И. В. Рогов, Е. А. Чугунов
г. Кострома

Костромской край в контексте 400-летия окончания смутного времени и возрождения Российской государственности

В 2013 году Россия с полным основанием может отметить целый ряд весьма знаменательных событий своей истории, связанных с завершением такого периода, как Смута. Этот период продолжался 8 лет: с падения в 1605 году царской династии Годуновых до восшествия в 1613 году на российский престол династии Романовых, последующее правление которой продолжалось в течение более 300 лет. С мутное время стало серьезным испытанием для Российского государства. Оно сопровождалось распадом традиционной системы управления, разрушением исторически сложившихся отношений между различными социальными и сословными группами, междоусобной войной и вторжением иноземных войск, а потом и открытой интервенцией со стороны соседних государств – Речи По сполитой и Швеции. Далеко не каждому государству удавалось выйти из такого структурного кризиса без потери значительной части своей территории либо вовсе утраты национальной независимости на десятки, а то и сотни лет. Как же россиянам удалось преодолеть Смуту, остановить распад общества и предотвратить крушение государства?

Внимательное рассмотрение всей совокупности исторических фактов позволяет прийти к выводу, что, только преодолев политические, сословные, национальные разногласия, поступившись личными амбициями, а также некоторыми правами и вольностями, полученными в период Смутного времени, и объединившись вокруг фигуры Михаила Федоровича Романова, российские бояре и дворяне, духовенство, купцы и посадские люди, крестьяне и казаки смогли спасти свою Родину от распада и гибели. Значение именно такого финала этой исторической драмы сегодня оценивается весьма неоднозначно. Очень соблазнительно было бы представить, что те традиции местного самоуправления, сословного представительства и активного участия различных социальных слоев в решении судеб страны, которые помогли россиянам преодолеть Смуту, сохранились бы и в послесмутное время. Но этого не произошло. Россия вернулась к той системе управления, которая существовала при Иване Грозном, только без опричнины и масштабных политических репрессий. Да и могло ли в тех исторических условиях быть иначе? Историкам, например, хорошо известна судьба соседа и давнего соперника России – Речи Посполитой, которая уже в XVIII веке оказалась в сходной ситуации. Политическая элита этого государства не сумела преодолеть сословных и конфессиональных разногласий, поступиться шляхетскими вольностями ради единства страны. В результате территория Речи Посполитой в конце XVIII столетия стала объектом раздела между соседними более могущественными государствами, в число которых, наряду с Австро-Венгрией и Пруссией, входила и Россия.

Разумеется, преодоление Смуты не было одномоментным актом. Это была длительная борьба, которая сопровождалась как победами, так и поражениями.

Восстания «замосковных» и поволжских городов против грабительских действий польско-литовских отрядов, находившихся на службе самозваного «царя» Лжедмитрия II в 1609 году, в которых активное участие приняли Кострома и Галич 1, героическая оборона Смоленска от войск польского короля Сигизмунда III, неудачная попытка первого народного ополчения во главе с Прокопием Ляпуновым в 1610–1611 годах освободить Москву от иноземного гарнизона 2 и, наконец, организация второго народного ополчения во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, деятельность которого завершилась освобождением российской столицы, созданием своеобразного временного правительства – Совета всея земли и созывом Земского собора 3 – таковы основные вехи этой борьбы. Сегодня мы с полным основанием отмечаем как общегосударственный праздник День народного единства 4 ноября – в память о подвиге участников ополчения Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, которые в ходе тяжелых и кровопролитных боев поздней осенью 1612 года освободили Москву и Московский Кремль от иноземного гарнизона. Но эта победа была неполной. Ведь сразу после нее развернулась ожесточенная борьба между сторонниками различных кандидатов на престол, среди которых были и иностранные претенденты: польский королевич Владислав Ваза, шведский – Карл-Филипп и представители русского родовитого боярства. Несмотря на деятельность Совета всея земли и Земского собора, Россия оказалась в преддверии нового витка междоусобицы 4.


