Шлейн (Шлеин) Николай Павлович (1873 — 1952 ) / Shlein Nikolai (1873 — 1952 ).

костромские художники

Родился в мещанской семье 20 ноября 1873 года в Костроме. Его отец, Павел Петрович, прослужив 15 лет в армии, незадолго до рождения сына вышел в отставку и числился отставным унтер-офицером резервного пехотного батальона. Мать, Агния Васильевна, родом из Нерехтского уезда, — малограмотная и очень набожная женщина. Семейство среднего достатка сдавало большую часть своего двухэтажного дома внаем и жило, в основном, на средства, получаемые от квартиросъемщиков. Жизнь они вели расчетливую, к чему с детства старались приучить и своего сына.
Начальное образование Николай Шлеин получил в частной школе Е.Н.Филиповой, затем родители отдали его в реальное училище. Учился юноша посредственно. Однако учитель рисования реального училища Рафаил Семенович Сорокин заметил у Николая способности к изобразительному искусству. Он-то и рекомендовал отцу Николая послать сына учиться в Москву на художника. Отец хотел для сына иной судьбы, он мечтал, чтобы сын получил финансовое образование, чтобы он стал приказчиком или владельцем какой-нибудь мастерской. Но все же к рекомендации учителя прислушался и отпустил своего пятнадцатилетнего отрока учиться в Москву.
Первая попытка поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества обернулась для Николая неудачей. «Из рисования экзамен я не выдержал, при всех науках выдержал, но рисование погубило меня, я не принят», — пишет он домой. Он просит отца: «Если вы любите меня, то… умоляю вас, не берите меня в Кострому, дайте мне возможность избавиться от насмешек людей, окружающих вас, верьте мне, что я приложу старания и стану заниматься усердно». Отец предупредил Николая, что материальная помощь будет скудная. На второй год, в июне 1889 года, Шлеин успешно сдает экзамены в художественное училище. «Экзамен я выдержал как по наукам, так и по рисованию», — радостно сообщает он домой. Поступить в училище живописи, ваяния и зодчества было нелегко: было подано сто двадцать заявлений, а приняли всего лишь восемнадцать человек.
Учеба Николая в училище с первых дней шла успешно. Уже на втором месяце обучения его из оригинального класса переводят в головной класс. Родительская помощь из дома невелика. Ее едва хватает на пропитание. В 1892 году Николай Шлеин, еще ученик, выполняет рисунок «Кисть руки». Считается, если художник умеет писать кисть, то это академический художник. За «кисть руки» он получает премию П.М.Третьякова и его освобождают от платы за обучение. Первый свой заработок Шлеин получает от частных уроков. Учитель Шлеина К.А.Савицкий разрешает Николаю в свободное время, вечерами, проводить частные уроки: готовить учеников для поступления в Московское художественное училище.
В 1898 году он заканчивает училище и получает звание не классного художника. «Теперь окончил школу и могу самостоятельно работать, — пишет он матери. — Две картины приняли на выставку Товарищества московских художников, которая откроется в Петербурге».
В следующем году после окончания училища молодого художника приглашает в свою портретную мастерскую В.А.Серов. По рекомендации Серова Шлеин начал писать портреты представителей высшего света Москвы и С.-Петербурга и богатых меценатов. Теперь он пишет матери, что имеет заработок и может сам приобретать себе одежду и материалы для работы. Тогда материально Шлеин встал на ноги. Картина Шлеина «Меценат», которая впервые экспонируется на выставке в Дворянском собрании (из частной коллекции А.И.Бузина), навеяна новыми мыслями и чувствами художника. Меценат в антракте подходит к балерине. Кланяется. Его шляпа снята. Ранее художник писал крестьянский быт. Теперь же посещение театров, общение с состоятельной публикой формируют новое мировоззрение художника.
После окончания училища Николай Павлович решает продолжить свое художественное образование и в 1901 году поступает в Питерскую академию художеств, в мастерскую профессора В.Е.Маковского. Тот рекомендует Шлеину досрочно выйти с картиной «Бессмертный» на конкурс. (Эскиз дипломной работы и этюды экспонируются в Дворянском собрании.) Картина удостаивается золотой медали и высшей награды — заграничной командировки. Для сбора материала для картины он не раз выезжал в Кострому.
В Академии художеств были открыты высшие педагогические курсы. Он заканчивает курсы и получает свидетельство, которое дает ему право во всех городах России преподавать рисование и чистописание в гимназиях и училищах. Шлеин пишет матери: «Я не случайно пошел на эти курсы. Мне бы хотелось в нашем городе Костроме открыть частную школу». Блестяще окончив академию, Н.П.Шлеин имел возможность остаться там преподавать, но он едет в Кострому. В 1904 году в Костроме Шлеин открывает художественные классы рисунка, живописи и лепки, преподает в реальном училище, мужской гимназии.
