Летопись Преображенского храма села Серапиха
Известно, что монастыри Великой и Верхней пустыни основаны святым Авраамием, Чухломским и Городецким чудоотворцем, а вот основателем Серапионовой пустыни стал монах одного из этих монастырей по имени Серапион. Здесь, на реке Виге, подвизался он в безмолвии и сердечной молитве, здесь же поставил небольшую часовню, так и не ставшую монастырем.
Но на основании сведений государевой переписи населения видно, что в 1628 году, уже через 100 лет после описываемых событий, в Серапионовой пустыни было два деревянных храма на погостах — Преображенский и Воскресенский. И только в 1820 году на месте деревянного Преображенского храма тщанием прихожан и попечением титулярного советника Григория Коробова построили новый каменный, с престолами во славу Преображения Иисуса Христа на Фаворе, в честь святителя Николая и святителя Серапиона Архиепископа Новгородского.
Интересен такой факт: новгородский архиепископ Серапион умер в 1516 году, а его нетленные мощи были явлены ровно через год 7 апреля 1517 года. Значит, деревянный Преображенский храм с престолом в честь святителя Серапиона построили после 1517 года, и, скорее всего, в храме хранилась частичка его святых мощей, перенесенная в каменный придел нового храма. Почему так случилось? Видимо, игра случая.
В Серапионовой пустыни, названной именем монаха-отшельника, в деревнях и починках жили выходцы из новгородских земель, почитавшие своего архиепископа, они-то и привезли в храм частичку мощей святителя из Троице-Сергиевой лавры, из так называемой Серапионовой палатки, где покоились мощи Серапиона.
Уже в конце XIX века в приходе Преображенской церкви насчитывалось 32 селения на пространстве восьми верст, в них проживали 605 прихожан мужского пола и 854 — женского, было 147 дворов и четыре часовни.
Деревянному Воскресенскому храму повезло меньше, он неоднократно горел и вновь отстраивался. Остатки той церкви хранили несколько поколений местных жителей, а позже из уцелевших бревен собрали пожарную каланчу. Погост же около Воскресенской церкви был большой и огороженный, а рядом стоял дом старух Строевых. Сестры Строевы — дочери дьячка Петра Александровича и его жены Надежды Авксентьевны Строевых Александра, Параскева и Екатерина. Последняя из сестер была учительницей церковноприходской школы в Рамешках.
Потом в пожарном депо обосновалась колхозная контора, в 80-е годы она сгорела, и на ее месте, а значит, и на месте бывшей Воскресенской церкви и погоста, построили детский сад. Что же, знакомая гримаса времени.
По рассказам местных старожилов, их прадеды знали, что Преображенский храм сооружался методом народной стройки. Всем миром крестьяне собирали дикий камень в фундамент будущей церкви, а к месту стройки со всей округи несли куриные яйца, на них-то и замешивали крепкий раствор для кладки стен. В целях скорейшего завершения работ на дорогах выставили кордоны, и каждый конный и пеший платил пошлину продуктами, деньгами или участвовал в подсобных работах.
В 1849 году в Серапихе открыли церковно-приходскую школу, а каменную ограду вокруг храма с двумя красивыми аркообразными коваными воротами построили лишь в 1876 году. Кирпич для ограды делали в деревне Фомино на кирпичном заводе Ивана Кондратьевича Степанова. В начале XIX века в деревне Голдино обосновались четыре брата Степановых — Ефим, Василий, Ераст и Кондрат, третьей гильдии санкт-петербургские купцы. Городской голова Иван Иванович Июдин был женат на внучке Василия Анне Филимоновне Степановой, а владелец колбасного завода в Санкт-Петербурге Сергей Андреевич Парфенов, проживающий на Святице, взял в жены дочь Ераста Степановича Степанова Веру. Уже упомянутый мной Иван Кондратьевич на свои средства отливал для церкви новый большой колокол со своими инициалами и дарственной надписью. Руководил работами по поднятию колокола Алексей Голдинский (Алексей Михайлович Степанов, 1876 года рождения). У него в Голдине был большой дом на каменном фундаменте.
Мать Екатерины Ивановны Травиной Надежда Ивановна Кузьмина рассказывала, что народу у церкви собралось — не протолкнуться, и вдруг одна из нескольких веревок, поднимающих колокол, оборвалась, и он загудел, да так сильно, что людям показалось — земля под ними зашевелилась, все упали на колени и стали молиться. Но, слава Богу, все обошлось, и колокол благополучно водрузили на колокольню.
