Тема: «Анализ творчества Н.А. Некрасова — школьникам»
- В основной части контрольной работы раскрыть следующие вопросы:
- Русская природа в стихах Н.А.Некрасова для детей.
- Образы крестьянских детей в произведениях для детей.
- Роль Н.А.Некрасова в развитии поэзии для детей.
- Педагогическая ценность произведений писателя.
- В практической части контрольной работы проанализировать поэму Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Русская природа в стихах Н.А.Некрасова для детей
Любовь к русскому народу, к родной земле и природе сливались у Некрасова в одно чувство. Вечно милыми казались ему скудное поле, кудрявые березы, студеные зимы, жаркое лето. Он всей душей стремился передать это чувство своим читателям, в том числе и маленьким. Считая, что его поэтическое слово — это глас народа, он постоянно рисовал органическую связь жизни народной с природой, с ее животворящими силами. В детскую литературу давно перешли созданные Некрасовым образы, олицетворяющие русскую природу, — Зеленый Шум, Мороз Красный нос.
Именно в таких персонажах особенно ясно просматривается народность некрасовского творчества, его тесная связь с жизнью народа, ведь эти образы пришли в его поэзию прямо из сказок и поверий. При всем этом картины природы у него — образцы высокой поэзии. Стоит, к примеру, прочитать лишь две стихотворные его строчки — «Идет-гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум» — и могучая стихия пробуждающейся природы охватывает душу человека любого возраста. А тридцатая глава поэмы «Мороз Красный нос», где Мороз грозно и величественно шествует по лесу.
«Поэт суровой правды», «поэт борьбы» (Маршак) умел любоваться, восхищаться неувядаемой красотой родной природы. Все русское было дорого поэту, полно прелести и гармонии:
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —
Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
(«Железная дорога».)
Осень и зима, весна и лето, русские леса, поля, реки поэтически отображены поэтом. Полно мелодии, музыкальных оттенков изображение зеленого весеннего шума: «шумят повеселелые сосновые леса», «новую песню» лепечет «березонька», «как молоком облитые, стоят сады вишневые».
Зима предстает в образе сказочного героя — могучего «мороза-воеводы», которому покорены «метели, снега и туманы». Жаркое лето, и «славная осень» и «несжатая полоса» на поле, весенние разливы рек («Дед Мазай и зайцы») — все находило поэтическое, эмоциональное выражение в произведениях Некрасова.
Дед Мазай, который «любит до страсти свой низменный край», и герой-повествователь, который с такой симпатией изображает старика, дают детям урок любви к природе, причем любви бережной и разумной. Прекрасны картины природы, возникающие в неторопливом рассказе Мазая, вобравшие в себя наблюдения самого поэта — страстного охотника.
Вечером пеночка нежно поет,
Словно как в бочку пустую удод
Ухает; сыч разлетается к ночи,
Рожки точены, рисованы очи.
Любовь к природе должна быть не только созерцательной, но и действительной, практически разумной — таков народный взгляд. Попавшие в беду зайцы находят в Мазае спасителя и защитника, а ведь и он тоже охотник. Казалось бы, полная лодка зайцев — богатая добыча, охотничья удача… Но сильнее азарта горячее человеческое чувство: «Зайцы вот тоже\ — их жалко до слез!»
Есть тут и рациональная сторона дела — природа сторицей заплатит за бережное отношение к себе: «Впятеро больше бы дичи велось, Кабы сетями ее не ловили, Кабы силками ее не давили…»
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, —
Нет! еще мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?..
Поэт не избегает «жестоких» описаний, его доверие е сердцу и разуму маленького читателя настолько велико, что дает ему право и в этом стихотворении, и в других стихах детского цикла открывать те стороны жизни, которых старались не касаться по общепринятым правилам того времени детская литература.
Впервые поэтизируются пшеница и рожь, колышущиеся под ветром и бегущие волнами колосья, «шелест нивы золотой» («Несжатая полоса», 1854; «В столицах шум, гремят витии…», 1857; «Тишина», 1857; «Уныние»). Широко в русской поэзии последних эпох отозвался призыв Некрасова — «вечно любить это скудное поле» («Крестьянские дети», 1861). Тема «природа и труд», органичная для поэта, порой передается с кольцовской бодростью, чаще же приобретает трагическое звучание («В полном разгаре страда деревенская…», 1857; «Мороз, Красный нос»; «Железная дорога», 1864).
