Бурлачество как особое социально-экономическое явление в истории России
BARGE HAULER PHENOMENON AS A SPECIAL SOCIO-ECONOMIC EVENT IN THE HISTORY OF RUSSIAВИВАТЕНКО Сергей Валентинович доцент кафедры проектной деятельности в кинематографии и телевидении Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат исторических наук, доцент, svivat@bk.ru
VIVATENKO, Sergey Valentinovich Associate Professor at the Department of Project Activities in Cinematography and Television, the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, svivat@bk.ru
СИВОЛАП Татьяна Евгеньевна доцент кафедры проектной деятельности в кинематографии и телевидении Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат исторических наук, доцент, tntslp@mail.ru
SIVOLAP, Tatyana Evgenievna Associate Professor of the Department of Project Activities in Cinematography and Television, the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, tntslp@mail.ru
Аннотация.Статья посвящена проблеме бурлачества как особого социально-экономическоно явления XVI–ХХ вв. Бурлачеством или «судовою работой» называли различного рода службу на речных судах и лесных плотах. В основном это была сфера трудового применения простых судорабочих, которые составляли большинство бурлаков. К XIX в. мировым центром бурлачества стала русская река Волга. В Российской империи «столицей бурлаков» называли город Рыбинск. Из практики жизни бурлачество постепенно исчезло, в свое время оказав существенное влияние на развитие экономики России, оставив свои следы в литературе и искусстве в виде произведений, которые продолжают напоминать потомкам об этом социально-экономическом явлении.
Ключевые слова: социально-экономическое явление, бурлачество, буксировка судов, судовая работа, бурлаки, бечева, баржа.
Abstract. The article is devoted to the problem of the barge haulers as a special socio-economic phenomenon of the 16th – 20th centuries. Barge hauler work or «ship work» was called a different kind of service on river ships and forest rafts. In general, that labor employment engaged ordinary ship workers, mainly barge haulers. By the nineteenth century, the Russian Volga River became a kind of world centre for barge hauler activity. In the Russian Empire, the city of Rybinsk was called as the «capital of barge haulers». The barge hauler work gradually disappeared from the practice of life, but it had a significant impact on the development of the economy of Russia at that time, leaving its footprints in literature and art works that remind the descendants of this socio-economic phenomenon.
Key words: socio-economic phenomenon, barge hauler work, towage of ships, ship work, barge haulers, towing, barge.
Бурлачество как социально-экономическое явление появилось в России в XVI в. и продолжало действовать до первой четверти ХX в.
Бурлачеством или «судовою работой» называли различного рода службу на речных судах и лесных плотах. В основном это была сфера трудового применения простых судорабочих, которые составляли большинство бурлаков.
Что мы знаем о бурлаках? В основном штампы, оставленные нам литературой и живописью. Чего стоит одно только некрасовское определение, данное в стихотворении «Размышления у парадного подъезда»:
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется –
То бурлаки идут бечевой!..[1, с. 134]
Но на самом ли деле все было уж столь беспросветно?
Для начала определимся в терминологии. «Бурлаки» – это рабочая каста буксировщиков судов по водоемам при помощи бечевы, протянутой на берег. Бечевой называлась прочная веревка (канат, трос) длиной около 200 метров. В дореволюционных изданиях очень часто встречается написание слова «бечева» через «И» – «бичева»: близость к славянскому слову «бич» породила ложную этимологию этого слова и связанное с ней ошибочное написание.
Бурлак – не исконная русская профессия. В XVII–XIX вв. она была распространена в тех местностях, где имелись реки и существовала необходимость перевозки товаров вверх по течению. Представителей такой профессии во Франции называли – Halage, В Англии – Haule, в Италии –Alzaia , а в Испания – Sirgadores. По одной из версий собственно само русское слово «бурлак» происходит от немецкого слова «bûrlach» [бурлах] со значением «крестьянская община» [2]. Ведь бурлаки, как известно, работали в основном артелями и, как правило, были выходцами из крестьян. По другой версии, – термин произошел от тюркского слова, означающего бродягу. В латышском языке в разговорной речи слово «бурлак» (латыш. burlaks) часто употреблялось в значении – «разбойник». В литовском языке слово «бурлак» (лит. burliokas) обозначало местных русских старообрядцев. В румынском языке «бурлаком» (рум. burlac) называют холостяка.
