(К ИСТОРИИ ТВОРЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ)
Павлов А.В. (Кострома),
С.В.Максимов и А.А.Бахрушин
В Центральном театральном музее имени А.А.Бахрушина хранятся документы, позволяющие пролить свет на мало известную сторону деятельности С.В.Максимова, которая связана с собиранием архивных материалов для театрального музея.
Близкое знакомство С.В.Максимова с выходцем из купеческой среды, фабрикантом, меценатом А.А.Бахрушиным относится к 90-м годам XIX века, когда Бахрушин обратился к писателю за помощью в пополнении своих коллекций. Познакомившись с материалами Бахрушина, Максимов пришел в восторг. В письме из Петербурга 9 декабря 1896 года он писал коллекционеру, что его «знаменитый и несравненный музей»[1] внушает глубокое уважение и побуждает тем самым к его дальнейшему пополнению. Радость С.В.Максимова не была случайной, поскольку именно в это время он замечает, как предметы искусства становятся наживой разного рода дельцов. Об этом он сообщает своему другу А.Н.Макарову [2].
В первой же посылке в Москву Максимов отправляет Бахрушину самое дорогое, что у него хранилось в настоящее время, большую редкость — автограф механика-самоучки Ивана Петровича Кулибина. «Чертеж, сделанный им с надстрочными и по полям объяснениями, и лоскуток с подобными же молитвенными воззваниями к Божией помощи, относится к той самодействующей машине (perpet um mobile ), над которою он трудился многие годы. Она досталась мне в раздробленном виде, и некоторою частью этого автографа я с удовольствием решаюсь поделиться с Вами как положительною и несомненною уникою» [3], — писал С.В.Максимов. Вместе с этим подарком писатель предложил А.А.Бахрушину письма некоторых своих адресатов, автографы которых стали редкостью: Дриянского, Славутинского, Иванова-Классика, Нечипоренко, Д.Д.Минаева, художника Боклевского, поэта Н.Курочкина, издателя «Русской старины» М.Семевского, скульптора М.Микешина, собирателя народных песен, гитариста и литератора М.Стаховича.
Особо выделяет С.В.Максимов рукописное наследие И.Ф.Горбунова, чувствуя, что А.А.Бахрушин заинтересован этим больше, так как имеет цель собирать в первую очередь все, что связано с театром и театральными деятелями. Он дарит хранящиеся у него письма писателя и артиста и берется быть посредником между Бахрушиным и семьей И.Ф.Горбунова в вопросе приобретения для музея альбома, в котором в течение многих лет оставляли свои записи знакомые Ивана Федоровича артисты и писатели. Особую ценность в этом альбоме представляли автографы М.С.Щепкина. Дело это становится спешным для Максимова и потому, что некий антикварный книгопродавец с Литейной имел виды на альбом и давал за него Модесту Писареву 850 рублей.
С. В. Максимов предлагал свои услуги и по комментированию Записей, так как почти все они были сделаны при нем и имели конкретный повод, тем более, что в это время он работал над воспоминаниями о И.Ф.Горбунове и А.Н.Островском. Бахрушин не поскупился и приобрел альбом за 1500 рублей, после чего Максимов начинает работать над подготовкой к передаче музею многочисленных материалов по истории театра, собранных И.Ф.Горбуновым за долгие годы.
Вскоре на какое-то время сильная лихорадка приковывает писателя к постели. А за ней пришло и другое несчастье — умер один из ближайших друзей К.А.Потехин, дружба с которым продолжалась полвека. Будучи хорошим врачом, К.А.Потехин, по свидетельству С.В.Максимова, спас его когда-то от смерти. А теперь из-за болезни даже праху поклониться не пришлось. По этим причинам писатель просит у Бахрушина отсрочки в исследовании горбуновской хроники театральной жизни. Но чуть окрепнув, он сам вновь пишет в Москву и спешит обрадовать Бахрушина тем, что подобным коллекционированием занимался Мих. Ник. Островский, что его коллекция жива и находится у вдовы его брата-драматурга, что сам Максимов ее видел, когда его просили разобрать бумаги умершего А. Н. Островского, хранившиеся в квартире его брата. А.А.Бахрушин обрадовался такой удаче, но она оказалась несбыточной. Вскоре С.В.Максимов пишет ему: «Бумаги А.Н.Островского находятся у его вдовы, живущей где-то здесь и не желающей знать никого из нас, друзей покойного» [4].
