Москва
Воцарение Романовых — новая историческая миссия
Воцарение Романовых — новая историческая миссия
Исходя из ценностей сегодняшнего дня мы не можем осмыслить историю, понять, что поколения до 1917 г. – это были другие люди. Они жили в Боге, Русь, Россия жила в Боге. Недаром идеал – Святая Русь.
Когда отступали от этого идеала, наступало Смутное время. Смута наступала в головах и сердцах. Идеал начинал выглядеть смутно.
Русь возникла как христианское государство. Дом Рюриковичей получил историческое задание, историческое предназначение – создать Русское государство. Он с этой задачей справился: преодолел феодальную раздробленность, сформулировал доктрину Москвы как Третьего Рима, основал Самодержавное царство. Это было Божье задание, так его понимали Рюриковичи, и они его выполнили.
Царь Иоанн Васильевич Грозный, эта грандиозная личность, уже предчувствовал, можно сказать, прозревал новое задание, еще полностью не осмысленное, но уже беспокоившее его ум и сердце. В определенном смысле Иоанн Грозный опережал свое время, опережал своих современников, прежде всего элиту Московского царства. Элита, добившись закрепления своего положения, улучшения материальной его стороны, постепенно втянулась в решение задач другого уровня – обеспечение личного благосостояния, личных амбиций. Это плохо сочеталось с идеалами Святой Руси, со служением Богу. Апостасийные тенденции все более охватывали правящий класс, проникая оттуда в народ, соблазняя и развращая его. Маловерие, а иногда отход от Бога привели к потере понимания исторических задач, исторической миссии, Божьей Воли о России. Трагедия Иоанна Грозного заключалась в том, что он видел продолжение развития исторической миссии России, но повести за собой правящий класс не мог, так как тот эту миссию выполнять не хотел, замкнувшись на своих узкоэгоистических интересах.
Русское общество конца XV– начала XVI в. оказалось неспособным осознать вызовы времени, прежде всего по духовно-нравственным причинам. Мы часто говорим, что большую роль в преодолении Смуты и освобождении Москвы от польских интервентов сыграл Святитель Гермоген – этот необыкновенный человек, Святой Патриарх. Но не знаем или не обращаем внимания на то, о чем он писал в своих грамотах к народу из польской темницы. Он не призывал идти освобождать святой Кремль, не призывал народ на борьбу с захватчиками, не требовал мести и праведного гнева. Нет, послания Патриарха полны совсем иных настроений. Вот что говорилось в его «грамотах»: «Вы отпали от Бога, от правды и Апостольской Церкви. Я плачу, помилуйте свои души. Забыли вы обеты Православной веры вашей, в которой родились, крестились, воспитались, возросли. Посмотрите, как Отечество расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается и вопиет к Богу кровь невинных». Вдумаемся в эти слова: в них глубочайший анализ, объяснение главных причин, почему страна и народ оказались в таком ужасном положении.
Патриарху вторил Козьма Минин: «Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде все государство ныне находится и какой страх впредь, что легко можем в вечное рабство поляков, шведов впасть. Паче же ко утеснению и разорению законов Руси и Веры Православной церкви утеснению и разорению предлежат. А причина тому не иная, как от великой зависти и безумия, в начале между главными государственными управителями, произошедшая злоба и ненависть, которые, забыв страх Божий, верность к Отечеству и свою честь и славу предков своих, един другого гоня, неприятелей Отечества в помощь призвали, чужестранных государей. Иные же различных воров, холопей и всяких бездельников, царями и царевичами именовав, яко государям крест целуют».
Именно эти призывы к духовному нравственному возрождению проняли простых людей, а не призывы: «бей, оккупантов!», при которых, как многие считали, можно вполне хорошо устроить свою жизнь.