По числу произведений, посвященных осознанию русской природы в ее национальных особенностях, Некрасов занимает первое место в отечественной поэзии, опережая даже преданных этой теме А.Блока и С.Есенина. Некрасов впервые поэтически осмысливает связь между своеобразием природы и укладом национальной жизни («С окружающей нас нищетою // Здесь природа сама заодно». «Утро»), а также складом национального творчества, в том числе и своего собственного. Тоскливые песни ветра в полях, заунывные волчьи стоны в лесах — вот звуковой прообраз народных протяжных песен, которым вторит некрасовская муза; как голос самой русской природы, поэт осознает свое творчество в стихотворениях «Начало поэмы» (1864), «Возвращение» (1864), «Газетная» (1865).
Некрасов, основоположник городского пейзажа, впервые передал в стихах душный запах городского воздуха, впитавшего «клубы дума из труб колоссальных», вид застойной воды, зацветающей в каналах, одним словом, воссоздал природу в месте ее гибельного сплетения с цивилизацией («Ненастье»; «О погоде» — ч. I и II, 1859-1865). Одновременно он описал деревню с точки зрения горожанина, «дачника», как «загородную» местность, которая своим вольным ветром сгоняет с души сор, навеянный столицей («За городом», 1852; «Начало поэмы»; «Уныние»).
Многие строфы, отрывки с поэтическим изображением природы давно вошли в школьные хрестоматии, в сборники для детского чтения.
Образы крестьянских детей в произведениях для детей
Каждый образ ребенка, каждая детская судьба, к которой обращался Николай Алексеевич Некрасов, согреты горячей любовью автора. «Я детского глаза люблю выраженье, его узнаю я всегда», — говорит поэт. В этих глазах он видел «столько покоя, свободы и ласки», что невольно души его «касается умиление». Однако отнюдь не умилительные интонации звучат в тех его стихах, где он обращается к детям.
В шестидесятые годы XIX века одно за другим появляются произведения Некрасова, где он дает целую галерею людей из народа, предстающих во всем многообразии и богатстве чувств. Много среди них и детских образов, о которых особенно трепетно, с сердечной теплотой и нежностью говорит автор.
Живая и многоголосая галерея образов крестьянских детей создана Некрасовым в «Крестьянских детях». По силе художественного изображения маленьких героев это произведение является непревзойденным в русской классической поэзии XIX века.
Вот мелькнула из щели сарая, куда забрел после охоты усталый поэт, вереница детских «внимательных глаз». И он увидел в них «столько покоя, свободы и ласки», «столько святой доброты». Влюбленный в родную природу, Некрасов сравнивает детей «с стаей воробьев», а глаза ребятишек — с многоцветьем поля («Все серые, карие, синие глазки — смешались, как в поле цветы»).
Дети изображены в произведении в играх, забавах, в повседневных житейских заботах и делах. «В результате получается необычно яркая, живая, поражающая своей правдой, поистине классическая картина жизни и быта деревенской детворы, картина, которую превосходно знает всякий советский школьник», — пишет о «Крестьянских детях» известный исследователь творчества Некрасова В. Евгеньев-Максимов.
В поэме «Крестьянские дети» слышится неподдельное чувство поэта к своим героям.
Чу! Шепот какой-то… а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Все серые, карие, синие глазки —
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.
Временами автор рисует идиллическую картину деревенской жизни. Это во многом автобиографическое произведение. Некрасов, вспоминая собственное детство, связанное с крестьянской детворой, став взрослым, немного приукрашивает.
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.
«Взгляни-ка, Савося, какое колечко!»
Мы оба нагнулись, да разом и хвать
Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно!
Савося хохочет: «Попался спроста!»
