (пространство внутри городней засыпалось землей). Городни были прикрыты двухскатной крышей от дождя и снега. (То, что стены крепости были сделаны из городней, подтверждает план Парфеньева, .составленный в 1741 г. и хранящийся в картинной галерее Парфеньева. На плане хорошо видны городни и башни).

Через ров был переброшен деревянный мост, соединявший крепость с посадом. Возможно, он был подъемным. В XVIII столетии этот ров засыпали и замостили булыжником. Вероятно, ров заполнялся водой из реки Неи. Тогда река протекала ближе к городу — по современному стадиону и по лугам за улицей Ленина. Остатки старого русла сохранились до наших дней в виде озера у горы Полковушки.

Сразу же с сооружением крепости в ней была построена деревянная. Ризположенская церковь (на ее месте ныне находится каменная действующая церковь). На колокольне церкви висел набатный колокол, тревожного звона которого боялись все жители Парфеньева и соседних с ним деревень. Звон его слышался только при появлении неприятеля или при пожаре. От висевшего на колокольне колокола спускалась веревка, конец которой был привязан к врытому в землю столбу. Каждый мог ударить в набат, но за ложный набат виновный расплачивался своими боками. Столб с концом от набатного колокола был запретным местом Парфеньева, особенно для детей, которым даже близко подходить к этому месту запрещалось. Этот колокол в Парфеньеве висел до 30-х годов нашего века.

Церкви Парфеньева, стоявшие на высоких холмах, были композиционными центрами города. Еще при постройке крепости вблизи ее, на соседнем холме (сейчас на этом месте бульвар), был погост, на котором стояла церковь во имя святителя Николая. Утопленные в землю четыре огромных камня-валуна на углах бывшей церкви, служившие фундаментом, сохранились до наших дней. В откосе горы сверху вниз открыта была дорожка, по которой поднимались богомольцы. Следы ее видны и сейчас. Никольский погост являлся центром церковного прихода, к которому были приписаны близлежащие деревни, и в их числе деревня Кочево. Никольская церковь на погосте существовала до середины XVI века, потом она сгорела и на ее месте построили новую церковь - во имя Воскресения Христова. А чтобы сохранить память о первой церкви, у новой прирубили «в особых стенах» придел во имя св. Николая. Но и эта церковь сгорела, и вместо нее построили новую церковь - ближе к посаду, на месте, где теперь кинотеатр, назвав ее Ризположенской. Новая церковь была названа Ризположенской потому, что в это же время сгорела Ризположенская церковь в крепости (на месте сгоревшего храма была поставлена часовня, простоявшая до 1790 г.).

Ризположенская церковь стала называться «соборной», то есть главной церковью Парфеньева. Она стояла на посаде «в площади» и, помимо религиозных, выполняла и торгово-посреднические функции. В подвалах ее хранились эталоны мер и весов, сохранные расписки, залоги прочее. В церкви устроили придел в честь Параскевы Пятницы — покровительницы торговли. Церкви в честь этой мученицы существовали на всех торговых площадях древних городов России. Позже в этой церкви устроили еще придел в честь преподобного Макария Унженского. В 1848 году взамен деревянной Ризположенской церкви была построена каменная церковь, нередко по приделу во имя преподобного Макария именуемая Макарьевской (ныне в этой церкви находится кинотеатр).

В крепости же в 1790 году взамен деревянной часовни построили каменную Ризположенскую церковь (сейчас это действующая церковь), вновь ставшую соборной. В церкви были устроены приделы во имя св. Николая, Воскресения Христова и св. Дмитрия Ростовского. В ограде действующей Ризположенской церкви ныне находится деревянная часовня, стоявшая до 1937 года на месте Никольского погоста.

