Губернский дом 1993 год. № 1

Историко- краеведческий культурно- просветительский научно- популярный журнал № 1. – Кострома: Б/и, - 1993.

Содержание

Время Общество Знание

380 лет тому назад 1

Доброе слово епископа Костромского и Галичского Александра 2

Короток век, но вечен свет. (Они встречали Государя Императора) 3

Романовы в Костроме 1992 г. 6

Память, запечатленная в металле 7

Царские портреты в Костромском музее 9

Крепка будет верою, царем и Отечеством 11

Преображение Костромы 13

Свидетельства Архивы Документы

Михаил Федорович Романов и костромской край 17

Подвиг (Зсипа Ивановича Коммисарова 18

Бслопашцы - потомки Сусанина 19

Путеводитель по местам путешествий высочайших особ 23

Литература Искусство Культура

Забавные истории из жизни русских государей 43

Исторические песни, записанные в Костромском уезде 50

Сказание о спасении Михаила Федоровича Романова 53

За святую Русь... (Две оперы" Иван Сусанин") 56

Поэзия. Виктор Лапшин. Юрий Бекишев 58-59

Владимир Гиляровский. На Костромской выставке 60

Викторина «Романовы и Кострома» 62

Прибытие императрицы Екатерины II из Ярославля в Кострому

Em press Catherine II
Em press Catherine II

14 мая 1767 года, в 8 часов по полудни, на галере «Тверь» прибыла в Кострому Императрица Екатерина Алексеевна и остановилась со своею много­численною флотилией пред веко­выми стенами той мирной обите­ли, в стенах которой Михаил Феодорович спас свою драгоценную жизнь и милостию Божией восприял жезл самодержавия над Россиею - великим нашим отечеством. Вся флотилия состояла из 6 галер и 5 судов. Сопровождали Государыню иностранные ми­нистры: австрийский, прусский, испанский, датский, шведский и знаменитейшие вельможи нашего двора. При вступлении флоти­лии из Волги в устье Костромы начались салюты: с городского ва­ла сделан был 31 выстрел, из Ипатьевского монастыря - из 37 пушек; во всех городских церквах произведен был колокольный звон, и раздались радостные, вос­торженные крики: «ура!» из тысяч уст собравшихся граждан. В день прибытия Государыни поздравили Ее Величество со сча­стливым приездом Александр Ильич Бибиков и Костромской гу­бернский предводитель дворянства; чрез них Монархиня объявила, что вечер и ночь проведет на галере, а на следую­щий день назначила торжественную встречу.

15 числа, в 7 часов утра, преосвященный Дамаскин с духовной процессией, в сопровождении генералитета, предводителя депутатов, дворянства целой губернии и мно­гочисленного собрания всех со­словий, явился на встречу Августейшей путешественнице у пристани Ипатского монастыря. Царский путь в священную оби­тель священномученика Ипатия окружен был с правой стороны множеством жен и девиц дворянского и купеческого сословий, с левой - дворянами и купца­ми. В 9 часов, при колокольном звоне церквей целого города, пу­щенной пальбе и непрерывных народных кликах: ”ура !" Императрица взошла в нарочно приготовленную шлюпку, при выходе из коей Ее Величество приветствована была речью преосвященным Дамаскиным на том самом месте, где за 154 года перед сим Московское посольство умоляло Августейшего Ее Предка о принятии скипетра самодержавия. Государыня, благо­склонно выслушав оную и приложившись к святому кресту, торжественно вступила в Троицкий холодный собор, где, приложась к святым иконам, изволила слушать Божественную литургию на царском месте - дарственном памятнике Благо­верного Государя Михаила Феодоровича, в сем священном храме воцаривщегося. По окончании литургии Государыня со всей многочисленной свитой своей по­сетила келии преосвященного, где приветствована была речью генерал-поручиком Бибиковым. Костромское дворянство удостои­ла целования руки, а дам изволила целовать в щеку. Четверо из воспитанников Костромской Се­минарии имели счастье приветствовать Августейшую Покровительницу отечественного просвещения речами, на язы­ках классических и отечествен­ном, по окончании коих были до­пущены к руке Государыни; Преосвященный поднес Им­ператрице образ и богословские опыты юных питомцев Костромской Семинарии.