Первый Романов на престоле царь Михаил Федорович

И вот в этот критический для государства момент на первый план вышла фигура Михаила Федоровича Романова. Именно он, будучи потомком древнего боярского рода и близким родичем (внучатым племянником) последнего русского царя из династии Ивана Калиты – Федора Ивановича, сумел объединить вокруг себя все здоровые силы российского общества, представителей разных лагерей, среди которых были и вчерашние сторонники самозванцев, Василия Шуйского, польского и шведского королевичей. Личность М. Ф. Романова стал а для всех россиян символом единения перед лицом национальной катастрофы. Только с воцарением в 1613 году на российском престоле династии Романовых была поставлена финальная точка в событиях Смуты. Данный тезис сегодня также активно подвергается сомнению. Действительно, и после восшествия на престол Михаила Федоровича Романова отдельные политические силы внутри страны, а также иностранные государства, прежде всего Речь Посполитая, стремились вновь ввергнуть страну в пучину Смуты. В 1613–1614 годах казацкий атаман Иван Заруцкий и самозваная «царица» Марина Мнишек попытались организовать сопротивление новому правительству на юге 5, а 1614–1615 годах атаман Баловень (М. И. Баловнев) поднял восстание в центре России 6. В 1615 году кровавый рейд по русской территории совершил знаменитый польский полковник Александр Лисовский 7.

Хотя военные действия, связанные с вышеперечисленными событиями, порой охватывали значительные области государства, они, в отличие от походов Лжедмитрия I, Ивана Болотникова и Лжедмитрия II, не получили широкой общественной поддержки и не угрожали новым структурным кризисом. Напротив, несмотря на слабость армии, связанную с социально-экономическими и демографическими последствиями Смуты, правительству нового государя удалось довольно быстро подавить казацкие восстания, которые закончились печально для их вождей: И. М. Заруцкий был посажен на кол 8, а М. И. Баловнев – повешен 9. Лисовскому также пришлось покинуть пределы страны . Вскоре после этого похода он скончался под Вязьмой, упав с лошади 10. Неудачей закончилась и попытка королевича Владислава «вернуть» себе московский трон в 1616–1618 годах 11. Все эти факты свидетельствуют о том, что именно в 1613 году произошли те ключевые события, которые сделали невозможным возвращение Смуты. С окончанием внутренних неурядиц иностранная интервенция стала бесперспективной, потеряла смысл, и Российская держава сумела вскоре восстановить и мирные отношения с соседями, и свой международный авторитет. Прекращение междоусобицы, восстановление традиционных политических и социальных институтов, возвращение страны к нормальной мирной жизни, возрождение духовных, нравственных устоев общества, принципиальный отказ от мести своим политическим противникам, от репрессий – вот что является заслугой царя Михаила Федоровича Романова, его отца Патриарха Филарета, матери старицы Марфы Ивановны.

Более чем 300-летнее царствование династии Романовых оставило неизгладимый след в российской истории и культуре. Именно правление этой царской, а затем императорской династии ознаменовалось петровскими преобразованиями, победой русского оружия в Отечественной войне 1812 года, реформами Александра II и П. А. Столыпина. Именно в романовскую эпоху жили и творили выдающиеся российские ученые, поэты, писатели, композиторы и художники, чьи имена и сегодня являются визитной карточкой нашей страны: М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев, Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, П. И. Чайковский, К. П. Брюллов, И. Е. Репин и др. С царским домом Романовых неразрывно связана история практически всех городов и регионов России. В их числе Москва – древняя столица страны, в которой венчался на царство М. Ф. Романов и до начала XVIII века правили его потомки; Нижний Новгород, где было сформировано народное ополчение; Ярославль, ставший накануне освобождения Москвы главным политическим центром страны, в котором заседал созданный Д. М. Пожарским и К. Мининым Совет всея земли. Но именно Костромская земля сыграла в судьбе основателя новой династии особую роль.