Но потом Николай Алексеевич как бы спохватывается, описывая и ранние заботы крестьянских детей:
Положим, крестьянский ребенок свободно
Растет, не учась ничему,
Но вырастет он, если богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды…
И звучит почти торжественно эпизод, ставший хрестоматийным в нашей литературе о «мужичке с ноготок». В стихотворении «Школьник» поэту приятно, что крестьянским детям открыт путь к учению, но все ли могут воспользоваться им, понимают ли крестьяне пользу учебы?! Нет, они заняты изнуряющим тяжелым трудом, отсюда и отношение к наукам в основной массе крестьян достаточно «прохладное». Но уже появились «первые ласточки», понимающие пользу науки, это радостно сознавать поэту.
Ноги босы, грязно тело
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! Что за дело?
Это многих славных путь.
Сколько добрых, благородных,
Сильных любящей душой
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
В произведениях Некрасова дети предстают безгрешными душами, вынужденными страдать и мучиться от несовершенства общества, от того «миропорядка», который установили взрослые. Но если их наблюдать в естественной обстановке — это озорные, веселые, до поры не знающие сословных границ светлые души. И поэт откровенно любуется ими. Ему близок немудреный мир крестьянских детей. Некрасов чувствует свою вину за несчастья и бедственное положение бедных детей, он хотел бы изменить порядок вещей но пока не в силах это сделать; поэт с гневом отвергает тупую покорность, которая вырабатывается со временем в душах людей. С этим он никогда не примирится. Из своего «далека» Некрасов обращается к нам с мудрым напутствием:
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано.
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!
Образы крестьянского мальчика-школьника и Ломоносова вызывают у поэта слова, проникнутые глубокой верой в народ, горячим патриотическим чувством:
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой…
Наряду с «Железной дорогой» и «Школьником», адресованных юному читателю, Некрасов создает в 1860-1870-х годах и специальный цикл «Стихотворений, посвященных русским детям». Сюда вошли стихотворения «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы», «Соловьи», «Накануне светлого праздника». Они также стали произведениями, полюбившимися детям. В центре внимания поэта здесь уже не образы детей, а картины крестьянской жизни.
Что же объединяет эти стихотворения? Почему Некрасов посвятил детям именно эти произведения? Ведь с его ведома печатались в сборниках для детей и многие отрывки из его «взрослых» поэм, стихотворение «Несжатая полоса» и т.д.
Некрасов приходит к мысли, что передовое, гражданское содержание в поэзии для детей не исчерпывается только идейно-тематической направленностью. Для воплощения этого содержания нужны и особые формы выражения. Богатейшие возможности для выражения своих чувств поэт находил в фольклоре. Источниками стихотворений Некрасова для детей становятся мудрые притчи, народные рассказы, анекдоты, поговорки, прибаутки, песенки, все то, что дети особенно любят, что всегда неотразимо действует на них.
Роль Н.А.Некрасова в развитии поэзии для детей
Николай Алексеевич Некрасов как поэт и организатор литературного процесса составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия продолжила русло, проложенное Лермонтовым и Кольцовым. Она являлась непосредственным отражением самосознания народа, с которым Некрасов отождествлял свою музу. Поэт говорил от имени народа и его языком.
Сын богатого помещика, Некрасов предпочел самостоятельно зарабатывать на хлеб, нежели жить за счет рабского труда крестьян. Представления о жизни сложились у поэта в те ранние его годы, когда он столкнулся с суровыми сторонами российской действительности, на себе изведав их тяготы.
В духовном развитии Некрасова решающую роль сыграло общение с Белинским, первым угадавшим его истинное призвание. И.И.Панаев вспоминал, что Белинский полюбил молодого поэта за его «резкий, несколько ожесточенный ум, за те страдания, которые он испытал так рано, добиваясь куска насущного хлеба, и за тот смелый практический взгляд не по летам, который вынес он из своей труженической и страдальческой жизни». По своим взглядам Некрасов был близок к Чернышевскому и Добролюбову — именно их он сделал идейными руководителями журнала, который он стал редактировать с 1847 года, — это был основанный еще Пушкиным «Современник».
Как и его друзья-демократы, Некрасов придавал большое значение воспитанию детей в духе гуманистических идеалов и служения народу. С 1864 по 1873 год он написал семь стихотворений для детей, которые предполагал издать отдельной книгой.
Неизгладимый след в русской поэзии оставил Николай Алексеевич Некрасов. Его пламенные слова, переходя от поколения к поколению, зажигали юные умы и сердца. Поэзия Некрасова, исполненная страстной любви к Родине, звала идти «в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь», утверждала веру в прекрасную, свободную жизнь.
