В 1895 году в усадьбе Григорьевцево Корцовской волости было открыто первое начальное народное училище, финансируемое полностью за счет Солигаличского земства. К этому времени в Солигаличском уезде функционировали более 17 училищ, но все они получали субсидии частично от земства, сельских обществ, церквей. Был сделан первый шаг в налаживании системы народного образования в уезде.
Училище было открыто в усадьбе принадлежащей Прасковье Дмитриевне Антиповой, где она и родилась в 1848 году. Усадьбу со зданием она подарила Солигаличскому земству, с условием размещения здесь «какого-нибудь полезного земского заведения». Согласно переписи в 1870 году в усадьбе находились два барских дома, в которых проживали 9 человек.
В 1904 году для дальнейшего обучения детей ремеслом, окончивших земские школы здесь открывается еще и Григорьевецкое ремесленное училище. Солигаличский уезд всегда слыл краем отхожего промысла. С малых лет дети обучались на стороне плотничному, столярному, малярному, токарному искусству. С открытием училища отпала необходимость направлять детей для обучению ремеслу в Москву, Санкт-Петербург и другие города.
Из отчета Солигаличского уездного земства в 1909 году:
«…Устройство школы ремесленной дома, в своем уезде, настоящей школы, где учат не услуживать в течение нескольких лет, а только работать, не жалея материалов для работы, учат работать правильно изо-дня в день, под наблюдением и руководством учителей и мастеров, сберегая и развивая детскую душу, подготавливая к обучению и помогая ему соответствующими знаниями, грамотностью и развитием, — устройство такой школы благодеяние для уезда…».
В училище под руководством опытных мастеров — Федора Николаевича Миронова, Алексея Михайловича Ельцова и Петра Евсеева, дети обучались колесно-тележному и столярно-токарному производствам. Финансирование училища осуществлялось за счёт Министерства народного просвещения (от 4000 до 5000 рублей ежегодно) и софинансирования уездного земства (800 рублей ежегодно). Кроме того, земством при училище были обустроены приусадебный участок и общежитие, в котором проживали около 30 детей. Только на стипендии ученикам земство тратило около двух тысяч рублей ежегодно. В здании бывшей барской усадьбы был проведен водопровод, поэтому необходимости пользования колодцами не было.
В 1905 году в ремесленном училище обучались 41 человек, из них: детей крестьян – 32, мещан – 5, дворян — 3 и духовенства – 1. Первым заведующим ремесленного училища был назначен над. сов. Николай Павлович Заварин.
На протяжении длительного времени Закон Божий в обоих училищах преподавали священники Парфений Белоруссов, Александр Кастальев, Владимир Миропольский.
Прасковья Дмитриевна Антипова была дочерью Дмитрия Сергеевича Купреянова (1805-1869) предводителя дворянства Солигаличского уезда. Её дед – Сергей Федорович Купреянов (1769-1854), гвардии полковник, действительный статский советник, Костромской губернский предводитель дворянства (1815-1818, 1830-1845). А бабушка – Елизавета Антоновна (1783/89?/–1842), дочь полковника, солигаличского уездного судьи А.В. Шипова – происходила из очень известного рода Шиповых и была тетей трех известных женщин, несомненно, повлиявших на выбор внучки в деле ее будущего общественного служения. Это три сестры Шиповы: Мария Павловна, в замужестве Леонтьева (1792–1874) – начальница Смольного института с 1839 г., Надежда Павловна, в замужестве фон Шульц (1795–1877) и Елизавета Павловна (1796–1883) – основательницы и начальницы первых училищ для девиц духовного звания: одна в Царском селе с 1842 г., вторая в Ярославле с 1848 г. (первоначально открыто в Солигаличе в 1845г.).
Около 1868 года Прасковья Дмитриевна переезжает в Петербург, а в начале 1870 года выходит замуж за Алексея Ивановича Антипова, переведенного из области Войска Донского на службу в Петербург. А.И. Антипов родился в 1833 году на Дедюхинском заводе Соликамского уезда Пермской губернии, приходился двоюродным братом П.И. Чайковскому. Учился в Институте Корпуса Горных инженеров в Петербурге, затем в 1853 году назначен на службу по Горному ведомству, которую проходил на Пермских заводах, на южном Урале, в Печерском крае. В 1876 году – действительный статский советник, в 1885 году – тайный советник.
Известным фактом является близкая дружба Прасковьи Дмитриевны Антиповой с художницей Еленой Дмитриевной Поленовой. Антипова сыграла огромную роль в жизни и творчестве Поленовой. Именно Антипова на протяжении ряда лет оказалась среди немногих друзей Поленовой, нуждавшейся в теплом участии человека, близкого ей по духу.
Поленова и Антипова познакомились в начале 1880-х годов в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, где они учились у И.Н. Крамского по классу акварели.
Прасковья Дмитриевна, поддерживаемая Еленой Поленовой, начала увлеченно заниматься рисованием акварелью.
После переезда Поленовой в Москву в 1882 году дружеские и творческие отношения между ними стали поддерживаться активной перепиской, в которой они делились размышлениями об искусстве, обращались за помощью и советом. Прасковья Дмитриевна, хотя и не стала известным художником, как Елена Поленова, все же не оставляла занятий акварельной живописью.
