Губернский дом 2000 год. № 2
Историко- краеведческий культурно- просветительский научно- популярный журнал № 2. – Кострома: Б/и, - 2000.
Содержание
Время, общество, знаниеПриобщить человека к духовности 3
Семейный альбом. Галичский род Свиньиных 5
Земляки. Жители рыбной слободы 7
Фотограф озерного края 9
О художнике И.И.Каликине 13
Свидетельства, архивы, документыЛетописцы из Галича 15
Галич княжеский, Галич средневековый 17
Торговые связи галичан в XVII в. 25
Из истории Галичского уезда 28
Просветители Галичской стороны 32
Святые обители 35
Монастырь, обращенный в церковь 38
Крестные ходы из Костромы до Галича 42
Из истории сел и деревень 45
Галичский помещик - друг Аксакова 47
Воспоминания воспитанницы Смольного монастыря 50
Св. Симеон Костров. Галич и его уезд 54
Промыслы и ремесла 58
История в документах 61
Литература, искусство, культураГаличское народное слово 65
Деревянные церкви и часовни 67
Праздничная одежда галичанок 72
Галичский музей открывает тайну 75
Творчество. Песни и стихи Галичского края 78
Из истории Галичского уезда
НАСАЖДЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ В ГАЛИЧЕ И ПРЕДЕЛАХ ЕГО
Неизвестно, когда положено начало христианства в пределах нынешней костромской епархии и Галича. Из рукописного позднейшей редакции жития преподобного Авраамия, Ростовского чудотворца, известно только, что он был уроженцем города Чухломы, в 50-ти верстах от Галича, жители которого были язычниками. Первые сведения о христианском учении он получил от новгородских и псковских купцов, которые по делам торговли бывали в Чухломе, в доме родителей Авраамия; но он отошел в Ростов. Впоследствии преподобный Авраамий Галичский, ученик и постриженник преподобного Сергия Радонежского, поселился на западном берегу Галичского озера во 2-й половине XIV века и поставил здесь обитель в честь явленной ему на дереве иконы Божией Матери “Умиление”. Монастырь этот существовал до учреждения штатов 1764 года под именем Ново-Заозерского. После основания этой обители преподобный Авраамий удалился из любви к уединенной и безмолвной отшельнической жизни далее к северу и устроил обитель, известную под именем Великой Пустыни, и другую в честь Собора Богородицы на реке Виге. Скрывшись отсюда, препод. Авраамий удалился на берега Чух лом ского озера, где полож ил основание нынешнему чухломскому мо настырю , названному по имени его Авраамиевы м . Здесь преподобны й Авраамий скончался в 1375 году. П ри гробе его откры лись чудеса в 1622 году.
Судя по этому, в Галич христиан ская вера проникла в X II веке. Га- личские летописи упоминают о кня жении в Галиче трех братьев: С и меона, Андрея и Ф едора - и о суще ствовании в их время, около 1170- 72 годов, в Галиче двух церквей, из коих одну, во имя Всемилостивого Спаса, построил князь Симеон пос ле удачной междоусобной войны со своими братьями, а при другой в 1172 году погребен князь Ф еодор, убитый в войне с братьями.
Откуда проникла христианская вера в костромские пределы? Н а этот вопрос на основании имеющихся в епархиальном ведомстве сведений можно отвечать положительно, что проповедники веры христовой при шли в костромские пределы “ от за пада, севера, ю га и востока” . Т ак преподобный Авраамий Ростовский (чухломский уроженец) получает в X I или X II веке просвещ ение хрис тианскою верою с северо-запада, от христианских купцов, новгородских и псковских; с севера же (из У стю га) в XV веке появляется в костром ском крае преподобн. Варнава Вет- лужский; с ю го-запада из пустыни Радонежской исходит в X IV и XV веках преподобн. .Авраамий Г алич ский и И аков Ж елезноборовский, Тихон Лухский (в конце XV века), Геннадий Л ю бим оградский, Ф ера- понт Чудный (XVI век), с юга и юго- востока (в XIV-XV вв.) притекаю т в костромские пределы преподобные Пахомий Нерехтский (из Владими ра на Клязьме) и М акарий Унженс- кий (из Нижнего Н овгорода). Святая православная вера, насаж даемая. возвращ аемая и укрепляе мая сонмом этих святых, исполнен ных апостольской ревности, дала обильные плоды не только для кос тромской стороны, но даж е и всей российской церкви. Из костромской стороны в половине XV века про изошел святитель Иона, митрополитНеизвестно, когда положено начало христианства в пределах нынешней костромской епархии и Галича. Из рукописного позднейшей редакции жития преподобного Авраамия, Ростовского чудотворца, известно только, что он был уроженцем города Чухломы, в 50-ти верстах от Галича, жители которого были язычниками. Первые сведения о христианском учении он получил от новгородских и псковских купцов, которые по делам торговли бывали в Чухломе, в доме родителей Авраамия; но он отошел в Ростов. Впоследствии преподобный Авраамий Галичский, ученик и постриженник преподобного Сергия Радонежского, поселился на западном берегу Галичского озера во 2-й половине XIV века и поставил здесь обитель в честь явленной ему на дереве иконы Божией Матери “Умиление”. Монастырь этот существовал до учреждения штатов 1764 года под именем Ново-Заозерского. После основания этой обители преподобный Авраамий удалился из любви к уединенной и безмолвной отшельнической жизни далее к северу и устроил обитель, известную под именем Великой Пустыни, и другую в честь Собора Богородицы на реке Виге. Скрывшись отсюда, препод. Авраамий удалился на берега Чухломского озера, где положил основание нынешнему чухломскому монастырю, названному по имени его Авраамиевым. Здесь преподобный Авраамий скончался в 1375 году. При гробе его открылись чудеса в 1622 году.
