Матвеевский сельский совет
Территория бывшего Воздвиженского стана, центром которого был погост Воздвиженский на Ветлуге.
В 1805 г. на месте деревянной Воздвиженской церкви была построена одноименная каменная церковь.
Воздвиженский стан был в вотчине кн. Ф.И.Мстиславского. Перед смертью он часть вотчины отдал Кажирову монастырю.
Сейчас от монастыря, стоявшего южнее Заветлужъя, ничего не осталось - лишь на страницах истории остались его следы.
Монастырь играл значительную роль в заселении и в освоении необжитых мест.
Основан он был в XVII веке на земле, которую подарил ему князь Ф.И.Мстиславский.
Монахини монастыря расчищали от леса новые участки и осваивали их. Они расчистили лес на Быстровской горе для пашни и построили здесь Спасскую деревянную церковь «ради богомолия работных людей поселенных тут».
Они же основали Подмонастырскую слободу, теперешнее село Кажирово, где стояли скотные дворы, сараи для сена, хлевы для скота — это было подсобное хозяйство и молочная ферма монастыря.
За многолетнюю историю монастырь неоднократно сгорал, на него нападали разбойники и разоряли его, но он по-прежнему восстанавливался, привлекал к себе беглых крепостных и давал им приют.
Из Галича, в подчинении которого был монастырь, неоднократно посылались военные команды ловить беглых и возвращать их помещикам.
Предание утверждает, что монастырь существовал якобы еще в XV веке и назывался Корельским Николаевским монастырем, что подтверждается и документально.
Когда в XIV-XV вв. север России был в составе Новгородской республики, Корельский монастырь, что под Архангельском, был разорен шведами, часть монахов тогда ушла на Ветлугу и возле устья реки Якшанги возник новый Корельский монастырь. Правившая Новгородом Марфа Посадница дала в 1470 г. дарственную грамоту этому монастырю: «Се, аз Марфа, вдова Исака Андреевича, жена Великого Новгорода посадница дала в дом Николы чудотворца и святому Спасу в монастырь Карелский на Якшанге, что у реки Ветлуги игумену Макарию и старцам вотчину свою на Ветлуге ловища рыбы и землю и воды и пожни и лес Черный Дикий от устья Якшанги до Чахломского холуя и на той земле деревни: Корелы, и Волынкино с людми и скотом и с животом. А кто мою вотчину у Макария и у старцев отымет или станет вступаться и мне с ними судиться перед Христом». Впрочем, грамота уже знакома читателю.
Когда Иван III разгромил Новгородскую республику и ее земли на севере присоединил к Москве, Марфу Посадницу сослали и заключили в монастырь.
Предание упоминает и то, что на месте Кажирова в глубокой древности был город и принадлежал он марийцам, но его в 1246 г. разорили казанские татары, напавшие на Поветлужье.
Здесь шел малопроезжий торговый тракт от Николо-Шанги до Кажирова.
По этой дороге зимой в 1671 г. отступали уходившие из г. Унжи на север разинцы, преследуемые царскими стрельцами воеводы Нарбекова.
Основные силы разинцев были разгромлены в районе Николо-Шанги, и часть разинцев под руководством атамана Мумарина стала пробиваться в Великий Устюг, и пошла на Кажиров.
Стрельцы Нарбекова нагнали этот отряд в районе Конкрино-Рождествено и уничтожили его. Так погасла на севере последняя волна крестьянского движения.
Мумарину удалось скрыться, но его опознали в Великом Устюге, арестовали и отправили на суд в Москву.
Матвеевское и Красавцы на карте Костромской области