У истоков экскурсионного изучения города
Из практики И. М. Гревса
// Анциферовские чтения: Материалы и тезисы конференции 22 декабря 1989 г. Л., 1989. С. 37-39.
Преодолевая кризис расчлененного знания, наука рубежа XIX—XX веков искала пути синтеза. Позднее, уже в 1920-х годах, результаты этих поисков питали массовое краеведческое движение, передав ему энергию подлинно научного поиска в области комплексных исследовании. Не было случайностью то, что руководство краеведением первого десятилетия Советской власти взяли на себя крупные ученые: широкое распространение получали идеи, зародившиеся в их лабораториях на рубеже столетий
В ходе бурной краеведческой деятельности распространялись вширь не только знания, не только результаты исследовательской работы, но и ее навыки. Тем самым обеспечивалась преемственность, готовилась смена, воспитывались новые поколения исследователей. Одним из примеров научной преемственности было сотрудничество И. М. Гревса и Н. П. Анциферова, учителя и ученика, создателя экскурсионного метода и ученого, подробно разработавшего его применение в городоведении.
Интерес Ивана Михайловича Гревса (1860—1941) к комплексным исследованиям регионов восходит ко времени его учения в Петербургском университете в начале 1880-х годов; он принимал участие в работе, студенческого научно-литературного общества, среди членов которого были О. Ф. Миллер, братья С. Ф. и Ф. Ф. Ольденбурги, В. И. Вернадский и др. Общество ставило перед собой задачи региональных исследований, комплексных, в том числе — естественнонаучных. Был создан областной отдел. Предполагалось, что общество может стать «школой для теоретической подготовки будущих деятелей русской земли — служить родине на местах научным знанием, отданием труда жизни на благо народа, его свободы и культуры» (1).
Участие таких членов кружка, как С. Ф. Ольденбург, С. Ф. Платонов, И. М. Гревс, в краеведческом движении первых лет Советской власти не было случайностью.
Как инструмент научного исследования в 1880-х годах получает распространение исследовательская экскурсия, больше отвечающая сегодняшним представлениям об экспедиции. В области естественных наук эту форму исследования вводит и развивает Д. Н. Кайгородов, которого Н. П. Анциферов позднее назовет «пионером экскурсионного дела» (2). Ученый
вводит понятие «целокупная природа» и разрабатывает экскурсию как основной способ ее изучения.
И. М. Гревс приходит к идее гуманитарных экскурсий во время работы над своим главным трудом — «Очерки из истории римского землевладения» (1899). Его поездка в поместье Горация на Сабинской земле, описанная в соответствующей главе монографии, была вызвана не праздным интересом туриста, но потребностью исследователя в изучении историко-культурного ландшафта. Осмысляя опыт учителя, Н. П. Анциферов формулирует необходимость этой поездки как эмоциональную: «нельзя не учесть /…/ душевной настроенности работающего», т. е. исследователя, — и как практически научную: «посещение места облегчает возможность восстановления целостного образа изучаемого явления /…/ дает возможность ответить на ряд конкретных вопросов, возникших в подготовительный период исследовательской работы по документам» (3).
Именно тогда рождается в практике И. М. Гревса концепция историко-культурного ландшафта как исторического источника, разрабатываются приемы его критики и использования.
Огромная педагогическая практика И, М. Гревса в высших учебных заведениях Петербурга пронизана сознанием неотделимости процесса воспитания ученого от решения задач самой науки. Он развивает практику семинаров, завершающей стадией которых становятся исследовательские экскурсии. В сборнике статей его учеников, посвященном 25-летию учено-педагогической деятельности профессора, упоминается об этом: «стремление к наглядности и подлинности /…/ внушило Вам в высшей [степени] интересные попытки больших исторических экскурсий. В последние годы Ваши французские и итальянские семинарии не раз заключались паломничеством к тем местам, которые предварительно в течение года сами были предметом общего изучения» (4).
И. М. Гревс писал: «Великими добавочными пособниками для истолкования того, что говорят вещественные памятники прошлого, являются природа и люди: ландшафт и топография, рельеф и одежда земли, ее дары, солнце и воздух, горы и море, с одной стороны, открывают фон искомой картины; современное население многими пережитками прошлого в нынешнем его быту оживляет, с другой, окаменелости вековой старины» (5).
Эти экскурсии организуются в города Греции, Италии и Франции, города со сложной судьбой и собственным лицом. Именно тогда складывается представление о городе как живом организме, поддающемся комплексному исследованию с применением методов различных дисциплин. Тогда же формулируются И. М. Гревсом компоненты «образа города в культуре», позднее столь подробно разработанного Н. П. Анциферовым.
Главный нерв экскурсий по изучению города — их подлинно научное исследовательское начало—к сожалению, полностью утрачен сегодня.
- Гревс И. М. Из университетских лет // Былое. 1918. № 12. С. 77.
- Анциферов Н. П. Теория и практика экскурсий по обшествоведению. Л., 1926. С. 21.
- Анциферов Н. П. Краеведный путь в исторической науке. //Краеведение. 1928. №6. С. 329.
- К 25-летию учено-педагогической деятельности Ивана Михайловича Гревса. СПб., 1911. С. IV.
- Гревс И. М. К теории и практике «экскурсий» как научного изучения истории в университетах. СПб., 1910. С. 11.