Слово «бурлак» часто использовали для обозначения человека, уходящего на приработки: рубить дома, класть печи, на сплав и т. д. Под глаголом «бурлачить» понимали не обязательно таскать баржи. Слово «бурлачить» можно и в настоящее время услышать в Вологодской области, когда могут про домашнее животное, например, про кота сказать: «Васька ушел бурлачить», что означает «охотиться». В поморском диалекте «бурлак» – обозначение для приезжих, вербованных рабочих, например, вахтовиков или военных.
Между простыми судорабочими и собственно бурлаками различались коренные, которые сопровождали судно от места его нагрузки до места окончательной выгрузки, и вспомогательные, временные (сходочные), которые сопровождали судно только при сплаве его по небольшим рекам и оставляли его, когда оно достигало большой судоходной реки, где сплав становился уже не затруднительным. При весеннем сплаве судов по несудоходным рекам существовали особого рода бурлаки, которые назывались косными съемщиками, или просто косными. Особый разряд бурлаков составляли матросы и кочегары на пароходах и матросы на пароходных баржах.
Хотя из практики жизни бурлачество постепенно исчезало, но в литературе и искусстве оно прочно продолжает существовать и в настоящее время. Обращение к этой тематике прослеживается в творчестве различных писателей, художников и музыкантов: Николай Алексеевич Некрасов, стихотворения «Размышления у парадного подъезда» (1858) и «На Волге» (1860); Федор Михайлович Решетников, повесть-очерк «Подлиповцы» (1864); Василий Васильевич Верещагин, эскизы и этюды к картине «Бурлаки» (1866); Алексей Кондратьевич Саврасов, картина «Волга под Юрьевцем» (1871); Илья Ефимович Репин, картина «Бурлаки на Волге» (1873); Лев Моисеевич Писаревский, скульптура «Бурлак» (город Рыбинск, 1977); Рахманинов, Сергей Васильевич, «Бурлацкая» песня (1891); Борис Гребенщиков, песня «Бурлак» («Русский альбом», 1992); KYPCK (Финская дум-метал группа), песня «Бурлаки на Волге» («Ниже», 2011); Kabát (чешская рок-группа), песня Burlaci («Corrida», 2006); Олег Митяев, песня «Бурлачка» («Просыпаясь, улыбаться», 2015).
Известны знаменитые бурлацкие песни, которые пелись для координации сил артели в один из самых тяжелых моментов: страгивании расшивы с места после подъема якоря.
На кораблях при многих судовых работах требовалась синхронность действий. И для этого бурлаками и моряками были придуманы специальные песни, речитативы. У русских это знаменитая «Дубинушка» (Эй, ухнем!). В 1860-х гг. «Дубинушка» была создана на основе дополнения и авторской обработки народной песни. Ее создателями стали Василий Иванович Богданов и Александр Александрович Ольхин. Песня со временем стала революционным символом конца XIX – начала XX в. Особенно она была популярна в исполнении Федора Ивановича Шаляпина.
У англичан была не менее знаменитая «Йохо-хо и бутылка рома!», а у немцев – «Юх, юх!»:
Зайя, хебай, хебай, хайя,
Хайя, хебай, хебай, хайя!
Шкипер, пуделя держи,
Юх, юх, юх!
Чтоб не спрыгнул он с баржи,
Юх, юх, юх! [3, с. 177]
Бурлакам посвящена известная картина Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге». Художник в своих воспоминаниях писал о том, что замысел картины «Бурлаки на Волге» возник у него в 1869 г. В то время он вместе с художником Константином Аполлоновичем Савицким отправился на этюды к месту впадения реки Ижора в Неву и там впервые увидел бурлаков. Они показались ему уставшими, оборванными людьми, в изнеможении тянущими тяжелую баржу, и были совершенно непохожи на окружающую их благополучную и нарядную публику.
Работа артели произвела на Репина сильнейшее впечатление своим контрастом с жизнерадостным обществом и живописной природой. Желание написать картину усилилось, когда художник узнал, что Академия художеств вместо обещанной заграничной стажировки отправляет его на Волгу. Под Самарой, в Ширяевом буераке (сейчас село Ширяево), И. Е. Репин начинает работу над своим произведением «Бурлаки на Волге».