В 1884 году, через посредство Поленовых Илья Репин написал в Петербурге портрет А.И. Антипова, мужа Прасковьи Дмитриевны. Он был показан в 1886 году на XIV выставке Товарищества передвижных художественных выставок и имел большой успех.
В декабре 1888 года Прасковья Дмитриевна Антипова, после отставки мужа с государственной службы, переехала из Петербурга в Кострому. Здесь Антиповы осенью 1888 года купили дом на пересечение улиц Покровская и Никольская (ныне Энгельса и Свердлова, 23/58а). Кроме того, в Кологривском уезде у Прасковьи Дмитриевны было родовое имение Нельшевка на берегу р. Нельши у села Вожерова (ныне Нейский район).
В 1888 году на VIII выставке «Общества русских акварелистов» были выставлены два произведения Антиповой «Улица в Санта Маргарите» и «Уголок старого Крейцнаха». Это были одни из последних ее работ.
Елена Поленова в середине 1880-х годов становится одним из самых активных участников Мамонтовского художественного кружка в Абрамцеве.
Для пополнения художественных впечатлений и сбора новых текстов Поленова в 1888 -1889 годах приезжает в Кострому и в имение Антипиных – Нельшевку. Прасковья Дмитриевна Антипова стала для Поленовой незаменимым помощником в литературной обработке собранных текстов сказок.
В 1890 году был написан (скорее всего, по рекомендации Поленовой) «Портрет П.Д. Антиповой», исполненный Валентином Серовым. В это время Серов вместе с Константином Коровиным в Костроме, выполняли заказ В.Д. Коншина, учредителя и председателя правления Товарищества Большой Костромской мануфактуры П.М. Третьякова, по написанию картины «Хождение по водам» для церкви Косьмы и Дамиана в приходе фабрики.
В 1890-е гг. семья Антиповых попеременно жила в Костроме, в Москве, в Петербурге (с 1895 до начала 1900-х гг. А.И. Антипов вновь вернулся на службу). Алексей Иванович, по рекомендации Василия Поленова, был выбран в качестве помощника душеприказчиков С.И. Мамонтова и А.Д. Поленова по строительству в Костромской губернии промышленных училищ им. В.Ф. Чижова, и назначен ведущим строителем для осуществления контроля за их строительством в Костроме, Макарьеве, Кологриве и Чухломе.
Собственных детей у Антиповых не было, еще в 1887 г. они взяли на воспитание двух племянниц, дочерей брата Антипова. А в 1898 г. удочерили Римму Александровну Некрасову, в замужестве Куповьянову, отец которой погиб.
В 1892-1904 годах Прасковья Дмитриевна Антипова стала организатором и попечительницей прогимназии в Кологриве Костромской губернии. А ее муж в 1895 году подготовил проект педагогических курсов для учителей и учительниц в Кологриве по просьбе земства. В 1895 году она была владелицей склада дешевых книг для народа и народных школ «Костромич».
В 1901 году Прасковья Дмитриевна в Ярославле открывает совместно с мужем частную женскую гимназию, став начальницей, попечителем и председателем Попечительского совета. Сначала для гимназии она снимала помещение, а 1 июля 1909 года гимназия переехала в центр города в новое здание на Воскресенской улице (ныне здание занимает Медицинская академия). Давнее увлечение Антиповой искусством отразилось на системе обучения в гимназии, где особое внимание уделялось художественному развитию воспитанниц. Гимназистки учились рисовать на учебных пособиях – рисунках с гипсов, делали иллюстрации, лепили. В связи с болезнью ног Антипова не преподавала, но бывала в гимназии почти каждый день.
Болезнь мужа Алексея Ивановича прогрессировала, и в 1904 г. Прасковья Дмитриевна подает прошение о назначении «опеки над личностью и имуществом страдающего расстройством умственных способностей» супруга. В 1907 году Антипова, желая оставить память о своем муже, выделяет средства на изготовление и дальнейшее присуждение Российским Минералогическим обществом золотой медали-премии имени А. И. Антипова. Медаль была сделана скульптором А.А. Грилихесом и присуждалась четыре раза с 1909 по 1915 годы за сочинения на русском языке по минералогии, геологии и палеонтологии.
Первым награжденным был А.Е. Ферсман (профессор Московского университета – русский геохимик и минералог).
Портрет П.Д. Антиповой долгое время располагался на почетном месте в Солигаличской земской управе. Таким образом, Солигаличское земство увековечило память нашей знаменитой землячки-мецената.
Муж Прасковьи Дмитриевны скончался в 1913 году, а сама она умерла в начале 1918 года.
Судьба усадьбы Григорьевцево ничем не отличалась от ее подобных населенных пунктов нашего района. Если к 1924 году в бывшей усадьбе числились кирпичный завод, 10 жилых домов, в которых проживали 36 человек, то к настоящему времени остались одни воспоминания в виде заросшего бурьяном пустыря.
Источники:
1. Свод постановлений Солигаличского уездного земского собрания с 1865 по 1911 годы.
2. Кулешова Марина – 30.09.2010 года – сайт artmuseum.yar.ru›index
3. Сайт: «Википедия»
4. Ежегодник Солигаличского уездного земства Костромской губернии за 1909 год. Солигалич, 1910
Первоисточник: http://soligalich.prihod.ru/