Губернский дом 1996 год. № 3 (96)
Историко-краеведческий культурно-просветительский научно- популярный журнал № 3. – Кострома: Б/и, - 1996.
Содержание
Время. Общество. ЗнаниеДва монолога о Буйском музее 3
Семейный альбом. Трудились для Отечества 6
Подвижники нашего времени 8
Моя родословная. Паровозы, паровозы… 14
В гостях у Флерова 15
Имя в русской истории 21, 33, 44
Василий Смирнов. От Молвитина до Буя 24
Павел Друлис. Как железную дорогу строили 37
«Мною усмотрено…» Из эпистолярного наследия Буйского уездного исправника 50
Обычаи и обряды. Красна изба пирогами 52
Мария Готовцева. Житье-бытье на Кореге 53
Литературное семейство Жадовских 61
«Родные дебри тянули к себе». О художнике Алексее Писемском 69
Виктор Куликов. «Мне стихов выдумывать не надо» 72
Константин Абатуров. Глава из повести «Моя Шача» 75
Собиратели и хранители. В наследство – песни 78
Учредитель – администрация Костромской области. Попечители: областной государственный архив, Костромское епархиальное управление, объединение «Костромакурорт», областная научная библиотека, историко-архитектурный музей-заповедник. Журнал зарегистрирован региональной инспекцией (г. Тверь).
Регистрационный номер Т-0162.
Как железную дорогу строили
Рукопись П.М.Друлиса "История г. Буя и Буйского уезда" хранится в Костромском историко-архитектурном музее-заповеднике (КОК № 24950). С некоторыми страницами ее мы знакомим читателей. Для публикации сделаны сокращения и минимальная стилистическая правка.
Наша местность всколыхнулась только после постройки Северной железной дороги Вологда-Вятка. Первоначальное на правление было запроектировано через Вологду, Солигалич, Чухлому, Кологрив. В Кологриве купец Макаров уже выстроил на окраине города, на улице "Верхний проспект", обширное каменное вокзальное здание, но... около Буя жил В.В.Сипягин.
Интересную и большую величину представлял из себя Владимир Всеволодович Сипягин, шталмейстер двора его величества. Кроме переплетенной в воловью кожу родословной Сипягиных, он имел еще 22 тысячи десятин хорошего строевого леса при усадьбе Романцево по обе стороны реки Костромы, верст на 25 выше Буя.
Имея большую дачу и большие связи при царском дворе, он провел вопрос о прокладке магистра ли Северной дороги через Буй.
Именитое купечество, имея тяготение ко всему, что плохо лежит, и зная податливость тогдашних инженеров на взятку, уплатило им: буйские купцы 2000 рублей, а галичские 5000 рублей. Дорогу провели через Буй и Галич. В Галиче приткнули ее, несмотря на горы и овраги, около 43-го разъезда, к городу; иначе же она должна была пройти по ту сторону Галичского озера, по более удобным местам.
Во время постройки линии железной дороги Сипягин в спешном порядке выстроил здание для лесопилки около Буя, на берегу реки Костромы, в местности Голодник, а машины привез еще в 1902 году, когда рассматривались первые проекты.
В то же время производились изыскания линии Буй-Данилов. Лесопилка должна была стоять на разветвлении дорог. Начавшаяся война с Японией разрушила сипягинские планы. Впоследствии здание лесопилки отошло под комби нат "Салама", "Возрождение" тоже.
Сипягин был крепкий, упрямый и гордый старик. В фуражке с красным околышем на седой голове, в изящной дворянской поддевке, иногда сам руководил сплавом леса из своей дачи, хотя для этого у него были помощник Василий Иванович Голубев и управляющий Андрей Яковлевич Кутузов.
На берегу реки Костромы в Буе можно было видеть его высокую фигуру, а внизу, у воды, заречных мужиков с вагами в руках, "освежающих" на воде полуобсохшие плоты с пением разухабистой "Дубинушки" с припевом: "Мы Сипягина уважим... Через.........покажем. Ой, дубинушка, ухнем..." На всем протяжении реки Костромы, протекавшей через его дачу, он никому не разрешал строиться. На 15 километров стояли кордоны лесников: Андрияна в Исадах и Кошмина на Колонте.