Духовно-нравственные причины породили клятвопреступление боярства, изменившего присяге царю Феодору Борисовичу Годунову. Эта измена привела к его злодейскому убийству и воцарению Лжедмитрия I, которому боярство вновь присягнуло, совершив по сути святотатство. Нивелирование духовных ценностей, значения царской власти, позволяло правящей элите с легкостью возводить царей на престол и с той же легкостью их свергать. Интересы России при этом совершенно не учитывались. В Москве Семибоярщина присягала польскому королевичу католику Владиславу, в Новгороде бояре присягали шведскому королю. Шло нравственное разложение национальной элиты, а вслед за ней элементы этого же разложения стали проникать и в народ. Надо было пройти до последней черты, за которой уже было исчезновение Русского православного государства, чтобы в этих страданиях народ наконец-то услышал Божий глас через своих верных чад: Святителя Гермогена, архимандрита Авраамия Палицына и монахов Троице-Сергеевой лавры, гражданина Минина, князя Пожарского – и пришел к покаянию, всенародному покаянию. А покаяние – это переосмысление содеянного. Это крайне важно, только это дает силу, новую энергию. Смута преодолевалась в сердцах и умах. И только после этого – изгнание захватчиков и понимание, что нужно делать для устройства государственной жизни: следование не своей воле, не своим амбициям, не своим желаниям, а Воле Божьей, Божьему Промыслу. Эта Воля была услышана в Костроме. Для нашей истории важнейшее, переломное событие – это не просто избрание новой Династии, а согласие народа на несение нового Креста, на выполнение совершенно новой задачи: создание великой православной Империи как цивилизационной альтернативы апостасийной, рационалистической западной гибельной цивилизации.
Господь поставил России новую задачу – нести свет Христов всему миру. Поэтому Царь – отрок, духовно чистый, не запятнавший себя братоубийственной усобицей, борьбой за власть, клятвопреступлениями. В Костроме произошел исторический акт принятия Романовыми и всем русским народом грандиозной исторической задачи. Это Романовы (само имя новой династии несло в себе мистическую смысловую нагрузку, говорившей о ее историческом предназначении: воплощении идеи Третьего Рима в жизнь) хорошо понимали. Посмотрите, с каким религиозным рвением первые государи Михаил Феодорович и Алексей Михайлович выполняли эту задачу. С этим религиозным духовным виденьем творили и другие российские цари и императоры: и увлекавшийся некоторыми идеями протестантизма Петр Великий, и любившая отеческие православные традиции Елизавета Петровна, и все другие. Мы любим порассуждать, какой царь не то или не так сделал или недоделал. Думаю, неважно: все они были люди конкретной исторической обстановки, решали конкретные тяжелые проблемы. Конечно, они ошибались. Но кто мы такие, чтобы ставить себя на один уровень с государями Дома Романовых, перед которыми стояли грандиозные задачи, судьбоносные решения. Не будем уподобляться политическим пигмеям.
В марте 1613 г. в Костроме Дом Романовых получил в наследство небольшое разоренное государство. Вдумайтесь, несколько областей центральной России, фактически лишенных выхода к морям, охваченных уголовным террором и нарождающимся религиозным расколом. А через 300 лет это была величайшая Империя, простиравшаяся от Варшавы до Владивостока, от Земли Императора Николая II до Кушки. И дело не только в границах и территориях. Мы живем в государстве, которое создано под их водительством, мы живем в городах, ими воздвигнутых, мы передвигаемся по дорогам, проложенным и построенным в своем все еще большинстве в их правление. Мы с гордостью называем всемирно известные имена Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Чехова, Толстого, которые смогли стать как явление только в Романовской Империи. Мы с упорством, достойным лучшего применения, последние почти 100 лет пытаемся разрушить великое государство, созданное под водительством Романовых. Разрушили безумными экспериментами силового навязывания красной модели, а затем либеральной и достигли здесь результатов, и сократились чуть ли не вдвое, и народ вымирает разными способами. Но в то же время посмотрите, какая мощная конструкция была создана водительством Дома Романовых. Мы не только еще живы, но рождается новая жизнь, опять жизнь с Богом.
Господь еще поставит перед русским народом новую грандиозную историческую миссию, как он поставил ее 400 лет назад в Костроме: через покаяние, через жизнь во Христе противостоять богоборчеству и неоязычеству и вернуться на великую дорогу наших предков – дорогу Святой Руси.