Часовни как функциональный тип культовых построек издавна были распространены по всему Русскому Северу.
Яркой особенностью северорусского сельского прихода в течение ряда веков было существование в его рамках так называемых «часовенных приходов». Центром такого прихода становилась часовня-малая безалтарная церковь, предназначенная для совершения некоторых общественных молитв. Строились часовни так же, как и приходские храмы, «крестьянским иждивением» и содержались крестьянами.
В XV-XVII веках строительство часовен по сути являлось дальнейшим движением христианства вширь и вглубь. Поскольку священника при часовнях иметь не полагалось, то позволительные для мирянина службы — чтение «часов» — проводили в них сами крестьяне. Они были полными хозяевами в «часовенном приходе».
В XVIII—XIX вв., как и в предшествующее время, большинство часовен строилось по обетам, дававшимся ради избавления от многочисленных невзгод: падежа скота, неурожая, болезней и т.п. Строителями-заказчиками могли быть как жители всей деревни, так и несколько или один крестьянин.
Описание внутреннего и внешнего интерьера часовен было сделано Б.И. Дунаевым при обследовании памятников деревянного зодчества в Солигаличском уезде в начале XX века: «…Еще до настоящего времени сохранились те примитивы часовенного строительства, из которых развились нынешние часовни, в виде особо обделанных пней или нескольких столбов с маленькой двухскатной крышей. В дальнейшем часовня представляла собой четвериковый сруб с крышей на четыре ската; бревна такого сруба обыкновенно тешутся, а по углам гладко срезываются; для прочности стены часовни иногда обшивают тесом. Вход в такую часовню всегда бывает один; над ним в некоторых из них устраивается крыльцо,- сперва примитивное в виде двух столбов, поддерживающих крышу, а потом появляются боковая перильца с балясинами или с фигурочными вырезными досками. Чтобы отгородить святое место, вокруг часовни обносят пряслом, которое затем превращается (особенно в деревнях) в ограду на манере палисадников. Для увеличения емкости часовни вокруг нее строят галереи с простыми или фигурчатыми столбами; у некоторых часовен этого типа вход на галереи устраивается непосредственно с земли, — у других же крыльцо сохраняется. Часовенные кресты, обыкновенно с небольшой главкой, вырастают чаще всего непосредственно из крыши, но встречаются и такие часовни, где переход от крыши к кресту выражается в виде шестигранного шатра или различных комбинаций четвериков и восьмигранников. У некоторых часовен крыша сруба отделяется от крыши галерейных пристроек; причем весьма редко встречается тип с высоким двускатным покрытием.
Четвериковая часовня, усложняясь, развертывается в восьмерик, который также последовательно разнообразится типами: без крыльца, с крыльцом и с галереями. Соединяя четверик с восьмигранником, часовенные мастера давали особый смешанный тип с шатровым восьмигранным покрытием…
…Хотя старые формы часовенного строительства еще живы в своем разнообразии, но все же старая часовня умирает: её заменяет «безвкусная» каменная часовня или же и деревянная, но новейших форм – «беседочно-павильонного характера». Эти последние уже являются отражением столичного влияния… Таковы, например, часовни деревень Токарева и Великова Солигаличского уезда [1].
К 1894 году в Тотемском уезде, в который входила Совега, числились 178 православных часовен, из них 173 деревянных и 5 каменных. Более 50 часовен располагались на территории Солигаличского уезда.
Только в Великовской волости в начале 20 века имелись четыре часовни 18–19 веков: в селе Великове (утрачена в 1968 году), а также деревнях Германов Починок (в честь св. Параскевы Пятницы, утрачена в 1967 году), Большое Токарёво (перевезена в Кострому) и Малое Токарево.
В день памяти святой великомученицы Параскевы Пятницы 10 ноября (28 октября) на источнике, освященном в честь этой иконы в д. Германов Починок, всегда служили водосвятный молебен. Такие богослужения здесь проводились каждый год и людей собирали со всех близлежащих деревень. Святая Параскева Пятница — любимая народом покровительница брака и родов, домашнего хозяйства, женских работ и самих женщин. Сегодня здесь, на месте разрушенной часовни, до сих пор «бьёт» из-под земли святой источник и ждёт своего возрождения.
Часовня в деревне Большое Токарёво относится к 18–19 векам и представляла собой небольшой восьмигранный сруб, сужающийся кверху и окружённый галереей – «гульбищем». Основанием галереи и пола часовни служили консоли, идущие от центра по направлению к внешним сторонам восьмерика. Над тесовой кровлей постройки возвышался небольшой шатёр с луковичной главкой. Просторное, почти круглое помещение часовни освещалось четырьмя косящатыми окнами. Часовня стояла посреди деревни Большое Токарёво. Сегодня эта часовня располагается в Костроме в музее деревянного зодчества под открытым небом.
Ссылки:
1. [1] Дунаев Б.И. Деревянное зодчество северо-востока Костромской губернии. С.3-4. М.- 1915.
2. [2]. Экспонаты в музее деревянного зодчества с сайта: derevzod.narod.ru/plan.htm.
3. Камкин А. В. Православная церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 года. Вологда, 1992.-164 с.
Первоисточник http://soligalich.prihod.ru