И так-то сторона наша была лесная, а тут была глушь. Едешь, бывало, на лодке по реке Костроме в сипягинской даче, точно в трубе: по обе стороны дремучий лес из елей, сосен, берез и осин, разве только кое-где краснеет рябина. Только ширина реки не давала сомкнуться кронам деревьев.
Много было рыбы в реке: пудовые щуки и огромные судаки с зелеными глазами, конь-рыба высоко била вверх. Стада лосей броди ли по осинникам, медведи и рыси ютились в глухомани. Иногда забегали олени и песцы.
В темные долгие зимние ночи около города завывали волки и осмеливались бродить по городу, на водя панику на жителей и собак. А что это были за леса... Лесной старожил Шестаков Федор Павлович целые бочки засаливал лосиной и тетеревятиной, а зайцам и рябчикам счета не имел.
Там, где стоит вокзальное здание, было болото под лесом ели, сосны и черной ольхи. Только в одном месте был бугорок с корявыми соснами, тут бродячие цыгане раскидывали свои шатры. Дальше во все стороны лес, лес и лес. Местность, где стоит железнодорожный клуб, представляла из себя торфяное болото, покрытое низким корявым лесом. Горожане боялись туда выгонять скот тут в изобилии водились змеи. Здесь же иногда открывались тетеревиные тока. Можно сказать, что от последнего по улице Октябрьской революции дома Панкратова была возможность стрелять глухарей с крыльца.
Вдоль улицы до самого болота по Костромскому тракту тянулись грязные канавы, обсаженные уродливыми березками. Далее шла грязь непролазная до самой "Пьяной лужи" или "Извала". Это место — поселок им.Свистулева — ранее называлось "Извалом", а после того, как там разбили бочку с вином с завода городского головы Кудрявцева (химзавод) и несколько человек опились до смерти, стали звать "Пьяной лужей".
Жителей в городе в 1888 году считалось 2240 человек. Были 3 церкви, 1 городское училище, 1 приходское, 1 начальное. Был винный завод, свечной и салотопенный завод в старой бане, спичечная фабрика фосфорных спичек ("Сперва вонь — потом огонь").
Большая часть населения города и уезда уходила на отхожие промыслы. Например, в 1887 году отходников было 12000 человек, и позднее тяга к отходу увеличивалась. Городское население частью только уходило, а остальные оставались дома — сапожничали, портняжили, ходили на сплав леса.
Как городское, так и сельское население ходили "за Любим", как выражались тогда, до станции Пречистое, а оттуда в Москву и в Питер. Этих отходников называли "питерщиками".
Иногда весной приходили из Костромы пароходы за пассажирами, и тогда между капитанами происходил бой из-за пассажиров. Пассажиров из Буйского и Солигаличского уездов соберется не одна сотня. Сипягинский "Золотой якорь" гудит от народа, воздух в нем зеленый от махорочного дыма и водочных испарений. Тогда пароходы погружались полностью.
А вот когда народу мало, а пароходов два-три, тогда какой-нибудь капитан выходит на палубу и кричит:
— Эй, вы! Садитесь, до Костромы. 25 копеек...
— 25? А у нас двадцать!
— Пятнадцать!
— Десять!
Доведут торг до того, что посадят за пятачок. Посмотрит противник да гаркнет во все горло.
— Садись, даром везу!
Пассажиры сыплются с парохода горошком и лезут на бесплатный...
— Даром? Оставайтесь, стаканчик поднесу!
— Стаканчик? Булку добавлю!
Но когда не было конкурентов, пароходчики брали далеко не безобидную цену.
На берегу шум, гам, смех, слезы.
— Прасти, кармилиц, кабылу-то не забудь.
— Тетя Авдотья, подержи кабылу-то, я пацалую...
Это акает Ликурга, Романцево, Солигалич.
— Прощевай, прости, Олена...
— В Кострому поехали, про сти...
Это окает Борок и Буй. Буй говорит на "о".
Около Буя сходятся две цивили зации — Московская, акающая, и Новгородская, окающая. Жители слободы за рекой Костромой уходили на "тихвинках" или служили "шестерками" — половыми в трактирах и пивных, или же занимались хлебопашеством.
Так вот и жили: плодились, росли, питались, работали и умирали. Иногда развлекались: ме щанская молодежь в беседках, интеллигенция и именитое купечество в общественном собрании, клубе, куда простой народ не допускался.
