Автор: Протоиерей Игорь Рябко
Сегодняшний наш материал посвящен памяти Юрия Петровича Новицкого (1882 – 1922), новомученика, причисленного к лику святых в 1992 году.
История прошлого – лучший учитель настоящего. Ведь дьявол ничего нового не придумывает. Одни и те же лекала он применяет каждый раз, когда по попущению Божию просеивает нас через сита искушений.
«Враги народа», «пособники империализма», «реакционное духовенство» – разве не те же обвинения с несколько изменёнными акцентами мы слышим и в наши дни? Разве они исходят не из уст тех же людей, предки которых в прошлом убивали верных чад Православной Церкви? Разве сейчас не такие же обновленцы – раскольники разжигают гонения на Церковь Божию, как и сто лет назад?
История нас учит тому, что революционная власть всегда ненавидит людей, способных самостоятельно мыслить, чувствовать и понимать суть происходящих процессов. Ненавидит потому, что они имеют в себе не гнущийся под натиском ветров перемен стержень. Я знаю людей, которые, имея ученые степени и занимая высокие должности, уже успели не единожды поменять свою партийную принадлежность, принципы, точки зрения на прошлое и настоящее страны. Вся их жизнь вращается вокруг одного вектора, который называется «выгода и безопасность». Никакого отношения эти люди к истинной интеллигенции не имеют. Поэтому я всегда с благоговением и уважением отношусь к тем титанам духа, которых согнуть невозможно, потому что их ориентирами являются не сиюминутные интересы, а твердые убеждения, основанные на понятиях совести, чести и человеческого достоинства. К сожалению, таких людей в своей жизни мне приходится встречать все реже и реже.
Сто лет назад таких людей было значительно больше. Тогда революционерам только еще предстояло уничтожить лучших представителей истинной аристократии. Тех людей, которые очень хорошо понимали, что происходит на самом деле в стране, охваченной эйфорией революционных изменений, их невозможно было обмануть.
Юрий Новицкий – ученый, представитель старинного дворянского рода, девизом которого были слова «Честь и совесть – превыше всего», был расстрелян большевиками на одной из глухих станций недалеко от Санкт-Петербурга.
Одним из таких людей в прошлом веке был Юрий Петрович Новицкий. Интеллигент в самом возвышенном значении этого слова. Ученый, представитель старинного дворянского рода, девизом которого были слова «Честь и совесть – превыше всего», он был расстрелян большевиками на одной из глухих станций недалеко от Санкт-Петербурга. Вместе с Петроградским митрополитом Вениамином (Казанским) и другими соратниками их вывели из вагона, обрили наголо, переодели в рубища и расстреляли, закопав останки в неизвестном месте. Так окончилась достойная жизнь праведника.
Что привело его к такому концу? Прямое следование за Христом, несмотря ни на что и вопреки всему. Именно поэтому мы помним этих людей и пишем о них эти строки. Так и получается, что в истории запечатлеваются лишь две категории личностей – подлецы и святые, палачи и жертвы; те, о ком мы говорим с благоговением, и те, кого мы подвергаем позору. Все остальные многомиллионные массы народа исчезают, бесследно и невидимо распределяясь между этими двумя группами в относительной близости или удалённости от каждой из них.
Юрий Новицкий родился в 1882 году в Умани. Среди его славных предков был полковник войска Запорожского Илья Новицкий, который за мужество и воинские подвиги был отмечен высочайшими наградами царственных особ. Сын Ильи Григорий – автор первой книги о Сибири «Сказание о народе остяцком», изданной в 1715 году. В роду Новицких были известные философы, богословы, преподаватели университетов. Сам Юрий с раннего детства воспитывался в атмосфере глубокой любви и уважения к наукам. В доме Новицких была огромная библиотека, чтение книг из которой занимало большую часть его досуга.
Выбор жизненного пути определился профессией отца-юриста. Блестяще окончив гимназию, Юрий поступил на юридический факультет Киевского императорского университета. Кроме того, еще будучи студентом, он глубоко изучил философию, литературу, историю. Видя перед собой одаренного молодого человека, руководство вуза оставило Юрия в качестве стипендиата на кафедре уголовного права. Проходит немного времени, и он уже профессор, лекции которого приходят слушать не только студенты, но и преподаватели вуза.