Судя по этому, в Галич христианская вера проникла в XII веке. Галичские летописи упоминают о княжении в Галиче трех братьев: Симеона, Андрея и Федора - и о существовании в их время, около 1170-72 годов, в Галиче двух церквей, из коих одну, во имя Всемилостивого Спаса, построил князь Симеон после удачной междоусобной войны со своими братьями, а при другой в 1172 году погребен князь Феодор, убитый в войне с братьями.
Откуда проникла христианская вера в костромские пределы? Н а этот вопрос на основании имеющихся в епархиальном ведомстве сведений можно отвечать положительно, что проповедники веры христовой пришли в костромские пределы “от запада, севера, юга и востока”. Так преподобный Авраамий Ростовский (чухломский уроженец) получает в XI или XII веке просвещение христианскою верою с северо-запада, от христианских купцов, новгородских и псковских; с севера же (из Устюга) в XV веке появляется в костромском крае преподобн. Варнава Ветлужский; с ю го-запада из пустыни Радонежской исходит в XIV и XV веках преподобн. Авраамий Галичский и Иаков Железноборовский, Тихон Лухский (в конце XV века), Геннадий Любим оградский, Ферапонт Чудный (XVI век), с юга и юго-востока (в XIV-XV вв.) притекаю в костромские пределы преподобные Пахомий Нерехтский (из Владимира на Клязьме) и Макарий Унженский (из Нижнего Новгорода).
Святая православная вера, насаждаемая. возвращаемая и укрепляемая сонмом этих святых, исполненных апостольской ревности, дала обильные плоды не только для костромской стороны, но даж е и всей российской церкви. Из костромской стороны в половине XV века произошел святитель Иона, митрополит московский. Он уроженец Солигаличского уезда, в 10 верстах от города Галича в приходе села Одноушева есть селение, называемое таким же именем, от имени родителя Ионы - Федора Одноуша. В это селение каждогодно бывает крестный ход в первый воскресный день Петрова поста. Галич - родина святителя Филиппа, митрополита московского.
В конце XV II века пребывал в обители преподобного Макария Унженского богомудрый игумен Митрофан и отсюда возведен на святительский престол воронежской епархии. Таким образом, насадителями веры и жизни истинно христианской в костромской стороне были святые отшельники мира, преподобные отцы: Авраамий Галичский, Пахомий Нерехтский, Иаков Железноборовский, Макарий Унженский, Паисий Галичский. Предание сохранило для потомства сведения о жизни преподобн. отца Паисия только со времени настоятельства его в галичском Успенском монастыре, который еще при жизни св. настоятеля был назван его именем. Паисий упоминается в княжение галичского князя Дмитрия Красного в начале XV века. Этому святому угоднику чудесно явилась икона Божией Матери Овиновская. Преподобный Паисий при жизни своей пользовался особенным уважением не только удельных князей галичских, но и великих князей московских. Преподобный скончался 23 мая, во 2-й половине XV века.
Затем следуют просветители: Кирилл Новоозерский, уроженец г. Галича, Варнава Ветлужский, Тихон Лухский, Андриан и Ферапонт Монзенские, Геннадий Любомироградский, блаженный Симеон Юрьевецкий, Святый Иона, митрополит всероссийский, Митрофан, первосвятитель воронежский, и другие.
Ко времени учреждения в Костроме епархии в 1745 году в костромских пределах уже существовало 37 монастырей и пустынь и 767 приходских церквей, городских и сельских.
С.Сытин. Древний город Галич. 1905 г