Иван Сусанин.

Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г.
 Костромская губерния
Дом в деревне Деревеньки, стоящий на месте, где, по преданию, находился дом Богдана Собинина.

Что известно нам достоверного о Сусанине? Крайне мало, почти ничего. Любопытно его прозвание, ведь “Сусанин” – это не фамилия в нашем понимании, которых в те времена у крестьян не было. Прозвание же давалось, как правило, по имени отца – вспомним, например, Кузьму Минина, прозываемого Мининым потому, что отца знаменитого нижегородца звали Миной; внук Сусанина Даниил, сын его зятя Богдана Собинина, опять-таки по отцу проходил в документах как “Данилко Богданов” и т.д. Прозвание Сусанин явно происходит от женского имени Сусанна (“белая лилия” по-дренееврейски; такое имя носила одна из жён-мироносиц). Вероятнее всего, Сусанной звали мать Ивана Сусанина, и прозвание по имени матери позволяет нам предположить, что Сусанин рос без отца, может быть, умершего, когда его сын был совсем маленьким. В литературе о Сусанине обычно сообщается его отчество – Осипович, но оно является вымышленным. В источниках XVII века ни о каком отчестве Сусанина не упоминается, и это естественно, так как официальных отчеств крестьянам тогда и не было положено: они являлись привилегией лишь бояр и дворян. Если бы отца Сусанина действительно звали Осипом (Иосифом), то тогда его прозвание было бы Осипов, а не Сусанин. а

Одним из важнейших является вопрос – кем был в домнинской вотчине Иван Сусанин? В документах XVII века об этом ничего не говорится. Историки XVIII–XIX веков обычно называли его крестьянином. Протоиерей А.Д. Домнинский, ссылаясь на бытовавшие в Домнине предания, первым указал, что Сусанин был не простым крестьянином, а вотчинным старостой. Он писал: “Что Сусанин был старостою вотчинным, это я считаю достоверным потому, что слышал об этом от двоюродного деда моего, престарелого священника села Станков Михаила Федорова, воспитанного, вместе с родным моим дедом, у деда их, а моего прапрадеда, домнинского священника Матвея Стефанова, урожденца домнинского и умершего около 1760-го года, а сей был внук домнинского священника Фотия Евсевиева – самовидца упомянутого события. Сей в дарственной грамоте от великой старицы Марфы Иоанновны в 1631-м году записан дьячком при отце своём священнике Евсевии”.23 В другом месте он вновь повторяет: “Домнинские старые крестьяне тоже говорили, что Сусанин был старостою”.24

Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г.
 Костромская губерния
Успенская церковь в Домнино

После А.Д. Домнинского некоторые авторы стали именовать Сусанина приказчиком Марфы Ивановны, и, видимо, это соответствует действительности. Как известно, в боярских вотчинах XVI–XVII веков было два основных должностных лица: староста и приказчик. Староста являлся выборным лицом местной общины (“мира”), приказчик же (или “посельский”) назначался владельцем вотчины. Н.П . Павлов-Сильванский писал: “Управление и хозяйство господского имения обыкновенно были в руках уполномоченного господином приказчика /посельского/… Посельский заведовал собственным хозяйством господина на боярской земле, в отношении же участков, занятых крестьянами как самостоятельными хозяевами, он был только сборщиком оброков и податей, а также судьёй и управителем. Вознаграждением ему служило пользование пожалованным участком земли в особенности особые пошлины, которые он собирал с крестьян в свою пользу”.25 Историк продолжает: “Господский приказчик (…посельский) не был полновластным управителем; его власть была ограничена выборным старостой и мирскою сходкою общины”.26

Судя по всему, Сусанин был не выборным старостой, а именно приказчиком (посельским), управляющим домнинской вотчиной и живущим в Домнине при боярском дворе. Этому выводу отнюдь не противоречит то, что А.Д. Домнинский называет Сусанина “вотчинным старостой”. Во-первых, ещё в старину термин “староста” имел и значение “управитель”.27 Во-вторых, ко временам А.Д. Домнинского этот термин несколько изменил своё значение, которое он имел в XVII веке, и из обозначения выборного лица, выполнявшего ряд важных мирских функций, стал – по крайней мере, в дворянских поместьях – также синонимом слов “приказчик”, “управитель”, “бурмистр”. б

О семье Сусанина нам также известно крайне мало. Поскольку ни в документах, ни в преданиях не упоминается о его жене, то, скорее всего, к 1612–1613 гг. она уже умерла. У Сусанина была дочь Антонида, бывшая замужем за местным крестьянином Богданом Собининым.

Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г.
 Костромская губерния
Деревня Деревеньки - родина Ивана Сусанина.

О её замужестве нам известно только на 1619 год, но, судя по тому, что Собинин умер к 1631 году, а его сыновья Даниил и Константин числились на этот год хозяевами двора, 29 можно уверенно предполагать, что Антонида к 1612–1613 гг. уже была замужем и что, скорее всего, к этому времени уже появились на свет внуки Сусанина, дети Богдана и Антониды – Даниил и Константин (по крайней мере, Даниил – явно бывший старшим).

О Богдане Собинине нам известно ещё меньше, чем о его знаменитом тесте. Мы знаем, что Собинин был местным крестьянином; прозвание его, скорее всего, происходит от старинного имени “Собина” в , как, видимо, звали его отца. Как говорилось выше, на 1612–1613 гг. он, вероятно, уже был женат на дочери Сусанина. В литературе обычно пишется, что Собинин был сирота или приёмыш Сусанина, стараясь тем самым объяснить тот факт, что, судя по всему, не Антонида пошла к нему в семью, а он пошёл во двор, принадлежавший, видимо, его тестю.

