II. ИЗ ИСТОРИИ ГОРОДОВ КРАЯ
часовня у села Георгий, что на старом
Часовня у села Георгий, что на старом. Фото С.А. Орлов.

Дозорная книга города Солигалича 1614 года

Эта книга обнаружена мною в Центральном государственном архиве Древних актов, и копия ее в 1983 г. преподнесена в дар городскому Солигаличскому краеведческому музею.

Дозор (допроверка – Д.Б.) города Солигалича был проведен дьяком Кузьминым по приказу царя Михаила Федоровича в 1614 год с целью установить размеры разорения, причиненного Солигаличу польско-литовскими интервентами.

Оригинал Дозорной книги хранится в фонде Поместного приказа (фонд № 1209) под № 453. Материал этот исследователям неизвестен, и полный текст его прилагался ниже.

«По государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Русии указу дьяк Парфений Кузьмин дозирал у Солигалицкой город и посад и около посаду что после войны литовских людей осталось тяглых и пустых дворов и порожних дворовых мест и что на торгу новопоставлено на погорелых местах лавок, харчевен и что на посаде на погорелых местах поставлено варниц.

Посад на реке Костроме. - А на посаде на берегу осыпь (насыпь — Д.Б.) старого города, а город был рубленный и тот город сожгли литовские люди, как приходили к Соли Галицкой в прошлом 7121 (1613 г — Д.Б ) в генвъре в 3-й день и в нынешнем во 7122 (1614) годе по государеву и цареву и великого князя Михаила Федоровичу указу по той старого города осыпи зачат делати острог и тот острог еще не доделан и в место не сведен, башен нет, а в городе храм поставлен новой после приходу литовских людей на старом на горелом месте во имя Рождества Иоанна предтечи а во храме образов и книг ни колоколов ни строения нет и храм не освещен, а другой был храм во имя Успенья пречистой богородицы, а в нем были два придела, придел Макария Унженского чудотворца, а другой стратотерпца Георгия и тот храм сожжен в приход литовских людей, а дворов в остроге нет никаких.

На посаде и по Великой улице храмы соборные (главные храмы города — Д.Б.). Храм во имя Рождества пресвятой богородицы клецки (в виде клети-сруба — Д.Б.), а другой храм с трапезой во имя Рождества Христова, а в нем другой престол Живоначальной троицы о двух верхах, а во храме образы и свечи, и книги, и ризы, и сосуды церковные все строение мирское, приходное, да у того ж храму колокольнице рубленая о восьми, стенах вверх, а на колокольнице три колокола.

На посаде же на Волоке храм вверх о пяти верхах во имя великомученика Николы, а в нем три престола, престола Козьмы и Демиана, да престол Флора и Лавра, да престол Воскресения отца нашего Иисуса Христа, да в нем престол во имя Благовещения Пречистой Богородицы, да у тех храмов колокольница вверх рубленая о восьми стенах, а на ней три колокола, во храме образы и свечи и книги и сосуды церковные всё строение мирское, а около тех храмов ограда древянная да против Никола Чудотворца храм с трапезою теплый клецки во имя великомученицы Пятницы, а во храму образы и свечи и книги и всякое церковное строение, все мирское, а колокол один невелик.

У Соли-ж Галицкой на посаде на берегу у Костромы реки, монастырь Воскресенской, а на монастыре два храма древянны храм вверх во имя Воскресения Христова да у его ж вверх четыре престола, престол Честного креста, престол Животворящей Троицы, престол верховным апостолам Петру и Павлу, престол пророка Ильи.

Во храму Воскресения образы местные блаженной памяти государя царя и великого князя Ивана Васильевича (Грозного — Д.Б.) всея Русии образ Препловения Христа нашего на золоте, а в нем были жемчужные вкладины и то обрали литовские люди, другой образ Пречистой Богородицы Одегитриевой на золоте, у ней был венец да гривна серебряны и то все поимали литовские люди, а иное всякое церковное строение мирское, да на монастыре ж Воскресения храм с трапезою вверх во имя стратотерпца Христова Дмитрия Селунского, а в нем два престола Алексея Человека Божия да престол Введения Пречистой Богородицы да колокольница о осьми стенах вверх, а на ней колокола, а во храму Дмитрия образы, свечи и ризы и сосуды, все строение мирское.

