2012 год. Построение первых восьми поколений Родословного Древа.
Проштудировали тщательно книгу Н.А.Зонтикова «Иван Сусанин: легенды и действительность». Вчитывались еще во множество различных публикаций и документов, хоть как-то освещавших такие давние страницы истории, и вырастили Древо из восьми самых глубинных из доступных слоев священнического рода, представители которого от отца к сыну, из поколения в поколение, непрерывно служили в церкви села Домнино – от Алексея Данииловича Домнинского (1794-1870) вглубь до отца Евсевия, служившего в Воскресенской церкви села Домнина еще в конце 16 – начале 17 веков. В то давнее время Домнино было вотчиной господ Шестовых, деда и матери Михаила Федоровича (1596-1645), в скором будущем времени – первого царя Дома Романовых. Отец Евсевий был духовником и Шестовых, и крестьянина Ивана Сусанина, управляющего господским имением в Домнине, спасшим отрока-царя от неминуемой гибели от рук польских интервентов.
В истории России на протяжении столетий православная церковь играла огромную роль. Вся жизнь человека была тесно связана с храмом. Рождение ребенка, заключение брака, смерть, раскаяние в совершенных грехах или просто желание уйти от серых будней, наполненных тяжелым трудом, приводили человека под своды церкви, где он искал умиротворение и душевный покой. Долгое служение одного иерея, а подчас и нескольких поколений, в одном приходе создавало особо доверительные отношения между настоятелем храма и его паствой. Иван Сусанин много лет был прихожанином Воскресенской церкви села Домнина, и то, как распорядился он своей жизнью, указывает на его высокий моральный облик и силу духа, в чем немалая заслуга и его духовных пастырей, в частности, отца Евсевия. Недаром в Дарственной грамоте 1631 года об отце Евсевие записано так: «…если в пастве его нашелся такой, который за Веру Царя и Отечество не усумнился вытерпеть от Литовских людей не мерныя пытки, и затем принять от рук их мучительную смерть, почему же не приписать чести такому Пастырю, под руководством коего образовался муж достойный Всероссийского движения».
От отца Евсевия удалось воссоздать священнический Род, представители которого по велению сердца сохраняли память о подвиге Ивана Сусанина. Простые сельские священно-церковнослужители этого Рода на протяжении 300 лет из поколения в поколение передавали устные рассказы о его гибели, проповедуя любовь к Отечеству. Именно они, его земляки, в конце XIX века своими уже печатными публикациями отстаивали честное имя Ивана Сусанина от нападок псевдоисториков, и тем не предали его имя забвению.
Летом 2011 я ездила в Москву, и в РГБ, бывшей библиотеке имени Ленина, нашла-таки и отксерокопировала давно безуспешно искомый труд священника Успенской церкви села Домнина Алексея Даниловича Домнинского, родного брата Иванов Иорданских. Труд этот, «Правда о Сусанине», напечатан в журнале «Русский архив» за 1871 год. Из этой публикации стали известны и многие новые факты истории этого священнического Рода, и подтвердилась истинность прежних находок.
Вот это Древо священнического Рода из Домнина, составленное нами с Галиной Вольдемаровной:
Восемь колен Родословия священников села Домнина
Как итог наших долгих кропотливых поисковых работ мы с Галиной Вольдемаровной в 2012 году написали статью «Из истории священнического рода села Домнино» и выложили ее в интернете все по тому же адресу /site/live/kostroma/person/iordanskiy на сайте Костромки. В статье этой мы привели подробное доказательное изложение истории восьми глубинных поколений изучаемого нами священнического рода. Позднее, в октябре 2014 года, я даже специально ездила в Кострому для выступления с нашим совместным с Галиной Вольдемаровной докладом на XIX Григоровских чтениях, на эту же тему, но уже на более богатом материале дальнейших находок.
Почему именно фамилия Иорданский (Iорданский писали до революции 1917 года) стала родовой и впоследствии передавалась сыновьям от поколения к поколению?
Ответа на этот вопрос, наверное, найти не удастся, можно строить только предположения, версии. Видимо, сам отец, священник еще Успенской церкви села Домнина Даниил Иоаннов дал эту фамилию старшему сыну Ивану и всем остальным сыновьям, кроме Алексея. Почему-то он хотел, чтобы именно эта фамилия освящала его Род. Видимо, поэтому, его сын Алексей, хотя и принял фамилию Домнинский по названию родного села, ибо пока он учился в Костромской Духовной семинарии, за ним сохранялось священническое место в родительском храме, по семейной традиции уже после смерти отца своим сыновьям Ивану и Георгию дал фамилию Иорданский. Более того, наверное, в силу каких-то семейных причин, двоюродный брат Даниила Иванова, двоюродный дядя Алексея Домнинского, престарелый священник села Станки Михаил Михайлов своему сыну Павлу тоже дал фамилию Иорданский, а тот, в свою очередь, передал ее сыну Ивану. К сожалению, на Иване Павловиче Иорданском 1850 г.р. наши сведения об этой ветви Древа Иорданских обрываются.
И удивительно, что эта верность однажды полученной фамилии в Роду Иорданских происходила на фоне того, что когда в начале XIX века наступило время массового обретения фамилий сельским духовенством, даже родные братья в духовных учебных заведениях зачастую получали разные фамилии, а потом еще и меняли ее по разным причинам! Видимо, в Роду Даниилы Иванова фамилия Iорданский была чем-то предопределена. Чем?