Рисуя скорбные картины крестьянского пореформенного быта («Кому на Руси жить хорошо», «Орина — мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и др.), горюя о тяжелой доле своего народа, Некрасов вместе с тем глубоко верил в его могучие силы. Он был убежден, что русский народ
Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
(«Железная дорога».)
«Необъятно-безмерная любовь» (Чернышевский) поэта к родному народу, уверенность в светлом будущем Родины стали причиной особого внимания Некрасова к юному поколению.
Называя Белинского своим учителем, Некрасов полностью разделял взгляды революционных демократов на воспитание детей, их отношение к детскому чтению, к детской книге как могучему средству воспитания.
В журнале «Современник» он систематически публиковал отзывы Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина о детских книгах и собственные критические заметки о них.
С удивительной глубиной воплотил Некрасов в своем творчестве идеи революционных демократов о воспитании подрастающего поколения. В его поэме «Дедушка» вернувшийся из ссылки декабрист учит своего маленького внука Сашу, как стать достойным гражданином своего Отечества, стойким и самоотверженным борцом за волю и счастье народа. Для этого необходимо с детских лет проникаться ненавистью к общественному злу, усвоить высокие человеческие стремления, вырабатывать в себе привычку наблюдать и самостоятельно оценивать явления окружающей жизни. «Пособерись-ка ты с силой, зорче кругом погляди», — советует дедушка внуку.
Воспитание ребенка правдой Некрасов страстно пропагандирует и в посвященной детям поэме «Железная дорога». Пытливый и «умный Ваня» задает отцу генералу вопрос: «кто строил эту дорогу?» Высокопоставленный царский сановник называет в качестве ее строителя графа Клейнмихеля.
Отвергая лживые утверждения генерала, поэт рассказывает мальчику о подлинных строителях дороги, — о народе, который в муках и страданиях, своим «страшно громадным трудом» воззвал к жизни «эти дебри бесплодные». И Некрасов призывает детей любить мужика и перенять у него «эту привычку к труду благородную». Картины «бедствий народных» в «Железной дороге» порождали у молодого поколения страстный протест против существующего строя и жажду борьбы с ним.
Дети — герои многих произведений Некрасова. Это не только маленькие роботы, лишенные радостей детства, изнемогающие от непосильного фабричного труда («Плач детей»). Дети из среды народа появляются на страницах произведений поэта и как герои, которые тянуться к свету и знаниям. Одного из них Некрасов изображает в стихотворении «Школьник» — в лохмотьях, с «едва прикрытой грудью», но с книжкой в котомке. Поэт предсказывает ему такой же славный путь, какой прошел «разумный и великий» «архангельский мужик» Ломоносов.
Педагогическая ценность произведений писателя
Некрасов всегда тщательно работал над воспитательной стороной детских стихов, но, кроме того, сами эти его стихи — урок бережного обращения с психикой ребенка. Ведь ребенок тоже часть природы, которую так горячо призывал Некрасов любить и защищать.
Некрасов придавал особое значение дидактизму в детской книге. И чему бы ни были посвящены его стихи для детей — дидактичность в них неизменно соседствует с поэтичностью. Автор считал, что таким образом останавливается внимание маленького читателя на той или иной нравственной идее, которая сама по себе ему еще недоступна, не может быть извлечена им самим их художественного текста. Характерны в этом отношении стихотворения «Соловьи» и «Пчелы». В первом из них рассказано, почему крестьяне решили не ставить в роще силков и сетей для соловьев. Иносказательный смысл в «Соловьях» открывается в финале в прямом обращении к детям: запомните, что и соловьям нужно дать где-нибудь отдохнуть в безопасности, а вот для бедных людей, измученных податями и рекрутчиной, таких мест нет:
некрасов дети поэзия мазай заяц
А если б были для людей
Такие рощи и полянки,
Все на руках своих детей
Туда бы отнесли крестьянки…
В «Пчелах» прохожий научил крестьян, как помочь работницам-пчелам преодолевать половодье, отделившее деревню от леса. Во — время поданный совет спас пчел от голодной смерти, и крестьяне не остались без меда —
Все от единого слова хорошего!
