Как бы это странно не звучало, но даже в таком скверном деле, как война есть созидательный аспект. На нашем костромском материале подтверждением этой мысли стало сооружение местных «воздушных ворот», ныне – аэропорта «Сокеркино».
«Совершенно секретно. Председателю комитета обороны гор. Костромы
На вновь организованное Управление аэродромного строительства НКВД СССР по Ярославской области (напомним, что Костромская область появилась на карте страны лишь в сентябре 1944 года, в рассматриваемый период наш город являлся районным центром – авт.) решением Комитета обороны СССР возложено строительство базисного аэродрома в районе гор. Костромы.
Для организации данного строительства в установленный, весьма сжатый срок, необходимо использовать в первую очередь все материальные ценности и ресурсы, находящиеся в гор. Костроме и Костромском районе… установлено, что мобилизация выявленных местных ресурсов может оказать строительству весьма значительную помощь и, безусловно, ускорить начало строительных работ на площадке…
Управление аэродромного строительства просит Комитет обороны гор. Костромы принять соответствующее решение по вопросам, изложенным в приложении.
Зам. нач. Управления, капитан госбезопасности Глушанин. 9 апреля 1942 года».
Перед нами текст документа, который, скорее всего, следует подшивать в папку исторических бумаг Костромского авиапредприятия под № 1. Заметим лишь, что смысл выражения «базисный аэродром» не совсем ясен. Надо понимать, что помимо приема и отправки бортов, здесь предполагалось постоянное расположение военных авиачастей.
Давайте заглянем в то самое «приложение», упомянутое в документе, представляющее собой длинный перечень вопросов по организации строительства, требующих немедленного решения. Среди них: «выселение живущих из деревни Сокиркино со всем имуществом», на что дается, представьте, трое суток! Далее, в течение 10 дней требуется установить два телефона, обеспечить изготовление палаток для 1500 человек, выдать 1000 кубометров пиленого и круглого леса, полторы тонны гвоздей и 15 тысяч штук красного кирпича. Предусмотрено все – от походных кухонь и посуды на 2000 строителей, до тюфяков и одеял, от простого шанцевого инструмента до оборудования, автомашин и тракторов. И все это следовало поставить, в среднем, в течение декады…
Аэродром был построен в 1944 году, но ни оборонного, ни наступательного значения он уже, практически, не имел, линия фронта к тому времени откатилась далеко на запад. И все же в ноябре месяце «свежая» взлетно-посадочная полоса (ВВП) приняла-таки первый самолет. Это был «ПО-2», многоцелевой (но не слишком военный) биплан, также прозываемый в народе «кукурузником», который прилетел из Москвы и оставлен здесь для эксплуатации. Было создано звено «Московского авиаотряда».
Первоначально здесь трудились, в основном, военные летчики-отставники, которые на нескольких «ПО-2» занимались перевозкой почты и грузов, спасением тяжелобольных людей, позднее привлекались к сельскохозяйственным работам. Затем парк пополнился самолетами марки «АН-2», после еще и вертолетной техникой, а летный состав – гражданскими авиаторами. Параллельно строился зал ожидания и другие, в том числе хозяйственные, здания.
Костромской аэропорт знавал лучшие времена, в 60-е годы пассажиропоток достигал 1300–1400 человек в день, в штате отряда числилось около 100 пилотов. Позднее отсюда на машинах «ЯК-40» и «Л-410» совершались перелеты в более чем десяток городов СССР и даже по международным линиям. Ныне на самолете марки «АН-26» выполняются лишь регулярные (в Санкт-Петербург) и чартерные рейсы.
В настоящее время на территории транспортного узла базируются авиапредприятие и аэроклуб ДОСААФ. Но, если хотите, как напоминание о давно минувшей Великой Отечественной войне, аэродром «Кострома (Сокеркино)» с характеристиками ВВП – 1700 метров длиной и 50 шириной, хоть и используется гражданской авиацией, по-прежнему остается в списке военных аэродромов воздушно-космических сил России.
Пресс-служба Государственного архива новейшей истории Костромской области (ГАНИКО)