Согласно преданиям, родом Сусанин был из находившейся неподалёку от Домнина деревни Деревеньки г , но сам жил в Домнине, а в Деревеньках жили Богдан и Антонида.

Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г.
Село Спас-Хрипели
Село Спас-Хрипели. В центре - Спасо-Преображенский храм.

Деревня Деревеньки издавна относилась к церковному приходу погоста Спас-Хрипели д – он находился над речкой Шачей, тремя верстами ниже Домнина. Впервые в известных нам источниках погост упоминается в грамоте Марфы Ивановны от 1631 года, где сказано: “… сельцо Храпели, а в нём храм во имя Боголепное Преображение Господа нашего Исуса Христа, да другой храм тёплой с трапезою во имя Архистратига Михаила…”, 36 однако, безусловно, что это селение возникло задолго до начала XVII века (в одном документе 1629–1630 гг. про церковь Михаила-Архангела говорится, что она “ветха”).

По-видимому, именно погост в Спас-Хрипелях был главным религиозным центром для крестьян домнинской вотчины (Воскресенская церковь в Домнине, как мы помним, явно была усадебной), в том числе, конечно, и для Ивана Сусанина. Вероятнее всего, что именно здесь он был крещён, здесь венчался и крестил дочь Антониду; на приходском кладбище у стен Преображенского и Михайло-Архангельского храмов, конечно, похоронили его мать (которую, видимо, звали Сусанной) и неизвестную нам жену, мог быть похоронен тут и его отец. Здесь же, в погосте Спас-Хрипели над Шачей, судя по всему, был первоначально предан земле (об этом ниже) и сам Иван Сусанин.


а - Историки XVIII– первой половины XIX веков также именовали Сусанина без отчества. Кажется, первым дал Сусанину вымышленное отчество (“Иванович”) Н.А. Полевой в драме “Костромские леса”, опубликованной в 1841 году. Отчество “Осипович” впервые появилось в популярной литературе 60-х годов XIX века и постепенно – хотя профессиональные историки его обычно не использовали – стало употребляемым повсеместно. Впервые его достоверность была поставлена под сомнение лишь в очередном томе “Русского биографического словаря”, вышедшего в 1912 году, где было замечено, что отчество “Осипович” “вероятно, но не достоверно”. 22

б - В словаре В.И. Даля читаем: “Староста вообще старшина, большак, начальник по выбору, или поставленный, из того же сословия. Сельский, деревенский староста, выборный. Барский староста, бурмистр, управитель из крестьян”.28

в - С.Б. Веселовский в своём “Ономастиконе”, указав несколько примеров имён “Собина”, пишет: “Собина, опричнина – личное имущество, пожитки, приданое в противоположность родовому имуществу”.30 Ю. Федосюк пишет: “В русских говорах собина, собинный означало “свой собственный, родной”. Такое имя охотно давалось ребёнку наряду с церковным. “Собина, собинка ты моя!” – ласково приговаривала мать, и значило это: “Милый ты мой, родной!”31 В литературе сусанинского зятя называют то Собининым, то Сабининым. Правильным, конечно, является написание “Собинин” – так пишется всегда в источниках XVII века.

г - В источниках XVII века эта деревня называется по-разному. Историк Н.Н. Виноградов, первым отметивший это, писал: “В грамотах Михаила Фёдоровича 7128/1619 и 7141/1633 гг. деревня именуется Деревнищами, в то время как в писцовых книгах и других документах местного характера, равно как и в завещании Марфы Иоанновны – везде встречается название Деревеньки. Последнее название нужно считать за несомненно настоящее, так как в писцовые книги вносились данные после проверки их писцами лично на местах, а в грамоты, написанные дьяками в Москве и переписанные с малоразборчивых оригиналов, легко могли войти ошибочные наименования. Я не говорю уже о документах местного характера, писцам которых непростительно было не знать географического названия той местности, о которой идёт речь, а в них везде встречается название Деревеньки. За большую достоверность последнего чтения говорит и тот факт, что родина потомков Сусанина называется Деревеньками и в настоящее время”.32 Н.Н. Виноградов, наверное, прав, однако возможно и другое объяснение. Заметим, что впервые деревня названа “Деревнище” в 1619 году (повторение названия в грамоте 1633 года вызвано тем, что в тексте последней переписана значительная часть грамоты 1619 года), в более позднем документе – завещании Марфы Ивановны 1631 года – деревня названа “Деревеньки”. Вполне возможно, что здесь имеет место ошибка, о которой пишет Н.Н. Виноградов, но возможно и то, что между 1619 и 1631 гг. произошло переименование деревни. Слово “деревнище” означает место, на котором была деревня33 (так же, как и городище – место, где был город, церковище – место, где была церковь, усадище – место где была усадьба и т.д.). Вполне возможно, что на этом месте когда-то была деревня, потом она исчезла и возродилась вновь под именем Деревнище. Затем по какой-то причине Деревнище могли переименовать в Деревеньки.

д - В грамоте Марфы Ивановны 1631 года Хрипели именуются в одном месте “сельцом”, в другом – “селом”,34 однако в документах 1629–1630 гг. Хрипели названы “погостом”,35 что, видимо, более правильно (примечательно, что где-то в непосредственной близости от погоста находились деревни Большие и Малые Хрипели).

web-архив: https://web.archive.org/web/20100801013300/http://susanin.kostromka.ru:80/27.php
научная и художественная литература