На монастыре 9 келий, а в них 4 чернца (монаха — Д.Б.), а иные келии пусты, да у того ж монастыря вотчинка деревня Бозлыново с пустошми пашни пашут поп да дьякон 22 чети в поле, а сошного писма по пол чети и владеет той вотчиной воскресенский поп Иван Иванов.

На посаде ж у Костромы реки на берегу храм клецки во имя Афанасия Александрийского, строения Троицы-Сергиева монастыря.

На посад же у варниц против таможней избы поставлен новый храм с трапезою на старом горелом на церковном месте во имя стратотерпца Георгия, а строения церковного и колокольни нет и храм не освещен.

Тут же у варниц храм был во имя стратотерпцев Христовых Бориса и Глеба, да на площади храм был во имя Пречистой Богородицы Владимерские и те храмы пожжены в приход литовских людей.

На посаде же у Пречистой Богородицы у соборной церкви дворы церковные: двор патриарши живет на нем дворник Ивашка Мартянов, двор соборного дьякона, дворишка соборный живет на нем нищий двор съезжий, ставят на нем воеводы и приказные люди двор каменщик Тамилка Антипов, дворы Троице-Сергиева монастыря нетяглые два двора, место пусто тяглое посадского человека Ивашка Федотов убит в приход литовских людей. От Пречистой ж Богородицы от соборные церкви улица Повирская, а в ней дворы посацкие тяглые, а на иных дворах живут после войны нетяглые люди, вдовы и бобыли четыре двора, двор Троицы-Сергиева монастыря живут на нем троицкие мельники, а против троицкого двора мельница. Троицкая на реке на Костроме, а в ней двое жерновов, да два двора, двор пуст Афонасьевского попа Якова в литовский приход ссечен, двор Симонова монастыря, что на Москве живет на нем монастырский служка же, двор Аврамия Городецкого монастыря живут на нем монастырские служки, двор пуст Мишка Иванов убит в 7121 (1613) г. под Москвой да четыре двора бобылей.

Пустых дворов: двор Матвейка Васильева, убит в 7121 (1613) г.., двор пуст вдовицы Офимьицы ссечена в литовский приход, двор каменьщика Гришка Микитин, двор Всилко Муровцев галичанин сын боярский, двор Оська Швецов ссечен в литовский приход, двор Олешка убит, двор Исанка Спиридов убит, двор Петрушка Иванов убит, двор Вторушка Федоров убит, двор вдовы Офимьицы убита, двор вдовы Любавы убита, двор вдовы Парасковьицы убита.

Улица Цикалова
Двор сына боярского Федора Суханина, а живет в нем дворник. Дворы Троице-Сергиева монастыря три двора, да тяглых посацких людей пять дворов. Двор пуст Федка Семисов убит, да два пустых места, а люди убиты, дворы пожжены.

Улица на ручье на Шишкове
В ней тяглых дворов пять, а шесть дворов пустых, люди побиты.

Улица Хвостова
Три двора тяглых пустых, да дворов 36 люди побиты.

Улица Наволоцкая
Двор съезжий земской, а в нем дворник Степанко Семенов. Дворы посацкие ж по Глушице ставятся наново 8 дворов, а погорело 13 дворов. От Николы Чудотворца на берегу от перевоза дворы вверх по Костроме реке 11 дворов ставятся.

Улица Черная
14 дворов и 6 из них пустых.

У соли ж на посаде на берегу Костромы реки на зеленом месте бобыльских дворишек 3 двора. На берегу ж у Костромы реки, на зеленом месте винокурня, а варит на ней вино на кабак приходец москвитин Митка.

За рекою Костромою против Воскресенского монастыря слободка Набережная, посацкие люди сказывают, что та слободка их посацких людей и оне владеют по купчей, а Симонова монастыря, что На Москве служка Иван Васильев подал челобитную и пишет, что та слободка Симонова монастыря и крепости в монастыре и в жалованой де грамоте у них слободки не писана. А в слободке в Набережной жильцов семь дворов.