Беседок было три: "дворянская", где проводили досуг мелкие чиновники и богатые мещане; "мещан ская" — для среднего достатка мещанской молодежи; "тошниловка", где веселилась беднота, которую не принимали в первые две беседки. Веселились от души, разыгрывали "Стеньку Разина", "Царя Ирода", "Царя Максимилиана", дурачились с неумной Анной Бурениной, выдавая ее замуж, причем, разыгрывали весь полный свадебный обряд с песнями, завоями и причитаниями.
Сипягин развлекался по-своему. Иногда он разрешал себе такое удовольствие: ловить лесным неводом рыбу. Лошадей по двадцать по каждому берегу реки Костромы в его даче да по сотне людей волокли сверху, за 5-10 верст, толстую пеньковую снасть, перекинутую через реку, а на снасти привязаны за комли наглухо толстые, вершка 4-5 толщиной, ели, вершины которых волочились по дну реки, загоняя рыбу к одному месту, перегороженному по перек реки неводами.
Река кипела от рыбы. Ее черпали и саками, и пометами, и бредня ми. Потом — пир горой: в усадьбе у барина пируют баре с гостями, на берегу варят уху в котлах и пьют водку крестьяне.
В 1888 году, после взрыва цар ского поезда, когда погибло 120 человек солдат из охраны и царская семья спаслась, благодаря особому устройству вагона, царю в ознаменование "чуда" верноподанные подносили дары. Сипягин при вез в свою родовую церковь в селе Романцеве два дара: икону художественной мозаичной работы и златокованные священнические ризы, весом более пуда каждая. Толстые, негнущиеся. Поставят их на пол, они и стоят дыбом, не падая.
Усадьба Романцево была типичной барской усадьбой: красный двор, обнесенный живой изгородью из боярышника, церковь с усыпальницей под ней, вокруг церкви подземный ход под сводами, сохранившийся до сих пор. Липовые аллеи вокруг благоустроенной площадки, на которой стоял памятник любимой собаке, березо вые аллеи по краям проселочных дорог в соседние деревни. Когда-то был винный завод, пробовали варить стекло и делать фарфоровую посуду.
Вот этот Сипягин и повернул весь проект линии Вологда-Вятка. Постройка ее началась в 1903 году и продолжалась 1904-й, 1905-й, и ее открытие совпало с возвращением из Манчжурии разбитой царской армии в 1905 году.
Видны были разбитые и простреленные вагоны, забинтованные головы раненых, а частенько и разбитые физиономии пьяненьких солдат, в свою очередь разбивавших буфеты на станциях железной дороги.
Строили железную дорогу подрядным способом крупные подрядчики Чернов, Завиш, Сухоржевский, братья Машины, Волчевский. Брали подряды, благодаря связям, по завышенным ценам в Министерстве путей сообщения, передавали подрядчикам второго ранга, те — подрядчикам третьего и т.д. до тех пор, что работу проводили мелкие подрядчики путем найма рабочих сдельно.
Такой порядок сдачи работ доводил сдельную плату от 7-8 рублей за кубическую сажень (10 кубометров) до 1 рубля 25 копеек.
Среди главных предпринимателей были, например, братья Машины, родные братья сербской королевы Драги, жены короля Алек сандра, убитой в скупщине.
На земляных работах местное население работало мало: оно paботало в лесу, на сплаве, на перевозках своими лошадями. Землекопы были привозные: казанские татары, ачинские ссыльнопоселенцы, тамбовские и даже китай цы. Вместе с ними у нас появились новые землекопные лопаты — местное население пользовалось лопатами обыкновенными, часто полужелезным заступом.
Эксплуатация рабочих была беззастенчивая. Например, привезенные из далекой Сибири, за тысячи верст, ачинские ссыльнопоселенцы были доведены до того, что умирали с голоду. Только благодаря помощи учительской интеллигенции, их отправили обратно к месту поселения.
В Буе в строительный сезон скоплялось более 1500 землекопов, печников, плотников. Их обслуживала земская больница на 45 коек да собственная больница на 5 коек. Она находилась в доме Гуляева по улице Социализма.
Жили рабочие по деревням, и в земляных бараках, и по квартирам в городах. За квартиры платили сами. Питались в многочисленных "чайнухах" с дешевыми обедами. Обед и ужин из мясных щей, гороха, каши пшенной, картофеля и хлеба стоил недорого. Кашу гречневую не ели, ибо ее считали сла бой для желудка, предпочитали кашу пшенную, которая на желудке держится крепче.