Особняком стоит на холме на берегу ручья Течера Рождественская церковь, она находится на месте упоминавшегося выше «Рождественского монастыря, что на ямах Черного Бору на реке Нее». Название его характеризует место, где он стоял. Заросший лесом овраг (сейчас по нему проходит Комсомольская улица) с ямами по сторонам, выглядел мрачно. Сохранились документы о построении в монастыре взамен обветшавшей новой деревянной Рождественской церкви, в которой, как известно, находились три особо почитаемые иконы древнего письма: Рождества Христова, Всех скорбящих и Неувядаемый цвет, судьба которых неизвестна. Не пылятся ли они где-нибудь на чердаках домов Парфеньева? В 1848 году деревянную церковь сменил каменный Рождественский храм с колокольней. Сейчас эта церковь — в полуразрушенном состоянии, в ней находится гараж, колокольня разобрана, и кирпич от нее использован на подсыпку дороги.

За Рождественской церковью (сейчас здесь ул. К. Маркса) стояли дома духовенства, на плане Парфеньева 1741 г. указано: «здесь живут попы». Луга на левом берегу реки Ней (за улицей Ленина) перед Буграми назывались раньше «Пятинами», так как пятая часть укоса сена с них шла священникам. Укосы травы на этих лугах были отменными, так как полая вода, ежегодно заливая их, удобряла осевшим, илом. Луга не требовали никаких мелиоративных мероприятий, разве только ежегодно скашивался молодой кустарник да заравнивались кротовые бугры. Жители Парфеньева часто спорили о нраве владения землей. В 1731 году священник Ризположенской церкви Борис Семенов судился с посадскими людьми, захватившими церковную землю. При рассмотрении этого спорного дела в Галичской провинциальной канцелярии было подтверждено право церкви на землю: «Ризположенской церкви в 1653 году дано государством жалование на свечи и на ладан — «пустошь, а в ней 5 четей земли» (2,25 га — Д. Б.).

Внутри крепости стояла приказная изба, в которой жил и работал городовой приказчик - (позже - воевода). Тут же в избе находился и подьячий - секретарь приказной избы. Первым известным управителем города (волостелем) был галичский дворянин А. И. Племянников. В грамоте, которую дал великий князь Василий Иванович, сказано: «Се аз князь великий Василий Иванович всеа Русии пожаловал есми Андрея Иванова сына Племянникова Каликиным и Парфеньевым. И вы все люди тое волости чтите его и слушайте, а он вас ведает и судит и ходит у вас по старине как было преж сего...». С построением крепости управлять городом стал городской приказчик (бережитель), в обязанности которого входило следить за сооружениями крепости за её вооружением, организовывать оборону ее, а также судить жителей собирать с них подати. Позже эти функции в Парфеньеве выполняли воеводы, которые назначались указами из Москвы.

Воеводы в Парфеньев назначались, как правило, из отставных военных. Ими были: в 1686 году — Д. Н. Загоскин, в 1690-1691 гг. — Перфильев, в 1691-1697 гг. — Черногубов, в 1698 г. — Катенин, в 1702 г. — Тимирязев, в 1708 г. — Белолюбский, в 1709 г. Черевин и т. д. Из ранних воевод известен Семен Дмитриевич Апухтин, прапрадед Натальи Дмитриевны Апухтиной, жены декабриста М. А. Фонвизина, служивший в Парфеньеве и 1617-1618 гг.

Воеводы в Парфеньев со своими домочадцами и дворовыми жили на подворье, находившемся сначала в самой крепости, а потом на посаде — на месте, где сейчас находится аптека. Стоявшее здесь воеводское подворье было обширно. Две большие избы, поставленные рядом, соединялись широкими сенями с парадным входом. В верхнем этаже дома — горницы со спальнями, столовой. Нижний этаж занимали слуги. К дому пристроены чуланы, светелки — для жены воеводы и их дочерей. На дворе —конюшенный и каретный саран, сарай для дров, баня, людская изба для дворовых, поварня для выгонки вина и пива. Все подворье, было огорожено высоким забором и все постройки украшены резьбой. Особенно украшен парадный вход — крыльцо (рундук), который богатством отделки должен был поражать всех, идущих к воеводе.