Художник встречается с бурлаками, изучает их жизнь, особенности бурлацкого быта, открывает красоту русского характера, которые в дальнейшем воплощает в своей работе. Репин сопровождал бурлаков, наблюдал за ними и воспроизводил наиболее интересные типажи в этюдах. Все это помогло художнику найти прототипы задуманных образов, подсказало живописное решение темы и позволило воплотить свои идеи. Бурлаки, несмотря на свой сложный и изнуряющий труд, вызывают скорее не жалость, а уважение и гордость. Могучая внутренняя сила живет в них, и зритель осознает, что нет такой преграды, которая могла бы встать на их пути.
Репин, изучая типажи бурлаков, перед началом работы над картиной «Бурлаки на Волге», отмечал, что у них лица всегда злые и бледные, а взгляд глаз не выдержишь, отвернешься. В своих воспоминаниях И. Е. Репин обращает внимание, что «никакого расположения у бурлаков к пению я не встречал; даже в праздники, даже вечером перед кострами с котелком угрюмость и злоба заедала их» [4, с. 118].
На картине бурлаки показаны в момент своей тяжелой и изнурительной работы. Но, всматриваясь в изображенные образы, не возникает чувства уныния и полнейшей безнадежности. Скорее наоборот, тяжелая поступь бурлаков показывает мощь тружеников, а все вместе оставляет впечатление о внутренней силе народа, о великой силе России.
Репин дебютировал на конкурсе Общества Поощрения Художников в Петербурге только с эскизом, который впоследствии был им переработан в картине, оконченной в 1873 г. Завершенная работа была представлена в марте 1873 г. в Санкт-Петербурге на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, которые предназначались для отправки на Всемирную выставку в Вену. На выставке картина завоевала бронзовую медаль и была приобретена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем, который украсил ею бильярдную комнату Владимирского дворца (ныне – Дом ученых на Дворцовой набережной). Своим гостям великий князь объяснял, что эта картина символизирует для него прошлое России [5, с. 56].
Консервативный публицист Алексей Суворин по поводу произведения Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге» выразился негативно. В то же время В. В. Стасов и И. Н. Крамской приняли полотно восторженно, как подлинный триумф национального гения, сопоставимый с реалистическими произведениями Гоголя. Ф. М. Достоевский в работе «Дневник писателя» высказался о картине Репина как о подлинном торжестве правды в искусстве.
В годы работы на реке Волге Репин создает и другие картины: «Волжский пейзаж с лодками» (1870), «Буря на Волге. На плоту» (1870), «Бурлаки, идущие вброд» (1872), «Шторм на Волге» (1873), которые посвящены бурлакам.
Заинтересовала тема бурлаков и Волги-матушки и других художников-пейзажистов.
Алексей Кондратьевич Саврасов – русский художник-пейзажист, который многие годы работал в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце, в Болгарах под Казанью, около Жигулей, но особо любил волжские берега между Ярославлем и Костромой. Картина «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» была первым произведением в ряду его волжских пейзажей. Окончив это произведение, А. К. Саврасов взял отпуск и выехал в Ярославль, откуда писал П. М. Третьякову: «...Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством...» [6, с. 87]. В письме от 13 февраля 1871 г. Саврасов пишет Третьякову о том, что он почти закончил картину «Волга», которую в марте привез сам в Москву. Из литературных источников известно, что на картине изображен волжский пейзаж с бурлаками, тянущими бечевой баржи. Точное название картины, упоминаемой в отчете Московского Общества Любителей Художеств, где она появилась на конкурсе в марте 1871 г., было «Волга под Юрьевцем». Существует ряд неоконченных эскизов с изображением бурлаков, тянущих лямку, в частности, в собрании Государственной Третьяковской галереи, которые позволяют более определенно представить себе саму картину.
По свидетельству современников, получившая премию картина А. К. Саврасова «Волга под Юрьевцем» вызвала значительный интерес публики новизною сюжета и его прекрасной передачей. Так же, как в лучших пейзажах Саврасова, в этой картине, по ряду отзывов, сквозь скорбь народных страданий, чувствуется могучее дыхание жизни. Вообще А. К. Саврасов нарисовал много картин, связанных с Волгой, где он правдиво отразил характерные для пореформенной эпохи народные настроения.
Еще за несколько лет до А. К. Саврасова и И. Е. Репина темой бурлаков увлекся Василий Васильевич Верещагин, исполнивший ряд этюдов маслом и карандашных эскизов к неосуществленной картине «Бурлаки». По признанию В. В. Верещагина, работа над этой темой имела для него большое значение. Им было создано несколько живописных произведений к картине «Бурлаки» – эскизы: «Бурлак с шапкою в руке» (1866); «Бурлак, держащийся руками за лямку» (1866); этюды: «Бурлак с низко наклоненной головой» (1866); «Бурлак в фуражке» (1866).