Именно здесь преданные сторонники помогли будущему государю спастись от врагов, а в Троицком соборе Ипатьевского монастыря состоялся один из важнейших, ключевых актов преодоления Смуты – чин наречения Михаила Федоровича Романова на царство. И здесь же он и его мать, великая государыня инокиня Марфа, получили твердые гарантии покорности со стороны русского народа 12. Именно поэтому Костромская область со второй половины 1990-х годов выступала с инициативой организации на общероссийском уровне празднования 400-летия окончания Смутного времени, возрождения российской государственности и восшествия на русский престол династии Романовых 13. Главной задачей этого празднования является актуализация того огромного опыта, который был накоплен за четыре столетия российской истории, чтобы сделать его фундаментом современного экономического, культурного и духовного возрождения страны. В рамках указанного концептуального подхода в Костромской области был осуществлен ряд организационных мероприятий, в частности, учрежден Романовский фестиваль, проводившийся в регионе с 2009 по 2012 год. В то же время события, которым посвящены грядущие юбилейные торжества, имеют еще одну весьма значимую составляющую. Преодоление Смуты и наступившее вслед за этим возрождение российской государственности – это, прежде всего, подвиг народа, миллионов простых россиян, представителей всех сословий, различных этнических и конфессиональных групп. В данном контексте фигура Михаила Федоровича Романова как исконно российского, православного монарха является важным, но не единственным фактором всенародного единения. На первый план выходит исторически присущий россиянам патриотизм, беззаветная любовь и преданность интересам Отечества, готовность пожертвовать жизнью ради высоких духовных и нравственных идеалов. Эти традиционные для россиян свойства национального менталитета сохраняют свою актуальность при любой политической и экономической модели общества. Они являются залогом стабильного поступательного развития страны и особенно актуальны при демократической модели общественного устройства, которая предполагает гармонизацию отношений между личностью и государством, высокий уровень социальной ответственности всех граждан за будущее России. Именно этот концептуальный подход лег в основу разработки регионального плана мероприятий, посвященных празднованию 400-летия окончания Смутного времени и возрождения российской государственности в 2013 году. При его подготовке учтены предложения исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, учреждений и общественных организаций. Мероприятия, предусмотренные планом, будут проходить с марта по ав густ 2013 года. Предполагается, что в их числе состоятся весьма значимые события в сфере культуры, науки, туризма, спорта, молодежной политики. Начало празднования будет приурочено к традиционным Романовским чтениям, проводимым Костромским государственным университетом имени Н. А. Некрасова в марте 2013 года. Завершение – к 69-й годовщине образования Костромской области и Дню города Костромы в августе 2013 года. Мероприятия в сфере культуры, туризма, спорта и молодежной политики будут проводиться также на территории муниципальных образований Костромской области. В их числе музейные и библиотечные выставки, краеведческие чтения, тематические вечера и др. Они рассчитаны на все возрастные категории жителей и гостей региона – от детской и молодежной аудитории до взрослых граждан и лиц пожилого возраста. Принять участие в праздничных мероприятиях и прикоснуться к славным страницам российской истории сможет каждый желающий житель Костромской области, других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.

Примечания

1 Тюменцев И. О. Смутное время в России в начале XVII столетия. Движение Лжедмитр ия II. М., 2008. Гл. II.

2 Козляков В. Н. Первое ополчение в истории Смутного времени // Смутное время и земские ополчения в начале XVII века. К 400-летию создания Первого ополчения под предводительством П. П. Ляпунова: сб. тр. Всерос. науч. конф. Рязань, 11–12 апр. 2011 г. / отв. ред. В. Н. Козляков. Рязань. 2011. С. 3–10.

3 Козляков В. Н. Герои Смуты. М.: Мол. гвардия, 2012. С. 188–242.

4 Тюменцев И. О. Из истории избирательного Земского собора 1613 г. // Исторический опыт русского народа и современность. Дом Романовых в истории России: материалы к докл. 19–22 июня 1995 г. СПб., 1995. С. 74–82.

5 Козляков В. Н. Герои Смуты. С. 103.

6 Козляков В. Н. Михаил Федорович. М.: Мол. гвардия, 2004. С. 61–65.

7 Станиславский А. Л. Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории. М., 1990. С. 27–28.

8 Козляков В. Н. Герои Смуты. С. 104.

9 Козляков В. Н. Михаил Федорович. С. 66.

10 Станиславский А. Л. Указ. соч. С. 49.

11 Козляков В. Н. Михаил Федорович. С. 90–94.

12 Рогов И. В., Уткин С. А. Ипатьевский монастырь. Исторический очерк. М., 2003. С. 50–54.

13 Чугунов Е. А., Иванцов Д. С. Романовская эпоха в трудах костромских исследователей: по страницам «Вестника КГУ им. Н. А. Некрасова» // Романовские чтения. История Российского государства и династия Романовых: актуальные проблемы изучения. Кострома, 2008. С. 270–281; 400-летие династии Романовых и Костромской край // Романовские чтения. Центр и провинция в системе российской государственности. Кострома, 2009. С. 335–339.

Романовские чтения 2013