За речкою за Славинкою слободка Божедомская, посацкая тяглая, а в ней 11 дворов, да двор бобылихи Ографены муж убит.

И всего у Соли Галицкой на посаде живущих 51 двор, а людей в них 54 человека, да вдов живущих тяглых 8 дворов и людей в них 8, да бобыльских 8 дворов, да пустых посацких тяглых 50 дворов, а людей в них побиты в приход литовских людей в пропилом 7121 (1613) г. да пожженых дворов тяглых мест которые пожжены литовскими людьми 58, а люди в них побиты и пожжены с женами и детми.

У Соли-Галицкой на посаде у торгу на площади таможенная изба, а тамгу и всякую пошлину сбирают на государя посацких людей переменяются по годам. Да позади таможенной избы была изба пудовая, а сбирали в ней в Соли пудовую пошлину и та изба сгорела в приход литовских людей.

А ноне збирают пудовую пошлину в таможней избе. Да на старой таможней избе, изба земская Окологородней волости.

У Соли Галицкие на торгу лавки которые поставлены ново на горелых местах на лавочных после войны.

На реке на Костроме амбары соляные на берегу реки у судовова пристанища два амбара Мишки Афанасева.

У Соли Галицкой на торгу харчевни поставлены после войны литовских людей: изба харчевная Андрюшки Солодилова, изба харчевная Поспелки Злобина, изба харчевная Якушки Борисова, изба харчевная Буланки Поляницина, изба харчевная Путинки Сузорева, изба харчевная Андрюшки Солоделова и пять пустых харчевных мест. И всего у Соли Галицкой на посаде на торгу живущих 11 лавок да лавочных пожженных мест 39 да 9 полков что на лавочных местах поставлены да прилавков до 10 анбаров соляных да 6 анбаров соляных что на берегу у Костромы реки.

У Соли Галицкие на посаде варницы соляные посацкие и монастырские и детей боярских.

Колодез Забыкин.
У того колодезя варница Саредняя посадского человека Васки Афанасева з братьями у тое же варница, место дровяное кладбище его, у той варницы два амбара соляных. У того же колодезя Забыкина варница Зуева посацкого человека Ивашки Ксенафонтова, у той варницы место дровяное кладбище да два амбара соляных. У того же Забыкина колодезя варница Лукинская детей боярских Любима да Богдана Микифоровых детей Мичурина а владеет той варницей Федор Мичурн а против место дровяного кладбища да ларь соляной, да у той же варницы за Ивановым амбаром место дровяное кладбище детей Мичуриных. У того же колодезя варница Ивашкова пуста Васки Афанасева и та варница лежит в пусте не владеет ею никто.

Колодез Детинец Большой а другой колодез Детинец Малый.
А у них варница Васильевская посацкого человека Васки Яковлева с племянниками, да у той варницы амбар. У тех же колодезей варница Серкова Васки ж Яковлева да амбар, да дровяное кладбище. У тех же колодезей варница Иванчикова посацких людей Ивашки Степанова да брата его Степанки Казаринова и та варница згорела в прошлом годе. Да у тех же колодезей варница Погорелка Федора Мичурина.

Колодез Бочкин пуст а у него варница Голодиха пуста Петрушки Васильева.

Колодез Пролом а у него варница Хвостова посацких людей Куземки Каменева да Васки Карманова. У того же колодезя варница Покрова Пречистой Богородицы Городецкого монастыря и соляной амбар и деревянное кладбище. У того же колодезя варница Тыркасова Федора Мичурина.

Колодез Костромитинов и тово колодезя половина Троицы Сергиева монастыря а у него варница Костромитинова Троицы Сергиева монастыря да против варницы амбар соляной Троицкого ж монастыря а другая половина колодезя за усольцы за посацкими людьми. И у той половины колодезя варница Позориха посацкого человека Тимошки Кононова, у той варницы анбар соляной.
У той же половины колодезя варница Сутяга посацкого человека Гренки Лихачева да в той же варнице Городецкого монастыря жеребий шестая часть.