В 4 часа по полудни Великая Монархиня, мать отечества, со всею блестящею своею свитою. при пушечной пальбе с флотилии и с городского вала, колокольном звоне церквей целого города, отправилась на богато убранной шлюпке рекою Костромою до городской пристани, где изволила сесть в карсту и, в сопровождении 9 экипажей и 4 депутатов верхами, от купечества - в русских костюмах, и 13 депутатов от дворянства, пред каретою Ее Величества, отправилась в Успенский собор.

Государыня после собора посе­тила дом Костромского воеводы Малыгина, где были представлены Ее Величеству костромские фабриканты, купе­чество Ярославля, Костромы и Нерехты и коронный поверенный, и все допущены к руке Ее Величества. По принятии под­несенных фабрикантами поло­тен, Государыня возвратилась обратно в Ипатьевский мона­стырь, где Бибиков, предводитель и депутаты имели счастье ужинать с Государынею.

После ужина, допустив к руке, изволила отозваться: «Я очень довольна: объятия от меня дворянству обоего пола благо­дарность.» В 12 часов ночи оставила обитель священномученика Ипатия и в сопровождении преосвященного, предводителя и дворянства отправилась на га­леру. Берег Костромы был иллю­минирован. Милости Монархини прежде всего излились на оби­тель, коей пожаловала 3,000 рублей, потом на духовенство, дворянство, купечество и на народ, и костромских татар, кои с женами их были представлены воеводою Государыне.

16 мая, в начале 7 часа, галеры снялись с якоря; Императрица отправилась в дальнейшее путешествие, а управлявший флоти­лией Иван Григорьевич Чернышев с иностранными послами отправился в Москву сухим путем. Пред галерою Государыни, на депутатской богато убранной шлюпке находились: предводитель, депутаты и прокурор, а пред ними два экономические казначея: Степанов и Ашитков и с ними 10 лодок с бога­то одетыми гоебцами. Волга, подобно волшебным каналам Вене­ции, покрылась сотнями шлюпок и лодок, провожавших Августей­шую гостью. В то время, когда га­лера Ее Величества поравнялась с Успенским собором, 51 пушка приветствовала Государыню, на депутатской шлюпке играли на волторнах, а приветствие народа выражалось в восторженных кликах: «ура!» Проехав село Троицкое, Императрица приказала для обеда стать на якорь флотилии, которую составляли галеры: Тверь, Волга, Ярославль, Казань, Углич, Кострома, Симбирск, Гошпиталь, Ржев, Владимир, провиантное судно Новгород, судно Лама и судно Савастьяновка. От 2 часа по полудни, до 8 вечера того же дня продолжалось путешествие до имения генерала Бибикова, Борщовки, находящегося в 70 верстах от Костромы.

По случаю праздника вознесе­ния Господня, в ознаменование особого благоволения к Алек­сандру Ильичу Бибикову, здесь провела почти целые сутки. После всенощного бдения и ужина на галере, при коем находился и счастливый хозяи н . Государыня провела ночь на галере.

На берегу, против галеры Ее Величества, была приготовлена пристань и триумфальные ворота, осененные короною, с не­сколькими по бокам пирамидами. Дорога по крутому берегу Волги покрыта была древесными ветвя­ми. 17 число было днем Вознесе­ния Господня, в который местное духовенство, соседнее дворянство, супруга генерала Би­бикова и его родные вышли на сретение Августейшей Гостьи, а простой народ расположился по обеим сторонам дороги. В 9 часов Монархиня явилась на пристани и громогласное «ура» огласило берега Волги. Приложась к кресту. Государыня шествовала пешком в храм, где слушала Бо­жественную литургию, во время коей Александр Ильич, исполняя волю Царицы, читал Апостол; после обедни посетила дом владель­ца Борщовки и удостоила чести кушать у него. К столу приглашены были, кроме свиты Ее Величества, супруга Алек­сандра Ильича и родственник его, князь Николай Иванович Козловский с женою. Подле кресел Им­ператрицы стояла дочь Бибикова и две дочери Козловского. После обеда Государыня посадила на ко­лени 3-летнего сына генерала Би­бикова и произвела его в унтер-офицера гвардии Измайловского полка. Этот малютка - будущий командир С .-Петербургского ополчения в 1812 году. Приволжские жители приветствовали Государыню радостными криками, женщины в восторге махали платками. Костромичи, проводя Монархиню, пред ликом Феодоровской Божией Матери принесли молебствие, 19 мая, о дальнейшем благополучном путешествии Матери Отечества.

Губернский дом