16 июля 1894 г. — 29 июля 1933 г.
Живописец, график.
Родился в Влоцлавске (Варшавская губерния), его отец —Н.Н. Купреянов, был чиновник, мать — М.Г. (урождённая Мягкова). Николай приходился племянником М.А. Кузьмину и внучатым племянником поэту М.Ю. Лермонтову. Беспечные годы юности провел в костромском Селище. С 1901 года живет в Петербурге. Учится в коммерч. училище М.К. Тенишевой, в 1912 г. поступает на юридический факультет Петроградского университета (заканчивает в 1915 г.). В мастерских Д.Н. Кардовского и К.С. Петрова-Водкина получает художественное образование. Под руководством А.П. Остроумовой-Лебедевой разрабатывает уникальную технику гравюры по дереву.
Художник участвует в выставках. В 1917 г. экспонирует собственные работы в Художественном бюро Н.Е. Добычиной, в 1919 г. выставляется на свободной Первой Государственной выставке произведений искусства. Преподает в Высшем институте фотографии и фототехники в Петрограде.
В 1920 г. возвращается в Селище. С 1922 г. живет в Москве, но летние дни проводит в Костроме. С 1922 г. будучи доцентом преподает во ВХУТЕМАСе, а в 1925–1930 г. — профессор кафедры литографии во ВХУТЕИНе. В 1921–1924 годах много работает в жанре политической карикатуры, сотрудничает с журналами «Безбожник», «Крокодил», «Пионер» и другими. Занимается книжной графикой, в особенности детской книгой.
С 1924 — член и экспонент ОСТа, с 1925 — объединения «4 искусства». В 1925 участвовал в Международной выставке нового декоративного и промышленного искусства в Париже. В 1925–1927 выполнил циклы рисунков «Завод», «Транспорт», «Железнодорожные пути», в 1927–1928 — «Вечера в Селище». В 1926–1929 работал над графической серией «Стада».
В 1926–1927 в Центральном музее Татарской ССР в Казани состоялась первая персональная выставка Купреянова.
В 1928 совершил поездку в Германию и Италию, из которой привез много путевых зарисовок. В начале 1930-х неоднократно ездил в творческие командировки по стране, побывал на Каспийском и Азовском морях, Кавказе. В
1932 создал серию рисунков «Балтфлот». В 1932–1933 преподавал рисунок в Полиграфическом институте. В 1933 участвовал в выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в Государственном музее изобразительных искусств.
В 1933 трагически погиб, утонув в р. Урча под Москвой. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
В 1937 издана книга Купреянова «Дневники художника», в которой факсимильно был воспроизведен рукописный текст, сопровожденный легкими набросками.
Мемориальная выставка творчества Купреянова прошла в 1933–1934 в Москве. Ретроспективные выставки произведений мастера были показаны в 1984 в ГМИИ им. А. С. Пушкина (приурочена к 90-летию со дня рождения) и в 1994 в Государственной Третьяковской галерее (приурочена к 100-летию со дня рождения).
Купреянов начинал как мастер гравюры на дереве, испытав в раннем творчестве влияние кубизма и футуризма (1915–1922), к середине 1920-х отошел от кубизма, оставил занятия гравюрой, работал почти исключительно в оригинальной графике, предпочитая перовые рисунки тушью и акварелью. Один из наиболее виртуозных и значительных рисовальщиков 1920-х — 1930-х.
Творческое наследие Купреянова, несмотря на короткую жизнь, весьма велико. Наиболее значительные собрания оригинальной и печатной графики художника находятся в ГМИИ им. А. С. Пушкина и Государственной Третьяковской галерее.
В статье использована информация сайта artinvestment.ru