Школа размещалась в отцовском доме Шлеина. В 1908 году Николай делает набросок нового дома с башенкой. А в 1910 году возле старого дома Шлеина был построен новый дом по проекту самого Шлеина. В новом доме он живет и занимается с дипломниками. А классы основной школы находились в старом доме. Школа Шлеина считалась одной из ведущих школ России. Уже к 1924 году она имела три основных курса, по окончании которых учащиеся получали звание учителя рисования.
К нему ехали учиться из Сибири и Урала. Николай Павлович был требовательным учителем. Если видел, что ученик посредственный, выгонял из школы. Он взрастил плеяду известных художников.
Николай Павлович был приверженцем классического искусства. В 30-е годы его пригласили преподавать в Академию художеств. Шлеин приехал в Ленинград, посетил академию, попал на этюд к М.С. Колесову. М.С.Колесов в мастерской работал над картиной, где на полотне были изображены куб и прут. Пропаганда новых веяний в искусстве, кубические постановки — дань тому времени. Художник раскрашивал куб в зелено-синие тона. «Что вы делаете?» — спросил Шлеин. «Строю новую форму», — ответил Михаил Сергеевич. Шлеин пришел к ректору академии и заявил, что ему здесь нечего делать. Такого искусства он не признавал.
При Высшей Московской школе Шлеин был авторитетом. В 1936 году его пригласили на Академическую дачу в Краснодар, чтобы учить основам изобразительного искусства ведущих советских художников. Там среди учеников Шлеина были Кукрыниксы.
После смерти Серова он — один из ведущих мастеров портрета. Николай Павлович получает заказы на портреты от императорской семьи. Пишет портреты великих людей России: Горького, Луначарского, Демьяна Бедного, Новикова-Прибоя. Не все работы Шлеина озарили лучи славы. Ряд работ художника был уничтожен. А портрет Д.Бедного переименован в мужской портрет и не появлялся на выставках долгое время. Причина тому: Д.Бедный попал в немилость к Сталину после написанного им либретто к опере.
Портрет Луначарского Шлеин писал в 1919 году. Тогда Луначарский на два дня приезжал в Кострому. Он посетил дом Шлеина, в своей мастерской художник его и написал.
Портрет Горького Шлеин пишет за границей. В 1910 году он едет за границу для изучения лучших собраний западно-европейского искусства. Он посещает Варшаву, Вену, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь, Капри. В Риме Шлеин встречается с группой русских художников, с которыми едет на остров Капри, где тогда жил М.Горький. Там, на Капри, Шлеин написал портрет Горького. Кстати, портрет Горького писали и Репин, и Серов, и Бродский. Однако портрет кисти Шлеина был признан лучшим не только из-за поразительного сходства — Шлеин сумел разглядеть душу писателя. Горький симпатизировал Шлеину: «Мы с тобой братья, мы с тобой волжане, — говорил ему Горький. — Пойдем к берегу Неаполитанского залива и поговорим о Волге». Портрет Горького, написанный Шлеиным, вошел во все энциклопедии, а оригинал хранится в музее Горького в Москве.
На жизненном и творческом пути художника были и взлеты, и тревоги, и несчастья. В Плесе в 1912 году утонула его дочь Наташа. Случилось это, когда отец с дочерью садились на пароход. Девочка поскользнулась, упала в воду и утонула. Николай Павлович с супругой больше детей не завели. Жена, Лидия Константиновна, была его верным помощником. Завуч школы, она скрупулезно вела дела и протоколы, оставив огромный документальный материал для потомков.
Черноглазая, темпераментная красавица из цыганского племени (потрет жены есть на выставке) покорила сердце художника. Супруга ушла из жизни раньше него. Доживал свой век художник в одиночестве. Ухаживала за больным художником воспитанница по художественной школе. Шлеин завещал ей свой дом. Однако она не являлась прямой наследницей, и правление Союза художников распорядилось дом Шлеина забрать под мастерские, обжаловав права в суде.
К сожалению, дома-музея Шлеина в Костроме до сих пор нет, хотя решение о его создании принималось дважды — в 1973 и 1978 годах.
А в 1985 году в Костроме состоялось открытие зональной выставки художников Нечерноземья, и начальству не хотелось, чтобы дом Шлеина увидели в полуразрушенном состоянии (верхняя часть дома пострадала от пожара), поэтому его приказали разобрать, несмотря на то, что культурная общественность города была против.
Шлейн

костромские художники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

традиции в русской культуре