Кушай на здравие, будем с медком,
Благослови Бог прохожего!
Дидактический элемент есть, как мы видели, и в «Дедушке Мазае…», и в «Дядюшке Якове». Есть он и в веселом стихотворении «Генерал Топтыгин», и в страшном стихотворении «Железная дорога», и в последнем по времени написания оптимистичном стихотворении детского цикла «Накануне Светлого праздника».
В «Генерале Топтыгине» дидактизм приобретает политический колорит, поэт употребляет здесь даже сатирические краски для, казалось бы, просто смешной истории: от подвыпивших кучера и поводыря укатил на тройке медведь, оставленный ими «на часок» у дверей кабачка. Но дело в том, что нравы людей, воспитанных в раболепии, таковы, что и медведя возможно принять за генерала — раз рычит, не разговаривает с нижестоящими, значит, уже большой начальник. И в страхе смотритель восклицает: «Господи Исусе! Небывалый генерал, видно в новом вкусе!..»
В поэме «Железная дорога» Некрасов, согласно своим демократическим убеждениям, показывает детям и трагическую сторону жизни. Умершие от нечеловеческих условий труда строители железной дороги воскресают, чтобы поведать генеральскому сыну Ване, как они
…надрывались, под зноем и холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Принято говорить по поводу этого стихотворения, что поэт написал его в защиту угнетенного народа, что оно полно глубокой печали и что главный нравоучительный смысл произведения заключен в строках:
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Но как совместить понятие благородной привычки к труду с фигурой труженика, который и после смерти «не разогнул свою спину горбатую, он и теперь еще тупо молчит и механически ржавой лопатою мерзлую землю долбит»? Кажется, что чисто педагогическое побуждение поэта — вызвать сочувствие в сердце ребенка — здесь соединяется с едва скрытой досадой на покорность этой согнутой спины, а печально-саркастическое замечание, что жить в ту «пору прекрасную», когда народ почувствует себя не рабом, а хозяином, «уж не придется ни мне, ни тебе», содержит высокий гражданский пафос, выходящий за рамки узкодидактической задачи.
Историко-литературное значение творчества Некрасова для детей исключительно велико. Он создал произведения подлинного поэтического и вместе с тем боевого искусства, выполнив этим заветы революционных демократов. Поэт доказал, что идейно-тематическое содержание произведений для детей безгранично. Некрасов ввел в поэзию для детей богатейший познавательный материал, социально-политическую тематику, подлинную народность, разнообразие форм и жанров, сочность, богатство родного языка. Следуя Некрасову, многие поэты — современники его — начали создавать произведения для детей (Михайлов, Майков, Плещеев).
Традиция Некрасова является и одной из самых плодотворных традиций советской поэзии для детей. Творчески развивая и обновляя ее, создавали для детей высокоидейные и высокохудожественные произведения Маяковский, Маршак, Михалков, Барто и другие советские поэты.
Проанализировать поэму Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
Творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821 — 1877) в области детской поэзии было новым шагом в ее развитии.
Хорошо понимая значение детского чтения в формировании личности ребенка, ее гражданских качеств, Некрасов адресовал свои стихи тем, на кого он возлагал большие надежды в свершении грядущих судеб России, — крестьянским детям.
Одно из стихотворений Некрасова, прочно вошедших в детское чтение, — «Дедушка Мазай и зайцы» (1870).
Главной темой этого стихотворения стала любовь к природе, к бережному отношению к ней, причем любви разумной.
Поэт предоставляет слово и самому Мазаю:
Я от Мазая рассказы слыхал.
Дети, для вас я один записал…
В стихотворении Мазай рассказывает о том, как весной, в половодье, плыл он по разлившейся реке и подбирал зайчишек: сначала снял нескольких с островка, на котором зайцы столпились, чтобы спастись от поступавшей кругом воды, затем подобрал зайца с пня, на котором, «лапки скрестивши», стоял «горемыка», ну а бревно с десятком сидевших на нем зверюшек пришлось зацепить багром — в лодку бы все они не поместились.
В этом стихотворении поэт-гражданин раскрывает маленьким читателям поэзию крестьянской жизни, внушает им любовь и уважение к простому народу, показывая душевную щедрость таких самобытных натур, как дедушка Мазай.
