Михайловский и Пеньковский сельские советы
В старину его территорию занимала часть Кусской волости Костромского уезда. Река Кусь была удобным водным путем, по которому казанские татары в XV — XVI в.в. по рекам Волге Немде и Куси проникали к Галичу — важному административно-военному пункту на северо-восточной окраине Московского государства. Московское правительство для защиты от татар на северовосточной границе государства создало Казанский оборонительный рубеж. Его образовали крепости (городки) Буй, Кадуй, Парфеньев, Судай, Кологрив и др., куда в случае опасности укрывалось население. На реке Куси, на месте бывшей усадьбы Городище (городок Боговское), сохранились остатки земляного вала. Расположенные рядом деревни Ермолино и Михайловское когда-то назывались слободами, а слободы обычно располагались вблизи крепости. Слобожане пользовались льготами при обложении налогами, т.е. имели некоторые свободы — отсюда и название «слобода». За это они должны были отвечать за сохранность крепости, ремонтировать укрепления и в случае опасности оборонять.
Память о татарах осталась в названиях бывших деревень Ханово, Татаркино. У села Боговского находили кольчуги, мечи, другие остатки военного снаряжения.
В Боговском была построена деревянная церковь во имя Чудотворца Николая, а в 1817 г. на ее месте каменная двухэтажная. В 1722 г. помещик Н.И.Чагин, владевший здесь деревнями, писал в Патриарший приказ: «В 1720 г. в августе месяце приходили воровские люди разбоем, церковь и помещий дом и причетниковы дома пожгли, и просим на погорелом месте построить новую церковь». Кто были эти воры, осталось неизвестным.
Другим центром церковного прихода было село «Воскресенское, что в Пеньках», названное по имени церкви. Каменная церковь здесь построена в 1820 г. Тут же была и деревянная, на месте которой сейчас стоит кирпичная колонна — память об этой церкви. Недалеко от села находилась усадьба Введенское с деревнями Митюково, Сухоломово, Гора, Михали и др., принадлежавшими Никите Ивановичу Рылееву.
При Екатерине II Н.И.Рылеев дослужился до звания генерал-поручика и был обер-полицмейстером Петербурга. На службе он отличился счастливой оплошностью: разрешил напечатать книгу А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». После отставки Рылеев жил в своем поместье, а после смерти здесь же был похоронен на кладбище погоста «Ильи, что в Шарике».
Деревни Кикиморино, Жеребилово принадлежали С.О.Жигомонду, генералу, служившему на Кавказе — его знал М.Ю.Лермонтов и даже был с ним в дальнем родстве.
Недалеко от села Трифона была усадьба Горская, принадлежавшая П.И.Петрову, тоже служившему на Кавказе начальником штаба войск Кавказской линии. Жена П.И.Петрова Анна Акимовна Хостатова была родной племянницей бабушки поэта Елизаветы Алексеевны; таким образом, П.И.Петров приходился Лермонтову двоюродным дядей.
Село Лежнево. В 1870 г. в селе было всего пять дворов. Деревянная церковь здесь известна с 1629 г. В 1716 г. помещик П.Н.Захаров просил разрешения на строительство новой деревянной церкви вместо сгоревшей от молнии. Каменная Успенская церковь с колокольней построена в 1818 г. помещицей П.Н.Радиловой.
В 1858 г. часть имения в Михайловском принадлежала жене писателя А.Ф.Писемского. Своему другу Майкову он писал: «Супруга моя, титулярная советница Екатерина Павловна, урожденная Свиньина, продала свое имение в усадьбе Михайловское — деревню Высокову» — и просил Майкова похлопотать в Москве в Опекунском совете оформить продажу. На вырученные деньги А.Ф.Писемский построил дом в Москве.
В двух километрах от Лежнева в XVIII — XIX вв. у деревни Панькино была усадьба с таким же названием, принадлежавшая А.М.Колошину, дяде декабристов Петра и Павла Ивановичей Колошиных, которые приезжали сюда из своего имения Наволоки из-под Кинешмы. По наследству Наволоки достались старшему внуку Д.Ю.Колошина Ивану Михайловичу, отцу декабристов, а усадьба Панькино их дяде Алексею Михайловичу.
Старший брат Петр Иванович Колошин служил в армии и был воспитателем в училище Колонновожатых, которое возглавлял Н.Н.Муравьев — человек прогрессивных взглядов, сумевший привить своим воспитанникам свободолюбивые идеи. Недаром училище считалось «рассадником вольных мыслей».
Брат П.И.Колошина Павел Иванович служил в Москве и был дружен с декабристом И.И.Пущиным. Братья не были подвергнуты тяжелым наказаниям за участие в декабристском движении. Было приказано Павла Ивановича Колошина «продержать еще месяц в крепости, выпустить, но запретить въезд в столицы, не определять в службу и доносить о поведении».
Павла Ивановича выслали в имение жены, в село Смольново Владимирской губернии, где он и жил под надзором полиции. В 1827 г. ему разрешили посетить свое имение Наволоки под Кинешмой. Как раз в это время по Старо-Вятскому тракту провозили в ссылку в Сибирь И.И.Пущина. Он просил смотрителя почтовой станции г. Макарьева передать привет П.И.Колошину, о чем и пишет в своих известных «Записках». Дружба П.И.Колошина с И.И.Пущиным поддерживалась всю жизнь. Сын П.И.Колошина Сергей Павлович, издатель журнала «Зритель», посетил Пущина в 1854 г. в Сибири в городе Ялуторовске. С семьей П.И.Колошина дружил и Л.Н.Толстой, который влюблен был в дочь декабриста Софью Павловну и изобразил ее в «Детстве» под именем Сонечки Валахиной.
Деревня Хлопцево. Помещица этой деревни Деребина в 1749 г. продала соседу помещику Водову свою крепостную девушку Авдотью Сергеевну всего за один рубль.
Деревня Верблюдово стояла неподалеку от погоста Чудцы. Из этой деревни был разинец П.Пименов. Когда в 1670 г. действовавший в Галичском уезде отряд разинцев под руководством атамана Ильи Иванова был разгромлен царскими войсками, взятые в плен разинцы были привезены в Галич, здесь пытаны и казнены. На допросе у галицкого воеводы Нестерова Пименов показал: «Из-за помещика своего бежал тому лет десять и бегаючи жил в Ветлужской волости и к тому, де, Ильюшке Иванову с товарищами пристал и ездил с ними для воровства своей охотой». Воевода приказал: «Проньку Пименова повесить!»
Михайловское и Пеньковское сельские поселения были влиты в Котельниковское сельское поселение законом Костромской области от 22 июня 2010 года.