Богатый род купцов Степановых, дети и внуки которых впоследствии записались в чухломское мещанство, оказывал большую благотворительную помощь храму. В числе богатых вкладчиков был помещик и владелец усадьбы Боярское (Барское) поручик Яков Александрович Шигорин. Умер господин Шигорин 19 августа 1865 года в 59 лет, и надгробие на его могиле чудом сохранилось на заросшем старом кладбище рядом с бывшим храмом.
До отмены крепостного права в округе насчитывалось несколько помещичьих усадеб, относившихся к приходу Преображенского храма: ус. Анно-Васильевское господ Паниных, ус. Боярское господ Шигориных и Перфильевых, ус. Красково — помещиков Чалеевых, ус. Чурилово — Костылевых, ус. Анфимово — Насоновых, и ус. Леушино — господ Фон-Дервиз. Владелец усадьбы Чечулино капитан Макаров тоже был прихожанином здешнего храма, а в сельце Дорофеево проживали дворяне Болсуновы.
Но самыми крупными землевладельцами в серапихской округе считались господа Лермонтовы из усадеб Ивановское и Нескучное, постоянно обитавшие здесь, и господин Евграф Михайлович Силин из Санкт-Петербурга. Поэтому одну часть деревень за Серапихой местные жители называли лермонтовской стороной, а другую — силинской, которую почему-то переименовали в «сиринскую».
В описании старинного Бушневского тракта есть такие строки: «…не доезжая деревни Меледино, поворотить вправо на усадьбу Занино и дальше ехать лесами господина Шигорна и Доливо-Добровольского…». Прочтя это свидетельство, неволно задумаешься, как же так получается, ведь усадьба Занино, принадлежавшая роду Катениных, построена около села Муравьище. На самом же деле было две усадьбы Занино и две деревни Меледино, как в Муравьищенской, так и в Серапихской стороне.
В здешней усадьбе Занино жил титулярный советник, дворянин Петр Матвеевич Шигорин, владевший большим количеством пахотной земли и лесными массивами. Его жена Прасковья Антоновна умерла в 1861 году в 65 лет, а Петр Матвеевич умер в 1875 году в 78 лет. Оба супруга похоронены около Преображенского храма. Наследницей земель стала дочь Юлия Петровна Сокольникова и была ею до самой революции. До сих пор названия Занинский лес, Занинские дачи, Занинские полоски на слуху у местных жителей, но почему их так именуют, объяснить не могут даже самые пожилые жители Серапихи. Усадьба Занино прекратила свое существование после смерти четы Шигориных, а их наследники жили в сельце Шилыкове.
Много интересных фактов и событий скрыто от нас завесой времени. Взять хотя бы самую богатую в округе деревню Меледино. Оказывается, в этой деревне родились братья Дмитрий и Федор Лаврентьевичи Брызгаловы. Их отец, государственный крестьянин Лаврентий Андреевич, умер в 1859 году, когда младшему из братьев, Федору, едва исполнилось три года. Их мать Евдокия Андреевна была сестрой санкт-петербургского владельца колбасного завода Сергея Андреевича Парфенова, и тот всячески заботился и опекал любимых племянников. Своих детей у Парфенова долго не было, а единственная дочь, тоже Евдокия, родилась, когда Сергею Андреевичу исполнилось 36 лет. Поэтому родным племянникам он дал все: хорошее воспитание, образование, место в обществе, и, наконец, именно они стали наследниками его детища — колбасного завода на Лиговском проспекте. После его смерти братья взяли фамилию Парфеновы и в память о дяде, великом труженике, построили в Чухломе на свои средства здание приюта для детей- сирот. Это здание с 1925 года занимает районная больница. Но вернемся к истории храма. Начиная с 1855 и по 1930-е годы здесь служили священники: Иоанн Дмитриевич Слободский (1815-1884) (здесь и далее годы их рождения и смерти); Иоанн Ананьевич Успенский (1806- 1870); его сын Александр Иванович Успенский (1853- 1896); Александр Андреевич Рыженков (1875-1908); Михаил Васильевич Кадников (1874-1926); и последним был Иван Евгеньевич Кордобовский (1902-1929).
Все упомянутые священники похоронены около храма, кроме последнего. Семью Кордобовских, живших в деревне Бурминское, раскулачили в 1929 году, а строящийся для священника в Серапихе новый дом впоследствии занял директор льнозавода Н. Г. Соколов. После закрытия храма в 1930 году Ивана Евгеньевича перевели священником в село Торманово взамен сосланного в лагеря П. И. Иорданского, но уже в 1937 году расстреляли в Ярославле, как и многих других служителей культа.