Таким образом, тему бурлаков первым стал разрабатывать В. В. Верещагин, и ему принадлежит первенство. Затем одновременно эту тему разрабатывали И. Е. Репин и А. К. Саврасов, при этом они не были знакомы и одновременно представили свои работы, но на разных выставках и в разных городах.
К XIX в. мировым центром бурлачества стала русская река Волга. К тому времени на этой, стратегически важной водно-транспортной артерии, появился большой речной флот. Но поскольку Волга судоходна не на всех участках, да и медлительна (средняя скорость течения реки около 4 км/ч), бурлацкий труд оказался здесь исключительно востребован.
Русская бурлацкая артель имела четкую иерархию. Главный бурлак назывался водоливом, он, в первую очередь, отвечал за сохранность товара; рангом ниже шел дядя, занимающийся вопросами управления артелью; непосредственно бурлацкую процессию возглавлял шишка, за которым следовали двое косных [7, с. 86]. Все эти уважаемые работники назывались «коренными бурлаками» и получали 2/3 заработанных артелью денег. Прочие тягловые бурлаки именовались добавочными и набирались, в основном, из местного неработающего элемента. К слову, путешествовавший по Волге Александр Дюма был несказанно удивлен, узнав, что девизом у русских бурлаков мушкетерское: «Один за всех и все за одного!»
На Волге бурлаки наиболее активно работали на участке от Рыбинска (бурлацкая столица) до Астрахани протяженностью 2645 км. Расстояние от Астрахани до Нижнего Новгорода (2172 км) груженые расшивы (тип плоскодонного парусного речного судна, распространенного до появления пароходов) преодолевали за 2,5–3 месяца, стараясь двигаться под парусом [8, с. 47].
Основной бечевой ход начинался обычно выше устья реки Камы, и технология данного процесса заключалась в следующем: барабан с намотанным на него канатом стоял на корме судна, чаще всего груженой баржи. К нему прицеплялись три якоря. Матросы с якорями и канатом садились в ялик. Начиналось движение, плыли вверх по течению, до тех пор, пока хватало каната, после чего бросали якоря. Далее в дело вступали бурлаки. Они брали канат, своими чалками цеплялись за него и шли от носа на корму. На корме судна канат наматывали на барабан. Процесс заключался в том, что бурлаки шли назад, а палуба у них под ногами проходила вперед. Затем они вновь бежали на нос баржи, и все повторялось заново.
Так баржа направлялась вверх по течению до первого якоря, который затем поднимали, а после него – второй и потом третий. Якоря поочередно ставили и поднимали так, что баржа по канату, как бы сама собой, ползла против течения. Разумеется, это был тяжелый физический труд. Но все-таки не такой, чтобы люди от него массово надрывались и умирали. Известный писатель и журналист Владимир Гиляровский вспоминал, что когда он работал бурлаком, сил у него оставалось столько, что на привалах он даже лазал по деревьям [9, с. 69]. И только в тех случаях, когда капитан сажал судно на мель, бурлакам приходилось всей ватагой лезть в воду и стаскивать расшиву на судоходный фарватер, как отчетливо изображено на знаменитой картине И. Е. Репина. Но за каждый такой форс-мажорный случай артельщикам полагалась премия деньгами и водкой.
Артель не голодала, дневная норма бурлака была обильна и калорийна: килограмм хлеба, четверть кило мяса, а рыбы – сколько съедят. Все происходило на Волге, а она была обильна рыбой. Помимо этого бурлак регулярно получал масло, сахар, соль, чай, табак и крупу. На палубе для общего пользования ставилась бочка, но не как в «Острове сокровищ», с яблоками, а с черной икрой [9, с. 224]. После обеда – обязательная сиеста (с набитым животом трудиться тяжело).
В толпе сошедшего на берег бурлака можно было узнать по ленте на шляпе, в которую вставляли, как кокарду, ложку [10, с. 35], или по повязанному на груди кисету. Кисет служил для бурлаков ординаром: когда вода доходила до груди, двигаться дальше было опасно. В таких случаях произносилась сакраментальная ныне фраза: «Дело табак»!» [11, с. 78].