Помимо работы ученого Юрий Петрович работал практическим следователем в Киевской судебной палате. Он создал приют для детей-сирот, родители которых отправились на каторгу. В 1911 году Юрий Петрович был привлечен в качестве эксперта по делу об убийстве П.А. Столыпина. По результатам расследования им была составлена вызвавшая большой резонанс в обществе докладная записка о неблаговидной роли генерала Курлова в этом деле. Все это говорит о том, что, несмотря на молодость, Юрий Петрович имел большой авторитет в юридических кругах тогдашней России. Эрудиция молодого ученого, его глубокие знания в разных областях не только юридических, но и иных наук, вызывала у его коллег восторг, а у некоторых немалую зависть.
Юрий Петрович был в близкой дружбе со многими выдающимися философами того времени. Особенно близкие отношения у него были с Л.П. Карсавиным. Юрий Петрович и Лев Платонович часто обсуждали и нередко спорили о месте человека в истории, о тайне личности, о понимании спасения. Будучи глубоко верующими людьми, они поднимали «вечные вопросы» не ради праздного любопытства. Служение Богу и людям теми талантами, которыми наградил их Господь, для обоих ученых были на первом месте.
Дочь новомученика Ксения вспоминала последний разговор отца с Львом Платоновичем. Уже выходя из квартиры, в коридоре Карсавин продолжал уговаривать Юрия Петровича:
– Я советую тебе уехать в Европу.
Новицкий категорически отказался:
– Здесь моя Родина, и я разделю ее судьбу, – сказал он.
Карсавин переживет своего друга на несколько десятков лет. Сначала он уедет на печально известном «философском пароходе» в Европу, потом будет преподавать в Литве, в конце концов его арестуют в марте 1950 года и, обвинив в антисоветчине, приговорят к десяти годам ИТЛ. Льву Платоновичу будет суждено умереть в лагере от туберкулеза.
С началом революции Юрий Новицкий, как юрист и философ, анализируя социологию советской власти, делает вывод о том, что диктатура пролетариата становится диктатурой над пролетариатом. Тем не менее, он не теряет надежды и продолжает работать в новой исторической реальности, служа людям теми знаниями, умениями и навыками, которыми его так щедро наградил Бог.
В 1919 году Ю. Новицкий принимает активное участие в организации в Костроме Рабоче-Крестьянского университета. В Петрограде Юрий Петрович работает профессором Института дошкольного образования, руководит курсами по охране и защите детства при Петроградском педуниверситете. Кроме того, он читает лекции и во многих других учебных заведениях, куда его приглашают, как выдающегося ученого.
Юрий Петрович занимал принципиально аполитическую позицию. Новицкий-юрист был активным противником смертной казни. В этом была его и научная, и христианская позиция. Ведь вся его жизнь так или иначе была связана с Церковью.
С самого детства он, еще будучи мальчиком, прислуживал в алтаре, а чуть позже стал петь и читать на клиросе. Во время пребывания в Киеве Юрий Петрович был активным участником религиозно-философского общества. В круг самых близких друзей Ю. Новицкого входили будущий митрополит Ленинградский Григорий (Чуков), будущий патриарх, епископ Ямбурский, Алексий (Симанский) и конечно же митрополит Санкт-Петербургский Вениамин (Казанский), с которым у него были очень тёплые отношения.
В 1918 году Юрий Петрович избирается председателем общества православных приходов Петрограда. Как профессиональный юрист и ученый, он отстаивает интересы верующих людей и делает все от него зависящее, чтобы оградить их от притеснения советской властью. Следуя своим принципам, Юрий Новицкий считал недопустимым вмешательство политики в жизнь Церкви, полагая самым важным для нее заботу о спасении людей, независимо от политических взглядов, которые они исповедуют. Тех же позиций придерживался и владыка Санкт-Петербургский Вениамин (Казанский).
В 1921 г. в стране начался голод. Пользуясь удобным случаем, советская власть решила нанести сокрушительный удар по Церкви путем изъятия из храмов церковных ценностей. Подлость этих действий была видна уже хотя бы в том, что в то время, когда голодали миллионы людей и сотни тысяч умирали, новая власть активно продавала хлеб за границу, в том числе и тот, который она получала в качестве гуманитарной помощи для голодающих от разных международных организаций.
