Губернский дом 1998 год. № 1 - 2

Историко- краеведческий культурно- просветительский научно- популярный журнал № 1,2. – Кострома: Б/и, - 1998.

Содержание

Время Общество Знание

Театральный подъезд. Вечный мотив 3

Старый альбом открывает страницы 7

Россия Островского 12

Столетняя школа 16

Из истории областной научной библиотеки 18

Свидетельства Архивы Документы

Родословие Островских 21

Костромские тезки 30

Семейный альбом. Внучка Мария 32

Из истории одной переписки 42

Святыни. Дорога к храму 44

Из истории читальни им. А.Н. Островского 50

Библиотечное дело живое 54

Версии. Исчезнувшие библиотеки 57

Островский и Писемский 59

Островский и Потехин 65

Литература Искусство Культура

Молитва русская и мудрость 73

Народное краснословие. “Родную речь он любил до обожания” 76

Старые журналы. Дедушка “Книгарь” 81

Культурное пространство поколения 84

Щелыковские сказки 91



Игорь Дедков

Великий русский драматург

Обычно в эту апрельскую пору московский житель Александр Ни­колаевич Островский с чадами и до­мочадцами уже готовился к отъез­ ду на летние месяцы в любезное его сердцу Щелыково.

Позади была изнурительная го­родская зима с каждодневным корпением над рукописями, с придир­ками цензуры, с неудовольствиями театрального начальства, с бесцеремонными разносами в газетах и журналах.

Впереди же было лето в Щелыкове, где Александру Николаевичу всегда дышалось легко и грезилось спокойно.

Ему и работалось здесь — за длинным письменным столом в прохладном деревянном доме над Куекшей — с вдохновением и от­радой. Недаром судьба свыше тре­ ти его произведений связана с этим домом, с самим духом щелыковской усадьбы и природы. "...что за река, что за горы, что за леса... А какой народ здесь!” — писал Ост­ ровский.

По свидетельству современника, для Островского “все, что было в Щелыкове, все было прекрасно; он говорил, что Костромская губерния — одна из самых лучших губерний в России; несмотря на то, что она северная, хлеб и все остальное по­спевают в свое время. Грозы быва­ют красивее, чем в Альпах...”

Через Щелыково, через Остро­вского наша костромская земля особенным и тесным образом связана с великой русской литературой и великим русским театром.

Вот почему сегодня с чувством сокровенной причастности и гордо­сти, — вместе со всей нашей стра­ной, вместе с поклонниками “теат­ра Островского” во всем мире, — мы отмечаем 150-летие со дня рож­дения великого русского националь­ного драматурга.

Сегодня — день Островского: праздник его бессмертия, неслабею­щей поэтической славы, непреходя­щего значения его художественного мира, его общественно-нравствен­ных исканий и идеалов.

Русская классическая литература — это драгоценнейшее духовное достояние социалистической культуры — непредставима без Островско­го. Великий народ, обретающий свой голос, выражающий и защища­ющий себя, наряду с поэзией Пуш­кина и Некрасова, прозой Гоголя, Достоевского и Толстого должен был обрести и свою драму — драму Островского.

Островский должен был явиться, и он явился, и “слава его как дра­матического писателя родилась и выросла в один день”.

Вся российская провинция с ее тяжелым застойным бытом, и рус­ская деревня с ее крепостнически­ми рабскими обычаями, и вся Мос­ква в ее вертикальном срезе: от бюрократического спесивого верха до полубосяцкого разгульного низа — все нашло в Островском своего проницательного портретиста.

объективного судью, ходатая за бед­ных и униженных. Как истинно российский писа­тель, Островский на всю жизнь, не балующую богатством и лаской начальствующих, требующую пьес к очередной книжке журнала и к очередно1иу бенефису, — сохранил глу­боко совестливое, ответственное от­ношение к литературному слову, к своему общественному, социально­му долгу. Живая органическая сила могу­чего таланта Островского, его ко­ренные демократические убежде­ния, не подвластные преходящим веяниям, его неуклонное следова­ние реальной жизни не позволили ему сколько-нибудь серьезно укло­ниться в сторону от главного на­правления, которым пошла русская литература после Гоголя и Белинс­кого. <...> К концу жизни Островский имел право сказать о себе, что создал “целый народный театр ”, что “тридцать пять лет в истории рус­ской драматической литературы на­зовется моим именем”, как, впро­чем, по праву писал раньше Некра­сову: “Ведь мы с вами только двое настоящие народные поэты, мы только двое знаем его (народ), уме­ем любить его и сердцем чувство­вать его нужды...” То был действительно “народ­ный поэт”, который “играет на всех тонах, на всех ладах народной жиз­ни” (А. Григорьев). Иначе чем объяснить, что уже свыше ста двад­цати лет пьесы Островского не схо­дят с российской сцены. Их играли и продолжают играть любительские кружки, народные и профессио­нальные театры.

Губернский дом