урочище Озерки, 4 км от д. Фалилеево, Петровское сельское поселение.
ЦЕРКОВЬ РИЗПОЛОЖЕНИЯ. КОМПЛЕКС, 19 века.
Чрезвычайно интересный пример приходской церкви, в архитектуре которой запоздалые для начала 19 века переходные от барокко к классицизму формы, получившие упрощенную интерпретацию, сочетаются с редкими в провинции элементами ложной готики. Церковь расположена на плоской вершине пологой возвышенности, посередине заброшенного кладбища. Прежде на этом месте существовал монастырь Великая пустынь («Чухломской осады Положения пояса Пресвятой Богородицы Авраамиев Великия пустыни монастырь»), основанный Авраамием Чухломским во 2-й пол. 14 в. Во 2-й пол. 17 в. небольшая обитель была приписана к Кириллову Новоозерскому монастырю, а с 1695- к Соловецкому. В 1702 г. в монастыре, окруженном деревянным забором, находились две деревянные церкви: Ризоположенская «шатровая, две главы окружены лемехом, … вверху придел Иоанна Предтечи» и Николая Чудотворца «с трапезою …, на церкви клетка, на клетке бочка», а также «колокольня брусчатая, деревянная, шатровая», а кроме того деревянные настоятельская и братские кельи. После упразднения монастыря в 1764 г. его храмы были обращены в приходские, а в 1813 г. они были заменены одной кирпичной церковью Ризположения, сооруженной на средства помещицы Г. Нелидовой и прихожан. В храме были устроены три придела: Положения пояса Богоматери во Влахерне, Николая Чудотворца, Обретения главы Иоанна Предтечи и Авраамия Городецкого. В 1855 г. с западной стороны была возведена колокольня, объединенная с трапезной переходом. В 1868 г. крестьяне П. Ефимов, К. Матвеев, А. Логинов и С. Сергеев пожертвовали крупную сумму денег «на устройство церкви с. Озерков». Возможно, именно на эти средства церковный участок, трапециевидный в плане, был обнесен кирпичной оградой с воротами по центру западной стороны и двумя сторожками, симметрично расположенными на северо-западном и юго-западном углах. Во 2-й пол. 19 в. юго-западная сторожка была увеличена кирпичной пристройкой. До недавнего времени в церкви находился замечательный классицистический иконостас, отличавшийся стройностью композиции и тонкостью резного декора. Стены в интерьере в кон. 19 в. были расписаны масляной живописью, выполненной в академической манере. Утрачены главы храма, своды трапезной, убранство интерьеров, полуразрушены сторожки, а ограда кладбища вокруг церкви сохранилась только на западной стороне участка. От села, лежавшего нескольких десятках метров западнее, не осталось и следа.
Церковь Ризположения имеет симметричную относительно продольной оси композицию, состоящую из двусветного четверика храма с более низким и узким алтарем, полукруглым в плане, широкой трапезной со скругленными апсидами приделов и трехъярусной колокольни, связанной с трапезной узким переходом. Стены снаружи покрыты известковой обмазкой со следами охристой покраски; на переходе и колокольне сохранились остатки поздней штукатурки. Высокий, монументальный четверик храма завершен пологой крышей, увенчанной пятиглавием. Боковые фасады получили симметричные трехосевые композиции с дверными проемами в центрах. Несмотря на барочные реминисценции в отделке четверика, его декор характеризуется плоскостной трактовкой форм, свойственной провинциальной архитектуре периода классицизма. По-барочному скругленные в раскреповках углы четверика сочетаются с огрубленной профилировкой венчающего и межъярусного карнизов, а так-же полочки в основании окон первого света. Высокие арочные окна и дверные проемы помещены в плоские двойные ниши с небольшими замками в перемычках. Барочные ассоциации вызывают также лежачие филенки под окнами второго света и форма низких граненых барабанов пятиглавия, обработанных арочными нишками и срезающими углы пилястрами с волютами в основаниях. На апсиде необычно выглядят плоские, с клинчатыми замками в перемычках ниши сравнительно редкой стрельчатой формы, в которые заглублены прямоугольные окна. Архитектура трапезной получила несколько иную стилистическую окраску, более тяготеющую к традициям раннего классицизма. На ее боковых фасадах, акцентированных в центрах плоскими ризалитами, симметрично размещено по четыре прямоугольных окна с прямоугольными и круглыми нишами над перемычками. Подобно четверику храма скругленные западные углы трапезной оформлены раскреповками. Колокольня церкви, обладающая выразительным, динамичным силуэтом, представляет собой позднюю реплику архитектуры зрелого классицизма с несколько суховатой и дробной моделировкой деталей фасадного декора. Уменьшающиеся кверху четверики ее ярусов, прорезанные высокими арочными проемами, оформлены тосканскими портиками, завершенными на первом и втором ярусах треугольными фронтонами. Верхний ярус венчает высокий сомкнутый свод, над которым на граненом барабане ранее возвышался стройный шпиль.
Четверик храма перекрыт четырехдольным сомкнутым сводом со световым барабаном центральной главы в шелыге. Апсида, связанная с храмом тремя арочными проходами, перекрыта конхой с распалубками над окнами. В просторной двустолпной трапезной своды сохранились только в апсидах боковых приделов. Переход в колокольню перекрыт плоским потолком, первый ярус колокольни — коробовым сводом с распалубками.
От прежнего убранства интерьеров сохранился тянутый профилированный карниз в основании храмового четверика, штукатурные обрамления оконных и дверных проемов, а также бордовый с посеребренными деталями иконостас северного придела трапезной, выполненный в сер. 19 в. в формах классицизирующей эклектики.
Две небольшие, первоначально одинаковые сторожки представляют собой слегка вытянутые по оси север-юг, прямоугольные в плане постройки. Их кровли усложненных очертаний с кирпичными полуфронтонами на всех фасадах ныне утрачены. Протяженные и торцовые фасады северо- западной сторожки, несмотря на некоторую разницу в размерах, обработаны одинаково. Фланговые части фасадов выделены небольшими выступами стены с плоскими лопатками и украшены арочными нишами с заплечиками. В средних частях фасадов помещены тройные ложные окна с небольшими квадратными световыми проемами в центрах. Юго-западная сторожка сохранилась лишь частично.
Характерные для периода позднего классицизма трехпролетные ворота с упрощенным ордерным декором на наружной стороне, обладают внушительными объемными формами. Повышенная центральная часть с широким арочным проездом акцентирована четырехколонным тосканским портиком. Полуколонны портика поддерживают упрощенный антаблемент с треугольным фронтоном и массивным трехступенчатым аттиком, на каждой ступени которого была поставлена небольшая деревянная главка. Арочные калитки по сторонам проезда оформлены пилястровыми портиками с треугольными полуфронтонами и простыми аттиками и также завершались деревянными главками. На западной стороне кладбища сохранились небольшие руинированные фрагменты ограды невысокой кирпичной стенки, обработанной с наружной стороны рустом с арочными нишами.
Литература:
Беляев, 1863, с. 259; ИИАК, вып. 31, 1909, с. 273; Баженов, 1911, с. 239; Костромская старина, вып. VII, с. 5-12; Белоруков, 2000, с. 494; Изюмов, 2001, № 1, с. 15-17.
ГАКО. Ф. 130. Оп. 2. Д. 484; Ф. 130. Оп. 4. Д. 2040. Лл. 1-4.
«Памятники архитектуры Костромской области»
выпуск VI , Чухлома, Чухломской район.
страницы 181-185.