Колодез Успенский и того колодезя половина посацких людей Будимка Говорова да Микифорка Пятова а у тое половины варницы Успенская посацких людей Каратанка да Некраска Ивановых да место дровяное кладбище.
А другая половина Успенского колодезя Троица Сергиева монастыря да Городецкого монастыря да Федора Мичурина да вдовы Авдотьи Зиновьевы, у того же колодезя варница Распопина пуста а в ней половина Троицкая.

Колодез Коробкин пуст Троица Сергиева монастыря да Федора Мичурина да Городецкого монастыря а колодезное место у них вопчее.

Колодез Замосной а у него варница Борисова Петрушки Васильева с товарищи, а у того же колодезя варница Иванова посацких людей Микифора Пятова да Дудинка Говорова.

Колодез Молоча и того колодезя половина Троица Сергиева монастыря да варница Молоча а другая варница Богдана. А другая ж половина Моложскова ж колодезя посацких людей да Городецкого монастыря да в той половине восмая доля Троица Сергиева монастыря.

Колодез Швак а у него колодезя варница Якимовская посадских людей Степанко Афанасьев да Петрушка Васильев с товарищи, да у того ж колодезя варница Засериха у того же колодезя варница Волоката посацких людей Ивашко Федотов да Подосенко Тимофеев. У того ж колодезя варница Сутыри пуста а владеет ею Тимошка Копанов.

Два колодезя Симонова монастыря: колодез Большой да другой колодез Малый. А у них две варницы Верхняя да варница Новая да два анбара соляных да место дровяное кладбище. Симонов колодез Чертолом пуст а у него дворище Карповское да дворище колодезя Замошин Симонова ж монастыря да у него ж дворище Истоминское.

Колодез Говедов Федора Мичурина стоит пуст да два колодезя пусты посацких людей один на дворище Коробкине а другой на Шевеловском дворище.

И всего у Соли Галицкие на посаде колодезей и варниц посацких людей шесть колодезей жилых целых да половина колодезя Костромитинова да половина колодезя Замоложскова да половина колодезя Успенскова да три колодезя пустых да 13 варниц жилых да 3 варницы пустых да два места варнишных пустых, посацких же людей до 10 анбаров да 8 деревянных кладбищ да варница детей боярских Любима да Богдана Микифоровых детей Мичурина и с тех варниц посацкие люди пудовую пошлину платят в Большой приход а збирают тутошние усольские целовальники с пуда по полденги.

У Соли ж Галицкие монастырских Троицкого, Симонова и Городецкого соляных колодезей живущих 2 колодезя целых да половина колодезя Костромитинова да половина колодезя Молочи да половина колодезя Успенского и им же 16 варниц жилых да 5 анбаров да 8 кладбищ.

У Соли ж Галицкой место государстево на Зеленом месте слободки подле речки Костромы и Николе чудотворцу что на Волоке по ручью Шишков да к Средней варнице да за ручьем Шишковым да за Глушицею место государево же каменщиков Андрюшкин двор истари бывали два колодезя соляных и те колодези поняла вода из реки Костромы а ныне тем местом владеют посацкие люди кладут на них дрова варнишние.

У Соли Галицкие каменщиков 11 дворов. У Соли Галицкие за рекой за Костромою слободка ямская а в ней ямщиков двор Петрушка Титов, двор Ивашка Колобов да Ямских же дворов пустых 6 мест запустели издавна а кто на тех местах ямщиков живали то они незапомнят потому что многие ямщики после того переменились а нынешние живут по деревням.

За рекою за Костромою слободка Стрелецкая и в ней живут стрельцы и пушкари и рассыльщики: двор стрельца Куземки Коверзина, двор стрельца Лукашки Петрова и еще 14 стрелецких дворов, да двор рассыльщика Федки Маслова, двор сыщика Ивашки Власова, двор пушкаря Гришки Онтипова, двор Спасского, монастыря что на реке Воче, а в нем дворник. А всего в Стрелецкой слободе 15 дворов и 15 человек.

У Соли ж Галицкие на посаде полянщики (полянщики обрабатывают землю на полянах в лесах — Д.Б.) живут в разных улицах на полянских местах на Всполье в Хвостовой улице. А всего поляницких домов 17 дворов.

А по дозорной книге Петра Волынского 7121 (1613) г. у Соли Галицкие на посаде в живущей четь и пол чети сохи да в пусте соха.