В 1920-е годы на клиросе Преображенского храма был самый лучший в уезде мужской хор. В нем пели три брата Христофоровы — Николай, Иван и Константин, братья Бровкины — Владимир и Александр и Михаил Тепляков из деревни Пузырево. Все певчие знали музыкальную грамоту и играли на «деревах». Это самодельный музыкальный инструмент наподобие ксилофона, дощечки которого сделаны из разных пород дерева.
Но красота и благолепие храма действовали на местных коммунистов и комсомольцев-активистов как красная тряпка на разъяренного быка. По приказу Василия Львова и Николая Соколова началось постепенное разграбление и разрушение храма, за что, по утверждению местных жителей, оба ослепли. Кресты с куполов и колокольни снимал Саня Разгуляев по прозвищу «Бес». Он работал бойцом на серапихской бойне, колол скотину местным крестьянам и часто бегал с вымазанными кровью руками за ребятишками, пугая их. А живший в деревне Фомино Коля, по прозвищу Пуд (фамилии никто не помнит, но помнят, что он работал в деревенской сапожной мастерской), устанавливал красный флаг на куполе церкви, за что получил немалые по тем временам деньги -10 рублей. Вскоре после содеянного тот и другой умерли.
Церковную утварь и иконы растащили местные жители, а книги использовали «по нужде». Задумали устроить здесь клуб, но люди побоялись плясать и петь под этими сводами. Из-за отличной акустики распеваемые частушки казались дьявольским визгом, а гармонь звучала громче современных усилителей.
Для строительства льнозавода требовался кирпич, и церковь, с молчаливого согласия жителей, стали разрушать, но никто не хотел очищать кирпич от старого раствора. Тогда начальство льнозавода предложило оплату — три копейки с каждого очищенного кирпича. Разобрали ограду, зимнюю и летнюю церковь, и лишь колокольня держалась дольше всех. Уже где-то в 1967-1968 годах запланировали построить новое помещение для льнозавода и снова вспомнили о церкви. Первоначально попытались с помощью тросов тракторами разорвать стены колокольни, но они выдержали, тогда поочередно выбили кувалдами четыре опоры, на которых возвышалась колокольня, под каждую подвели деревянные плахи и подожгли, вот тогда колокольня рухнула. Рухнула так, что содрогнулась земля, а облако известковой и кирпичной пыли заслонило солнце. И что же? Поставили столбы для нового льнозавода, а вскоре история его существования закончилась, так и не набрав новых оборотов.
К сожалению, не удалось найти фотографию старинного кладбища, где упокоились все бывшие прихожане округи, в том числе и родители братьев Птицыных — Ивана Ивановича, учителя, и Серафима Ивановича, работника культуры.
В июне 1912 года, будучи 48 лет от роду, их отец Иван Константинович Птицын поступил сюда псаломщиком, а жена Елизавета Дмитриевна (из дворянского рода Сипягиных) стала учительницей Серапихской церковно-приходской школы. Обвенчались они еще в 1885 году в чухломском Преображенском соборе, где отец Ивана Константин Васильевич Птицын служил протоиереем. После свадьбы Иван Константинович определился на должность начальника тюремного замка, а Елизавета Дмитриевна продолжала учительствовать в Чухломском женском двухклассном училище. Все их 10 детей родились в Чухломе, но в живых осталось пятеро. Младший же брат Ивана, Николай Константинович Птицын, заняв место отца, стал протоиереем Преображенского собора и в 1925 году умер в тюрьме, арестованный за принадлежность к «Монархическому союзу русского народа». Надо заметить, что корни священнической династии Птицыных берут начало в селе Введенском. Глава рода Василий Яковлевич Птицын служил во Введенском храме с 1800 года, с момента его строительства, и до самой кончины. Ивану Константиновичу он приходился дедом, а братьям Птицыным — прадедом.
Как же так случилось, что потомки благочестивых, набожных и очень зажиточных крестьян камня на камне не оставили от храма, возведенного их предками? Но что сделано, то сделано, и, увы, прошлое вернуть нельзя.
Храм давно не существует, а бывшее кладбище заросло лесом. Под мрачными елками внимательный взгляд найдет несколько старинных надгробий с трогательными эпитафиями, и все.
Но иногда на месте бывшего храма в вечернее время люди видят необычное розово-жемчужное свечение воздуха. Значит, Божья благодать не покинула место, несколько веков назад выбранное монахом-отшельником по имени Серапион.