В русском языке есть два словосочетания, которые имеют отношение к бурлачеству: «Сарынь на кичку!» (уходите на корму и не мешайте!) Такое приказание бурлакам уходить в сторону и выдавать своего хозяина раздавалось разбойниками и фактически исполнялось беспрекословно, поскольку они были безоружны [7, с. 86]. Словосочетание «тянуть волыну» тоже бурлацкое выражение. Ведь бечеву, которую тянули бурлаки, они между собой называли волыной [2, с. 253].
Денег за сезон бурлак зарабатывал столько, что семье хватало не бедствовать до следующей весны. При условии, конечно, если они не пропивались хозяином. Например, в 1875 г. за доставку баржи с грузом артель получала в среднем 300 рублей. Зарплата бурлака в среднем была по 14 копеек в день и плюс еда [12, с. 48].
Артели бурлаков различались по престижности и по скорости работы, поэтому при найме купцы частенько особо оговаривали условия получения дополнительной премии, в случае если их судно с товаром будет доставлено в Нижний Новгород раньше конкурентов. И уж тогда пенилась Волга от желаний «паратовых» и «железновых» получить свою «голубую ленту» победителя. Любопытно, что местность Кстово (в 15 км от Нижнего Новгорода), где теперь расположен одноименный город, получила свое название от того, что бурлаки, завидев его, истово крестились. Дескать, все, почти отмучились, конец работе близок.
Город Рыбинск с начала XIX в. в российском государстве получил название «столицы бурлаков». Четвертая часть российского бурлачества проходила через него в период летней навигации.
Во второй половине XIX в. паровые корабли выиграли конкурентную борьбу у бурлаков. И постепенно эта профессия стала исчезать с берегов Волги.
В 1929 г. постановлением Народного комиссариата путей сообщения, в подчинении которого до 1931 г. был речной транспорт, бурлацкая тяга была запрещена в СССР. В связи с отсутствием буксиров на ряде малых рек, в годы Великой Отечественной войны, была ограниченно применена бурлацкая тяга.
Следует отметить, что бурлаки – это категория наемных рабочих в России, которая существовала в XVI – начале XX в. Работали бурлаки артелью, которая с помощи бечевы тянула речное судно против течения по берегу, по так называемому бечевнику. В XVIII–XIX вв. основным типом судна, водимого посредством бурлацкого труда, была расшива. Труд бурлака был тяжелым, монотонным, по своему характеру – сезонным. Лодки обычно тянули весной и осенью по так называемой «большой воде», при этом скорость передвижения судна во многом зависела от силы попутного или встречного ветра. Если ветер был попутным, то на судне (расшиве) поднимался парус, который ускорял передвижение [13, с. 52]. Бурлаки также использовали такой способ передвижения, как завоз якорей вверх по течению и подтягиванию к ним судна на лебедке с конной или паровой тягой. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни.
В настоящее время отечественные нормативно-правовые акты не содержат запрета на бурлацкую тягу, однако фактов ее применения в современности нет. Принятое в 1929 г. постановление утратило силу. Бурлацкий труд экономически не эффективен. В то же время указанный способ буксировки зачастую встречается в водном туризме. Один из отечественных проектов речных буксиров-толкачей получил название «Бурлак».
История российского бурлачества – это экономическая и социальная история нашей страны. В конце XIX в. бурлак становится для радикально настроенной интеллигенции символом отсталости и косности царского режима. Образ бурлака в российском искусстве был отражением в большей степени данного взгляда образованной части российского общества на указанную профессию. Но ко времени появления самых ярких обличающих бурлачество произведений искусства, этот промысел был уже прочно вытеснен с речных просторов паровыми кораблями и практически сошел на нет.
В данной статье авторы попытались объективно взглянуть на историю указанной социальной группы русского народа, показать ее экономические истоки и доказать, что бурлачество было уважаемым, незазорным и достаточно выгодным промыслом для жителей бассейнов крупнейших российских рек. По мнению авторов, настало время для пересмотра научных взглядов исторического сообщества на указанную профессию.
Волжское речное судоходство являлось такой отраслью общественного производства, где ежегодно концентрировалась многотысячная армия рабочих из среды сельского населения. Крестьяне, занятые воднотранспортными работами, представляли собой самую обширную группу работных людей среди тружеников всех прочих отраслей общественного производства России [14, с. 91]. В то же время до сих пор остается открытым вопрос о количественном составе бурлаков на Волге во второй половине XVIII – начале XIX в., т. е. в период наиболее интенсивного развития промысла.