Летом 1897 года С.В.Максимов долгое время жил в селе Ильинском Галичского уезда Костромской губернии у своего друга, бывшего инженера путей сообщения Александра Николаевича Макарова. Но большое расстояние между Москвой и Галичем не стало помехой в общении с А.А.Бахрушиным. Между ними продолжается переписка и деловые отношения. Письма Максимова из Ильинского по своему настроению заметно отличаются от его писем из Петербурга. Они намного лиричнее, наполнены заботами родного края, грустью о так малопеременчивой жизни лесной глуши. Еще зимой, заглядывая в будущее Максимов писал в Москву: «... для удобства работы на всю весну и лето забираюсь в глухие леса, в сухие сосновые боры моей родины, в посад Парфентьев Костромской губ. Кологривского уезда, куда и поплыву от Рыбинска по Волге и от Юрьевца по Унже и еще затем от Макарьева 80 верст на лошадях» [5]. Все замечающий глаз писателя часто сравнивает прошлое и настоящее. Многое изменилось за полвека, и Максимов с горечью видит, как докатилась и до этих мест все разрушающая жажда наживы. Об этом он с сожалением пишет Бахрушину: «... за всякими редкостями, остатками барского богатства ежегодно по зимам являются сюда, вот уже несколько лет кряду, два молодца из Нижегородской губернии и скупают на местах все от старой бронзы ...до кожаных досок, облекающих старые книги, и до рукописей в свитках» [6]. И хоть радуется, что «недавно на пяти возах увезли из села Каликина в Костромской архивный музей бумаги и дела князей Куракиных, владевших большою вотчиною» [7], но тут же огорчается, что архив П.А.Катенина не сохранили — пошел с молотка в Чухломе после смерти племянника и наследника. Но к радости С.В.Максимова, да и А.А.Бахрушина тоже, А.Н.Макаров купил на этом аукционе портрет примадонны петербургской русской оперы Степановой, которая была одной из самых популярных певиц в конце царствования Александра I. Она была первой исполнительницей роли Антониды в опере Глинки «Иван Сусанин», такой изображена на портрете.
Вернувшись в Петербург, Максимов решает разузнать о ней побольше. И вскоре с радостью и удивлением сообщает Бахрушину, что Степанова жива, что жива сестра Глинки, которая оказалась соседкой университетского друга С.В.Максимова, М.Кудрина, — ныне медицинского инспектора флота. В результате таких разысканий у Бахрушина появляется целый ряд адресов людей, хранящих бесценные архивные документы.
Последнее, что передал писатель для бахрушинской коллекции, было связано с именами А.Н.Островского и И.Ф.Горбунова. В письме он указывал: «...прилагаю случайно сохранившийся у меня оригинал, переписанный набело самим автором. Это песня Еремки в том виде, как изготовил ее Ал. Ник. для оперы Серова «Вражья сила» («Не так живи, как хочется») [8]. В этой же посылке находились и некоторые бумаги И.Ф.Горбунова.
Последние письма С.В.Максимова к А.А.Бахрушину имеют бытовой характер и связаны с заботами больного человека о своем здоровье и устройстве судьбы своих детей. Но тем не менее, забота о сохранении для потомков всего, что связано с историей литературы и театра, не покидает писателя до последних дней жизни.
1 - Письма С.В.Максимова к А.А.Бахрушину, использованные в данной статье, хранятся в рукописном фонде Центрального театрального музея имени А.А.Бахрушина. Приведенная цитата взята из первого письма. Ф I , е. х. 1665.
2 - Об этом же есть и в письме к А.А.Бахрушину — См.: е. х. 1660.
3 - Ф I , е. х. 1655.
4 - Ф I , е. х. 1659.
5 - ФI, е. х. 1658.
6 - См. прим. 2.
7 - Ф I , е. х. 1660.
8 - Ф I , е. х. 1662.