Крестьянская изба и ее резные украшения
В.И. Смирнов, председатель Костромского научного общества по изучению местного края в 1920-е годы.
...В глухом лесном Макарьевском уезде Костромской губернии еще очень обычны стройки, не видоизмененные под влиянием чужих, из города занесенных мотивов. Но и здесь, особенно в крупных, торговых селах, как, напр., Ковернино, местные особенности и своеобразность форм деревянного народного искусства в области наружного и внутреннего устройства и убранства избы все быстрее и быстрее начинают вытесняться новыми городскими образцами.
Стройка, вообще, здесь хорошая ввиду обилия лесного материала. Дома обыкновенно одноэтажные, рубленные в угол, редко в лапу (т.е. без наружных углов), в три-четыре небольших окна по лицу. Старые дома отличаются от позднейших построек прекрасным качеством материала и отчасти устройством. Размер их больше нынешних домов, они иногда имеют одно или два волоковых или, как здесь еще называют, “слуховых” маленьких оконца, рамы не двухстворчатые, а задвижные. Часто стречаются так называемые “пятистенные избы”, т.е. избы, разделенные капитальной стеной. Обычно у крестьянина две избы: летняя и зимняя — которые по устройству ничем не отличаются одна от другой, разве в том, что зимняя часто размерами меньше, чем летняя. Зимняя ставится окнами на улицу, летняя — на зады, или же обе рядом, в одну линию. Избы крыты большею частью тесом “по скале” (т.е. по бересту) или по лубу, реже — дранкой или соломой и очень редко — железом. В дом ведет крыльцо, крытое навесом, рядом — ворота во двор, а еще далее в некоторых местах (напр., в Пограничной, в Кусской и друг. волостях) въезд на “середник”, т.е. верхнюю часть двора, где находится корм для скота. Перед домом почти всегда завалинка, на которой крестьяне любят присесть и потолковать в праздники.
Внутри изба делится неглухой перегородкой или переборкой на две неравные части, меньшая из которых, где стряпают, называется “упечи” (с. Ильинское-Заборское) или “середа” (с. Тимошино). У крестьян более или менее зажиточных обширные избы разгораживаются переборками на три комнаты, соответствующие прихожей, залу или столовой и кухне. В переднем углу избы — “божница” в виде шкафа, называющаяся здесь еще “часовней” (с. Валы) или “тябло” (с. Лежнево, Кусской вол.). В заднем углу, направо или налево от входа, — большая русская печь с “приступами”, с лесенкой. Встречаются еще в старинных домах топки “по-черному”, т.е. без труб. Каждый раз, когда топят такие печи, отворяют двери настежь, хотя бы на дворе было 30 градусов мороза. Зимой ставят обычно на лавке для тепла еще маленькую кирпичную или железную печь — “притопок” с железными рукавами. Эти печки при топке накаливаются докрасна и нередко причиняют ожоги маленьким детям. С боку русской печи — “голобец”, невысокая в длину печи деревянная пристройка, на которой спят и в которую ставят молоко и другие домашние припасы. Небольшая дверка в голобце ведет в подполье, иначе “под” (с. Лежнево), где зимой хранятся картофель и прочие овощи. В избе над входом наравне с печью устраиваются полати, занимающие половину избы. На них спят зимою, летом лежит лишняя одежа. От полатей вдоль избы до противоположной стены лежит обтесанное бревно, “брус”. Сюда ставятся плошки, горшки, вешается одежа, привешивается детская люлька-зыбка на длинном шесте, “очеп” и т.д. Иногда последняя привешивается на пружине к “матице” — балке, на которой лежат концы досок потолка (другие концы кладутся в пазы бревен верхнего венца стены, называемых “череповыми деревьями”).
Вдоль стен в избе — лавки или скамьи, плотно приделанные к стенам и полу; вверху параллельно им — полки, называемые “полавошниками”. Сюда кладут шапки, кушаки и проч. мелочь.
Близ печи, где стряпают, — “залавок”, узкий длинный шкафчик, называющийся еще “посудником” (Дорофеевская вол.) Внутреннее убранство избы, вообще, просто и незатейливо: под божницей с лампадой — стол, над ним — висячая лампа, шкаф, лавки и скамьи, редко табуретки, и только в летней избе — стулья и диван, зеркальце — вот и вся обстановка. По стенам, неокрашенным и неоклеенным, — лубочные картинки, бумажки от конфет, обертки от чая и табаку, этикетки с коробочек и т.д. — составляют роскошь украшения деревенской избы. В праздники местами украшением избы служат “ручники” (полотенца); в таких случаях вывешивают все, какие найдутся, — получше и похуже: вешают их по стенам и на перегородке.
За избой — сени, иначе “мост” или “помост” (коридор). Здесь лежит и висит сбруя, стоят кадки с водой и проч. К сеням прирубают так называемый “сенник” (с. Скоробогатово), имеющий еще несколько названий: “сельник” (село Ильинско-Заборское), “причинье” (с. Тимошино), “прируб”, “светелка”, “горенка” (с. Лежнево, Кусской вол.), “горница”, “крылец” (с. Семеновское, Сем. вол.), “клет” (Ловыгинская вол.). Это холодная комната с одним окном, изображающая из себя чулан, в котором спят летом, в то же время это кладовая для провизии, лишней посуды и одежи. В зимнее время иногда сюда ставят скотину.
Чердак называется “потолоком”; “на потолоке” — значит, на чердаке (с. Ил.-Заборское). В других местах он называется “сушила”, “подволока” (Ловыгинская вол.). Здесь иногда устраивается светелка в одно или два окна.
Под одной крышей с домом, рядом или сзади избы, — двор, чаще крытый соломой, чем тесом. Над двором под крышей — сенница” (сеновал) или “середник”. К двору пристраивается “зимница” — это небольшая изба с печью, иначе “омшанник” (с. Семеновское, Ловыгинской вол.), в котором по зимам кормят скотину. Во дворе бывает также и зимняя баня (другая — летняя на берегу реки).
Такова деревенская изба в Макарьевском уезде, простое и неприхотливое жилье крестьянина, вероятно, мало чем изменившееся в течение столетий. Даже названия различных частей носят печать глубокой старины...
В Макарьевском уезде изредка еще можно встретить украшенный резными изображениями лицевой конец в виде конских и львиных голов (напр., в Ил.-Заборской, Тимошинской, Семеновской, Ловыгинской вол.). В некоторых старых стройках на лицевом коньке уцелели приделанные кривулины в виде неоконченной буквы С из криво растущего дерева (с. Лежнево, Кусской вол.). Но гораздо чаще художник применяет свое искусство на резьбе “косиц” или “полотен”, как называются доски, прибитые с лица под навесы крыши, украшает резьбой карниз или красную доску, “лигерь” (правильно “регель”), — доска, параллельная красной под коньком...
Изображают, напр., на карнизе якорь, пишут имя и фамилию владельца, год окраски и т.д. Сохранился обычай, как след былой резьбы, рисовать льва с раскрытой пастью или же танцующие человеческие фигуры. Но прежняя прекрасная резьба быстро исчезает.
Смирнов В.И. Костромская изба и ее резные украшения в Макарьевском уезде Костромской губернии. //Труды Костромского научного общества по изучению местного края. Вып. III. - Кострома, 1915 г.
Смирнов В. И. Отдельный оттиск из трудов КНО, вып. III-й. – Кострома, 1915 г.
Художественно-этнографический альманах «Костромская слобода»