Возможно, дело в том, что старая шатровая Воскресенская церковь села Домнино принадлежала, как и само село Домнино, царской семье, и лишь в последние годы жизни о. Даниила в Домнине началось строительство новой, каменной Успенской церкви. Видимо, священник Даниил Иванов хотел сохранить память о старинной Воскресенской церкви родного села, а с ней – и память Рода. На восточной стене Успенской церкви села Домнино сохранилась памятная доска первой половины XIX века с надписью: «Во славу Бога храм сей благословил построить Епископ Евгений 1809 года января 16 при иерее Данииле Иванове. Освящен при сыне его протоиерее Алексее 1818 мая 9 и 1827 ноября 30. Сооружен прихожанами на месте дома Ксении Ивановны Шестовой, матери царя Михаила Феодоровича».
Возможно, и внешние события духовной жизни страны оказали свое влияние. В 1656 году патриарх Никон под Москвой основал Новоиерусалимский мужской монастырь, и по замыслу его здесь должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины, Новый Иерусалим. Это была попытка перенести образ Храма Гроба Господня, связанного со святынями, дорогими каждому христианину, на русскую землю. В 1685 в монастыре был построен Воскресенский шатровый собор на реке Истре, и реку Истру у Нового Иерусалима назвали Новым Иорданом. К концу XVIII века закончились реставрационные работы в Воскресенском храме, вызванные пожарами и обрушением купола старого Собора, и Новый Иерусалим стал местом богомолья царской семьи. Возможно, и сам Даниил или кто-то из членов его семьи, небезосновательно считавшие свой священнический Род близким Роду Шестовых, предков Михаила Федоровича Романова, посетили Новый Иерусалим и Новый Иордан с его купелью. Именно в это время, видимо, в честь этого священного для православных людей места, в духовных семинариях в России в начале XIX века и появились многочисленные Иорданские и Иерусалимские.
Такое предположение о том, почему представители этого древнего священнического рода в самом начале XIX века избрали себе фамилию Иорданские и бережно передавали ее из поколения в поколение, высказала Галина Вольдемаровна Брезгина, авторитетная исследовательница Костромского духовенства.
И еще Галина Вольдемаровна на этот счет добавляет: «Представители Рода служили не только Церкви Божией, но и памяти своего земляка Ивана Сусанина. Иван Сусанин был крещен с именем Иоанн, во имя святителя Иоанна Предтечи. Иоанн Предтеча, он же Иоанн Креститель – крестил Иисуса Христоса в реке Иордан. Его имя тесно связано с названием Иордан. Во имя Иоанна Предтечи был построен в 1855 г. храм в селе Коробове, где жили потомки Ивана Сусанина, а в память усекновения главы Иоанна Предтечи в 1913 г. была построена часовня в деревне Деревеньки, родине Ивана Сусанина. Поэтому потомки священника Евсевия, очевидца событий, связанных с героической гибелью Ивана Сусанина, стали записывать своих сыновей Иорданскими».
Впрочем, это только предположения и суждения, но есть здесь какая-то тайна, которую мы уже никогда, к сожалению, не узнаем…
Летом 2014 года мы с братом Михаилом посетили село Судай Чухломского района Костромской области, родину нашей мамы Крыловой (Иорданской) Людмилы Николаевны (1907-1989).
Наша мамочка в возрасте 70 лет.
В Судае мы разговаривали со священником местного Воскресенского храма, разрушенного в 30-ых годах XX столетия, а ныне восстановленного из руин и вновь действующего. Отец Максим, молодой человек, недавний выпускник Костромской Духовной Семинарии, на наши вопросы о возможных причинах приверженности Рода именно этой фамилии высказал предположение, что, возможно, отец Даниил или кто-то из родственников в те давние времена совершил паломническую поездку на Святую Землю, в Иерусалим с его Иорданской купелью, где крестился Иисус Христос. Поскольку посещение таких далеких святых мест это довольно редкое явление, особенно в среде сельского духовенства того времени, целое событие в жизни паломника, оно и стало неизгладимым семейным преданием.
Кстати, за 100 последних лет, как заявили уже в XXI веке экологи, из полноводной реки шириной до 65м Иордан превратился в грязный ручеек. Из годового стока реки в 1,3 млрд. куб. м 98% забирают Израиль, Сирия и Иордания. Большую часть возвращают обратно, но только треть ее очищают. Воду из неочищенного Иордана потребляет до 350 тыс. палестинцев, иорданцев и израильтян. Если не наладить очистку сточных вод, легендарная река может исчезнуть уже в ближайшие пару лет.
В 2008 году сестра моя Ольга Анатольевна Иорданская по туристической путевке ездила в Израиль, посетила исторические места, связанные с событиями двухтысячелетней давности, и конечно совершила омовение в реке Иордан.
Ольга Анатольевна Иорданская. Израиль. 2008 год.
Далее я хочу рассказать то, что мне стало известно о жизни представителей Родословного Древа Иорданских, начиная с моего Пра-пра-прадеда. На сегодня Наше Родословное Древо состоит из 14 поколений, содержит 228 персон, 132 мужчины и 96 женщин. Само Древо и сопровождающая его Поколенная Роспись Рода размещены в конце этого моего повествования.
Для удобства читателя в приводимых ниже фрагментах Родословного Древа и в тексте цифры перед ФИО указывают местоположение персоны на полном Родословном Древе и в Поколенной Росписи: первое число – порядковый номер персоны на Древе и в Росписи; второе число – порядковый номер его родителя.