Для первой четверти XIX в. основным сводным источником, отражающим количественный состав рабочих на водном транспорте, являлось «Гидрографическое обозрение России», которое было подготовлено в 1829 г. известным историком и статистиком К. И. Арсеньевым. На основании полученных данных, на Волжском водном пути (собственно Волге) в судовых работах было занято до 245 тысяч человек, в бассейне Оки – 148 380 человек.
Волжский водный путь выступал в качестве связующего звена между множеством местных рынков, способствуя складыванию всероссийского рынка. Интенсивные местные перевозки нередко разрастались в транспортировку грузов на дальние расстояния, а это, в свою очередь, качественно меняло состояние бурлацкого промысла. Большое количество бурлаков устраивалось на длительные сроки работы, чаще всего на весеннелетние месяцы. Учитывая возрастной состав судорабочих, занятых на перевозках по Волге и Оке, следует отметить, что среди бурлаков крестьяне от 20 до 30 лет составляли более половины работников, от 16 до 40 лет – свыше 80% [15, с. 54].
Положение крестьян, занятых работами на купеческих, дворянских или казенных судах, имело свои особенности. Значительные различия в условиях найма можно отметить у бурлаков, перевозивших собственные грузы купцов-судовладельцев, и у тех, кто шел бурлачить к транспортникам-подрядчикам.
Изучая особенности социально-экономических процессов, происходивших в деревне во второй половине XVIII – начале XIX в., отчетливо прослеживается фактор сближения крестьян, занятых бурлачеством на крупных транспортных предприятиях Волги и ее притоков, с представителями беднейших слоев городского сословия.
Период второй половины XVIII – начала XIX в. для водного транспорта характеризуется ростом вольнонаемного труда. Отход крестьян из деревни на бурлацкие работы непрерывно возрастал. При этом найм все более и более приобретал черты капиталистического характера.
К середине XIX в. только на Волге в бурлацком промысле участвовало более 100 тысяч человек. Около полумиллиона жителей и целые населенные пункты Поволжья существовали благодаря бурлакам. Бурлаки вкладывали в экономику Поволжья все заработанные ими деньги. Во многих городах и селах при поддержке артелей строились церкви. Авторитет «шишек» и «дядей» был в обществе столь велик, что их часто делали старостами и почетными горожанами. Именно из бывших бурлаков выходили лучшие лоцманы и капитаны расшив.
Веками бурлаки служили незаменимой тяговой силой на водном транспорте, доставляя ежегодно миллионы пудов различных товаров в торговые и промышленные районы. Бурлаки длительное время были единственным социальным слоем, который объединял экономическое пространства Волго-Вятского бассейна, и являлись важнейшей стратегической профессией в России.
Список литературы1. Русские поэты. Антология русской поэзии: в 6 т. М.: Детская литература, 1996. Ч. 3.
2. Этимологический словарь русского языка / под ред. М. Фасмер. М., 1914. Ч. 2.
3. Ханке Х. На семи морях. М.: Мысль, 1989.
4. Илья Репин. Из воспоминаний. М.: Советская Россия, 1958. 174 с.
5. Новое о Репине: статьи, письма художника, воспоминания учеников и друзей, публикации / И. А. Бродский, В. Н. Москвинов. Л.: Художник РСФСР, 1969.
6. Мальцева Ф. С. Алексей Кондратьевич Саврасов. Л.: Художник РСФСР, 1989. 192 c.
7. Даль В. Толковый словарь в четырех томах. М.: Русский язык, 1998. Т. 3.
8. Тарасова А. К., Калькаев А. М. Большая Волга. М., 2007.
9. Гиляровский В. Мои скитания. Собрание сочинений в четырех томах. М., 1967. Т. 1.
10. Максимов С. В. Крылатые слова. М.: Терра, 1995.
11. Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. М.: Высшая школа, 1990.
12. Голубев А. А. Бродячая вольница. М., 1891.
13. Родин Ф. Н. Бурлачество в России. Историко-социологический очерк. М.: Мысль. 1975. 248 с.
14. Рубинштейн Н. Л. Некоторые вопросы формирования рынка рабочей силы в России XVIII в. // Вопросы истории. 1952. No 2. С. 74–101.
15. Истомина Э. Г. Волжский водный путь во второй половине XVIII – начале XIX в.: сб. ст. Историческая география России XVIII в. М., 1981.
© Виватенко С. В, Сиволап Т. Е., 2018.