Завязкой этого произведения является то, как автор приехал в Малые Вежи охотиться со старым Мазаем:
В августе, около Малых Вежей,
С старым Мазаем я бил дупелей.
Кульминация в этом стихотворении это рассказ Мазая о спасении зайцев:
В лодке поехал — их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет —
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Концовкой здесь является то, как Мазай отпускает зайцев с советом: «Не попадайтесь зимой!».
Вынес я их на лужок; из мешка
Вытряхнул, ухнул — и дали стречка!
Я проводил их все тем же советом:
«Не попадайтесь зимой!»
Дед Мазай пронизан подлинной любовью ко всему живому. Он реальный, живой человек-гуманист, рачительный хозяин и добрый охотник, которому честь и доброе сердце не позволяют пользоваться бедой, пришедшей к зверькам.
В стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» речь не утомляет маленького читателя: его внимание переключается с предмета на предмет. Здесь и меткие замечания о вечернем пении пеночки, и уханье удода, о сыче:
Вечером пеночка нежно поет,
Словно как в бочку пустую удод
Ухает; сыч разлетается к ночи,
Рожки точены, рисованы очи.
Здесь и крестьянский «анекдот» о каком-то Кузе, который сломал курок у ружьишка и затравку поджигал спичками; о другом «зверолове», который, чтобы не зябли руки, таскал с собой на охоту горшок с угольками:
Знает он много рассказов забавных
Про деревенских охотников славных:
Кузя сломал у ружьишка курок,
Спичек таскает с собой коробок,
Сядет за кустом — тетерю подманит,
Спичку к затравке приложит — и грянет!
Ходит с ружьишком другой зверолов,
Носит с собою горшок угольков.
«Что ты таскаешь горшок с угольками?» —
Больно, родимый, я зябок руками…
В произведении имеются сравнения. Поэт сравнивает дождь со стальными прутьями:
Прямы светлы, как прутья стальные,
В землю вонзались струи дождевые.
Скрип сосны с ворчанием старухи:
Разве какая сосна заскрипит,
Словно старуха во сне проворчит…
Так же здесь есть и эпитеты — зеленые сады, рисованные очи.
Летом ее убирая красиво,
Исстари хмель в ней родится на диво,
Вся она тонет в зеленых садах…
…Ухает; сыч разлетаются к ночи,
Рожки точены, рисованы очи.
Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» рекомендовано для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Стихотворение дает детям урок любви к природе, причем любви бережной и разумной, здесь даны прекрасные картины природы. Поэт не избегает «жестоких» описаний, его доверие к сердцу и разуму маленького читателя настолько велико, что дает ему право и в этом стихотворении детского цикла открывать те стороны жизни, которых старалась не касаться детская литература того времени.
Некрасов всегда тщательно работал над воспитательной стороной детских стихов, но, кроме того, сами эти его стихи — урок бережного обращения с психикой ребенка, ведь ребенок тоже часть природы, которую так горячо призывал Некрасов любить и защищать.
Вопросы для детей по стихотворению «Дедушка Мазай и зайцы».
1. Как называется стихотворение?
2. Кто автор?
3. Как зовут главного героя?
4. Где жил Мазай и чем он занимался?
5. Каким вы представляете деда Мазая? Опишите его.
6. Скажите, что случилось с зайцами?
7. Как описывает автор зайцев, попавших в беду?
8. Какой поступок совершил Мазай?
9. Почему Мазай спас зайцев?
10. Как бы вы поступили на месте Мазая?
11. Как вы думаете дед Мазай любит свой родной край?
12. Чем вам понравилось это стихотворение?
13. Какое место в стихотворении вы бы хотели послушать еще раз?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Детская литература. Учеб. Пособие для учащихся школьных от-ний пед. училищ. Под ред. А.В.Терновского. М, «Просвещение», 1977. (127-133)
2. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. — 472с. (150-157)
3. Детская литература: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №03.08 «Дошк. воспитание» /В.П.Аникин, В.В.Агеносов, Э.З.Ганкина и др.; Под ред. Е.Е.Зубаревой. — 3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1989. — 399с. ISBN 5-09-000900-7
Первоисточник http://revolution.allbest.ru/literature/