Некоторое видоизменение в меню ввели тамбовские землекопы, которые стали платить дороже и потребовали белого хлеба и гречневой каши с маслом или молоком. Они получали большую калорийность, но и заработок их оказывал ся больше на несколько рублей. Некоторые жили артелями и держали своих кухарок, которые их и обстирывали.
Иногда неорганизованные рабочие принуждены были питаться и "купоросными" щами из капусты, воды, соли, перца. Иногда в котел опускались одна или две рыбины воблы на весь котел "для запаха и вкуса". Эти рабочие уже совсем отощали. Обед из купоросных щей и хлеба стоил немного, но если потребитель съедал хлеба более, чем следовало, с то точки зрения предпринимателя, то последний выгонял потребителя из-за стола.
Среди пришлых рабочих славился великан монгол Осмаля, на целую голову выше всех. Около него организовалась китайская артель. Силы он был огромной: один поднимал и переносил рельсу в 22 пуда весом.
Жили китайцы в бараках, в землянках против вокзала. Бараки эти носили свои клички — Шайхай, Пекин, Кантон. Во время революции эти бараки служили местом за ключения.
Китайцы, выросшие в других условиях жизни, против русских употребляли пищи меньше, но менее были выносливы на работе. Готовили пищу они сами.
Кроме столовых и чайных, в городе было штук пять пивных: Калинкина, Трегорного, Куни, "Северная Бавария", Заводова. Все эти пивные и торговцы на живались около рабочих. Пива делали большие запасы. Там же кутили мелкие подрядчики.
Например, Кубышкин Ардальон Васильевич, схватив изрядный куш, загулял и задумал народ удивить. Подобрал себе компанию из таких же молодчиков и решил скупить у Долинина все пиво и выпить его. Пили сами до изнеможения, зазывали работах, знакомых и незнакомых, зазывали каждого проходящего... и пили... Но достигнуть своей цели не могли. Долинин был запасливый человек.
В Буе десятниками служили отец и сын Малецкие. Сын, Осип Осипович, имел весу 8 пудов, а выпивал ежедневно не менее ведра пива, отец его весил 7 пудов. Оба служили техниками. Ездили в рессорном экипаже, при чем, рессоры были изготовлены по специальному заказу, простые не выдерживали — сдавали. Осип Осипович в трескучий мороз часто ездил в одной рубашке.
Почти каждая проделанная работа ознаменовывалась попойкой, пикником. Когда прорубили трассу за Черную речку, то был устроен грандиозный пикник: паровоз и дра вагона, полные пива, вина, закусок и молодежи, отправились на Черную речку к разъезду Махрово, к этому времени еще не существовавшему. Именно тогда я отвел в рубку первые восемь десятин леса около этого разъезда, а потом, с моей легкой руки, и пошли рубки леса.
Полотно железной зимой дороги начали строить зимой. Замерзшую почву рвали динамитом, да иначе и нельзя было. Около станции Паприха было болото не проходимое, и летом там работы производить было нельзя.
Все работы производились вручную. Машин не было. Встретив шееся болото засыпали землей из карьеров. При прокладке пути подбойку делали снегом, потом засыпали землей, потом шел поезд балластный хвостом вперед. Насыпь прогибалась, разлезалась в стороны. Разгруженный поезд выползал из образовавшегося ухаба, и вновь начиналась подбойка и подсыпка. Делались кюветы, и после упорной тяжелой работы полотно принимало надлежащий вид.
Мороженую землю комьями брали в карьере, вывозили поездом и разбрасывали по обе стороны полотна. Там, где останавливался паровоз, укладьгоали шпалы и рельсы, а под них, руками, мороженые глыбы. Когда стало теплее, то вспухнувший путь под тяжестью поезда оседал, и состав оказывался как бы в корыте.
Мост через реку Кострому в Буе строили сормовские рабочие более года ручным способом. Клепальщики работали тоже вручную. При постановке левого устоя на нем сделалась трещина. При вмешательстве сторонних лиц (М.А.Друлис) сделана была перекладка устоя. При копке котлована под этот устой найден бивень мамонта.
Мало-помалу строительство принимало определенную форму и получало дрижение.
Павел Друлис.