Дудин В.А.
10 декабря 1903 года с разрешения епископа Костромского и Галичского Виссариона приход Димитрия Солунского, что на Гриве Нольско-Березовской волости Солигаличского уезда праздновал духовное торжество по случаю столетия существования местного Дмитриевского каменного храма.
Начало строению каменного приходского храма в селе Грива положено в 1803 году с благословения епископа Костромского и Галичского Евгения (Романова). Храм был построен на средства вдовы подполковника Надежды Ивановны Бартеневой, проживавшей в сельце Боловино Нольско-Березовской волости, а также с участием других прихожан.
Из истории местности.
Село Березовец раньше называлось Николо-Березовец, по имени построенной здесь Никольской церкви. В 1629 г. здесь был погост «Николая Чудотворца на реке Ноле в Березовском десятке». Десятком в старину называли небольшие поселения. В селе было две церкви: зимняя Никольская, каменная, и деревянная — тоже Никольская, но летняя, сгоревшая в 1956 г. от молнии. В каменной церкви царские ворота были украшены замечательной резьбой, изображавшей сцену Тайной вечери. В этой же церкви хранилась местная достопримечательность — мамонтовая кость, наполовину изгрызенная прихожанами, у которых болели зубы.
В Березовецкой округе было много дворянских усадеб. На высоком месте была усадьба Боловино, а напротив нее Дмитриевская каменная церковь, называвшаяся «Дмитрий на Гриве» и построенная в 1803 г. Надеждой Ивановной Бартеневой. Усадьба Боловино принадлежала сестрам Бартеневым. Здесь стоял их деревянный господский дом. Но дела помещиц (а они были фрейлинами царского двора) расстроились, и их имение было продано с торгов. Господский дом разрушился, сохранились лишь остатки сада. В усадьбе часто бывала и жила Александра Сергеевна Щулепникова, вышедшая замуж за генерала С.С.Готовцева. Но через полгода его убили в Финляндии, во время войны России с Швецией, и неутешная вдова, потерявшая еще и дочь, постриглась в монахини и основала в Петербурге известную Новодевичью монастырскую общину. Сестра Александры Сергеевны Елизавета Сергеевна Щулепникова вышла замуж за Павла Антоновича Шипова и была матерью декабристов Сергея и Ивана Павловичей Шиповых. В настоящее время эта местность относится к Березовскому сельскому поселению Галичского района [1].
О времени начала строения и освящения храма в 1803 году свидетельствовала надпись, сделанная золотыми буквами на железном листе, прикрепленном на северной стене холодного храма.
Дмитриевско — Гривский приход известен давно. До каменного храма в приходе были деревянные храмы, последний из которых разобран ещё в первой половине 18 века. Известно, что уже в первой половине 17 века здесь существовал приходской деревянный храм в честь Рождества Богоматери на Гривах.
Найденный здесь полотняный св. антиминс, освященный в 1668 году, подтверждал древность прихода. Этот антиминс сохранялся при храме под престолом до 1857 года, а затем по распоряжению епископа Костромского и Галичского и указу Костромской духовной консистории, был доставлен местным священником в Костромскую епархию. Доказательством древнего существования прихода служили и вещи, сохранившиеся к 1903 году при храме: св. Евангелие, напечатанное в 1668 году; Триодь цветная, напечатанная в 1660 году; рукописный погребальник и молебник, написанный рукой Гривского попа Прокопия. Имелась при храме и копия метрических книг с 1790 года [2].
Название своё приход получил от местности, на которой он был расположен. Местность состоит из двух возвышенных площадок, — одной узкой и крутой, а другой круглой и пологой, соединённых между собой хребтом или гривой менее сажени в ширину и обтекаемых с трех сторон извилистой рекой Нолей.
К 1903 году Дмитриевский храм в селе Гриве находился в одной связи с каменной колокольней и имел три престола: в теплом храме — во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в приделах, — по правую сторону во имя св. великомученика Дмитрия Солунского, а по левую – во имя св. мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови.
Внутреннее и внешнее состояние храма, на протяжении многих лет, поддерживалось благодаря усердиям самих прихожан. Однако вместимость храма была очень мала, а желающих помолиться с каждым годом возрастало. Особенно это ощущалось зимой, когда холодная половина храма закрывалась, а мужчины с заработков возвращались на родину. Церковный причт и прихожане давно уже были озабочены вопросом увеличения помещения храма. Тема была очень насущной, но приступить к осуществлению таких планов не могли из-за отсутствия финансовых средств. Приход был не велик (около 400 душ м. п.), а особо богатых людей здесь не было. Поэтому благое дело и откладывалось из года в год. В конце 1902 года, в связи с приближающимся юбилеем, священник храма Сергий Воскресенский собрал прихожан и попросил их, подумать, как ознаменовать юбилейное событие в истории прихода. Но долго думать не пришлось, на этом сходе все единогласно решили – необходимо расширять храм. Более состоятельные из прихожан изъявили желание внести денежные пожертвования, а не располагающие лишними средствами решили помогать своим личным трудом в доставке к храму необходимых строительных материалов. С этого времени дело пошло быстрее. Первым среди прихожан откликнулся зажиточный крестьянин деревни Дорок Алексей Васильевич Васильев, который сразу же пожертвовал пятьсот рублей. Вскоре начали поступать денежные пожертвования от других прихожан, и общая сумма на строительные работы достигла одной тысячи рублей. Кроме денег прихожане жертвовали и золотыми изделиями, предназначенными для позолоты иконостаса. В феврале 1903 года поступило разрешение от епархиального начальства на расширение храма, посредством включения в теплое помещение его одной из двух холодных папертей. К делу приступили немедленно. Работы шли быстро, и к ноябрю 1903 года храм был расширен и благоустроен.
