Губернский дом 1998 год. № 1 - 2
Историко- краеведческий культурно- просветительский научно- популярный журнал № 1,2. – Кострома: Б/и, - 1998.
Содержание
Время Общество ЗнаниеТеатральный подъезд. Вечный мотив 3
Старый альбом открывает страницы 7
Россия Островского 12
Столетняя школа 16
Из истории областной научной библиотеки 18
Свидетельства Архивы ДокументыРодословие Островских 21
Костромские тезки 30
Семейный альбом. Внучка Мария 32
Из истории одной переписки 42
Святыни. Дорога к храму 44
Из истории читальни им. А.Н. Островского 50
Библиотечное дело живое 54
Версии. Исчезнувшие библиотеки 57
Островский и Писемский 59
Островский и Потехин 65
Литература Искусство КультураМолитва русская и мудрость 73
Народное краснословие. “Родную речь он любил до обожания” 76
Старые журналы. Дедушка “Книгарь” 81
Культурное пространство поколения 84
Щелыковские сказки 91
Игорь Дедков
Великий русский драматург
Обычно в эту апрельскую пору московский житель Александр Николаевич Островский с чадами и домочадцами уже готовился к отъез ду на летние месяцы в любезное его сердцу Щелыково.
Позади была изнурительная городская зима с каждодневным корпением над рукописями, с придирками цензуры, с неудовольствиями театрального начальства, с бесцеремонными разносами в газетах и журналах.
Впереди же было лето в Щелыкове, где Александру Николаевичу всегда дышалось легко и грезилось спокойно.
Ему и работалось здесь — за длинным письменным столом в прохладном деревянном доме над Куекшей — с вдохновением и отрадой. Недаром судьба свыше тре ти его произведений связана с этим домом, с самим духом щелыковской усадьбы и природы. "...что за река, что за горы, что за леса... А какой народ здесь!” — писал Ост ровский.
По свидетельству современника, для Островского “все, что было в Щелыкове, все было прекрасно; он говорил, что Костромская губерния — одна из самых лучших губерний в России; несмотря на то, что она северная, хлеб и все остальное поспевают в свое время. Грозы бывают красивее, чем в Альпах...”
Через Щелыково, через Островского наша костромская земля особенным и тесным образом связана с великой русской литературой и великим русским театром.
Вот почему сегодня с чувством сокровенной причастности и гордости, — вместе со всей нашей страной, вместе с поклонниками “театра Островского” во всем мире, — мы отмечаем 150-летие со дня рождения великого русского национального драматурга.
Сегодня — день Островского: праздник его бессмертия, неслабеющей поэтической славы, непреходящего значения его художественного мира, его общественно-нравственных исканий и идеалов.
Русская классическая литература — это драгоценнейшее духовное достояние социалистической культуры — непредставима без Островского. Великий народ, обретающий свой голос, выражающий и защищающий себя, наряду с поэзией Пушкина и Некрасова, прозой Гоголя, Достоевского и Толстого должен был обрести и свою драму — драму Островского.
Островский должен был явиться, и он явился, и “слава его как драматического писателя родилась и выросла в один день”.
Вся российская провинция с ее тяжелым застойным бытом, и русская деревня с ее крепостническими рабскими обычаями, и вся Москва в ее вертикальном срезе: от бюрократического спесивого верха до полубосяцкого разгульного низа — все нашло в Островском своего проницательного портретиста.
объективного судью, ходатая за бедных и униженных. Как истинно российский писатель, Островский на всю жизнь, не балующую богатством и лаской начальствующих, требующую пьес к очередной книжке журнала и к очередно1иу бенефису, — сохранил глубоко совестливое, ответственное отношение к литературному слову, к своему общественному, социальному долгу. Живая органическая сила могучего таланта Островского, его коренные демократические убеждения, не подвластные преходящим веяниям, его неуклонное следование реальной жизни не позволили ему сколько-нибудь серьезно уклониться в сторону от главного направления, которым пошла русская литература после Гоголя и Белинского. <...> К концу жизни Островский имел право сказать о себе, что создал “целый народный театр ”, что “тридцать пять лет в истории русской драматической литературы назовется моим именем”, как, впрочем, по праву писал раньше Некрасову: “Ведь мы с вами только двое настоящие народные поэты, мы только двое знаем его (народ), умеем любить его и сердцем чувствовать его нужды...” То был действительно “народный поэт”, который “играет на всех тонах, на всех ладах народной жизни” (А. Григорьев). Иначе чем объяснить, что уже свыше ста двадцати лет пьесы Островского не сходят с российской сцены. Их играли и продолжают играть любительские кружки, народные и профессиональные театры.