Подворье воеводы, когда оно находилось в крепости, было более скромным. Тогда одну часть приказной избы занимала квартира самого воеводы, а в другой была его канцелярия. В канцелярии — судейская комната, в которой работал сам воевода, рядом была комната для подьячего и его писцов. В судейской комнате находился стол, покрытый скатертью, в углах комнаты — иконы с подвешенными к ним лампадками. Над креслом воеводы на стене висело «зерцало» — символ власти воеводы. По стенам — лавки для посетителей, тут же и шкафы (короба) с царскими указами и грамотами. В широких сенях ожидали люди, вызванные в приказную избу.

Исполнительной властью воеводы была штатная военная, команда из 25 человек, возглавляемая офицером. В штате воеводы был и заплечных дел мастер — палач. Он распоряжался в подклети приказной избы, помогая орудиями пыток допросу воеводы, от же приводил в исполнение наказание, назначенное воеводой.

В северо-западном углу крепости стояла огороженная тыном тюрьма. Отдельно стояла другая — «опальная» тюрьма. В ней содержались сосланные из Москвы служивые люди, попавшие в опалу. Разбойников и татей держали в подклети тюрьмы, где особо опасных заковывали в ножные и ручные кандалы и приковывали цепью к стене или специальным обрубкам бревен. Заключенные именовались «тюремными сидельцами». В праздничные дни их под охраной выводили на посад для сбора милостыни. Заключенные в опальную тюрьму охранялись назначаемыми по очереди посадскими людьми.

В стороне от жилых помещении в крепости стояли избы для хранения оружия, которое раздавалось защитникам Парфеньева в случае опасности. Здесь же хранились и запасы продовольствия. Отдельно стоял погреб с «зелейным» запасом (порохом) и со свинцовыми ядрами для пушек. Для обслуживания пушек в крепости имелись штатные пушкари, которым в качестве жалования были дарованы земли у слобод Ложкова и Савино.

Застраивался Парфеньев как и все старинные русские города. К крепости примыкал посад, располагавшийся на территории центральной части улицы Ленина - на ее участке до Красноармейской улицы. Центром посада была площадь (место против здания военкомата, теперь засаженное деревьями). Другая, верхняя, часть посада, располагалась на территории современных улиц Культуры и Индустриальной. На посаде жили торговцы, ремесленники, пушкари и др. В 1616 г. на посаде было всего 25 дворов. В этом же году на посаде было 14 торговых лавок. Здесь же находились кабацкий двор, таможенная изба, в которой собирались пошлины за товары, здесь же на посаде была съезжая изба для заседании выборных людей волости.

Под крепостью на месте современных Нейского переулка и Комсомольской улицы располагались слободы, в которых жили крестьяне бывшей деревни Кочево, получившие при сселении льготы. В начале XVIII века в этих же слободах подселились семенные солдаты парфеньевского гарнизона.

В Х VII веке границы Московского государства ушли далеко на восток. Парфеньев потерял свое военное значение, крепость его разрушалась, пушки ржавели, а пушкари мирно жили, занимаясь торговлей и ремеслами. Размеренно и тихо текла жизнь заброшенного в лесах Заволжья небольшого города. Оживлялся он только по пятницам (а позднее — по четвергам), когда здесь собирались базары. Через Парфеньев проходил тортовый тракт из Вятки, Казани на Галич, в Петербург, Вологду, Архангельск. Парфеньев и застраивался вдоль тракта, образовав широкую Большую Посадскую улицу (ныне — ул. Ленина).

