Вид на Кологрив из-за реки Унжа. 1875 г. Фото Перепёлкин А.

Город Кологрив

История Кологрива состоит из двух этапов. Первый — это история Старого Кологрива, что стоял выше на тридцать три километра по реке Унже. В XVI веке здесь была Шишкилевская волость, центром которой считался погост с церковью Михаила Архангела. Шишкилевская волость была плотно заселена, селения в основном занимали правый берег Унжи, поперек изрезанный оврагами с лесными гривами на возвышенностях. Шишкилевская волость упоминается в летописях с 1536 г., когда на нее напали казанские татары, совершавшие набег на галичский край.

Шишкилево упоминается и в 1563 г., когда по приказу Грозного собирали ратников на Ливонскую войну. Но ни в 1536, ни в 1563 г. Шишкилево не именовалось Кологривом. Видимо, Кологрив был основан как крепость на высоком берегу Унжи рядом с погостом Архангельским (Шишкилевским)

В межевой книге Галичского уезда 1647 г. записано: «Межа кологривской посадской земле тово же Кологрива городка пушкарская земля от города за оврагом кладбище а бывало церква Михаила архангела и та церковь перенесена на горскую сторону, а ныне на церковном месте стоит часовня а за часовней двор — изгородец попа Микиты да детей его а служит поп Денисей на посаде у ружной церкви у Макария чудотворца, а другой сын Борис служит в городе у архангела Михаила» Эта запись проливает свет на историю Старого Кологрива. Когда на правом берегу Унжи построили деревянную крепость, ее назвали Окологривье, т. е. находящийся у высокого гребня, между оврагами. Позже буква «О» была отброшена и крепость называлась Кологривом. Стоявшая рядом на погосте церковь Михаила Архангела была перенесена в город с соблюдением всех традиций: при переносе церкви на новое место название сохранялось, а на старом месте ставилась часовня. Место было свято и застройке не подлежало. Рядом с крепостью для прихожан волости построили Макарьевскую церковь.

Макарьевская церковь
Воскресенская (Макарьевская) церковь. Литография. Кологривский краеведческий музей им. Г.А. Ладыженского.

В 1700 г. род касимовских царей угас, и деревни Кичинской волости перешли в Дворцовый приказ, их стали раздавать в поместья служивым людям в качестве жалования за службу.

Когда крепость Кологрива потеряла военное значение в середине XVI в. (после падения Казанского ханства), за нею уже не следили. «Город Кологрив на реке на Унже древян ветх разволялся а до реки до Унжи ни одной городни нет а в городе соборная церковь Михаила Архангела да в Кологриве же на посаде церковь древянна Макария чудотворца»,— записано в дозорной книге 1616 г. Стены состояли из городней — продольных деревянных срубов, поставленных в ряд и для устойчивости засыпанных внутри землей.

В переписной книге 1627—1628 гг. читаем: «Галицкого пригородка в Кологриве пушкарские дети во дворе Пятунка да Ивашка Микитины дети Собакина да рассыльщик Сенка Григорьев сын Сухоногов да в Кологриве ж владеет пушкарской землей архангельский поп Никита».

Со временем все больше и больше хирел Старый Кологрив. В 1648 г. записано: «В Окологривье городе и на посаде посадских тяглых людей и бобылей нет». И только церкви еще здесь в это время стояли. Когда администрация совсем покинула это место и перебралась на погост Кичино, Старый Кологрив стал называться, по имени главной его церкви, селом Архангельским, и оно стало центром Архангельской волости. Название же Шишкилево было забыто и в документах не упоминалось.


Торговая площадь Кологрива в начале ХХ в.

Новое место для Кологрива избрал и утвердил ярославско-костромской наместник А.П.Мельгунов; официально датой основания принято считать 1778 г. Но еще задолго до этого все учреждения Кологрива были переведены в Кичино.

Вот что писал в 1767 г. посланный из Галичской провинциальной канцелярии майор Панфилов : «Кологривская канцелярия на погосте Кичино построена первым воеводой Иваном Рогозиным в 1728 г., для жительства построены там дома, а в Галичской канцелярии о всем этом не значится. Да на погосте Кичино построено строение для казенного кошту, питейный дом для продажи вина да подвал, где хранится поставочное вино, да для продажи соли амбар, а строил в Кичине воевода все самоуправством».

Панфилов признает преимущества Кичина: «А в селе Кичино, где ныне находится воеводская канцелярия, тюремная изба, питейный дом, соляной амбар, казенный винный завод, церквей деревянных две, дворов поповых три, обывательских домов четыре, штатной команды солдат шестнадцать человек, и деревни к оному селу разные вблизи. Положение оного села и место против города Кологрива доброе лучше. Вода берется поблизости из рек Унжи и Кичинки. Для всякого строения лесов поблизости получать способнее и к тому же большая проезжая дорога расчищена к тому же селу Кичину, мне признается удобно все иметь в селе Кичине, нежели оное все строение перевозить в Кологрив, и для перевозки всего будет убыток казне».

Итак, переводом Старого Кологрива в село Кичино город обязан не наместнику А.П.Мельгунову, а воеводе Ивану Ивановичу Рогозину. Это сын дьяка Ивана Рогозина, служившего в конце XVII века в приказе Галичской чети в Москве. Ему царем Алексеем Михайловичей было пожаловано поместье в Чухломской осаде. Память о воеводе И.И.Рогозине как основателе современного Кологрива в 1728 г. должна быть сохранена.

По переписи 1616 г. Кичино было в Илешевской волости. В ней записано: «Погост в Кичине на реке Унже а на погосте церковь Анофрия Великого дре-вянна клецки, да другая церковь теплая Воскресения Христова а церковные образа и свечи и книги и ризы и сосуды и все церковное строение и колокола приходных людей да на погосте ж двор попа Сидора Харитонова двор просвирницы Офондицы да четыре келий нищих а питаются от церкви божий».

В 1628 г. Кичино с деревнями принадлежало воеводе П.Г.Хомутову. Он выдал свою дочь Евдокию замуж за Ф.П.Нарышкина, брат которого известный Кирилл Полуэктович Нарышкин был тестем царя Алексея Михайловича и отцом царицы Наталии Кирилловны, матери Петра I. Кичино как приданое перешло к Нарышкину. Мать Петра I Н.К.Нарышкина приходилась владельцу Кичина племянницей, а сам Петр III был его внучатым племянником.

В роду Нарышкиных кичинская вотчина была до 1697 г. Брат царицы Мар-темьян Килиллович Нарышкин, был женат на дочери касимовского царевича Василия Арсановича, отец которого был внуком сибирского царя Кучума, и в 1697 г. после смерти М.К.Нарышкина кичинская вотчина перешла в Казанский дворец — учреждение, ведавшее в России делами Казани и Сибири.

Россия, Костромская область, Кологривский район, Кологрив на карте
Костромская область