Юрию Петровичу удалось прийти к обоюдному соглашению между Церковью и Петросоветом в решении этого вопроса. Оно хоть и предусматривало изъятие из церкви ценностей, но устанавливало определенный контроль со стороны верующих во время этого процесса. Казалось бы, остались довольны обе стороны конфликта, но внезапно приказом из Москвы был полностью изменен состав комиссии Петроградского Помгола. Причиной этого, как мы теперь знаем, было секретное письмо В. Ленина от 19 марта 1922 года В. Молотову, в котором было сказано, что изъятие ценностей должно сопровождаться массовыми казнями и беспощадными репрессиями в отношении духовенства и верующих людей.
Вскоре после этого в прессе появляется т.н. «письмо двенадцати», в котором «прогрессивное живоцерковное священство» обвиняло реакционных клерикалов в сознательном сопротивлении помощи голодающим. Начались массовые аресты. Всего на скамье подсудимых по этому делу оказалось восемьдесят семь человек, в числе которых были лучшие люди из числа епископата, настоятелей храмов, выдающихся ученых и самых активных прихожан. В самых первых рядах обвиняемых были митрополит Вениамин, который пользовался огромным авторитетом у народа, и Юрий Петрович Новицкий, которого обвинители определили как «крупнейшую незаменимую величину».
Как профессиональный юрист, Ю. Новицкий прекрасно понимал всю нелепость обвинений, основанных на допущениях и умозаключениях, сфабрикованных следователями ОГПУ. Но, как человек умный и проницательный, он также понимал, что суд решает не вопросы справедливости и порядка, а действует согласно политике новой власти, направленной на борьбу с Церковью. Поэтому зная, чем все закончится, Юрий Петрович пытался взять на себя часть вины, вменяемой другим подсудимым ради того, чтобы спасти им жизнь. Все запомнили этого мужественного человека, как личность удивительной чистоты и целостности. В своем заключительном слове Ю. Новицкий указал, что привлечение его к этому делу объясняется лишь тем, что он был председателем правления Общества православных приходов Петрограда. В приписываемых ему деяниях он совершенно не виновен: «Но если кому-то нужна в этом деле жертва, я готов без ропота встретить смерть, прошу лишь о том, чтобы этим ограничились и пощадили остальных привлеченных».
Решение суда было известно еще до его начала. Предварительное следствие, допрос подсудимых следовали друг за другом с невероятной быстротой. Слушали только свидетелей обвинения, представителей защиты трибунал решил не слушать. Протесты защиты игнорировались полностью. Решением суда к расстрелу были приговорены десять человек, остальным даны разные сроки заключения. Чуть позже расстрел заменили заключением еще шести приговоренным, в отношении же митрополита Вениамина (Казанского), профессора Ю. Новицкого, юрис-консульта И. Ковшарова и архимандрита Сергия (Шеина) приговор остался в силе.
В ночь с двенадцатого на тринадцатое августа 1922 года приговор приведен в исполнение.
«Митрополит Вениамин шел на смерть спокойно, тихо шепча молитву. Отец Сергий громко молился: «Прости им Боже, ибо не ведают, что творят». Новицкий плакал. Его угнетала мысль, что он оставляет круглой сиротой свою единственную 15-летнюю дочь. Он просил передать ей на память прядь своих волос и серебряные часы. Ковшаров в свой смертный час издевался над палачами».1
Через семьдесят лет все они были канонизированы Православной Церковью в лике святых. О Юрии Новицком его защитник Равич писал: «Он всю жизнь боролся против смертной казни, за облегчение участи семей осуждённых, а теперь ему самому предстоит смертная казнь».
Сейчас, когда имя мученика Юрия Новицкого становится все более и более известным, к его молитвенной помощи прибегают люди, которые нуждаются в правовой защите, те, кто находится под следствием или ищет помощи в решении своих судебных тяжб. И нужно сказать, что их молитвы не остаются неуслышанными. Мученик Юрий откликается на эти просьбы, посылая свою помощь. А с 2013 года юридический факультет Костромского государственного университета стал носить имя Юрия Петровича Новицкого.