Волость Окологордная Усольская — а в ней деревни и пустоши. Убиты литовцами крестьяне в деревне Жеребцова, починок что была деревня Бородина на речке на Святице а запустела от литовских людей в 7117 (1609) г. крестьяне побиты а иные расселились в пустые дворы, починок что была деревня Митино на речке Борисовке, деревня Легитово пуста а в ней 4 двора пусты а запустела та деревня в прошлом в 7121 (1613) годе в приход литовских людей в крестьяне все побиты и с женами и с детми а иные разбрелись. Деревня Лункина на р. Костроме пуста.

Погост. На нем храм во имя чудотворца Николы вверх а другой храм клецки с трапезою во имя пророка Илии а во храмах образы и книги, и ризы, и сосуды церковные, и свечи, и колокола строение мирское а дворов на погосте двор попа Афанасия да дьячка, двор пономаря, двор просвирницы.

Погост — в нем храм Живоначальной Троицы вверх а другой храм чудотворца Николы клецки с трапезою а в них образы, и книги, и ризы, и свечи, и сосуды церковные, и колокола строение все мирское. Тое же окологородней волости приходные и на том же погосте двор пономаря Третячки Микитина, двор просвирницы Маланицы. Да тут же на погосте 4 крестьянских двора (видимо, это село Троица в Зашугомье — Д.Б.).
Да деревни Коробкино, Колесниково, Муравьево, Сергоцкая, Слезино. Деревня Самылково а крестьяне все побиты а иные разбрелись. А всего в окологородней волости 2 погоста да в них четыре храма да два двора попов да 111 деревень и в них крестьян живущих тяглых 389 дворов и 420 человек да бобыльских 94 двора да в живущих же деревнях крестьянских пустых дворов 43 да крестьянских же пустых мест 60 да 52 пустоши.

Волость Жилино.

Погост — а на погосте храм вверх с трапезою Успения Пречистой Богородицы а другой храм вверх же во имя стратотерпца Дмитрия Солунского (видимо, это с. Дмитрий, что на Гриве — Д.Б.), а строение в обоих храмах образы и свечи, и книги, и ризы, мирское да тут же двор попа Ефтихия а прозвище Кторов да двор пономаря.

Погост на речке на Езовке, а в нем храм клецки с трапезою Преображения Спасова, а другой храм клецки чудотворца Николы. Строение все мирское. В волости починок что была деревня Раково деревня Коряково, д. Скороногово запустели от казанских людей.

Городище Жилинское. На речке на Шилохше заросло лесом большим, а около его городища лесу хоромного на пяти верстах, а истори бывал город, а запустел от казанских людей тому лет больше осмидесяти. Тут же пустоши Холкино, Хорошее, Лукинское все запустело от казанских людей. А всего в Жилинской волости 2 погоста в них 4 храма да волостных живущих 84 деревни, а в них крестьян живущих тяглых 204 двора да людей в них 250 человек да бобыльских 29 дворов да в них 12 пустых дворов.

Волость Холм Шаров. А в ней погост, а на погосте храм вверх во имя стратотерпца Георгия да другой храм клецки с трапезою во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а строение все мирское (это, видимо, село Георгий, что на старом — Д.Б.).

Волость Корцево. А в ней погост, а на нем храм во имя Николы Чудотворца вверх да другой храм преподобного Макария Унженского да другой храм с трапезою клецки Успения Пресвятой Богородицы. И всего в Корцевской волости погост и 28 деревень, а дворов в них 80.

Волость Спасская. Погоста в ней нет, а в деревнях ее 127 дворов.

Волость Сольдовская. Погоста нет, а деревень в ней 37.

Волость Лосев Раменье. — На реке Вексе погост, а в нем храм во имя Николая Чудотворца вверх да другой храм с трапезою во имя Покрова Богородицы.

Тут же на белой церковной земле двор Никольского попа Филипа, двор дьячка, двор пономаря, да 8 келий, а в них живут нищие и кормятся у церкви божие да в том же селе тяглых крестьянских 11 дворов».

 

Публикация Д.Ф.Белорукова.
Kostroma land: Russian province local history journal