Эта вымощенная булыжником улица выполняла в торговые дни роль площади. В базарные и ярмарочные дни по бокам улицы ставились балаганы, ларьки, лотки. Здесь же ставились и возы с товарами купцов и крестьян. И чего тут только не было... Красный товар — мануфактура, галантерея, обувь, возы с сушеной галичской рыбой, лотки с сушеными фруктами, ларьки с церковной утварью и иконами, привезенными богомазами из Палеха и Мстеры, возы с закутанной в сено глиняной посудой из д. Кукушкино, деревянная посуда из д. Телегино... Мест на Большой Посадской улице во время базаров не хватало, возы с товарами ставили в переулках, и в каждом из них — свои товары. В Пожарном переулке (сейчас — часть ул. Красноармейской) — глиняная и деревянная посуда, щепной товар: грабли, кошели, рогожи, бочонки и пр.; в Конном переулке (сейчас — ул. Максимова) продавалась скотина: лошади (по ним и переулок был назван), коровы, овцы, поросята. В конце Большой Посадской улицы — торговля дровами, сеном, соломой.

А в харчевнях (трактирах), которых в Парфеньево было, шесть, шла своя жизнь. В них после церковной службы разрешалось торговать горячительными напитками. Родоначальником парфеньевских харчевен и трактиров был кабак, открытый в Парфеньеве в 1617 году. Еще царь Иван Грозный разрешил открыть в Москве для опричников кабак с продажей в нем водки, мало известной тогда на Руси. Царь Михаил Федорович Романов велел открыть кабаки по всем городам и продажу питий (водки и пива) отдавать на откуп частным лицам. Сохранилась грамота, присланная в 1617 году парфеньевскому воеводе Грязеву из Москвы, вот ее текст: «От царя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси в Парфеньев воеводе нашему Серому Грязеву. Бил нам челом... крестьянин Костромского уезду села Молвитино Васка Степанов, чтоб нам пожаловать в Парфеньев на посаде кабаком в откуп на 7125 (1617) год, и мы его, Васку, пожаловали, велели ему тот парфеньевский кабак на откуп за 59 рублей на год: и как тебе наша грамота придет, и ты бы в Парфеньеве на посаде велел отдать на откуп Васке Степанову и на кабаке вино курить, на кабацком дворе и пиво». Кабацкий двор в Парфенове находился на посаде, где сейчас находится мебельный магазин. «Курили» (вырабатывали) вино и пиво в поварне, которая стояла в лугах под горой (в начале улицы Коммуны).

В 1708 году Петр I разделил территорию России на 8 губерний. Была образована Архангелогородская губерния, в состав которой вошла Галичская провинция, в ней и был Парфеньев. Реформы и войны Петра, требовали больших денежных и материальных средств. Парфеньевцы платили налоги: ямские, полонянические — на выкуп пленных, корабельные — на строительство флота, на жалование ратным людям и т. д. В конце Северной войны высвободилось много русских войск, но демобилизовывать их из-за политической обстановки было еще нельзя. Тогда Петр I приказал их расположить в глубине России в специальных полковых округах, в так называемых «дистрихах». Содержание войск, находившихся в этих округах, он возложил на местное население.

В Парфеньеве и его ближайших деревнях был расквартирован Казанский пехотный полк. Штаб этого полка находился в Парфеньеве в специально выстроенном, штабном дворе. Двор этот был на горе, с того времени называющейся Полковушка, там, где сейчас расположено старое кладбище. Полковой двор занимал большой прямоугольник земли, застроенный по периметру зданиями складов, канцелярии, казарм. В центре был плац для обучения солдат. Семейных солдат поселили в специально выстроенных для них домах в Малой и Большой слободах (сейчас это район Комсомольский улицы, Нейского переулка и начало улицы Ленина). Таких солдатских домов было 22, но большинство солдат было поселено в домах парфеньевцев и в ближайших деревнях.

Реформой Екатерины II Парфеньев был переименован в посад. Изменились и значение Парфеньева, и его управление, и даже жизнь его жителей. Теперь он входил в состав Кологривского уезда, и в его истории начался новый этап.

Kostroma land: Russian province local history journal