Особенно с большим усердием на реконструкции храма трудился староста церкви крестьянин Николай Романович Быков. Его стараниями были найдены рабочие, своевременно доставлялся строительный материал к храму. Несмотря на то, что Н.Р. Быков уже был «в годах», и проживал от храма на расстоянии более трех верст, это не мешало ему ежедневно бывать здесь и контролировать рабочий процесс.
Как только закончились строительные работы, было испрошено разрешение Его Преосвященства об ознаменовании особым духовным торжеством не только юбилея храма, но и радостного для прихода события – его расширения и обновления.
И вот этот праздничный день наступил. Торжество началось с утра 9 декабря заупокойном служением по уже почившим Императоре Александре I, епископе Костромском и Галичском Евгение, благотворительнице храма боярыне Надежде Бартеневой, священно церковнослужителях, ктиторах и других благотворителях храма. К полудню того же дня погост начал оживляться и принимать праздничный вид, дома и местность около церковной ограды украсились флагами. Народ из своего прихода и из соседних селений других приходов группами со всех сторон спешил присутствовать на торжестве и богослужении. Перед всенощным бдением храм, колокольня и весь погост усердием прихожан были иллюминованы. В 6 часов вечера началось торжественное всенощное бдение, которое совершал настоятель Дмитриевского храма священник Сергий Воскресенский.
На литию и величание выходили семь священнослужителей, прибывших на торжество из соседних сёл. Вместо заболевшего благочинного 3-го округа Николая Ивановича Ювенского (с. Понизье) присутствовал священник Николаевской церкви села Николо-Березовец на реке Ноле Андрей Васильевич Дроздов. Хор певчих из учеников местной церковно-приходской школы и некоторых прихожан своим простым, но стройным пением усиливал торжественность богослужения.
10 декабря утреннее богослужение было совершено с такой же, как и накануне, торжественностью. Ранняя литургия была отслужена прибывшим за 50 верст уроженцем с. Гривы священником Ризположенской церкви села Озерки Чухломского уезда Филаретом Ивановичем Изюмовым. В 9 часов утра начался перезвон к началу водосвятия. Теплый, обновленный, храм уже не мог вмещать всех собравшихся богомольцев, пришлось открывать двери в холодный храм, который также наполнился молящимися людьми.
После водосвятия был совершен крестный ход вокруг храма. Около могилы благотворительницы Надежды Бартеневой процессия остановилась для совершения литии, и возложения «довольно ценного венка» [3]. Божественная литургия была совершена священником Андреем Дроздовым в сослужении шести священников и двух диаконов. Священник Сергий Воскресенский, после причастного стиха, сказал «приличное слово о значении настоящего торжества и значении храма вообще», а священник Андрей Дроздов, после литургии, тоже произнес речь, в которой «достойно оценив благочестивую ревность прихожан о благолепии св. храма, напомнил присутствующим о выдающихся деятелях прихода, теперь уже в Бозе почивших, и в своё время немало послуживших с пользой для храма и прихода». Затем был совершен благодарственный Господу Богу молебен со звоном и с провозглашением многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду, епископу Костромскому и Галичскому Виссариону и благотворителям храма. Закончилось церковное торжество провозглашением «вечной памяти» первой благотворительнице храма Надежде Бартеневой, а также пожеланием «многолетия христолюбивому воинству и всем православным христианам» [4].
По окончанию службы, почетные гости были приглашены в квартиру настоятеля церкви, где им была предложена скромная трапеза. В конце трапезы Сергий Воскресенский, познакомив присутствующих с некоторыми имеющимися историческими сведениями о Гривском приходе, подарил всем гостям на память о совершившемся торжестве небольшие образки св. великомученика Димитрия Солунского (мироточивого), покровителя местного храма. Образки были подарены при общем пении тропаря и величия святому.
В память к столетию основания храма было выстроено и новое здание для церковно-приходской школы (оставалась только внутренняя отделка) и открыто церковно-приходское попечительство.
Гривская при Дмитриевской церкви церковно-приходская школа была открыта ещё 8 декабря 1895 года, в церковной келье. До 1912 года, заведующим и законоучителем школы, со дня её основания, был священник Дмитриевской церкви Сергий Воскресенский. Учителем школы с 1895 по 1899 год работала жена священника Вера Воскресенская, окончившая курс прогимназии, имевшая звание учительницы. В 1899 — 1901 годах преподавала Лидия Дроздова, в 1901 – 1902 годах – Иван Промитов, в 1909 – 1910 годах – Надежда Троянова.
ИСТОЧНИКИ:
[1] Д. Белоруков. Деревни, сёла и города Костромского края. – Кострома. 2003. – С. 71
[2] КЕВ.-1904.-№ 4.- С.125
[3] КЕВ.-1904.-№ 4.- С.127
[4] КЕВ.-1904.-№ 4.- С.128